<strong>жителям вятки</strong>

История города Кирова

История Вятки, согласно Повести о стране Вятской (конец XVII века), начинается с основания города новгородцами в 1181 году. К этому времени они уже основали Никулицын и Котельнич, и решили создать единый центр.

Первое упоминание

Первое упоминание о городе Вятке (или Вятской земле) в общерусских летописях датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на столицу Волжской Булгарии город Булгар. Это название и является общепринятым определением того, как раньше назвался Киров.

Значение Кирова

Город Киров имеет богатую историю, начиная с его основания и развития как центра Вятской земли. Сегодня он является крупным промышленным и культурным центром России.

Промышленное развитие

Киров известен своим машиностроительным и химическим производством, а также как крупный транспортный узел на северо-востоке страны.

Культурное наследие

Город богат историческими памятниками, такими как Кировский кремль, музеи и архитектурные достопримечательности, которые привлекают туристов со всего мира.

Вывод

Город Киров играет важную роль в истории и культуре России, а его развитие и достижения делают его значимым и интересным местом для жизни и посещения.

Путеводитель по Кирову: история, достопримечательности и особенности

Прежде чем писать о Кирове необходимо как минимум вспомнить его предыдущие названия. Хлынов-Вятка-Киров. Примерно в такой последовательности его переименовывали. Еще одно из названий город на семи холмах, что соответствует действительности. Улицы в городе действительно, то резко уходят вверх, то спускаются вниз.

Набережная Грина и Александровский парк

Осмотр мы начали с набережной Грина, хотя был, конечно, и вокзал, но о нем чуть позже. Я кстати был уверен, что автор Алых парусов родился в Питере, а оказывается, нет. Его детство прошло в Кировской области.

Фёдоровская церковь кроме разочарования тоже ничего не вызвала. Новодел не самого лучшего качества на мой взгляд. Предыдущий и одноименный храм был взорван большевиками в 1962 году. Подозреваю, выглядел он несколько интереснее.

С набережной мы вышли в Александровский парк. Попали туда, кстати, через так называемый мост самоубийц. С моста можно увидеть часовню Михаила Архангела. Вроде бы тоже новодел.

Главными достопримечательностями Александровского парка являются ротонды. Построены еще в 19 веке. Честно никогда бы не подумал, что одна из них деревянная.

Набережная Вятки и Спасо-Преображенский монастырь

Есть там еще современный памятник Петру и Февронье. Надеюсь хоть этот не типовой как в других городах?

Попались нам и молодые гаишники. А оттуда мы снова вышли на набережную Вятки. Кстати слово никак не связано с вятичами. Слишком уж далеко расположен город и речка от их мест проживания. При этом местные пивовары не стесняются называть свое пиво именно Вятич.

На вершине одного из холмов расположен Спасо-Преображенский монастырь. Здание в левом углу фотографии одно из старейших каменных сооружений в Кирове. Конец 17 века.

Воинский мемориал и окрестности

Сама же набережная производит странное впечатление. Аккуратная плитка и обшарпанные дома. В кадр случайно попала наша провожатая. Это родственница супруги. Честно говоря, без нее мы бы точно не обошли такое количество достопримечательностей. За что ей огромное спасибо. Человек очень хорошо знает свой город и его историю.

Кроме социальной рекламы на набережной можно увидеть щиты с историей кремля. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной из башен, но местные краеведы не поленились сделать такие вот таблички.

Так мы вышли к воинскому мемориалу. За время Великой отечественной войны более 200 тысяч жителей области остались на полях сражений. А ведь население самого Кирова на сегодняшний день меньше 500 тысяч. Кстати если я не ошибаюсь на этом же месте когда-то стоял храм.

Заключение

А вот пример благоустройства территории. Фасады домов, выходящие к мемориалу в хорошем состоянии, но стоит завернуть за угол и начинается. Хотя кустарники вот под окнами вырубают, глядишь, и домики покрасят.

Чем хороша холмистая местность так это своими панорамами. Слева широкая Вятка, а по прямой Трифонов монастырь. Но к монастырю мы пойдем уже в следующей части.

История вятского герба

С 1781 года вятский герб начал изображаться на печатях городских учреждений, становится известен каждому вятчанину доподлинно. Однако предшествующий период был парадоксальным: вятский герб существовал отдельно от Вятки и вятчан.

История герба

В 1724 году Герольдмейстерская контора при Сенате под руководством графа Санти разослала запросы о гербах во все губернии и провинции. На вопрос о городской эмблеме Вятская канцелярия отвечала отрицательно.

До XVIII века вятская эмблема была известна по ряду достоверных источников. Приведем основные из них, следуя обратному хронологическому порядку.

Сибирская губерния

На печати Сибирской губернии, наряду с тобольской и пермской печатями, изображается вятская рука с луком из облака. Рисунок ориентирован справа налево.

Австрийский дипломат Кобр (1698-1699 гг.)

В дневнике австрийского дипломата Кобра упоминается вятская эмблема с надписью Vitatsky. Отличительной чертой является ориентация руки стрелка слева направо.

Большая Государственная книга (1672 г.)

В рукописи 1672 года известной как Титулярник, вятский герб изображен в западной ориентации – слева направо. В этом источнике впервые появляется крест как атрибут вятского герба.

Гербовое знамя царя Алексея Михайловича

На гербовом знамени царя Алексея Михайловича, изготовленном в 1666 году, описана печать Вятцкая, на которой рука человека стреляет из лука.

Особенности русской геральдики

Русская геральдика выводит свою символику из печати, знака собственности, а также из тюркских и иранских тамг, а не из рыцарского герба. Слово герб встретилось в России только в конце XVII века, а М. Фасмер относит его появление в России к 1644 году со значением привилегия.

История вятского герба богата и интересна, отражая древние традиции и символику.

Гербы российских правителей и знати: интересные факты

Гербы на древних тарелках

В-четвертых, 16 гербов наведены финифтью на золотой тарелке Алексея Михайловича. Здесь вятская печать являет собой подчеркнуто сложный лук с ненапряженной тетивой, сопровождающая ее надпись кратка: П В. Ориентация лука справа налево, то есть русская.

Гербы на троне Михаила Федоровича

В-пятых, 12 гербов вышиты серебром и золотом на завесе спинки трона Михаила Федоровича. Современные ученые определяют эту завесу как саадачный покровец (саадак, сагайдак, сайдак – чехол на лук, колчан). На ней лук предстает в напряженном состоянии, стрелу и тетиву удерживает рука в доспехе, ориентация лука справа налево.

Гербы на государственной печати Ивана Грозного

В-шестых, 24 областных герба вырезаны на большой государственной печати Ивана Грозного, двенадцать из них на лицевой (аверс) стороне и столько же на оборотной (реверс). Долгое время печать была известна лишь с лицевой стороны по грамоте Лжедмитрия 1605 г.

Обоснование символики герба

Можно предположить, что рука и облако при отсутствующем кресте символизируют не Божий промысел (в частности, кару, как принято считать), а особенности военных действий вятчан, наследников воинского искусства новгородцев. Самой характерной чертой его было умение воевать малым числом за счет внезапного появления перед противником, под покровом ли ночи, или с тыла из леса, или сплывая бесшумно на ушкуях. В языке такое умение передается оборотом свалиться, как снег на голову, а в виде символа эта идея может быть передана возникающей из облака рукой.

Заключение

Из перечисленных фактов видно, что гербы на древних тарелках, троне царей и государственных печатях России не только являлись символами власти, но и носили глубокий смысл, отражая исторические и культурные особенности того времени. Обращаясь к первоисточникам, мы можем лучше понять многовековую историю страны через геральдические символы ее правителей и знати.

Вернемся к начальной стадии формирования герба через статью Е.М.Дрогова Геральдическая историография: проблемы изучения (Герценка: вятские записки, вып. 17) на Круглом столе Проблема фальсификации вятской истории: кто виноват и что делать – 2010 год.


Статья подготовлена профессиональным SEO копирайтером.

Любой символ, особенно геральдический знак, необходимо рассматривать в определенном контексте, в отрыве от которого наделение его «сходными» смыслами недопустимо. Геральдический символ, его важность, значение, историко-культурная ценность не умаляется отсутствием однозначной трактовки символики или обстоятельств его появления – в силу основных функций герба – обозначать своего владельца, быть узнаваемым. Это не значит, что пытаться пробиться сквозь тернии неизвестного не нужно или неважно. Это нужно и важно делать. Однако без научной методологии гипотетические построения на «случайно увиденном сходстве» есть поиски смысла за гранью этого смысла. И в геральдике это имеет наипервейшее значение".

Теперь скажу своё слово. Как и коронованный зилант – символ Казани, лук со стрелой – символ города Колына-Вятки, действительно имеет древнее происхождение. Выходит из тюркской печати, дарованной каном Габдулой Чельбиром тархану города Колына Мер-Чуре за меткий выстрел в русского князя Изяслава Глебовича при осаде Всеволодом Большое Гнездо столицы Булгарии города Буляра. Этим выстрелом Мер-Чура предотвратил разгром города. Русские войска отошли и вступили в переговоры. Город Колын, заложенный каном Колыном в 1150 году, новый центр Бийсу возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на Вятке реке) для защиты от нападения новгородских ушкуйников, – это и есть летописная Вятка в устье Моломы. Если верить "Повести о стране Вятской", что котельничане и никулицынцы решили объединиться и построить общий хорошо укреплённый город и назвали его Хлынов, то город кана Колына (хана Холына, по-русски), Холынов город и дал имя Хлынову при перенесении вятской столицы в более безопасное место. Если найдёте какое-то другое объяснение такого совпадения в названии города и символа Вятской земли – "Вятьцкой печати" с печатью Колына, можно это обсудить.

Вместо вступления

Вятка богата красивыми местами, в созвездии которых село Никульчино с его высоким берегом и неоглядными далями, полноводной рекой, заповедным лесом и веселыми родниками не затерялось и выглядит яркой, светозарной звездой.

Читайте также:  245 лет назад орел стал центром орловского наместничества

Вятка богата историческими местами, среди которых село Никульчино по праву занимает почетное место родительского дома, при возвращении в который сердце начинает биться чаще. И это неслучайно, ведь когда-то именно здесь началась Страна Вятская.

Вятка богата святыми местами, полными загадок и чудес, среди которых селу Никульчино выпала честь стать колыбелью Православной Вятки.

Вместе с тем, при всей своей красоте и исторической ценности, Никульчино – село скромное и кричать о себе не будет. Живет размеренно и по-отечески заботливо встречает каждого гостя. И, если Вы попросите рассказать о себе, ломаться не станет. Расскажет все, как было, без утайки. Увлекательно и подробно, и, если что-то приукрасит, так только, чтобы Вы не заскучали и извлекли из рассказа добрый урок.

Ну, что же? Начнем?

<strong>жителям вятки</strong>

Фрагмент "Летописца старых лет" из собрания Центрального Государственного архива Кировской области

С чего начать?

Как правило, рассказ о городе или селе принято начинать с первого упоминания о нем в письменных источниках. И это правильно. Поскольку при богатой фантазии можно насочинять что угодно. В то время, как если что-то «написано пером, того уже не вырубишь топором», и с этим непременно приходится считаться.

В этом смысле Никульчино повезло, так как известие о походе новгородцев 1181 года, с которого началась его история, упоминается сразу в нескольких литературных произведениях, которые, при всем различии деталей, в главном, друг другу не противоречат1.

Самое древнее из этих сообщений содержится в «Летописце старых лет» – рукописи, создавать которую начали в Москве, а закончили уже в Хлынове. Есть основания считать, что интересующее нас сообщение о походе новгородцев на Вятку было записано между 1667 и 1676 годами2. Вот оно:

«Лета 6689-е июля в 24 день от Великого Новаграда жителие приидоша в страну земли Вятския и взяша рекомый град Болван, яже ныне именуется Микулицыно»3.

Название села здесь приведено в старинной форме, когда Николы писались Миколками, а Никиты – Микитками. Однако тем и хороши древние рукописи, что говорят с нами не казарменным языком, но как-то по-особенному ласково, по-отечески что ли.

Впрочем, при всем уважении к древности, мы обязаны спросить: «Если поход новгородцев состоялся в 1181 году, а известие о нем было записано только через пятьсот лет, то каким удивительным стечением обстоятельств память об этом событии могла сохраниться на протяжении целых пяти веков? Первым этот вопрос задал еще Александр Андреевич Спицын (1858—1931)4, выдающийся историк и археолог. С тех пор споры о древности Никульчино не умолкают и с новым жаром разгораются в каждом новом поколении исследователей5.

– Что за «городок» находился на Никулицком мысу, и кем были его жители?

– Как новгородцы узнали о существовании Болванского городка, и почему не смогли мимо него пройти?

– Почему вотяки, зная о грозных намерениях новгородцев, не оставили город, но решили принять бой?

– Да и были ли в этом городе постоянные жители? А, если их не было, то откуда тогда «множество чуди и вотяков», с которыми бились и которых одолели новгородцы?

– Как это связано с тем, что вскоре вотяки ушли с Вятки и переселились на соседнюю Чепцу?

– Вообще, зачем новгородцам понадобилась именно Средняя Вятка – земли между устьями Чепцы и Моломы? Разве мало было вокруг свободной земли, где не пришлось бы ни с кем биться?

– Была ли на все это воля Божия, и, если была, то почему Стране Вятской было суждено начаться именно в Никульчино и с этого события?

Всех вопросов не перечесть, и мы, собравшись с силами, постараемся на них ответить. В том числе понять, кем были те «Великого Новаграда жителие», что более восьми веков назад «приидоша в страну земли Вятския», и, населив ее, стали нашими предками?

Почему это важно? Потому, что «с кем поведешься, от того и наберешься», и мы, будучи потомками тех новгородцев, чем-то на них похожи. Как дети похожи на своих родителей. Не только внешне, но также внутренне, устроением своей души. Поэтому вопрос о предках вятчан не столько академический, сколько практический и житейский. Неслучайно, именно вокруг него еще три века назад разгорелась самая настоящая битва, которая до сих пор не утихла.

Холопы или самовласцы?

Кем были пришедшие на Вятку новгородцы? Автор краткой записи в «Летописце старых лет» ничего об этом не говорит, и на этом вроде можно было бы поставить точку. Да не получается. Потому что примерно в те же годы было составлено еще одно сочинение, в котором участники похода 1181 года были названы беглыми новгородскими холопами. То есть, по сути, рабами, согрешившими против своих господ и бежавшими от их гнева за тридевять земель на Вятку.

Полное название этого сочинения – «Сказание о вятчанах, как и откуда пришли на Вятку крещеные люди в той Вятской земле населились»6. Кто и зачем его составил, этого мы не знаем. Однако известно, что в начале XVIII века это «Сказание» уже было известно в Хлынове и со временем разошлось в копиях по всей Вятской земле7.

Вкратце, изложенная в нем история такова.

Возьмем здесь паузу, чтобы заметить, что, на самом деле, в указанное время князя с таким именем в Новгороде не было. Перед нами – собирательный образ, составленный из двух, действительно, великих князей – Ярослава Мудрого, который правил Новгородом на полтора века раньше, и его отца князя Владимира, ходившего на Корсунь накануне Крещения Руси.

Почему автор «Сказания» позволил себе столь вольно обойтись с известными историческими фактами? Возможно, это объясняется тем, что перед нами – сказание или, проще сказать, басня, в которой важны не столько факты, сколько моральный вывод, ради которого эти факты подобраны. Неслучайно, в народе об ином рассказчике говорят, что он «ради красного словца не пожалеет и отца». Видимо, автор «Сказания о вятчанах» был именно таким рассказчиком. Впрочем, продолжим.

Откуда автору «Сказания» стали известны такие, прямо скажем, пикантные подробности о предках вятчан, неизвестно. Тем более что, как, должно быть, уже заметил внимательный читатель, бегство холопов из Новгорода, в данном случае, следует датировать не 1174, а 1181 годом. После чего беглецы успели погостить на Волге, Каме, Чепце и даже провести на последней несколько лет, а затем, словно имея в своем распоряжении машину времени, снова вернулись в 1181 год и направились под Болванский городок.

Какая-то нелепица получается! Если же автор «Сказания» столь безответственно путается с князьями, городами и датами, то надо ли верить ему в том, что вятчане произошли от беглых холопов и неверных жен?

Ответ не заставил себя долго ждать – так в начале XVIII столетия появилась «Повесть о стране Вятской», автор которой Семен Федорович Поповых (1656—1717) первым заступился за своих земляков, чтобы защитить их от нелепых и надуманных обвинений.

Семен Поповых происходил из известной и уважаемой семьи священнослужителей, дважды избирался жителями Хлынова бурмистром – главой города и по праву мог считаться одним из наиболее образованных людей своего времени8.

Как и подобает настоящему историку, автор «Повести» решил идти не от басен, а от письменных источников и, не найдя в древних летописцах ни слова про беглых холопов, предположил, что столь обидная для вятчан басня была придумана оставшимися в Новгороде жителями, из зависти решившими выставить ушедших на Вятку земляков в неприглядном свете9.

Вместе с тем, отринув выдумки про холопов, сам факт похода 1181 года Семен Поповых отрицать не стал и даже попытался объяснить, что заставило предков вятчан решиться на столь смелый поступок.

По его мнению, отправившиеся в путь новгородцы были движимы желанием «безмятежно жити и от междоусобия отийти»10, то есть не хотели участвовать в междоусобицах между русскими князьями. Подобно той, что случилась в 1170 году, когда собранные великим Владимирским князем войска осадили и едва не сожгли Новгород, и только заступничеством Богородицы город был спасен.

В памяти Церкви это событие осталось как чудо от иконы Божией Матери «Знамение», явленное всего за несколько лет до того, как часть новгородской общины решила покинуть родной город. Поэтому его свидетели вполне могли быть среди пришедших на Вятку новгородцев.

Так или иначе, никакими холопами они не были, а были, как писал Семен Поповых, «самовласцами», то есть полноправными новгородскими гражданами, желавшими на новом месте жить самостоятельно и свободно, по законам вечевой республики, начало чему положил еще князь Ярослав Мудрый. О чем в «Повести» сказано:

«С тех пор, жители Новгорода самостоятельно управляли своим городом и изобиловали в богатстве более всех россиян. Для защиты же от врагов призывали они князей, наблюдая, чтобы те не преступали положенных им пределов власти и не изменяли податей и грамот, полученных от великого князя Ярослава. Если же призванные ими князья дерзали что-то изменить или самовольничали, то таковых горожане отсылали из Великого Новгорода: иных с позором, отняв у них все имущество, другие же, не терпя стыда и бесчестия, бежали сами»11.

Очевидно, что подобное «самовластие» новгородцев было не всем по душе.

«Тогда, желая удалиться от междоусобиц и жить спокойно, – писал Семен Поповых, – новгородцы отправились военным походом по реке Волге, избирая в завоеванных ими землях места удобные для поселения. И по причине умножения народа и беспорядков, вызванных междоусобицами, об этом переселении на новые места стали думать многие из горожан»12.

Так летом 1181 года одна из партий отважных переселенцев оказалась на Вятке под стенами Болванского городка, о чем в «Повести о стране Вятской» читаем:

«Поднявшись по реке Каме, новгородцы волоком перетащили свои лодки на реку Чепцу и стали спускаться по ней, подчиняя себе поселения вотяков, а окруженные земляными валами завоевывали с боем. Завершив плавание по Чепце, они вошли в большую и полноводную реку Вятку и, спустившись по ней немногим более пяти верст, на правом берегу, на высокой красивой горе увидели чудской город, окруженный земляным валом и ископанным рвом, от реки же защищенный глубоким оврагом, который местные чудские племена называли Болванским городком, а ныне его именуют Никулицыно по реке Никуличанке»13.

Читайте также:  Архив рубрики

Откуда новгородцы узнали о Болванском городке? Об этом автор «Повести» не пишет, но дает важную подсказку, сообщая, что во время проживания на соседней Каме путешественники услышали о реке Вятке и живущих по ее берегам народах, земли которых «к поселению потребны»14. Обратим внимание – «потребны» не для того, чтобы их разграбить, а чтобы в этих землях поселиться и иметь все необходимое для жизни.

Почему это важно? К этому вопросу мы еще вернемся, а пока сделаем зарубку на память и продолжим.

Вятская земля

В мире, где суета и многозадачность становятся стандартом, Вятская земля выделяется уникальной атмосферой, где традиции и качество находят свою почетную позицию. Здесь, на этой земле, сливаются настоящее и прошлое, создавая удивительное место, которое стоит посетить.

Книги, написанные и выпущенные на Вятке, привлекают внимание своей особенной атмосферой и интеллектуальной глубиной. В этом летнем сезоне «BООКовый лес» Александра Балыбердина стал настоящим открытием для многих. Примечательно, что книги вызывают такой интерес, что читатели возвращаются к ним снова и снова.

Но книги — это только одна сторона культурного богатства Вятской земли. Здесь ценят искусство, и это не только слова. Уникальный кукольный театр, с его очаровательными представлениями, радует как маленьких, так и взрослых. Творческие художники, вдохновение которых черпается из красивейших уголков этой земли, создают произведения, которые стоит увидеть.

Кроме того, Вятская земля славится своими продуктами и напитками. Споры о вкусе могут быть вечными, но качество и оригинальность местных деликатесов заслуживают признания. Невероятно, но факт: для того чтобы найти нечто подобное в Москве, может потребоваться не только много времени, но и значительные денежные затраты.

<strong>жителям вятки</strong>

История Вятской земли окутана легендами и рассказами, способными стать источником вдохновения для создания увлекательных сценариев кинофильмов. Одним из таких примеров являются загадочные подземные ходы, хранящие свои тайны в покоях земли.

Каждый элемент Вятской земли отражает ее уникальность: игрушки, настольные игры, даже цветные носки с горным мотивом, созданные местной компанией, становятся частью этой увлекательной мозаики.

Поездка на Вятскую землю — это шанс взглянуть на мир с новой стороны, окунуться в атмосферу творчества, искусства и неповторимости. Откройте для себя места, где прошлое и настоящее переплетаются в гармоничный опыт, позволяя каждому найти что-то особенное.

И несмотря на факт, что некоторые производственные реалии могут далеко не всегда соответствовать ожиданиям, Вятская земля сохраняет свою уникальность и способна удивлять. Не упустите возможность познакомиться с этим местом, которое может подарить вам незабываемые впечатления и радость от простых жизненных радостей.

Знаменитые вятчане

Среди культурных богатств российской земли, немало знаменитых имен находится в тесной связи с её уголками. Один из таких уникальных уголков – село Рябово в Кировской области. Это место стало отправной точкой для великих художников Виктора и Аполлинария Васнецовых.

Рябово – не только земля, но и духовное наследие, связанное с этими выдающимися мастерами. Здесь сохранилась их усадьба, место, где начался их путь, полный творческих открытий и достижений. В этой маленькой деревне Васнецовы обрели свою первую искру вдохновения, которая позднее превратилась в яркие полотна, ставшие неотъемлемой частью мировой живописи.

<strong>жителям вятки</strong>

В честь знаменитых земляков региональное правительство традиционно организует ежегодное событие – Всероссийский Васнецовский пленэр. Это мероприятие объединяет художников со всей страны, давая им возможность насладиться красотой окрестностей, ощутить на себе вдохновение, которое ощущали Васнецовы, и вдохнуть в свои произведения кусочек этой непередаваемой атмосферы.

Нельзя не отметить, что рябовские места оказали значительное влияние на становление Васнецовых как художников с русской душой. Эти просторы, природа, образы быта и люди – всё это пронизало их творчество, придавая ему уникальность и неповторимость.

Жители Вятки

Официальные названия жителей Вятки: мужчина — , женшина — , горожане — .

<strong>жителям вятки</strong>

<strong>жителям вятки</strong>

<strong>жителям вятки</strong>

Вятка — название города Киров до 1934 года. В словаре И.Л. Городецкой и Е.А. Левашова «Названия жителей // Русские названия жителей: Словарь-справочник.» указаны также варианты: вятча́не, вятча́нин, вятича́не, вятича́нин, вятича́нка, вя́тчи.

Вя́тчи — устаревшее название жителей. В словаре русского языка, т. 1, 1895 года указаны названия вятчане и вятчи, жители Вятской губернии. В Новом полном словаре для корректоров 1930 года под авторством Я. Хомутова указано название вятчи.

Вя́тичи — также восточнославянский племенной союз в VIII—XIII веках.

Также есть собирательное местное название для живущих в «вятской стороне» — вятчаньё (Д. Зеленин, Нар. присловья и анекдоты о рус. жителях Вятской губ., 1904).

Склонение названия города и названий жителей по падежам.

Падеж Вопрос Город Вопрос Горожанин Горожанка Горожане

Именительный что? Вя́тка кто? вя́тич вятча́нка вя́тичи

Родительный чего? Вя́тки кого? вя́тича вятча́нки вя́тичей

Дательный чему? Вя́тке кому? вя́тичу вятча́нке вя́тичам

Винительный что? Вя́тку кого? вя́тича вятча́нку вя́тичей

Творительный чем? Вя́ткой кем? вя́тичем вятча́нкой вя́тичами

Предложный о чём? о Вя́тке о ком? вя́тиче вятча́нке вя́тичах

Смотрите названия жителей России и городов на букву В.

Вечевая республика

Вятская губерния оставила свой след в российской истории, будучи в прошлом Вечевой республикой, в отличие от крепостных отношений, преобладавших в других регионах. В 1917 году, когда в Петрограде произошёл захват власти, Вятка не поддержала этот переворот. Городская дума и губернское земское собрание высказали протест против действий Петроградского совета. В этот период Вятка стала самостоятельной республикой. В ноябре 1917 года из Петрограда был направлен отряд матросов балтийского флота, чтобы подавить сопротивление. В декабре этот оппозиционный акт был жестоко подавлен.

Изменения и утраты

В декабре 1934 года город потерял своё историческое имя, оно было заменено на имя С.М. Кострикова — «Киров».

Древний город Вятка

На карте России, среди уютных холмов и пышной природы, расположен город Вятка. Это небольшой уголок, окутанный духом старины и таинственности. Привлекая взгляды своей умиротворенной атмосферой, Вятка, как говорится, находится на семи холмах, каждый из которых скрывает свою часть истории.

Искусствоведы, историки и путешественники нашли в этом уголке России нечто особенное. Место, где время текло своим ритмом, где слились воедино природа и человечество. Вятка – это мирное, но гордое наследие, которое невозможно оценить просто словами.

Город сознательно оберегает свой дух и традиции. Вятка, как сказание, расцветает на высоком берегу реки Вятки с XII века, когда первые русские поселенцы основали свой дом на этой благословенной земле. С тех пор он постоянно развивался и преображался, но сохранял свою душу.

Спокойствие и размеренность – ключевые черты жизни здесь. Люди Вятки живут в согласии с природой, в гармонии с собой. Они знают толк в тишине и покое, что делает их уникальными в суете современного мира. Гости, приезжая сюда, ощущают особую атмосферу и открывают для себя новый мир умиротворения.

<strong>жителям вятки</strong>

Немногие знают, что главная башня Московского Кремля – Спасская, названа в честь Вятского образа Спаса Нерукотворного. Этот образ вдохновил на возведение Новоспасского монастыря и стал своеобразным связующим звеном между Вяткой и столицей.

Великорецкий крестный ход – еще одно сокровище Вятки. Более шести веков люди несут икону святителя Николая Чудотворца, отдавая дань веры и преданности. Этот древний обычай стал не только символом города, но и своего рода мостом между поколениями.

Вятка славилась своими купцами и кустарными промыслами. Эти меценаты и предприниматели оставили свой след в истории, вложив в развитие города не только капитал, но и душу. Имена Булычёва, Хохрякова, Машковцева, Прозорова, Клепикова стали неотъемлемой частью истории Вятки.

Вятка – место, где встречаются история и будущее, древние легенды и современность. Этот город пропитан духом великих событий и тонкой нитью родной земли. Он остается памятником нашей культуры, живой страницей истории и источником вдохновения.

Современность Вятки

В современных реалиях Вятка известна своими крупными предприятиями, такими как «Авитек», ОЦМ, «Веста», завод Pirelli, фабрика игрушек «Весна» и другие. На фоне известных исторических и архитектурных достопримечательностей, в современной Вятке можно найти музеи, посвященные истории мороженого, шоколаду, самовару, авиации и космонавтике, а также ботанический сад и горнолыжный комплекс.

Вятская азбука и будущее города

Уникальной чертой Вятки является собственная азбука, отражающая особенности местной культуры. Музей Вятской азбуки и этнографический музей в Историко-краеведческом клубе «Мир» сохраняют и передают эту ценность. Современные микрорайоны, новые образовательные и спортивные учреждения, а также восстановление исторических имен улиц способствуют сохранению и развитию облика Вятки. В 2024 году город будет отмечать свой 650-летний юбилей, продолжая раскрывать свою историю и важность в культурной и социальной жизни России.

История Вятки в новой истории

В 1710 году при первом делении России на губернии Хлынов вместе с Вятской землёй был включён в состав Сибирской губернии, а южные Вятские земли были включены в состав Казанской губернии. В 1719 году губернии были разделены на провинции, Вятская земля была преобразована в самостоятельную провинцию. В 1722—1723 годах была проведена первая подушная перепись, в Хлынове числилось 2276 душ.

В 1727 году Хлыновская провинция перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской. 18 декабря 1780 года указом императрицы Екатерины II образовано Хлыновское наместничество, вскоре преобразованное в Вятскую губернию. Город Хлынов был переименован в город Вятку. 28 мая (10 июня) 1781 года учреждён герб города Вятки, составленный петербургским герольдмейстером Волковым. В 1785 году начата работа по учреждению городской думы. Первый созыв органа городского самоуправления — Вятской городской думы состоялся 26 августа 1793 года.

Читайте также:  Как написать объяснительную записку инструкция образцы и советы юристов

В 1727 году в Хлынове открылась первая в городе начальная школа при архиерейском доме, в 1733 году она была преобразована в славяно-латинскую школу, а в 1758 году на её базе создано первое среднее учебное заведение — Вятская духовная семинария. 22 сентября 1786 года было открыто первое гражданское учебное заведение, на базе которого 21 ноября 1811 года создана Вятская мужская гимназия. В 1818 году в городе открылось духовное училище, 8 сентября 1820 года создано училище для детей канцелярских служащих, а 11 октября 1859 года открылось женское училище 1 разряда — Вятская женская гимназия. 8 ноября 1868 года было основано земское училище сельскохозяйственных и технических знаний (с 1 октября 1880 года — реальное училище). В 1874 году в мастерских Вятского технического училища налажено производство пожарных машин, на мастерских были созданы чугунолитейный и механический заводы (ныне — Кировский станкостроительный завод). 1 июля 1914 года основан Вятский учительский институт.

С 1744 года начала развиваться почтовая служба, была связь налажена с Москвой, Казанью и Сибирью. В 1783 году в Вятке для руководства почтовыми делами было завершено строительство здания почтамта. 8 июня 1806 года начато строительство плавучего моста через реку Вятку, который должен был связать город со слободой Дымковой. 11 марта 1861 года в Вятке учителем Лиховым была открыта первая фотография. 2 мая на реке появился первый пароход «Вятка». Регулярное судоходное движение на реке началось в 1874 году.

19 августа 1895 года начались работы по сооружению Пермско-Котласской железнодорожной линии (первой на Вятке), 2 ноября 1898 года по ней прошёл первый поезд, а 15 октября1906 года было открыто прямое железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом. 14 сентября 1902 года состоялось открытие городской телефонной сети. Частная телефонная сеть была создана ещё в 1894 году. В 1906 году в городе появился первый автомобиль, принадлежавший Кузьме Лаптеву. 20 июля 1911 года над городом появился первый самолёт под управлением А. Васильева.

15 апреля 1797 года основано старейшее промышленное предприятие города — губернская (ныне — областная) типография. В 1799 году была открыта первая частная аптека. С 15 декабря 1809 года начала работать казённая городская аптека.1 (13) ноября 1862 года в городе открылся первый общественный банк Фёдора Веретенникова. В 1865 году в Вятке основан кожевенный завод, в 1873 году — овчинно-меховая фабрика. Оба предприятия были объединены в 1959 году в кожевенно-меховой комбинат.

В 1802 году при доме инвалидов основана первая больница на 10 коек. В июне 1811 года в городе была открыта первая губернская больница на 60 коек. Первая городская больница была открыта в 1823 году. 7 июля 1857 года в Вятке был открыт первый детский приют. 2 июля 1870 года открылся дом призрения детей бедных граждан.

2 мая 1835 года в городе основан один из первых в России Вятский губернский статистический комитет, занимавшийся изучением материалов об истории и культуре края. 30 августа этого же года в Вятке открыт Александровский сад, основные элементы архитектуры которого выполнены по проекту художника и архитектора Александра Витберга. 18 мая 1837 года в городе состоялось открытие выставки естественных и искусственных произведений Вятской губернии, в организации которой принял участие А. И. Герцен. 6 декабря при его непосредственном участии открыта первая публичная библиотека (ныне — Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена). 1 января 1838 года в Вятке начала издаваться первая газета края «Вятские губернские ведомости».

30 августа 1839 года прошла торжественная церемония закладки Александро-Невского собора по проекту архитектора А. Л. Витберга. 22 января 1866 года открыт краеведческий музей, один из старейших в России. 23 октября 1877 года был открыт Вятский зрительный зал (ныне —Кировский областной драматический театр имени С. М. Кирова). 9 апреля 1894 года вышел первый номер «Вятской газеты» (первая в России «земская народная газета, созданная по доступной цене и содержанию для широких масс»). В 1896 году создана одна из первых в России Вятская земская сельскохозяйственная опытная станция (ныне — НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Рудницкого).

В 1908 году открылись первые кинотеатры «Иллюзион», «Прогресс», «Модерн», в 1910 — «Одеон», в 1913 — «Колизей». 1 апреля 1932 года показан первый звуковой фильм «Златые горы», первый цветной фильм «Соловей-соловушка» — 26 сентября 1936 года. 30 апреля 1900 года в городе была открыта бесплатная библиотека-читальня имени А. С. Пушкина (ныне — центральная городская библиотека А. С. Пушкина). В 1909 году построена мечеть. В 1912 году был заложен ботанический сад. В 1916 году основана городская библиотека, позже получившая имя Салтыкова-Щедрина.

Вятка в предреволюционные годы

В 1905 году Н. А. Чарушин организовал Вятский демократический союз, который в 1906 году слился с партией народных социалистов. Осень ознаменовалась забастовкой в Вятской духовной семинарии. 18 ноября властями принято решение о закрытии всех учебных заведений для препятствования расширению протестных действий. 22 октября прошёл черносотенный погром, в результате которого 6 человек убито и 20 получили серьёзные ранения. С 30 ноября по 2 декабря в Вятке проходил губернский крестьянский съезд. С 8 по 18 декабря проходила стачка железнодорожных рабочих. 18 декабря в городе произошло вооружённое столкновение дружины крестьянского союза с солдатами.

С октября 1907 года по февраль 1908 года в Вятке на нелегальном положении проживал знаменитый уральский экспроприатор Александр Лбов. Во время поездки в Нолинск, он после интенсивной перестрелки был арестован и в марте возвращён в Вятку. Около полутора месяцев Лбов содержался в Вятском исправительном арестантском отделении. 22 апреля над ним состоялся суд и в ночь на 2 мая 1908 года он был казнён во дворе Вятской губернской тюрьмы. В январе 1909 г., передвигаясь «этапным порядком» к месту ссылки — городу Сольвычегодску, И. В. Сталин заболел тифом и некоторое время находился в больнице в Вятке.

История в Средние века

В 1378 году между вятчанами и Суздальско-Нижегородским княжеством заключён договор о союзе, а с 1391 года город стал основной резиденцией суздальских князей Василия Кирдяпы и Семёна Дмитриевича, изгнанных из Суздальско-Нижегородского княжества после завоевания его Москвой. После смерти князей в 1401 году власть перешла к галицкому князю Юрию Дмитриевичу. Отряды вятчан участвовали в походах против Золотой Орды 1392,1409 годов и в войне московского князя Василия I с Новгородом 1417—1418 годов.

В 1412 году произошла знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В память о тех событиях появился вятский народный праздник «Свистопляска», а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.

В 1432—1453 годах Вятка участвовала в войне между галицкими и московскими князьями. После поражения галицкой группировки перешла под контроль местных бояр и купцов. В 1455—1457 годах в городе построили деревянный кремль, названный Хлыновым. После двух военных походов московского войска против Хлынова в 1457 и 1459 годах, власть в городе формально перешла к Москве, но с сохранением местного самоуправления. Хлыновцы участвовали в военных походах Московского княжества против Новгорода и Казани.

Вхождение в состав Московского княжества

В начале 80-х годов власть в городе перешла к сепаратистам во главе с Иоанном Аникеевым. При хане Ибрагиме в Хлынове сидел казанский наместник. Хлыновские войска совершали походы против земель, находящихся под властью Московского княжества. После двух неудачных попыток московскому войску удалось захватить город в 1489 году. Местная знать была переселена в Подмосковье, а в городе поставлен московский наместник. Вятская земля была окончательно включена в состав Московского государства.

По причине отдалённости от основных русских земель Вятская земля не нуждалась в союзе с сильными княжествами и признавала лишь покровительство князей, оставаясь самоуправляемой территорией. В качестве главного органа управления действовало народное вече. Наиболее влиятельной группой феодального класса являлись бояре, за ними следовали купцы и духовенство. Остальные вятчане представляли свободное общинное население и состояли из крестьян и ремесленников.

В 1551—1552 годах хлыновские войска приняли участие в походе Ивана Грозного против казанских татар. В 1554 и 1556 годах участвовали в походах против Астраханского ханства. В результате этих походов Хлынову были возвращены исконные земли, захваченные ранее Золотой Ордой, а затем татарскими ханствами.2 июня 1580 года Хлынов получил от Ивана Грозного грамоту на построение в городе монастыря, названного в честь игумена-основателя Трифоновым.

Развитие православия и торговли на Вятке

В 1607 году в городе организована первая на Вятской земле ярмарка, получившая название Семёновской, приуроченная к 1 сентября. В 1658 году основана Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове. С 1680 по 1686 год воеводой в городе был царский стольник Кузьма Осипович Грушецкий, двоюродный брат царицы Агафьи Грушецкой. В 1689 году построен Успенский собор Трифонова монастыря — одно из первых каменных зданий в Хлынове. В 1694 году хлыновский купец Спиридон Лянгузов провёл первый торговый караван из Москвы в Китай после заключения российско-китайского договора, разрешившего взаимную торговлю.

Вклад в науку и культуру

Вятская земля внесла значительный вклад в мировую и национальную науку и культуру. Имена выдающихся личностей, родившихся здесь или связанных с этим регионом, остаются в истории. Среди них А.Н. Бакулев, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский, художники Васнецовы, А.А. Рылов, И.И. Шишкин, композитор П.И. Чайковский, оперные певцы Ф.И. Шаляпин и А.С. Грин, спортсмены и многие другие. Эти имена являются гордостью Вятского края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *