Образование и повышение квалификации
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Факультет: Филологический
- Специальность: Филология
- Квалификация: Учитель русского языка и литературы
Повышение квалификации
Год | Образовательное учреждение |
---|---|
1999 – 2001 | МИРОС – Московский Институт развития образования |
2005 | НИИРО – Научно-исследовательский Институт развития образования |
2009 | Издательский дом Первое сентября (Основы возрастной психологии) |
2012 | МГУ, Филологический факультет (Формы работы с мотивированными и одаренными детьми) |
2018 | Центр социально-гуманитарного образования (Формирование начальных навыков литературоведческого исследования) |
2019 | Институт развития образования Министерства образования Калининградской области (Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы) |
2019 | Летняя школа для учителей литературы в Ясной Поляне (Сертификат НИУ ВШЭ) |
2021 | Центр инновационного дополнительного образования Умная методика, Удостоверение о повышение квалификации от Омского государственного университета |
Стажировки
- 2015: стажировка по страноведению во Франции (организована журналом Французский язык и Ассоциацией Maria при участии Посольства Франции в России)
Достижения и награды
В области филологического образования:
- Разработка принципов руководства научно-исследовательской деятельностью школьников с публикацией статей и книги.
- Разработка концепции и программы школьного литературного образования с последующей публикацией материалов.
- Разработка принципов преподавания курса Поэтика и Мифология в гуманитарных классах средней школы.
Разработка концепции интернет-курсов по литературе и МХК
Создание соответствующих курсов базового и углубленного типа для 10 и 11 классов средней школы (Телешкола Просвещение.РУ)
Работа над Концепцией филологического образования
Вариативное преподавание литературы и уточнение стандарта последнего поколения.
Создание линии учебников по литературе для 5-11 классов
В издательстве Просвещение (в соавторстве с О.В. Смирновой, Н.А. Шапиро, Е.И. Леенсон, М.В. Павловой, К.М. Поливановым). Результат: учебники прошли Экспертный совет, готовится их издание.
История режиссерского театра
Опыт и публикации
- Опыт словесной реконструкции спектаклей Театра на Таганке
- Публикация монографии (в соавторстве с Е.И. Леенсон, при участии Ю.П. Любимова)
- Создание и публикация первой научной биографии Ю.П. Любимова
- Изучение и публикация истории театральной цензуры советского времени
- Изучение писем зрителей спектаклей Ю.П. Любимова и опубликованные статьи
- Научное курирование выставки Век Любимова
Публикации и гранты
- Грант фонда Культурная инициатива за проект Гуманитарный класс (Создание системы гуманитарного образования в средней школе) (1991)
- Лауреат I и II конкурса авторских программ Министерства образования РФ (1992, 1993; курсы Мифология и Поэтика; последняя программа в соавторстве с Н.В. Давыдовой)
- Грант Института Открытое общество на подготовку и издание книги Миф или сказка? (Программа Обновление гуманитарного образования в России) (1995)
- Грант Института Открытое общество за проект проект “Школа понимания: столичный школьник в российской провинции” (Фольклорно-диалектологические экспедиции школьников) (1998)
- Лауреат конкурса НФПК и Министерства образования по созданию учебной литературы нового поколения (учебный комплект Русская литература XX века) (совместно с К.М. Поливановым) (2001 год)
- Грант Московского комитета по науке и технике за проект Разработка новых концепции и базовой программы преподавания русского языка для московских школ (на базе лаборатории филологического образования МИРОС, руководитель проекта) (2003)
- Грант Москвы в области образования (2003)
Опыт работы
- 1975 – 1987: руководитель учебных групп литературоведения, Московский городской Дворец пионеров и школьников
- 1987 – 1998: руководитель студии литературного творчества, Московский городской Дворец творчества детей (юношества)
- 1988-1989: ст. научный сотрудник, Временный научно-исследовательский коллектив Школа (по совместительству)
- 1990 – н.в.: преподаватель поэтики, мифологии Лицей 1525
- 1989 – 1993: ст. научный сотрудник, Московский институт образовательных систем (по совместительству)
- 1993 – 2003: зав. лабораторией филологического образования, Московский институт образовательных систем
- 2003 – 2010: методист НП Телешкола.
In markdown format, the text is properly formatted for better readability and understanding. Let me know if you need any further adjustments.
2012, октябрь по настоящее время – Институт развития образования НИУ ВШЭ, доцент, соруководитель программы Филологическая герменевтика школьной словесности.
2016, ноябрь по настоящее время – Гуманитарный факультет НИУ ВШЭ, зав. лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
Автор книг и статей по литературоведению, методике преподавания литературы, мифологии, истории театра.
Автор и редактор базовых и профильных интернет-курсов по литературе и Мировой художественной культуре (для НП Телешкола Просвещение. РУ).
Автор и ведущая просветительских и образовательных телевизионных программ по литературе (62 телефильма для каналов Культура, Школьник ТВ, ГТРК Россия).
Подготовка школьников к участию в радиопрограммах, посвященных литературе и искусству (серия Открытый урок в рамках проекта Классный час на радио Свобода), ведение дискуссии в рамках программ совместно с редактором Тамарой Ляленковой.
Руководство детским пресс-бюро Международного открытого книжного фестиваля в ЦДХ, выпуск газеты Фестиваля (ежегодно, июнь).
Ежегодное участие в Летней Лингвистической школе – чтение лекций и ведение семинаров (организаторы: Институт лингвистики РГГУ, МЦНМО, в настоящее время НИУ ВШЭ).
С 2011-2012 учебного года член жюри Всероссийской олимпиады по литературе.
Принимала участие в ведении семинара по повышению квалификации учителей русских школ за рубежом (в рамках ФЦП Русский язык на 2011 – 2015 годы): 26-30 ноября 2012 г., Украина, и 17-23 апреля 2013 г., США.
Радио Свобода включено Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Информация
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Михаил Булгаков в потоке российской истории
С таким названием в Научно-просветительском центре Музея М. А. Булгакова прошла XIV Международная конференция. Авторитетная и широко известная, она и в этом году собрала ученых разных стран: России, Италии, Венгрии, Латвии, США, Японии, Китая. Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. представила здесь проект, который делается вместе со студентами и выпускниками образовательной программы Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе. Все они – учителя, и рассчитан проект прежде всего на школьников и учителей, и вообще на широкую читательскую аудиторию.
Юткевичевские чтения, или Универсализм в искусстве
Юткевичевские чтения – ежегодное событие
С. И. Юткевич умел бесконечно много. Он и режиссер театра и кино, и сценарист, и художник, и театральный педагог. Естественно, что посвященная ему Международная научная конференция – Юткевичевские чтения – тоже объединяет людей, занимающихся самыми разными искусствами или работающими на стыке их.
Тема и место проведения
Тема этого года: Грани талантов и границы восприятия: Категория универсальности в искусстве. Она и проходит на разных площадках – и в Российском Гуманитарном Университете, где начиналась, и в Государственном Институте искусствознания. Хотя в этом году проведение Юткевичевских чтений случилось только в четвертый раз, желающих участвовать в ней (а это и известные ученые, и студенты) так много, что рабочие заседания проводились в три дня.
Оттепель как образ мысли и жизни
Вышла третья книга Сергея Чупринина, посвященная времени Оттепели. О событиях и действующих лицах речь уже шла, последняя работа носит название Оттепель как неповиновение. Сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк и Геннадий Кузовкин приняли участие в ее обсуждении – оно прошло на радио Говорит Москва, в передаче Ирины Прохоровой Культура повседневности.
О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ
В чем главная задача учителя литературы, как говорить со школьниками про советские идеологические романы и чему стоит учиться словесникам. Правмир поговорил с Евгенией Семеновной Абелюк, руководителем Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, учителем с 40-летним стажем.
ЗОНГ и таганские зонги
В Высшей школе экономики прошел первый ЗОНГ-фест – студенческий театральный фестиваль, организованный проектом ЗОНГ при участии Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
Царь Эдип с саксофоном
Можно ли поставить абсолютно современный спектакль на материале, написанном в V веке до нашей эры? Разговор на эту тему состоялся по инициативе участников Театрального киноклуба (проект Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская)
Красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко
Markdown:
## Юткевичевские чтения - ежегодное событие
С. И. Юткевич умел бесконечно много. Он и режиссер театра и кино, и сценарист, и художник, и театральный педагог. Естественно, что посвященная ему Международная научная конференция - **Юткевичевские чтения** – тоже объединяет людей, занимающихся самыми разными искусствами или работающими на стыке их.
## Тема и место проведения
Тема этого года: **Грани талантов и границы восприятия: Категория универсальности в искусстве**. Она и проходит на разных площадках – и в **Российском Гуманитарном Университете**, где начиналась, и в **Государственном Институте искусствознания**. Хотя в этом году проведение Юткевичевских чтений случилось только в четвертый раз, желающих участвовать в ней (а это и известные ученые, и студенты) так много, что рабочие заседания проводились в три дня.
## Оттепель как образ мысли и жизни
Вышла третья книга Сергея Чупринина, посвященная времени **Оттепели**. О событиях и действующих лицах речь уже шла, последняя работа носит название Оттепель как неповиновение. Сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк и Геннадий Кузовкин приняли участие в ее обсуждении - оно прошло на радио Говорит Москва, в передаче Ирины Прохоровой Культура повседневности.
## О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ
В чем главная задача учителя литературы, как говорить со школьниками про советские идеологические романы и чему стоит учиться словесникам. Правмир поговорил с Евгенией Семеновной Абелюк, руководителем Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, учителем с 40-летним стажем.
## ЗОНГ и таганские зонги
В Высшей школе экономики прошел первый **ЗОНГ-фест** - студенческий театральный фестиваль, организованный проектом **ЗОНГ** при участии Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
## Царь Эдип с саксофоном
Можно ли поставить абсолютно современный спектакль на материале, написанном в V веке до нашей эры? Разговор на эту тему состоялся по инициативе участников Театрального киноклуба (проект Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, Рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская)
## Красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко
О чем может говорить красная повязка на рукаве героя, появившаяся в марте 1917-го? А в январе 1918-го?Почему для Булгакова Рай наступит "в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки"?Кто же все-таки для героя рассказа Зощенко баба в шляпке и фильдекосовых чулочках": "баба", "фря" или "аристократка"? Чем домуправ отличается от домхоза, а самоуплотнение – от уплотнения и важно ли это знать, когда идешь в театр на "Зойкину квартиру"? Над этими и другими вопросами читателям предлагают размышлять авторы проекта по созданию модели универсального цифрового комментария для школы. Это подпроект большого проекта НИУ ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».
Необычные "Три сестры"
Вместе со своими гостями – студентами разных факультетов НИУ ВШЭ, Физтеха и МГУ – участники Театрального киноклуба (проект лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.; рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская) посмотрели и обсудили запись спектакля Э. Някрошюса "Три сестры".
"Колымские рассказы" Георгия Демидова
Георгий Демидов – забытый автор. Долгая лагерная жизнь на Колыме дала ему, физику, ученику Ландау, материал для ярких рассказов, высоко оцененных Варламом Шаламовым.
Живая жизнь классики и стандартизация
Унификация и разнообразие в литературном образовании. Эта проблема в течение двух дней обсуждалась в актовом зале Российской государственной библиотеки. Здесь на VII Международный педагогический форум собрались кураторы конкурса чтецов "Живая классика" – учителя, руководители художественных студий, библиотекари со всей России.
Пять причин, почему стоит поступать на очно-заочные программы магистратуры Вышки
До 13 сентября продолжается набор на магистерские очно-заочные программы, которые реализуются по специальностям в сфере образования и управления. Читайте, как обучение на этих программах позволяет заниматься не только наукой, помогает самореализоваться и строить карьеру в других сферах.
Ко Всемирному дню театра
На базе факультета гуманитарных наук успешно функционирует Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.. Лаборатория реализует различные проекты и факультативы, посвященные театру. Подробнее о них рассказывает заведующая Лабораторией, заслуженный учитель РФ Евгения Абелюк.
100-летие музея-заповедника "Михайловское" побуждает снова и снова размышлять о том, что значил этот "уголок земли" для Пушкина. В программе "Наблюдатель" (Телеканал "Культура") об этом говорят Евгения Абелюк (НИУ ВШЭ, лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра), Алексей Варламов (Литературный институт им. А.М. Горького), Евгений Богатырев (Государственный музей А.С. Пушкина) и Егор Сартаков (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики).
Руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Евгения Абелюк выступила на XII Международной научной конференции Государственного Музея М.А. Булгакова «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков». Она рассказала о проекте универсального комментария к литературе (и шире – к произведениям советского искусства) 1920-30-х годов, который делается на факультете гуманитарных наук силами студентов-учителей.
Руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Евгения Абелюк выступила на XII Международной научной конференции Государственного Музея М.А. Булгакова«Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков». Она рассказала о проекте универсального комментария к литературе (и шире – к произведениям советского искусства) 1920-30-х годов, который делается на Факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ силами студентов-учителей.
Digital Publications
Anastasiya Bonch-Osmolovskaya, Associate Professor at the School of Linguistics and Head of the Master’s in Digital Humanities, took part in the first webinar of the UniverCities and Culture series held by the University Network of European Capitals of Culture and the Network of Universities from the Capitals of Europe (UNICA) on November 17. She spoke about The Digital Tolstoy Initiative, a joint effort by linguists, philologists, and programmers to develop a digital ‘semantic’ edition of Leo Tolstoy’s complete works. In her interview, Dr Bonch-Osmolovskaya talks about the initiative and other digital humanities projects at HSE University
"Преступление и наказание" на сцене Таганки
В эти дни, когда мы отмечаем 200-летие Достоевского, юбеляру посвящено множество событий. В их числе конференция Института мировой литературы "Наука о Достоевском и практика преподавания в школе и вузе". В рамках конференции записан ряд лекций для учителей – участников Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности (МГУ, 11 – 13 ноября 2021 года). Руководитель Проектной лаборатории поизучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ Евгения Абелюк подробно рассказала коллегам о том, как художественный руководитель Таганки воплотил в спектакле по роману "Преступление и наказание" литературоведческую концепцию, принадлежавшую Ю.Ф. Карякину. Спектакль был поставлен на сценах шести (!) театров: в 1978 году в Будапеште (театр Вигсинхаз), в 1979 в Москве (Театр на Таганке), в 1983 году в Лондоне (Театр Лирик), в 1984 году в Вене (Академический театр) и в Болонье (театр Арена дель Соле), в 1987 году в Вашингтоне (театр Арена Стейдж).
Филологи Вышки отмечают юбилей
Десять лет назад в Вышке был основан Факультет филологии, внутри которого открылись две программы «Филология» и «Лингвистика». О том, как зарождалась филология в НИУ ВШЭ, а также каких успехов достигла Школа филологии сегодня рассказывает профессор Елена Наумовна Пенская.
Как студенты разных факультетов Вышки изучают театр
Один из самых популярных майноров для студентов 2–3-го курсов образовательных программ бакалавриата ВШЭ — «Театр с нуля». Он рассчитан на тех, кто интересуется театральным искусством и в большинстве случаев не собирается связывать с ним свою будущую карьеру. В этом году к обучению по программе майнора приступил третий поток студентов.
«Учеба дает силы работать дальше и вдохновляет»
Репутация у вышкинской магистратуры «Современная филология в преподавании литературы в школе» необычная. С одной стороны, учителя-словесники говорят о ней как об элитарной образовательной программе, с другой — как об абсолютно доступной. Руководители программы Константин Поливанов и Евгения Абелюк отмечают, что расхождение тут кажущееся.
Работа над проектом Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ по восстановлению, переосмыслению и постановке когда-то запрещенного спектакля «Берегите ваши лица» по стихам Андрея Вознесенского, подошла к концу!
Достоевский и Оболдуев для сцены
В знаменитой Театральной библиотеке, которую сейчас все знают как Библиотеку по искусству, или РГБИ, прошла очередная научная конференция. В этот раз театроведы, архивариусы, библиографы, искусствоведы и филологи – люди разных профессий, но близких интересов – собрались на "Четырнадцатые Международные научные чтения: Театральная книга между прошлым и будущим". Многие – в том числе и благодаря регулярным конференциям в РГБИ – хорошо знакомы. Как всегда, появились новые, в том числе совсем молодые, лица и возникла теплая домашняя атмосфера. Несмотря на зум. В связи с литературной основой спектакля, который не обязательно ставится по пьесе, возникла проблема жанра – театральной инсценировки? сценической композиции? сценария? – и этот вопрос оказался центральным. Его поставила в своем докладе бессменный собиратель конференции, директор библиотеки Ада Колганова. А говорили о многом.
"Современная филология в преподавании литературы в школе"
15 и 16 октября 2020 года в рамках Московского международного салона образования прошла филологическая конференция «MMCO.Пушкин». На платформе mmco-online собралось 13 000 учителей. Только для того, чтобы обсудить, как и где стоит повышать профессиональную квалификацию, пришло более 850 слушателей. Были представлены три программы. Евгения Абелюк рассказала о магистратуре НИУ ВШЭ "Современная филология в преподавании литературы в школе", Елена Бузина представила свою программу для учителей-словесников – курсы "Умной методики", о теории и практике профессионального образования учителей-филологов говорил и Сергей Лавлинский РГГУ.
Художественный мир Солженицына на уроке литературы
В школьной практике преподавание немногих произведений А.И. Солженицына: небольшого и только кажущегося простым, а на самом деле сложного рассказа "Матренин двор" и повести "Один день Ивана Денисовича". При этом "Матренин двор", как правило, попадает в школьную программу очень рано – обычно рассказ читают восьмиклассники. А между тем, для того чтобы его воспринять не поверхностно, за краткими, лаконичными упоминаниями случившегося с героями, нужно увидеть многие события русской истории XX века: пространство этого произведения вобрало в себя очень очень многое. Да и "Один дня Иван Денисовича" – эту своеобразную "энциклопедию" лагерной жизни, хорошо бы прочитать на фоне других вещей писателя, например, конкретные судьбы героев этой повести, в том числе эпизодических, можно соотнести с лагерными типами, описанными Солженицыным в "Архипелаге ГУЛАГ". Как говорить со школьниками о наследии писателя, как увидеть в его произведениях исторический масштаб изображенного – об этом на лекции "Художественный мир Солженицына на уроке литературы" с российскими учителями говорила Евгения Абелюк, автор ряда учебников, методических пособий, книг и публикаций по проблемам истории литературы, поэтики, преподавания литературы.
"Лица"
В субботу, 19 сентября, прошел кастинг студентов «Высшей школы экономики» – состязались будущие участники нового многообещающего проекта. Его запустила университетская Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Это создание поэтического перформанса по мотивам спектакля Театра на Таганке «Берегите ваши лица». Постановку по стихам А. Вознесенского в 1970-м запретила цензура. И вот теперь найденные сотрудниками лаборатории варианты поэтической композиции и переписка театра с проверяющими организациями (Управлением культуры Мосгорисполкома, министерствами культуры РСФСР и СССР, райкомом КПСС и даже ЦК КПСС) станут основой нового спектакля. Проект получил грант Центра поддержки студенческих инициатив НИУ ВШЭ; заинтересовался им и Центр Вознесенского – предполагается, что «Лица» станут совместным проектом университета и Центра.
Две новые линии учебников по литературе
Перед началом нового учебного года на филологической онлайн конференции "Новые учебники – новые возможности: практика применения УМК по литературе в современном образовательном процессе" российским учителям-словесникам были представлены две новые линии. Организатор конференции – Группа компаний "Просвещение". Авторские коллективы самых современных учебников представили А.Н. Архангельский и Е.С.Абелюк, оба сотрудники НИУ "Высшая школа экономики". Естественно представление прошло как проблемное обсуждение актуальных вопросов: Каким должен быть современный учебник литературы? Как именно излагать материал, чтобы он был интересен новому поколению детей, связанному с видеокультурой и мультимедиа? Что должны найти ученик и учитель в современном учебнике литературы? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, или не вполне стандартные ходы?
В какие игры играют поэты?
Ну конечно, в поэтические. Это игры с известными всем правилами: буриме, акростихи, анаграммы, каламбуры и многие другие, например абецедеарии (алфавитные стихи). И это игры, которые поэт придумывает, не объявляя читателю их правил. Но если читательдогадается, каковы эти правила, в стихотворении ему многое откроется. Лекцию на эту тему для читателей Российской Государственной Библиотеки по искусству, да и для самой широкой аудитории прочитала Евгения Абелюк, доцент Института образования и заведующая лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ. Послушать лекцию можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=OoK8hm7gNDQ&feature=youtu.be
"Медленное чтение" в дистанционном формате
На сайте "Гильдии словесников" – ассоциации, которая объединяет всех, кто творчески работает со словом: учителей, преподавателей, учёных-филологов, библиотекарей, писателей, музейщиков, журналистов – выложен огромный массив текстов дистанционных уроков по литературе. Подборка так и называется: "Медленное чтение" в дистанционном формате. В нее вошли тексты для дистанционных занятий, посвященные самым разным автора и произведениям, – от «Слова о полку Игореве» до литературы сравнительно недавнего времени. Среди авторов – вузовские преподаватели, но почти все они имеют опыт работы со школьниками. Авторы курса – известный московский учитель Елена Вигдорова, преподаватели вузов Евгения Абелюк, Елена Леенсон, Илья Иткин (НИУ ВШЭ); Виктория Малкина, Юрий Доманский, Марина Гистер, Татьяна Бузина (РГГУ); Марина Акимова (МГУ).
Поэтический театр вырос из поэтического бума
С середины февраля 2020 года в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова (НИУ ВШЭ) стартует два новых, связанных между собой, проекта для студентов: "Поэтический бум 1960-х (Культурная история Оттепели в свидетельствах очевидцев)" (рук. Е.С. Абелюк) и «Маяковка» (рук. Т.В. Левченко). Из названия первого очевидно: он нацелен на изучение и сохранение свидетельств о поэтическом буме времен Оттепели. В самом деле до сих пор целенаправленно поэтический бум не рассматривался, более того, не до конца понятно, что стоит за отложившимся в коллективной памяти представлением о восторженных стадионах, слушающих поэтов. Последствия мощной волны увлечения стихами тоже не изучены подробно. Сохранение свидетельств об этом культурном феномене эпохи Оттепели – вот задача этого проекта. Второй проект позволит студентом, изучая исторический и художественный контекст конца 1950-х – начала 1960-х годов, а также уже собранные свидетельства очевидцев поэтических чтений у памятника Владимиру Маяковскому, подготовить публичную читку поэтического спектакля. Он так и будет называться: "Маяковка". Помогать в осуществлении этих проектов студентам будут не только их непосредственные руководители, сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, но и московские филологи и историки, уже начавшие работу по изучению феномена поэтического бума шестидесятых. Это Г. Кузовкин; Е. Вежлян, Д. Ермольцев, М. Щукина.
Студенты Вышки на Вечере памяти Дмитрия Межевича
Дмитрий Евгеньевич Межевич – актёр Театра на Таганке, бард (петь и сочинять песни он начал, кажется, еще до поступления в легендарный театр). А еще – и это главное – он был замечательным, тонким, лиричным, а вместе с тем и очень мужественным человеком. Вечер его памяти в Доме русского Зарубежья имени А.И. Солженицына вёл его друг Вячеслав Гауфберг. Врач и тоже исполнитель авторской песни, он специально прилетел на этот вечер из США. Воспоминания перемежались песнями. Их исполнял и еще один актер и бард – Максим Кривошеев. Элегическое настроение вечера замечательно дополнило энергичное, яркое выступление студентов Высшей школы экономики. Показанные ими сценические этюды сделаны по мотивам спектакля “Берегите ваши лица”, поставленного в 1970-м Ю.Любимовым и запрещенного цензурой.
Летняя лингвистическая школа – 2019
С 8 по 17 июля в УЦ «Вороново» НИУ ВШЭ состоялась XXI Летняя лингвистическая школа — одно из самых важных и известных мероприятий для школьников-лингвистов.
Неповиновение
Неповиновение – такова тема только что вышедшего журнала "Знамя" (№7, 2019). Хронику инакомыслия 1960-1980-х годов здесь представляют люди разных поколений, живущие и ушедшие, – звучат голоса В.Тендрякова, Л. Копелева, Г.Владимова, Р. Орловой, В.Шендеровича. Е. Абелюк рассказывает о цензурной истории спектакля «Берегите ваши лица», так и не вышедшего на сцену Таганки. Идет здесь речь и о концепции спектакля, причем как о видении А. Вознесенского, так и о воплощении этого видения Ю. Любимовым.
Поэтический полилог ко дню Пушкина
В Государственном музее А.С.Пушкина к 220-летию со дня рождения поэта прошел необычный вечер. В поэтический полилог вступили А.С. Пушкин, Ю.П.Любимов и современные поэты – Александр Тимофеевский, Татьяна Щербина, Алексей Кубрик, Геннадий Каневский, Виталий Пуханов, Евгения Лавут и Дмитрий Гаричев. Организовал вечер Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова.
Юбилей любимовской Таганки студентки Высшей школы экономики празднуют по-любимовски
Праздновать юбилей театра по-любимовски можно только работая. Юрий Петрович Любимов работал всегда; он и во время отпуска работал: например, писал сценарные литературные композиции для своих будущих спектаклей. Праздник же 23 апреля 2019 года – большой: любимовскому Театру на Таганке исполнилось 55 лет. В этот день в Басманном корпусе НИУ ВШЭ прошла очередная четырехчасовая репетиция – студенты разных факультетов Высшей школы экономики "разминали" поэтическую композицию спектакля "Берегите ваши лица", когда-то запрещенного советской цензурой. Проект "Театрализованная лекция", который готовят сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. при поддержке Фонда Ю.П.Любимова, продолжается.
СЦЕНА/ТЕКСТ
В третий раз секция с таким названием работает на ежегодной Международной филологической конференции в С.-Петербургском университете. Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв НИУ ВШЭ представила три доклада: "От поэтической композиции Андрея Вознесенского "Берегите ваши лица" к поэтическому спектаклю Ю.П.Любимова (Е.С.Абелюк), "Как в театре на Таганке придумывали спектакль "Владимир Высоцкий" (Е.И.Леенсон) и "Драматургия и театральная критика в журнале "Литературное обозрение" (1936-1941) (Т.В.Левченко). Отдельно прошла презентация Лаборатории, о ее деятельности рассказала Е.С.Абелюк.
Новый и необычный проект лаборатории Любимова
"Театрализованная лекция" – в нынешнем учебном году это уже пятый по счету проект, открытый сотрудниками лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ. Проект собрал более 70 студентов разных факультетов Высшей школы экономики. Самым настойчивым из них, самым увлеченным предстоит показать широкой публике необычное лекционно-театральное действо. Оно будет посвящено событию, о котором многие слышали, но которое почти никто не видел: после трех показов спектакль "Берегите ваши лица" по стихам А. Вознесенского был запрещен принимающими комиссиями и стал легендарным.
Гамлет на русской сцене
Лекцию с таким названием прочитала для школьников Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Лекция в лектории "Самое важное" РАНХИГС прошла в московской школе 1535.
Пресс-конференция в РИА НОВОСТИ
На прошедшей 11 декабря 2018 года пресс-конференции были подведены итоги исследования "Формирование современной образовательной среды и рынок учебной литературы в контексте реализации нацпроекта "Образование" в 2018–2024 годах". Инициатор исследования Центр общественно-политических проектов. Удача проделанной аналитической работы определялась тем, что исследование носило качественный, а не количественный характер. Экспертные заключения дали 49 ведущих российских экспертов в области образования. На пресс-конференции выступили директор по проектам в сфере государственной политики Центра общественно-политических проектов Николай САПРОНОВ, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр АДАМСКИЙ, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр АСМОЛОВ, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Наталья ВИНОГРАДОВА, главный редактор издательского дома "Первое сентября" Артем СОЛОВЕЙЧИК, руководитель лаборатории образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр МИЛКУС, руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., донт Института образования НИУ ВШЭ Евгения АБЕЛЮК.
Может ли фильм помочь понять Толстого?
В кинотеатре «Иллюзион» состоялся открытый показ фильма Авдотьи Смирновой "История одного назначения", сценарий которого построен на углубленном изучении биографии и творчества писателя.
Взгляд из XXI века
Каким видится творчество Солженицына из сегодняшнего дня – этот вопрос обсуждался на пресс-конференции, которая прошла на 31-я Московской международной книжной выставке-ярмарке. В обсуждении приняли участие Н.Д.Солженицына, президент Благотворительного фонда А. И. Солженицына, Дмитрий Бак, директор Музея истории русской литературы им. В. И. Даля, и Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, доцент Института образования НИУ ВШЭ.
Творческий путь Толстого-мыслителя
Режиссер Авдотья Смирнова поставила фильм, в котором рассказывается о событии, многое определившем в духовной жизни Толстого-мыслителя. А о том, как можно работать с фильмом "История одного назначения" на школьных уроках литературы, написала в своей статье Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ.
Именно этим вопросом задались участники семинара, который для гостей VIII Свободной встречи словесников, приехавших в Москву из самых разных и многих мест, провела Евгения Абелюк, руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX -XXI вв., доцент Института образования НИУ ВШЭ. Более ста преподавателей школ и вузов смотрели и обсуждали фильм Авдотьи Смирновой "История одного назначения", сценарий которого основан на углубленном изучении биографии и творчества писателя.
XX Летняя лингвистическая школа
Начала свою работу ХХ Летняя лингвистическая школа, в организации которых принимают участие сотрудники школы филологии и школы лингвистики.
Сто современников к столетию режиссера
На фестивале "Красная площадь" была презентована книга воспоминаний "Сто современников о Юрии Любимове". Книгу представила ее составитель, вдова режиссера Каталин Любимова. В диалоге о мастере и его спектаклях выступили художник, кинорежиссер, оформитель первого громкого спектакля Любимова "Добрый человек из Сезуана", Борис Бланк и Евгения Абелюк, автор книги "Таганка. Личное дело одного театра" и руководитель лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Высшей школы экономики.
Как поставить на сцене восьмисотстраничный роман?
Евгения Абелюк прочитала лекцию о работе Юрия Любимова над спектаклем "В круге первом".
Московская электронная школа
Московской электронная школа — качественный прорыв или дорогая игрушка? Новый проект московского образования в программе "Родительское собрание" (Радио "Эхо Москвы") обсуждали доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и директор московской школы № 45 Михаил Шнейдер.
Авторы новых учебников по литературе выразили недоверие дополнительной экспертизе учебников, проведенной Министерством образования и науке в этом году. Подписавшие статью преподаватели НИУ ВШЭ А. Архангельский, Е. Абелюк, Н. Шапиро и их коллеги обстоятельно и конкретно обосновывают, почему новую экспертизу нельзя считать легитимной.
В год трагического юбилея
В университете города Оломоуца, в Чехии, появился клуб русского языка и литературы. Членом Попечительского совета нового клуба стала руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
Проект "ПОЛКА"
Новая книжная ПОЛКА появилась в Интернете – это онлайн-проект, представляющий читателю те произведения русской литературы, которые эксперты назвали важнейшими, представляющими родную литературу. Руководитель проекта – Юрий Сапрыкин. Редакторы и авторы аналитических материалов Варвара Бабицкая, Елена Макеенко, Лев Оборин. Из 28 экспертов 7 – преподаватели НИУ ВШЭ. Это Евгения Абелюк, Александр Архангельский, Сергей Волков, Илья Кукулин, Олег Лекманов, Михаил Павловец и Надежда Шапиро.
В гостях у казанских студентов
"Смотрите, кто пришел" – так называется программа на телевизионном канале Казанского государственного университета, в гостях у которой побывали Мария Гельфонд, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) и Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ (г. Москва). Ведущая – д. филол.н., профессор Лия Бушканец.Смотреть здесь http://tv.kpfu.ru/nashi-proekty/programmy/item/8566-moi-universitety-10.html
Как в XXI веке говорить о Горьком со школьниками?
На этот вопрос отвечает Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. Интервью с ней, которое взяла Наталья Лебедева, размещено на сайте ГОД ЛИТЕРАТУРЫ-2018.
День рождения Тонино Гуэрры
Исполнилось 98 лет со дня великого итальянца Тонино Гуэрры. Соавтор Федерико Феллини, Дамиано Дамиани, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского, Андрея Хржановского, он был другом еще одного великого русского режиссера – Юрия Любимова. Восемь лет назад Юрий Любимов поздравил Тонино Гуэрру спектаклем по его поэме "Мёд", поставив его на сцене Театра на Таганке к 90-летию Маэстро. О диалоге двух мастеров и превращении поэмы Гуэрры «Мёд» в драматическийспектакль Любимова пойдет речь на XLVII Международной филологической конференции в Санкт-Петербургском государственном университете. Свой доклад представит Татьяна Левченко (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.).
Гамлет XX века
Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI века прочитала лекцию для слушателей факультатива "Театр XX века: Многоязычие режиссерских поисков".
Зачем литература школе?
Размышления Евгении Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI века, доцента Института образования НИУ ВШЭ, посвящены актуальным вопросам современного литературного образования, прежде всего школьного. Речь идет о проблемах формирования в образовательном учреждении читательской культуры и личности читателя. Затрагиваются и некоторые другие проблемы.
Как воспринимается творчество писателей в среде молодых?
В гостях у радио "Культура" заведующая Проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк. Речь идет о творчестве Льва Толстого, Ивана Тургенева, Максима Горького, Александра Солженицына и Владимира Высоцкого, о том, как воспринимаются сегодня их произведения и о том, могут ли театр и кинематограф привлечь к ним читателя.
Можно ли рассказать о русской классике по-новому?
На круглом столе, посвященном этой всегда актуальной проблеме, выступила зав. проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI века, доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.
Евгения Абелюк о том, как Юрий Любимов решил проблему Галилея
На лекции, прочитанной в рамках образовательной программы, которую на выставке «ВЕК ЛЮБИМОВА» ведут сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. Любимова, НИУ ВШЭ, обсуждался спектакль по пьесе Б. Брехта "Жизнь Галилея", поставленный режиссером в Театре на Таганке.
В Центре документального кино прошел вечер воспоминаний о Юрии Любимове
В вечере приняла участие заведующая проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.
Евгения Абелюк о Гамлетах нашего времени
В рамках образовательной программы, подготовленной сотрудниками Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв к 100-летию режиссера, прочитана лекция "Гамлет" нашего времени".
Евгения Абелюк на радиостанции "Эхо Москвы"
Зав. проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., доцент Института образования НИУ ВШЭ размышляет о том, что в современной системе образования препятствует творческому преподаванию.
Вышла книга "100 современников о Любимове".
Книга была подготовлена Фондом развития театрального искусства Юрия Любимова при участии сотрудников Проектной лаборатории НИУ ВШЭ по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
Международная конференция "Юрий Любимов. Театр Жизни"
28-29 сентября 2017 в Государственной библиотеке по искусству прошла международная конференция "Юрий Любимов. Театр Жизни", организованная при участии Проектной лаборатории НИУ ВШЭ по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX века.
На открытой в Музее Москвы выставке "Век Любимова" проходит множество художественных и образовательных событий. Образовательная программа выставки подготовлена сотрудниками Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.В числе прочих – и лекция о сценарии спектакля "Десять дней, которые потрясли мир".
Мастер-класс "Как научить любить читать на уроках литературы?"
7 сентября на Московской международной книжной выставке-ярмарке сотрудники НИУ ВШЭ доценты Е.С. Абелюк и Н.А. Шапиро рассказали о новом учебном пособии по литературе, а также о том, какими способами можно заинтересовать детей чтением художественной литературы.
Александр Пиперски выступил на VI Свободной встрече учителей литературы
Научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик рассказал о поэтическом корпусе Национального корпуса русского языка.
Сотрудники ВШЭ подготовили образовательную программу выставки, посвященной Юрию Любимову
До 26 октября в Музее Москвы идет выставка «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека», приуроченная к столетию режиссера. Образовательную программу выставки, включающую экскурсии, лекции и кинопоказы, подготовили сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Куратором образовательной программы выступила заведующая лабораторией Евгения Абелюк.
В Музее Москвы открылась выставка «Век Юрия Любимова»
30 сентября в Музее Москвы открылась выставка «Век Юрия Любимова». Образовательную программу выставки курирует проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра ХХ – ХХI вв. НИУ ВШЭ.
«Нужно, чтобы учитель имел вкус к исследованию»
Учебная программа магистратуры «Современная филология в преподавании литературы в школе» не похожа на привычные программы филологических факультетов. О том, почему подготовка магистров на этой программе может считаться уникальной, рассказывает один из ее руководителей – Евгения Абелюк.
Начало летней практики для учащихся московского лицея № 1525
Сотрудники проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. открыли начало летней практики для учащихся гуманитарных классов московского Лицея № 1525
Состоялся литературно-музыкальный вечер «Юрий Любимов
Сотрудники проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. приняли участие в мероприятии, прошедшем 5 июня в Государственном музее А.С. Пушкина
Евгения Абелюк представила НИУ ВШЭ на круглом столе «Революция и литература»
Круглый стол прошел 5 июня в Парадных сенях Исторического музея. Вел обсуждение Сергей Нарышкин.
«Лев Толстой как зеркало цифровой революции»
Руководитель проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI в. приняла участие в обсуждении проблемы электронного книгоиздания.
II Ассамблею Гильдии театральных режиссеров России посвятили столетию Юрия Любимова
Представители лаборатории Евгения Абелюк и Елена Леенсон были в числе гостей и участников. Они показали на Ассамблее документальный фильм «И все-таки Таганка!» (автор – Евгения Абелюк, режиссер – Дмитрий Аврорин, при участии Юрия Любимова).
Выпускной учителей гуманитарных предметов
21 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ студенты программ «Политические вызовы современности», «Филологическая герменевтика школьной словесности» и «Информационные ресурсы исторической науки» получили магистерские дипломы.