8 важных вопросов о выборе школы

. Во-вторых, семьи, в которых царит благополучие, могут служить примером для других семей, способствуя формированию здоровых и счастливых обществ.

  1. Кроме того, благополучие семьи способствует снижению уровня преступности в обществе, так как дети, выросшие в заботливой и любящей семье, склонны к более адекватному поведению и уважению к закону.

  2. Наконец, благополучие семьи способствует сохранению традиций и ценностей общества, обеспечивая устойчивость и продолжение поколений.

Таким образом, благополучие семьи играет ключевую роль в формировании и развитии общества.

Семья как социальный институт

Семья является одним из основных социальных институтов, который играет важную роль в формировании личности человека и его социализации. В данной статье рассмотрим несколько аспектов семьи как социального института, а также приведем примеры для наглядности.

Значение благополучных семей

  1. Формирование социальных норм: В благополучных семьях детей учат определенным социальным нормам, включая моральные. Это способствует укреплению моральных ценностей в обществе.

  2. Самореализация личности: Дети из благополучных семей часто становятся уверенными в себе личностями, которые задают себе ценные цели и стремятся к успеху в различных сферах жизни.

Принуждение со стороны различных социальных институтов

  1. Школа: Например, в школе все ученики обязаны носить школьную форму согласно уставу.

  2. Армия: Иван выполняет все поручения начальника штаба в армии, демонстрируя принуждение с со стороны этого социального института.

  3. Государство: Гражданин В, который владеет собственным бизнесом, платит обязательные налоги в соответствии с законами государства.

Функции семьи

  1. Воспитательная функция: Родители всегда учили Ваню уважать старших и демонстрировать доброту, что повлияло на его поведение в обществе.

  2. Психологическая функция: Родители всегда поддерживали Настю в стрессовых ситуациях, помогая ей стать психологически устойчивой личностью.

  3. Досуговая функция: Родители Кати всегда по выходным времени проводят семейное время в парке, обеспечивая досуг и отдых.

Характеристика демократической семьи

  1. Совместное обсуждение проблем: В семье Ивановых разногласия решаются путем обсуждения и нахождения компромисса.

  2. Принятие решений всеми членами: Семья N все вместе принимает решения, например, куда поехать в отпуск.

  3. Договоренное разделение обязанностей: В семье А все члены помогают друг другу в выполнении домашних задач, что происходит по договоренности.

Признаки семьи как социального института

  1. Система социальных ролей: Семья имеет определенные структуры и социальные роли для каждого члена (родители, дети).

  2. Полный контроль: Родители следят за детьми и формируют их жизненный образ с самого детства.

  3. Нормы и ценности: В каждой семье есть свои социальные нормы, например, проявление гостеприимство и уважение старших.

Характеристики традиционной семьи

  1. Авторитарный стиль руководства: Главой семьи является отец, который принимает ключевые решения и определяет правила семьи.

  2. Деление обязанностей по половому признаку: Женщины выполняют домашние обязанности, а мужчины обеспечивают семью материально.

  3. Централизованное управление: Вся жизнь семьи направлена на удовлетворение потребностей главы семьи.

Семья как социальный институт оказывает значительное влияние на формирование личности и социализацию человека. Важно понимать различные аспекты и функции семей, чтобы обеспечить здоровое и гармоничное развитие каждого ее члена.

Важность образовательных учреждений

Воспитательная функция
Расширение системы дошкольных образовательных учреждений и дополнительного образования в России привело к тому, что многие дети проводят в них больше времени, чем в семье, получая определенное воспитание.

Хозяйственно-экономическая функция
Государство гарантирует социальное обеспечение гражданам в случае нетрудоспособности, включая социальную помощь на дому, что раньше было обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей и родственников.

Рекреационная функция
Появление фирм в городе, организующих развлекательные досуговые мероприятия, включая семейные торжества и праздники.

Негативное поведение и санкции

Пример негативного поведения:
Андрей злоупотребляет алкоголем и устраивает скандалы с соседями.

Неформальные негативные санкции:

  1. Соседи осуждают Андрея за данное поведение.
  2. Соседи жалуются на поведение Андрея.
  3. Одна из соседок бранит Андрея.

Классный час о милосердии

Цель: Формирование представлений учащихся о милосердии и необходимости помощи людям-инвалидам.

Ход классного часа:

  1. Вводная беседа: Учитель спрашивает у детей о их интересах к чтению.
  2. Представление книги: Рассказывает о повести Класс коррекции и акцентирует внимание на понятии милосердия.
  3. Обсуждение повести: Ученики обсуждают героев и события из повести, связанные с милосердием.
  4. Заключение: Беседа о том, как ученики проявляли милосердие и как это важно для нашей жизни.

Завершение: Учитель подводит итоги урока и задает вопросы о дальнейшем интересе к милосердию и помощи людям в нужде.

Раскрытие темы: Как Юра, ребенок с ДЦП, смог изменить жизнь в классе

Юра – ученик со специальными потребностями

Учитель: Все дети наблюдали за Юрой, а Пашка, самый хулиган, пригласил его сесть рядом с ним. Но Юре было трудно расположиться за столом. Он писал с трудом и дергал рукой. Оказалось, что у Юры ДЦП, это такое заболевание, которое не дает нормально передвигаться, держать ложку или карандаш.

Таблица: Дети с ДЦП в школе

ДиагнозПроявления
ДЦППроблемы с движением
Дегенеративные заболеванияПроблемы со слухом и зрением

Юра смог прийти в школу и не испугался. Он был очень приветлив и даже угостил второклассника жевательной резинкой. Юра мог ходить, но с трудом, и это привлекло внимание одноклассников и учащихся из других классов.

Влияние Юры на окружающих

На перемене Юру обступили не только одноклассники, но и учащиеся с других классов. Юра умел шутить над собой, что заставило других пересмотреть свое отношение. Он влиял на весь класс, делая его более дружным и открытым.

Приглашение класса на вечеринку

Юра пригласил всю группу на вечеринку к себе домой. Это поступок вызвал удивление, так как раньше никто не организовывал подобные мероприятия. Дети из обычных классов чаще приглашали в кафе с аниматором, в то время как Юра пригласил класс к себе.

Открытие тайны

В ходе вечеринки Юра намекал на то, что хотел бы рассказать свою тайну, но так и не раскрыл её полностью. Однако, во время мероприятия стало ясно, что у каждого ученика есть свои сложности и проблемы.

Выводы о детях с различными заболеваниями

История Юры показывает, что дети с разными заболеваниями могут оказывать положительное влияние на окружающих и изменить динамику в классе. Важно уметь открыться и понять друг друга, помогая создать дружескую атмосферу в школе.

Учитель: Так мы постепенно узнаем, какие дети учатся в классе коррекции. Повесть заставляет нас задуматься о том, что есть дети не такие как мы. Некоторые родились с каким-то заболеванием. И им трудно учиться в обычной школе. Но представляете, как им должно быть скучно все время дома сидеть? Как вы думаете?

Учитель: А вам бы хотелось, чтоб такие дети пришли в наш класс, на урок, чтобы они увидели, как у нас бывает весело и интересно?

Учитель: Что бы вы сделали для них?

Ответы учащихся: Мне бы хотелось им чем-то помочь, подружиться с ними.

Учитель: Юра сказал Антону, что сейчас ему намного лучше и он может ходить. Представляете, а что было раньше? Юра сказал, что ходить лучше, чем лежать. А вы как думаете? Что чувствует человек, прикованный к постели?

Учитель: Юра многому научил своих одноклассников. Антон первый понял, что за Юрой будто кто-то стоит. Но он не мог понять, кто. Но мы так и не узнали секрет Юры. Не узнали и почему Антон попал в класс коррекции. Но однажды сам Юра раскрывает свой секрет. Когда они гуляли за школой, Юра сказал, что лучше показать и неожиданно Антон почувствовал какую-то теплоту во лбу. Когда он открыл глаза, он лежал на траве, а Юра мог хорошо и прямо ходить, приседать. Так Антон понял, что Юра показал ему параллельный мир. Антон спросил, почему он не останется в этом мире, а Юра сказал, что там же родители, и к тому же он не знает, всегда ли существует этот мир. О том, что было дальше, я не буду рассказывать. Интересно, смогут ли вернуться мальчики назад? А может быть весь класс попадет в этот параллельный мир?

Учитель: Вы это узнаете, что прочтете повесть до конца.

Учитель: Как вы думаете, чему нас учит повесть?

Учитель: Повесть учит нас быть более внимательными к не совсем обычным людям, быть более милосердными. Не хочу говорить «инвалиды», это слово мне кажется обидным. Просто это особые люди, которые нуждаются в нашей поддержке.И я хочу, чтобы мы помогали им, потому что они такие же люди, как и мы, и имеют право на счастье.

Учитель: Как вы думаете, как мы можем помочь этим людям?

Учитель: Хорошие идеи. Давайте сделаем хорошие добрые дела.

Учитель: Давайте подведем итог, вы поняли, что такое милосердие?

Учитель: А что означает проявлять милосердие?

Дети поднимают руки.

Учитель: Наш классный час подошел к концу. Скажите, какие выводы вы для себя сделали?

Опрос учащихся по цепочке.

С нового учебного года каждый понедельник во всех школах страны будет начинаться с внеклассных занятий «Разговоры о важном». «События, люди, их деяния и идеи – всё это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем всё, чтобы доказать обратное: про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое», – рассказал министр просвещения Сергей Кравцов в интервью для ТАСС. Глава ведомства отметил, что: ✅ темами разговоров станут и простые человеческие ценности, например, дружба, уважение к труду, сохранение исторической памяти, милосердие и справедливость.

Читайте также:  Какой бывает практика классические и нестандартные форматы

✅ ученики будут вовлечены в обсуждение – педагогу особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы.

12 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В России 12 декабря отмечается большой государственный праздник — День Конституции. Накануне этой даты в школе прошли внеурочные занятия «Разговоры о важном». Учащиеся вместе с классными руководителями обсудили основной закон страны, а также права и обязанности гражданина России. Занятия прошли в форме познавательной беседы с использованием видеоматериалов и интерактивных элементов. Педагоги разобрали с учениками такие вопросы, как основы конституционного строя, права и свободы гражданина РФ, значение семьи и семейных ценностей в жизни каждого человека. Ученикам начальных классов рассказали о том, как формировался первый свод законов на Руси — «Русская Правда», который был принят в XI веке в период правления князя Ярослава Мудрого. Также им предложили порассуждать, для чего нужны правила, почему их нужно соблюдать и чем права отличаются от обязанностей. Старшеклассники, которые уже знакомы с Конституцией, прошли небольшой тест, который определил, насколько хорошо они понимают ее основные положения. По итогам занятия ребята нарисовали тематические рисунки

Утро понедельника в нашей школе традиционно началось с торжественной линейки. Учащиеся вынесли флаг РФ, прослушали гимны РФ и Кузбасса. На торжественной линейке были намечены планы на предстоящую неделю. После линейки ребята прошли в учебные кабинеты на "Разговоры о важном". Тема внеурочных занятий – "Что такое Родина?". Понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине – опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим. Множество часовых поясов меняет наша необъятная Родина. А вы знаете сколько часовых поясов в России?

Традиционно учебная неделя началась с общешкольной линейки, после которой прошел разговор на тему «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. СОВЕТНИКИ ПО ВОСПИТАНИЮ». Труд учителя – это труд на благо Родины, это пример служения своим соотечественникам, защита общенациональных ценностей, ответственность за будущее нашей страны. На протяжении всей истории учитель играл особую роль в формировании будущего поколения, процветания нашей страны. Сегодня учителя создают условия для развития обучающихся, их успешной самореализации, показывая мир возможностей, которые перед ребятами открывают знания. Появление ещё одного педагога, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, позволяет создать условия для развития социального потенциала личности, помочь развить социальную одарённость ребёнка через активную воспитательную работу. Советник директора нашей школы Олеся Николаевна Капустина провела "Разговоры о важном" с учениками начальной школы. Ребята больше узнали о роли учителя в жизни каждого человека, сыграли в игру «Тот, кто учит – тот, кто учится», которая позволила детям погрузиться в мир профессии учителя, а так же познакомились с функционалом нового школьного педагога советника директора по воспитанию. Ребята проявили большой интерес к педагогической профессии задумались о том, какой предмет они хотели бы преподавать, а так же поблагодарили своих учителей.

Традиционно учебная неделя началась с общешкольной линейки, после которой прошел особенный разговор на тему «ЗОЯ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ». Ребята со своими классными руководителями обсудили традицию защищать то, что мы любим: Родину, родителей, наш дом, друзей и многое другое. Эта тема до сих пор является актуальной среди жителей нашей страны. В основе героических поступков наших соотечественников на протяжении многовековой истории России лежат любовь и беззаветное служение Отечеству. Многие юноши и девушки, включая Зою Космодемьянскую, совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству. Подвиг Зои Космодемьянской стал символом борьбы за Победу. Он напоминает нам о доблести и храбрости десятков и сотен ее сверстников, которые смело защищали свою Родину. Это история, которую мы должны помнить и передавать будущим поколениям. В этом году мы отмечаем 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской. Давайте почтим ее память и вдохновимся ее примером. Пусть наши действия всегда будут наполнены любовью к Родине и готовностью служить ей. Давайте сохранять и передавать историю нашей страны, чтобы каждый из нас понимал и ценил ценности, которые лежат в основе нашего единства и сильной Родины.

Участие молодежи в голосовании всегда играло важную роль. Именно поэтому необходимо уделять большее внимание информационному просвещению и распространению информации о выборах среди молодого поколения. 4 сентября 2023 года в рамках Всероссийской просветительской акции «Поделись своим знанием» заместитель Главы города, начальник территориального управления ж.р. Ягуновский, Пионер, Нагаев Марат Махатович провел урок из цикла «Разговоры о важном» для учеников старших классов. В преддверии выборов Губернатора и депутатов Парламента Кузбасса, которые пройдут уже на этой неделе, рассказал будущим избирателям о том, как проходят выборы и почему так важно участие в избирательном процессе. «Наша задача — помочь ребятам после каникул сориентироваться в современной экономической и политической обстановке, которая складывается в регионе, в стране и мире. Подростки должны оперативно получать максимально достоверную и полную информацию от нас, взрослых», — подчеркнул губернатор Сергей Цивилев

Осенью родители задумываются о том, в какую школу пойдет их ребенок в следующем году. Для многих это событие настолько волнующее и непонятное, что беспокойство может перерасти в сильную тревогу или невроз и даже отразиться на ребенке. Рассказываем, как зачисляют в школу и какие моменты стоит учесть при выборе учебного заведения, в которое вы отправитесь в первый класс.

Как устроен процесс зачисления?

К процессу выбора школы можно подготовить себя заранее, как минимум за год: ежегодно в ноябре или декабре департамент образования каждого округа публикует приказом на будущий год список школ, закрепленных за каждой конкретной улицей (или номером дома). То есть у любого ребенка по месту прописки есть одна или несколько школ, которые обязаны принять его на обучение в первый класс. За год список существенно не меняется. Но посмотреть актуальный приказ перед подачей заявления на прием в первый класс стоит обязательно.

Зачисление в первый класс происходит в два этапа. Первый проходит с 1 апреля по 30 июня – он для тех, кто поступает в школу, закрепленную за ребенком по месту прописки. В эти же даты подают заявления родители детей, имеющие льготы (список льгот можно посмотреть, например, на портале Госуслуг).

Еще в первую волну зачисляют детей, посещавших детский сад, который вместе с этой школой входит в состав комплекса. Таких объединенных комплексов особенно много в Москве и других крупных городах. Для детей, посещающих такой садик, процесс зачисления в разы проще: они попадают в школу автоматически после подачи заявления. Также среди преимуществ такой системы – предварительное знакомство с учителем, потому что педагоги из начальной школы приходят в детский сад вести занятия у подготовительной группы.

В первую волну очередность подачи заявления не важна: в школы попадут все, кто ходит в садик, входящий в состав комплекса, или живет на закрепленной за школой территории.

Второй этап зачисления проходит с 6 июля по 5 сентября. Он для тех, кто хочет поступить в школу не по месту прописки и не ходил в детский сад комплекса, – к примеру, если закрепленная за вашим домом школа с математическим уклоном, а у ребенка явные способности к иностранным языкам, или хочется пойти в школу, которую хвалили знакомые. Тогда вы можете подать заявление и документы ребенка в другие школы и ждать оглашения списков на зачисление. Но возьмут его только в том случае, если в классах еще остались свободные места после окончания первой волны.

Поэтому если вы идете в «чужую» школу, то чем быстрее вы подадите заявление, тем более вероятно, что вы попадете туда, куда хочется.

О сроках и требованиях к зачислению в частную школу лучше узнавать на сайте конкретного заведения или напрямую по телефону, поскольку каждая школа устанавливает свои правила. Также зачастую частные школы дополнительно проводят отбор в первый класс, к чему нужно быть готовым. В государственных школах вступительные испытания для будущих первоклассников запрещены, кроме тех случаев, когда ребенок идет на программу «Эффективная начальная школа», которая предполагает диагностику.

На что влияет родитель в рамках государственной школы?

Если ребенок идет в негосударственную школу, то родители могут выбирать учебное заведение, а если школа государственная, элементов выбора гораздо меньше, но они тоже есть, поясняет нейропсихолог и образовательный коуч Анна Высоцкая. К примеру, если у школы несколько корпусов, можно написать заявление на имя директора для перевода в другой. Однако администрация может отказать из-за отсутствия мест. Перевести ребенка в класс к другому учителю можно таким же образом. «Некоторые школы занимают позицию коммуникационной открытости: устраивают мастер-классы, знакомят с учителями и дают право найти «своего» преподавателя для ребенка. Я бы отдавала предпочтение той школе, независимо от рейтинга, которая предлагает возможность познакомиться с учителями. Это несомненный плюс», – комментирует Анна Высоцкая.

Читайте также:  Чтобы быть коллективом тест по орксэ основы светской этики тест по орксэ 4 класс

По словам эксперта, родитель не в полной мере на что-то влияет, но кое-что он решать может. Например, нельзя изменить содержание программы обучения, но можно выбрать ее длительность – три года по программе «Эффективная начальная школа» (она есть не во всех школах и предполагает педагогическую диагностику ребенка) или четыре года по стандартной. Также в некоторых государственных школах есть классы с коммерческой составляющей, в которых меньше детей и своя внеурочная нагрузка.

Что можно выбирать в частных заведениях?

Подходов к обучению у частных школ множество, и вы можете подобрать школу для ребенка, исходя из своих ценностей, желаемого уровня образования и дополнительной нагрузки в виде факультативов, а также своих финансовых возможностей.

Анна Высоцкая предлагает упрощенно поделить частные школы на селективные (с отбором) и тьюторские (поведенческие). В селективных есть входная диагностика и тщательный отбор детей в соответствии с критериями, которые каждая школа формулирует для себя. Критерии отбора детей могут быть связаны не только с функциональной и когнитивной зрелостью, но и с социальными навыками ребенка, степенью учебной мотивации и навыками самоконтроля. Благодаря этому в школе получается однородная среда из отобранных детей.

Есть также тьюторские школы – они, наоборот, готовы работать с разными детьми и проводят не отбор, а набор. Такие школы спокойно воспринимают то, что дети могут приходить немного незрелыми и с определенными трудностями, потому что умеют обучать социальным навыкам.

По каким программам работают в России начальные частные школыНередко частное образование предпочитают родители, которым ближе альтернативные методы педагогики. Частные школы обычно декларируют индивидуальный подход, отсутствие оценок и гонки за рейтингом. Вот три часто встречающиеся программы негосударственных начальных школ. Система Монтессори – это всестороннее и свободное развитие ребенка в подготовленной дидактической среде. Класс в такой школе не похож на стандартные кабинеты государственных школ – в нем не сидят за партами, а учитель не объясняет материал перед учениками у доски. Как правило, классы Монтессори большие, а пространство внутри имеет упорядоченную систему, в которой ребенок самостоятельно изучает привлекательные дидактические материалы и предметы в открытом доступе. Дети в классах разного возраста, чтобы младшие могли учиться чему-то у старших. Монтессори-педагогика ориентирована на индивидуальный подход и свободу выбора во всем. Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, а учитель помогает только тогда, когда его об этом просят. В такой системе педагог – скорее помощник и наблюдатель, чем человек, преподносящий знания в привычном понимании. Такая система больше подойдет тем, кто хочет, чтобы их ребенок развивался естественно и самостоятельно проявлял мотивацию к обучению. Подход Марии Монтессори формирует навыки индивидуальной работы, самоорганизации и умения завершать начатое.Вальдорфская система провозглашает поэтапное развитие ребенка, где обучение происходит согласно его возрасту и развитию. Если в педагогике Монтессори ребенок обучается в дидактической среде еще до шести лет, самостоятельно играя, вальдорфская система старается продлить его детство и не стремится преждевременно обучать его чтению и письму. По вальдорфской методике ребенок до шести лет создает поделки и рисунки, развивая воображение и фантазию. В вальдофском подходе центральное место занимает учитель, который проводит с детьми занятия, направляет их, но в то же время дает свободу творчеству и воображению. Большая роль отводится духовному воспитанию – дети изучают основы этики и местную религию, их знакомят с понятиями доброты и красоты. Классы часто оформлены в этностиле, из природных материалов и в лаконичном дизайне, который не отвлекает внимание ребенка обилием деталей. В качестве обучающих инструментов тоже используются материалы естественного происхождения: дерево, глина, шерсть, с минимальным количеством деталей, чтобы ребенок сам учился фантазировать. Благодаря вальдорфской педагогике ребенок развивает навыки командной работы, эмпатии и коммуникации. Педагогика Реджио-Эмилия, как и система Монтессори, возникла в Италии, и она тоже способствует развитию у ребенка индивидуальности. Философия Реджио-педагогики в том, что любая заинтересовавшая ребенка вещь или вопрос может стать исследовательским проектом. Отношения между учителем и учеником равные и партнерские, в которых они сотрудничают. Если ребенок задает педагогу вопрос, учитель сперва дает ему время подумать и поразмышлять самому, а потом предлагает ответ. Классно-урочная концепция заменена проектной деятельностью, где ребенок исследует то, что ему интересно, в сотрудничестве с учителем. Кстати сказать, что ни в одном из перечисленных методов нет общей программы обучения для всех учеников и системы оценивания, потому что каждый предполагает индивидуальный подход. Лишь в Реджио-педагогике используется так называемое документирование, когда учитель фиксирует результаты ребенка с помощью фото, видео или записей, чтобы отслеживать его индивидуальный прогресс. Подход Реджио-Эмилия изначально предполагал обучение детей только до шести лет. Однако сейчас метод все больше распространяется на начальное звено и выше. В России Реджио-школы распространены в Москве и других крупных городах.

Какие критерии выбора школы?

Процесс выбора может стать причиной переживаний, особенно если родитель не до конца понимает, что действительно важно учитывать. О критериях, на которые можно ориентироваться, рассказала психолог лицея имени Софьи Нюберг и соавтор Telegram-курса поддержки родителей выпускников «Обнимемся, сестра» Ксения Ягодина.

Первый важный критерий – как далеко находится школа от дома.

Для ребенка 6–7 лет расстояние имеет большое значение – перемещения по пробкам с утра будет для него тяжелым мероприятием.

Второй – уровень образовательной программы. Программа «Эффективная начальная школа» – это «началка» за три года, «Школа России» – за четыре. По первой лучше идти тем детям, которым больше семи или даже семи с половиной лет, она для совсем зрелых, потому что уже в первом классе задает высокий темп. Вторая – это стандартная программа начальной школы.

Помимо сокращения срока обучения программы имеют и другие различия. Например, при обучении по «Эффективной начальной школе» уже со второго полугодия первого класса дети начинают получать оценки и изучать английский язык. Ученики, которые учатся по «Школе России», приходят к этому только во втором классе. Ксения говорит, что не всем детям будет комфортно учиться по трехлетней программе – родители жалуются на трудности с усвоением материала, часто мамам и папам приходится объяснять пройденные в школе темы еще и дома. И если у вас развитый ребенок старше семи лет и вы хотите идти на «Эффективную начальную школу», важно учитывать такие риски, в том числе трезво оценивая и собственные возможности.

Как выбирать учителя?

Третий критерий – возможность выбирать учителя. Хорошо бы, чтобы вы знали, кто набирает первые классы, потому что разные учителя подходят разным детям, поясняет Ксения Ягодина. Для этого можно поговорить с администрацией школы. Конечно, нет универсальных рекомендаций о совпадении учителя и ребенка, потому что все индивидуально, но родители должны примерно понимать, что подходит их ребенку. Он медлительный и спокойный? Или, наоборот, быстрый и эмоциональный? Требует особого внимания или легко будет двигаться в общем потоке?

Не нужно спрашивать у администрации и родителей, кто из учителей хороший, потому что хороший – относительное понятие, для всех разное. Лучше задавать конкретные вопросы: кто строгий, кто «теплый», кто никогда не повышает голос, кто энергичный и так далее.

По мнению образовательного коуча и нейропсихолога Анны Высоцкой, некоторым детям категорически не подходят так называемые «сильные» учителя. Они менее эмпатичны и больше переживают за конечный итог своей работы, поэтому перед ними часто не стоит задача выстраивания отношений, раскрытия личности ребенка и повышения мотивации. Если ребенок чувствительный, интровертивный, то чтобы вообще начать учиться, он нуждается в выстраивании доверительного контакта. Если ребенок достаточно амбициозный, не такой чувствительный и вместе с учителем ориентирован на результат – то ему можно идти к «сильному» педагогу. Но здесь еще важно выбирать учителя не только для ребенка, но и для себя: ведь вам придется с ним контактировать и выстраивать партнерские отношения.

Поэтому если в одной из школ вы можете повлиять на выбор учителя, рассматривайте ту, где есть такая возможность.

Ксения Ягодина добавляет, что познакомить ребенка с учителем удается далеко не всегда – это зависит от школы. И даже если есть возможность это сделать, нет никаких гарантий, что ребенок непременно попадет в класс к этому педагогу, потому что учитель, как и родитель, не влияет на процесс зачисления.

Как организовано школьное пространство?

Просто так зайти с улицы в школу и посмотреть, как там все устроено, конечно, нельзя, но можно это сделать на дне открытых дверей. Часто в такие дни сотрудники проводят экскурсии по школе, рассказывают об особенностях обучения и о правилах, также можно задать все интересующие вас вопросы.

Если есть возможность для ребенка познакомиться со школой – например, на подготовительных курсах, – то это лучший способ понять, подходит она вам или нет.

Например, мать троих детей Светлана считает, что подготовка к школе нужна не столько для получения новых знаний, сколько для выбора учителя и знакомства со школой: «Важно познакомиться с устройством школьной жизни, важно учиться сидеть и слушать, даже знать, где туалет, важно. Тогда в первый класс ребенок пойдет без стресса – ведь ему знакома обстановка, учитель, он знает, где раздевалка, спортзал, столовая. Он будет чувствовать себя увереннее», – считает она.

Читайте также:  Технологическая карта урока по орксэ вдали от рая умк основы православной культуры 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

Существуют критерии, которые неочевидны, но они тоже влияют на как минимум комфортное нахождение в школе. Еще на стадии дня открытых дверей надо обращать внимание на то, как работники школы идут с родителями на контакт. Поскольку ребенок будет адаптироваться в новой среде, важно, чтобы вас могли услышать, если возникнут трудности. Также необходимо доверять своим ощущениям: если в школе неприятно пахнет (и не только в туалетах), стоит подумать, будет ли комфортно там учиться. Посмотрите на общий тон сотрудников школы – уважительно ли обращаются с детьми и учениками в целом.Однако часто родители большое значение придают вещам, которые в реальности не влияют на качество обучения и комфорт ребенка в школе. Например, некоторым родителям важно оснащение школы. Да, где-то висят электронные доски, где-то – меловые, где-то новее компьютеры, но на качество образования это совершенно не влияет. Также школа может не выглядеть новой и модной, но это может не быть проблемой, если при этом школа чистая.Еще родители часто концентрируются на учебных пособиях и учебной программе, хотя это не так важно – многое зависит от учителя, ребенка и их взаимодействия. Для хорошего педагога программа – это некая канва. Он обучает навыкам, а не работает только по учебнику. Поэтому содержание программы переоценено, а личность учителя важно ставить на первый план.Родители не учитывают такой фактор, как физиологическая и психологическая зрелость ребенка, а больше фокусируются на навыках – что он умеет перед походом в школу. Но это менее значимо.

Как влияют на выбор школы особенности ребенка?

Чтобы подобрать среду и учителя, которые будут хорошо сказываться на мотивации ребенка и результатах его обучения, очень важно смотреть не только на саму школу, но и на самого ребенка и его личностные особенности. Если самая прекрасная школа и ваш ребенок не будут соответствовать друг другу, он может замкнуться в себе, начать плохо учиться или просто чувствовать себя некомфортно.

По словам Анны Высоцкой, в первую очередь надо учитывать психологическую зрелость будущего первоклассника.

Если это ребенок младшего возраста и он еще импульсивный, подвижный, то школа с очень жесткими рамками и дисциплиной, которая строго относится даже к передвижению по классу во время урока, ему не подойдет – он будет перегружаться и все силы тратить на то, чтобы усидеть.

Возможно, детям, которые идут в школу в более младшем возрасте, требуется среда с большим количеством интерактива на уроках и переключением деятельности, наличием перерывов и пауз.

Важно понимать, что если ребенок приходит в школу незрелым, то ему нужно будет уделять время работе с помогающими специалистами – нейропсихологами или логопедами, и тогда школа должна предоставлять такую возможность. Если родители решают, что ребенок будет посещать специалистов где-то еще, это тоже должно встраиваться в его расписание, и важно, чтобы школа была менее требовательной и не занимала весь день ребенка разнообразными занятиями.

Ксения Ягодина говорит, что для комфортной адаптации ребенка в школе и последующей успешности важно, чтобы вы понимали, какой темп у вашего ребенка. Бывают медленные дети – им нужен терпеливый учитель, потому что поторапливание приводит только к тому, что они еще больше замедляются. Медлительность ребенка не проблема, и она не влияет на его интеллектуальные возможности, это просто особенность его темпа. Это означает, что важно его поддерживать, подбадривать и не торопить.

Медленный темп начинает вредить ребенку, только когда появляются оценки. В первом классе его скорости, чтобы он успевал писать контрольные, достаточно. Любая работа рассчитана на средний темп, и он, возможно, не успеет сделать все, но это не означает, что он не сделает ничего. А вот дальше будет сложнее, особенно если нет понимания с учителем по этому поводу.

Кроме медленных детей есть дети истощаемые, у которых быстро заканчиваются силы. По образовательному стандарту первоклассники учатся 21 обязательный час (четыре дня по четыре урока, один день – пять), но школы часто используют дополнительные часы, которые у них есть, и увеличивают количество уроков.

Если вы знаете, что ваш ребенок относится к тем, кто быстро и легко устает, то вам нужно смотреть, как представлены в школе обязательный и необязательный компоненты, чтобы понимать, посильна ли для него будет нагрузка.

Еще одна важная составляющая – когнитивные особенности ребенка. Сейчас очень много когнитивно незрелых детей, не готовых к обучению грамоте, и детей с риском дислексии и дисграфии – им нужна логопедическая поддержка и больше времени для автоматизации навыков, иногда индивидуальная работа с учителем.

У первоклассников с гиперактивностью и/или дефицитом внимания свои требования к школе. Детям с незрелой регуляторной сферой, с СДВГ очень важно количество учеников в классе и то, сколько внимания учитель может уделить каждому ребенку. Им нужен малочисленный класс и, возможно, учитель-помощник или тьютор на уроке. Такой ребенок должен всегда находиться в поле зрения учителя, а детей с СДВГ не может быть больше одного или двух в классе. Если рассматривать частную школу, нужно быть уверенными, что там умеют работать с такими детьми.

Еще одна особенность детей, влияющая на условия обучения, – социальная незрелость. Первоклассников с несформированными психосоциальными навыками (с расстройствами аутистического спектра или просто социально незрелых) довольно много. Такому ребенку требуется тьюторский подход и большее количество взрослых в школе – персонал помимо учителя, который сфокусирован не на обучении, а скорее на воспитании и присмотре, координации взаимодействия детей.

«Вообще, в выборе школы нет ничего сложного – просто родителям нужно трезво оценивать своего ребенка, ведь школу нельзя подобрать индивидуально под его психологические особенности. Стоит понимать, в каком формате ребенок будет максимально гармонично себя чувствовать и эффективно учиться», – поясняет эксперт.

Какие обстоятельства жизни семьи стоит учитывать?

Помимо критериев школы и особенностей ребенка важно учитывать, в каких обстоятельствах сейчас находится семья. Если в статусе «все сложно» – родители разводятся или они очень заняты на работе и у них ни на что нет времени, то это может сильно влиять на выбор учебного заведения.

Ксения Ягодина считает, что семье, в которой много детей, выбирать школу стоит так, чтобы не снизить качество жизни всех ее членов, иначе это может плохо сказаться на всех.

К примеру, есть прекрасная школа, в которую ребенок может попасть. Но она далеко, и это заставляет ломать логистику и режим остальных членов семьи. А если есть еще маленькие дети, то это дополнительно усложнит всем жизнь. В итоге может оказаться так, что такая школа не стоит усилий всей семьи.

С этим согласен и отец четырех дочерей Алексей. Он рассказал, что они с женой выбирали школу по принципу «минимизации издержек». У них не было возможности отвозить девочек в разные места, поскольку Алексей много работает. «Мне кажется, нужно трезво оценивать свое время и силы, особенно если детей больше двух и вы живете далеко от школы. Все-таки родитель – такое же важное звено в этой системе обучения, как и ребенок», – отмечает многодетный отец.

Родителям правда важно оценивать собственные силы, соглашается Анна Высоцкая. В ситуациях, когда они очень много работают, можно однозначно рекомендовать частную школу, если семья располагает средствами, причем школу полного дня, полупансион. Тогда это заведение становится дополнительным ресурсом, которое не высасывает силы, а восполняет их.

Часто работающий родитель думает, что ребенок сделает большую часть уроков на продленке, а дома ему лишь чуть-чуть помогут. Но так происходит далеко не всегда, и отношения между родителями и ребенком портятся, потому что по вечерам взрослые вынуждены быть тьюторами для своего ребенка. К тому же государственные школы часто ждут от родителей сильной вовлеченности и того, что родители на пятьдесят процентов разделят с ней образовательный процесс.

Такой же подход, если семья в разводе. Важно понимать, как родители будут делить ответственность за выполнение уроков, за отвоз и привоз ребенка. Если все обязанности на маме, а папа становится родителем выходного дня, лучше выбрать школу полного дня и восполнить нехватку сил и времени.

Другой вариант – когда мама может уделять ребенку много времени или у него есть серьезные увлечения. Тогда, наоборот, частная школа не нужна и можно ходить в государственную.

Помните главное: какой бы выбор вы ни сделали, в нем обязательно будут свои плюсы. Не надо подходить к поступлению в первый класс как к поворотному пункту в жизни ребенка. Это всего лишь первый шаг на пути, на котором будет еще много ситуаций выбора и принятия решений.

Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *