Выбор оплаты
Записаться и оплатить (срок обучения 8 дней)
- Коллективная заявка: от 3 до 4 слушателей
- Коллективная заявка: от 5 до 9 слушателей
- Коллективная заявка: от 10 до 24 слушателей
- Коллективная заявка: от 25 до 44 слушателей
- Коллективная заявка: от 45 слушателей
Порядок записи юридического лица (организации)
Курс повышения квалификации по программе Актуальные вопросы преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предоставляет возможность учителям начальных классов усовершенствовать специальные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня. Программа разработана с учётом требований.
Содержание программы:
- Методологические основы духовно-нравственного воспитания.
- Формирование УУД в рамках учебного курса ОРКСЭ.
- Основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в образовательном учреждении.
Выдаваемый документ
Удостоверение установленного образца.
Форма итоговой аттестации
Итоговое тестирование.
Теги
- Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
- Духовно-нравственное воспитание
- Духовные ценности и традиции
- Воспитательная деятельность
- ОРКСЭ
- Религиозная культура
Сообщество
Для зачисления на программы профессиональной переподготовки (СПП(Ф)) / повышения квалификации (СТК(Ф)) необходимо предоставить следующие документы:
- Обязательным условием выдачи слушателю оригинала документа о полученном в организации дополнительном профессиональном образовании является полная укомплектованность его личного дела необходимыми документами.
Обратите внимание, что к отдельным категориям работников образования Профессиональные стандарты и Единый квалификационный справочник должностей работников образования предъявляют особые квалификационные требования. Подробнее в документе.
Требования к оформлению документов для зачисления
Документы об иностранном образовании и/или иностранной квалификации, признаваемые в РФ, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык.
Часто задаваемые вопросы
- Материалы, предлагаемые для самостоятельного изучения, при подготовке к итоговому тестированию очень полезны.
- Спасибо за организацию и проведение курса.
- Полезные курсы Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ. Materiale представлены в различных форматах, удобных для изучения.
Отзывы о курсах образовательного центра
Очень наглядно, много презентаций, доступно.
И самое важное с тобой свяжутся, объяснят, удобная форма оплаты. Я лично сама вск курсы прохожу у вас. Часто есть скидки, что тоже немаловажно для бедного учителя! Спасибо вам большое.
Курс познавательный и интересный.
Процесс обучения понятен и доступен. Педагоги четко и ясно доносят информацию. Срок обучения и техническая поддержка отличные. Хотелось бы получать ссылки на интернет-ресурсы для проведения уроков.
Отзыв участника вебинара:
Уважаемые организаторы! Спасибо большое за возможность пройти курсы на вашем сайте. Очень понравилось! Вебинары были очень интересны, выступающие дали много интересного, познавательного материала. Много интересного узнали при просмотре презентаций, подготовленных Лободиной Натальей Викторовной.
Отзыв о структурированной информации:
Выражаю благодарность организаторам и лекторам данного курса. Вся информация четко структурирована. Презентации лекторов систематизированы и содержат подробные ответы для подготовки к итоговому тестированию. Считаю дистанционное обучение в сложившейся в данное время ситуации наиболее приемлемым!
Благодарность за методическую помощь:
Благодарю за организацию прохождения курса, получила большую методическую помощь. Всё доступно, легко, интересно, лаконично донесено модераторами. Хороший информационный материал, интересный итоговый тест. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Лицензия на образовательную деятельность
Наличие лицензии № 037563 от 08 июня 2016 года на осуществление образовательной деятельности по различным программам.
- Дополнительное профессиональное образование
- Дополнительное образование детей и взрослых
- Профессиональное обучение
Документы для образовательной деятельности
Курсы переподготовки
Формат: круглосуточный доступ (офлайн)
Курсы повышения квалификации
Нас слушателей (по данным портала Отзовик).
Отзывы участников курсов
Отзыв Елены Вандарьевой
Очень понравился представленный учебный материал, интересный. Очень удобно проходить тестирование, сразу получаешь оценку. Спасибо вам большое.
Отзыв Людмилы Балабаевой
Отзыв Ольги Булгаковой
Курс интересный, много материалов оставила для личного пользования. Спасибо вам огромное.
Стоимость курсов
- 144 часа – 5.500 руб.
- 72 часа – к оплате 2100 руб. Уже со скидками
- Категория слушателей: для учителей, педагогов, психологов, педагогов-психологов, воспитателей, социальных педагогов
Обучение основам религиозных культур и светской этике в российской школе
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики имеет важное значение для учащихся, не только расширяя их образовательный кругозор, но и влияя на формирование порядочного, честного и достойного гражданина. Это помогает ученикам уважать культурные традиции России, соблюдать законы и Конституцию страны, а также быть готовыми к межкультурному и межконфессиональному диалогу для обеспечения социального сплочения общества.
Цель курса
Цель курса – развить у школьников мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, а также основами мировых религиозных культур и светской этики.
Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества.
Обобщение знаний об духовной культуре и морали, полученных в начальной школе, и формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс включает в себя следующие дисциплины:
- Практическая детская психология
- Профессиональная этика и этикет
- Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур
- Основы мировых религиозных культур
Освоение учебного материала
Освоение учебного содержания каждой дисциплины должно обеспечить:
- Понимание значения духовности, нравственности и морали в жизни человека.
- Знание основных норм светской и религиозной морали и их значения для личности и общества.
- Формирование уважительного отношения к традиционным мировым религиям и их представителям.
- Знание и понимание ценностей российской культуры, преданность Отчизне и укрепление веры в Россию.
Учебный курс способствует формированию духовной преемственности и подготовке студентов к профессиональной деятельности в области детской психологии.
Этот текст представляет собой анализ значимости преподавания религиозных культур и светской этики в российской школе, а также содержит информацию о целях и задачах соответствующего учебного курса.
Используйте современные методы обучения
Каждый курс представлен в формате сессионного зачета или экзамена, который можно сдать онлайн. Учебный процесс включает в себя тесты для самопроверки, доступ к литературе, темы для рефератов, видеоархив лекций, а также архив вебинаров. Плюс, вы получите полный доступ к учебникам и книгам.
Повышение квалификации
Не упустите возможность пройти обучение на специализированной платформе для максимального эффекта. Проводитесь курсы повышения квалификации, специализированные для психологов и сотрудников образования. В результате вы получите все необходимые документы в соответствии с требованиями государства и стандартов качества образования.
Решите актуальные проблемы
С мировым изменением политической ландшафта, важно объединиться и быть максимально подготовленными. Обучение и повышение квалификации в новых областях помогут решить текущие проблемы и быть на шаг впереди.
Верьте в себя
И в конце концов, не забывайте о важности единства и веры. Общие цели и убеждения могут объединить людей с разных сфер жизни. Помните, что духовный аспект играет важную роль в жизни человека, общества и всего мироздания.
#Постановка проблемы
Распад глобальной имперской системы, который наблюдается в последние годы, требует от нас национального единства. Президент и высшие руководители государства акцентируют внимание на необходимости сближения и объединения.
Опыт показывает, что людей объединяет общность интересов, но только временно. Поэтому вера и общие убеждения являются более прочными и долговременными факторами единства. Объединение на основе веры существует уже тысячелетия и является неотъемлемой частью человеческой жизни.
Природа человека состоит из трех сфер – духовной, душевной и телесной. Важно помнить, что духовный аспект играет первостепенную роль в этой структуре.
Возможно, именно вера в объединяющую силу духовного мира поможет решить современные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается современное общество.
Совокупность актов веры образует фидеическое сознание. Оно является основой аксиологического, морального и эстетического сознания, а также необходимым средством для формирования представление об идеале – человек верит, что тот или иной предмет или явление внешнего мира, какая-либо идея или другой человек является высшим совершенством. В этом случае он не нуждается в рациональных доказательствах своей правоты, ему достаточно веры.
Значение идеала для человека заключается в том, что он позволяет осознать собственное несовершенство и наметить пути его преодоления. В этом случае идеал определяет главную цель деятельности человека, путь к идеалу становится смыслом жизни (т.к. каждый шаг на пути к идеалу получает осмысленность), а наградой за достижение цели будет счастье.
Таким образом, без идеала невозможно ни постижение личного смысла жизни, ни достижение счастья.
Если разные (в национальном, социальном, культурном и пр. смыслах) люди имеют одинаковый идеал, если они одинаково верят в одно и то же, они становятся духовно близкими, между ними возникает духовное братство.
Общие идеалы сближают людей, различные – разъединяют. Наиболее сильные и прочные идеалы рождает религиозное сознание, потому что в нем представление об идеале опирается не на человеческое, а на божественное совершенство. Заметим, что ни одна религиозная система не ставит перед человеком столь высокий идеал, как христианство. Оно не только утверждает, что человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,27), но и призывает человека постоянным саморазвитием достичь максимально возможного в его духовно-телесном статусе богоподобия: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).
С начала 1990-х годов нашему обществу в качестве идеала предлагалось то, что правильнее было бы назвать антиидеалом, – культ личной успешности. В результате сформировался и продолжает усиливаться эгоистический тип сознания, при котором человек считает себя уже совершенным, а потому не ощущает потребности в формировании идеала, он верит в свою непогрешимость и личное превосходство над другими людьми, то есть обладает неадекватным самосознанием и самооценкой. Внутри себя эгоистический тип сознания испытывает постоянные фрустрации от отсутствия со стороны окружающих признания его совершенства. Они порождают пролангированное эмоциональное раздражение и растущее недовольство всем, кроме самого себя, оканчивающееся депрессиями, истерическими формами поведения, а нередко и открытой агрессивностью. В социальном плане это приводит к атомизации общества, сопровождающейся выделением социальной и политической энергии.
Отчасти этими процессами можно управлять, как это пытаются делать США, фактически превращая значительную часть своего общества в бессмысленное, бессловесное и послушное стадо. Россия не может идти этим путем, в основе ее цивилизации лежит иной принцип единения, о чем еще в 1870 году прекрасно сказал Ф.И. Тютчев:
Любовь является главным понятием христианства. Этим словом оно обозначает сущность Бога («Бог есть любовь», 1 Ин. 4,8) и на его основе постулирует свой главный закон: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22,37-39). Христианство понимает под любовью не чувство или идею, а силу, созидающую жизнь, приумножающую и спасающую ее.
Религиозное сознание является высшей формой фидеического сознания. Оно служит основой духовной и материальной культуры народа, наполняет содержанием все виды и жанры фольклора и национального искусства, определяет онтологию и гносеологию человека, его этические, эстетическое, социальные, политические, экономические и иные представления, идеи и поступки.
Русская национальная культура возникла и развивалась на протяжении десяти веков благодаря христианству. Русский народ не имел опыта античного политеизма (как это было у западных народов) и сразу возник как христианский народ – единственный народ в мире, усвоивший себе самоназвание «крестьянин» (христианин).
Восточноевропейское, византийское христианство (православие) сформировало аксиологическое ядро национального сознания и самосознания, ставшее основой русского национального характера, его, а также представления русского человека о Боге, о добре и зле, справедливости, долге, чести и достоинстве, смысле жизни, счастье и других духовных и нравственных ценностях. Православие обеспечило духовное единство и целостность русского народа, определило все его социальные и политические процессы, создало механизмы культурной традиции и межкультурной коммуникации, обусловило устойчивую положительную демографическую динамику.
Духовно-нравственный потенциал православия послужил основой ненасильственной интеграции различных этнических и религиозных культур и их многовековое мирное сосуществование и развитие в рамках единого государства. Православие стало основой всех форм личной, социальной и политической культуры русского народа, обеспечив единство, целостность, суверенитет и поступательное развитие России.
Эта традиция была прервана в 1917 году (о причинах – разговор особый). Начался насильственный демонтаж основ православной культуры и построение на ее месте новой, советской культуры на принципах нового, советского мировоззрения и новой квазирелигии – марксизма-ленинизма.
Полностью разрушить за 70 лет то, что создавалось веками, было невозможно, но удар был нанесен сильный. Его результаты были зафиксированы и усилены последующими «либеральными» реформами. Они остановили наметившуюся тенденцию возвращения к традиционным российским ценностям и канализировали духовную энергию масс в направлении западных и восточных псевдорелигиозных систем.
Казалось бы, советская идеология представляла собой полную противоположность западной либеральной идеологии, но это не так. Идеи социализма. коммунизма и атеизма возникли в Западной Европе еще в XVIII веке, а затем были экспортированы и инкорпорированы в российское общественное сознание. После 1917 года они приняли особые, советские формы, полностью сохранив и даже усилив свое содержание, основу которого составлял догмат о безусловном приоритете материального над духовным. При этом под «духовным» понималась исключительно интеллектуальная, моральная и эстетическая деятельность человеческого сознания, являющегося лишь свойством высокоорганизованной материи.
Советская идеология сохраняла генетическую связь с фундаментальной онтологической идеей западной цивилизации, прямо противоположной православной идее, лежащей в основании русского мира.
После исчезновения внешних форм советской идеологии начался активный целенаправленный процесс идеологической конвергенции полуразрушенного и дезориентированного общественного сознания постсоветской России с западной идеологией. Условием его эффективности стала отмена государственной идеологии, закрепленная в Конституции новой России.
Между тем, идеология есть не что иное, как систематизированное и иерархизированное на основе фидеических представлений ядро мировоззрения человека или общества. Сказать, что у государства нет и не может быть идеологии, всё равно, что сказать человеку, что у него и не может быть смысла жизни. Основу идеологии образует представление об идеале, определяющем цели и задачи деятельности человека, способствующем решению проблемы смысла жизни и нахождения счастья.
Отсутствие государственной идеологии стало главной причиной низкой эффективности и непрочности проводимых реформ, главный вектор первоначально также был выбран ошибочно, поскольку был направлен на экономическое и технологическое развитие. То есть действия шли по тому же принципу приоритета материального над духовным. Духовная и нравственная жизнь общества с «выключенной» идеологией была предоставлена сама себе и сразу же попала под мощное идеологическое давление западной идеологии, использовавшей новейшие достижения научно-технической мысли.
Сегодня очевидно, что технократический путь модернизации российского общества не достигает главной цели, хотя и решает множество периферийных задач. Так, до сих пор не в полном объемы выполнены т.н. «майские» указы Президента десятилетней давности, и не только они. Надеяться на то, что общество как-нибудь само собой стихийно сформирует у себя «правильное» мировоззрение, нельзя. История не знает таких примеров, наоборот, ее опыт показывает, что в тех случаях, когда государство отказывается от постулирования ясной и предметной идеологии, оно гибнет.
Более того, возникает проблема, о которой в прошлом не раз предупреждали мыслители фидеического направления (от М.В. Ломоносова до И.А. Ильина) – возникла чудовищная диспропорция между духовно-нравственным и интеллектуальным развитием человека. Эти «ножницы» раздвигаются с каждым днем всё дальше и дальше: растет моральный и правовой нигилизм, снижается этическая и эстетическая культура, искусство стремительно деградирует, подстраиваясь под общую духовную, нравственную и эстетическую инволюцию общества; смысложизненные запросы большинства людей сужаются до примитивных представлений о сытости и комфорте.
В недавнем Послании ЗС РФ Президент, говоря об образовании, сказал, что нужно взять всё лучшее, что было в советском образовании. Этого недостаточно, необходимо взять всё лучшее, что было накоплено в российской педагогике за века ее существования, потому что всё лучшее в российском образовании – всего лишь лучшие, вершинные достижения (устоявшие в плавильном котле советской идеологии) традиций русского образования.
Нам нечего брать на Западе кроме отдельных конкретных достижений научной мысли. Нечего – в сфере аксиологии, этики и эстетики, потому что всё лучшее осталось в прошлом, ничего нового Европа не создает, а только проедает собственный культурный запас. Необходимо вернуться к тому лучшему, что было открыто русской цивилизацией за века ее существования, творчески переосмыслить его и положить в фундамент нового российского общества. Нужно восстановить культурную традицию, значительно поврежденную за десятилетия советских и либеральных «перестроек».
Главная задача – сформировать идеал, определяющий цель и задачи деятельности каждого отдельного человека и общества в целом. Он должен быть настолько велик и прекрасен, чтобы к нему захотело устремиться большинство граждан России. Общий идеал сделает их духовно близкими, явится основой социального и государственного единства, обеспечит взаимопонимание и станет надежной основой совместной деятельности.
Полагаем, осознание этой необходимости постепенно приходит к нам. За последнее десятилетие появился ряд документов высших органов исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей: поправки 2020 года в Конституцию РФ, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации, Стратегия информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной культурной политики и Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной политики», а также указы от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Однако события 2022 года (агрессия НАТО против России) показали недостаточную эффективность мероприятий, связанных с исполнением указанных нормативных документов, и 9 ноября 2022 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее – Основы). Статья 12 Основ оценивают ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в России и в мире «как требующую принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей». В противном случае события будут развиваться по «негативному сценарию» (ст. 22), грозящему утратой государственного суверенитета России с последующим уничтожением ее культуры и народа. Альтернативой является «позитивный сценарий», который «ориентирован на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества» (ст. 21).
Для того, чтобы выпускники школ, ссузов и вузов соответствовали этому требованию, они должны обладать ясным, точным, непротиворечивым мировоззрением на основе представлений о духовно-нравственных ценностях (ДНЦ), их генезисе, развитии и взаимодействии в прошлом, настоящем и будущем России.
Главная проблема заключается в том, что современная система российского образования не способна решить эту задачу, так как не решена подчиненная ей проблема – отсутствие квалифицированных компетентных педагогических кадров, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками их применения.
II. Решение главной проблемы
Для этого необходимо скорректировать программы религиоведения и культурологии таким образом, чтобы в центре их внимания оказались традиционные для России религиозные культуры. (Преподавание данных программ предполагается в цикле общегуманитарных дисциплин (1-2 курс)).
Результатами усвоения знаний в рамках этих дисциплин должно стать:
а) ясное и непротиворечивое представление как о каждой религиозной культуре в отдельности, так и об их единстве в духовном пространстве многоконфессиональной и многонациональной России;
б) понимание сущности и значения религиозной культуры для созидания единого культурного пространства России на всем его историческом протяжении;
в) осознание места и роли религиозной культуры в жизни современной России.
Новые программы должны включать в себя следующие направления:
1. Фидеистика – сфера гуманитарного знания, предметом которой является вера человека.
Вера и разум как атрибуты человеческой личности – равноценные и равнозначные средства познания. Принцип дополнительности гносеологических ресурсов веры и разума, сформулированный М. В. Ломоносовым. Фидеизм, рационализм, иррационализм и арационализм.
Фидеическое сознание. Закономерности развития фидеического сознания. Религиозное сознание как высшая форма фидеического сознания. Фидеическое и религиозное сознание как факторы формирования аксиологического и морального сознания.
Особенности развития религиозного сознания и его искажения. Религиозный фанатизм и экстремизм как деструктивные проявления религиозного сознания.
2. Культуры традиционных для России религий (с учетом региональных особенностей).
Современное представление о религии – ее происхождении, сущности, генезисе, социальной роли. Структура религии, религиозная иерархия. Религиозные ритуалы, обряды, символы и знаки.
Религия и другие формы общественного сознания (наука, искусство, мораль, право).
Религиозные и фидеические системы: христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм, старообрядчество, язычество, новые религиозные движения, нерелигозные фидеические системы.
Православная культура рассматривается наиболее подробно (с опорой на имеющиеся знания): история возникновения и развития от Х века до настоящего времени; церковный раскол XVII в.; православие как культурообразующий фактор; виды и жанры православного искусства и их взаимодействие со светским искусством; понятие Церкви, отличия Церкви от социальных групп и социальных институтов; взаимодействие РПЦ с обществом и государством; Основы социальной концепции РПЦ; обряды, ритуалы и таинства; иерархическая система православия, духовенство и монашество; ДНЦ православной культуры и т.д.)
Фидеическая и религиозная культура (духовная и материальная).
Представление о ДНЦ в религиозных и фидеических системах.
Место и роль традиционных религий в жизни современной России; церковно-государственные и государство-церковные отношения.
Региональные религиозные и фидеические системы.
Особенностью религиозной картины Пермского края является историческое сосуществование таких религиозных культур, как православие, ислам, старообрядчество разных согласий, традиционное язычество и неоязычество, а также (в меньшей степени) католицизм, протестантизм и (в новейшее время) различные протестантские деноминации. Необходимо обеспечить высокий уровень понимания особенностей культуры каждого из этих религиозных направлений (но прежде всего православия, ислама и старообрядчества), позволяющих им находить взаимопонимание и налаживать взаимодействие по социально значимым вопросам. Для преподавания отдельных тем целесообразно приглашать представителей духовенства соответствующих религий (имеющих необходимое образование и опыт), а также организовывать посещение их храмов и религиозных сооружений).
Представления о человеке в мировой культуре.
Человек – индивид – индивидуальность – личность. Условия и принципы формирования личности. Человек в системе этических, эстетических и аксиологических знаний.
Структура личности: дихотомия, трихотомия. Духовность как главная личностная характеристика человека.
Человек в обществе и государстве. Гражданское сознание: сущность и условия формирования.
Ценности – их сущность, природа, условия и закономерности формирования. Виды ценностей (духовные и материальные, личные, семейные, социальные и государственные) – их единство и различия.
Ценности как важнейший фактор формирования национальной культуры. Место и значение национальных культурных ценностей в единой российской культуре.
Политика Российской Федерации в сфере сохранения, приумножения и развития ДНЦ.
Значение ценностей для формирования мировоззрения личности. Ценности подлинные и мнимые; антиценности.
Аксиологическое сознание в структуре личности, его связь с моральным, интеллектуальным и правовым сознанием.
Аксиология семейной жизни и социальной деятельности.
5. Этика – наука о морали и нравственности.
Понятие морали. Структура морали. Проблема происхождения морали. Функции морали. Специфические черты морали как формы общественного сознания. Нравственность как практическое осуществление морали.
Религиозное, аксиологическое и моральное сознание. Моральное сознание и правосознание. Моральное сознание и ценности: принципы взаимодействия.
История этических учений. Античная этика. Этика Средневековья. Этика Ренессанса. Этика Нового времени. Русская этическая мысль. Системы морали в различных религиозных культурах.
Высшие нравственные ценности, этические категории, моральные принципы, моральные нормы, правила поведения. Нравственное поведение и религиозный этикет: нормы и девиации. Альтруизм и эгоизм как фундаментальные онтологические принципы. Моральные принципы и нормы в мировоззрении и практической жизни современного человека. Патриотизм как основа формирования гражданского сознания.
Алгоритмы нахождения смысла жизни. Предотвращение и разрешение внутренних нравственных конфликтов, способы разрешения внешних нравственных конфликтов. Проблема морального выбора и пути ее решения. Персональная и социальная деонтология.
Нравственно-психологические барьеры и их преодоление. Основы профессиональной этики: аксиология и деонтология профессии.
Эстетика как наука: объект, предмет, функции. Связь с этикой, антропологией и философией. История эстетики. Эстетические категории. Сущность красоты. Прекрасное как главная категория эстетики.
Эстетическое сознание и его связь с религиозной, аксиологической, моральной и правовой формами сознания личности
Феномен творчества. Религиозное и фидеическое сознание и творчество. Духовное и нравственное содержание творческого акта.
7. Формирование мировоззрения.
Алгоритмы развития всех форм сознания (религиозного, морального, интеллектуального, эстетического, правового) и их синергийное взаимодействие.
Способы и закономерности совершенствования и самосовершенствова-ния личности. Онтология добра, красоты и истины во внутреннем мире человека как основа гармонизации его личности.
Самоконтроль личности и социальный контроль. Личность и общество. Личность и государство. Роль общества в формировании мировоззрения.
Способствование формированию мировоззрения – главная цель педагогического процесса. Единство воспитания и образования.
Формирование представления об идеале – главная задача педагогической деятельности. Идеал в системе высших нравственных ценностей личности и общества. Виды идеала: религиозный. моральный, эстетический, социальный, политический и т.д. – их единство и различие.
Роль культуры многоконфессионального и многонационального народа России в формировании мировоззрения.
Значение и функции духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания и образования.
III. Средства решения главной проблемы
Основным средством решения главной проблемы представляется создание структурного подразделения (кафедры, центра , лаборатории), способного осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1. Учебная работа:
– организация и проведение лекционных, семинарских и практических занятий (в т.ч. экскурсий);
– подготовка и защита курсовых и ВКР;
– организация и проведение практик;
– организация НИР студентов.
2. Учебно-методическая работа:
– написание РПД;
– разработка УМК;
– подготовка методических рекомендаций по изучению дисциплин (для лекционных, семинарских и практических занятий, а также самостоятельной работы);
– написание и издание учебных пособий и учебников.
3. Научно-исследовательская работа.
Изучение феномена веры: генезис, эволюция и деградация. Конвергенция и дифференциация различных типов фидеического сознания.
Воплощение фидеического сознания в различных видах и жанрах искусства.
Изучение традиционных для Пермского края религиозных культур и фидеических систем. Изучение новых религиозных и фидеических движений, их влияние на формирование мировоззрения. Анализ позитивного и негативного в их деятельности.
Организация, проведение и участие в научных мероприятиях по проблемам фидеистики и религиозных культур.
Написание и публикация статей в научных журналах. Подготовка и издание монографий.
4. Воспитательная работа.
Аудиторные и внеаудиторные занятия как формы воспитательной работы.
Постоянное взаимодействие со структурами, осуществляющими воспитательную работу и психологическое сопровождение образовательного процесса.
Индивидуальная воспитательная работа и консультации по вопросам формирования и развития мировоззрения, помощь в решении проблем, связанных с моральным выбором и нравственными конфликтами. Помощь в формировании высших нравственных ценностей (идеала, счастья, смысла жизни и др.).
Примечание: предполагается, что новое структурное подразделение станет центром не только учебной и научно-исследовательской работы, но средством притяжения студентов всех факультетов университета, площадкой свободного, заинтересованного общения, дискуссионным клубом и творческой лабораторией – мощным средством формирования и развития традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
IV. Средства решения проблемы подготовки педагогических кадров
проблемы подготовки педагогических кадров может стать дополнительное образование и переподготовка. Это позволит преодолеть потенциальный разрыв между знаниями, полученными студентами в результате усвоения новых программ и работающими преподавателями. Каждый педагог должен получить знания в не меньшем объеме, чем студенты, а затем постоянно наращивать их в процессе постоянного профессионального совершенствования.
Педагоги должны знать, как традиционные для их региона религии раскрывают содержание духовно-нравственных ценностей, в чем состоит их единство и различие, каковы исторические связи между аксиологическими и моральными системами различных религий и пр. Они должны представлять каждую религиозную культуру во всем разнообразии и единстве ее основных (духовных и материальных) компонентов и уметь показать их значение для формирования мировоззрения человека.
Для достижения этой цели необходимо разработать и в кратчайшие сроки внедрить программу дополнительной профессиональной подготовки для учителей гуманитарного цикла общеобразовательных школ и преподавателей средних специальных учебных заведений в объеме не менее 150 часов.
Автор О. И. Сыромятников, Профессор кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета, Доктор филологических наук