Уважай старших: важные правила воспитания
Народные пословицы и поговорки сопровождают людей во всех сферах жизни. В них отражается мудрость народа. Большой пласт устного творчества посвящен знаниям и овладению ими.
Открытое занятие на тему: Уважай старших
Разработала и провела: воспитатель МКОУ Чермозская КШИ, Тараканова Светлана Васильевна, 20.02.2022 г.
Цели:
- Воспитывать уважение к старшим
- Повторить правила вежливости
- Развивать стремление быть внимательным к окружающим людям
Оборудование:
- Жетоны для викторины
- Медали Самый вежливый
- Презентация
Начало занятия
Добрый вечер, ребята! Давайте настроимся на хорошую работу. На доске прикреплены слоги, вы должны составить из них слово. Кто попробует? (У-ва-же-ние).
Правильно, а тема нашего занятия – Уважай старших.
Важность уважения к старшим
Ребята, сегодня мы обсудим уважение к старшим, чуткость и отзывчивость, в игровой форме вспомним правила вежливости и рассмотрим пословицы и поговорки на эту тему.
Понятия уважения
- Уважение – (ответы) слайд
- Чуткость – (ответы) слайд
- Отзывчивость – (ответы) слайд
- Почтение – слайд с терминами
Цель – научить уважению, чуткости, и почтению к старшим.
Викторина для лучшего усвоения материала
- Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату входит старший, а вы сидите? (Встать, подать стул)
- Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?
- Вопрос. Как вести себя при встрече со старшими на улице, дома?
- Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
- Вопрос. Как обращаться к старшим – на вы или ты?
- Вопрос. Как поступить, если старики, инвалиды или женщины нуждаются в помощи?
В заключение
Уважение к старшим – основа хороших манер и воспитания. Следует понимать важность уважения и постоянно развивать свои навыки в этом направлении. Помните, что уважение к старшим делает нас лучше и помогает строить дружеские и гармоничные отношения в обществе.
Урок доброты и уважения: как преподавать истории на уроках русского языка
Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.
Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями Самый вежливый.
Физкультминутка
- Давайте немного отдохнем:
- Посмотрите налево, направо,
- Опустите голову вперед, назад,
- Вытяните руки вверх, в сторону и положите их на колени.
Продолжаем наше занятие.
На прошлом занятии
На прошлом занятии вы читали рассказ Осеевой Бабка. (приложение 2)
Беседа – диалог
- Давайте вспомним о чем был рассказ.
- Как бабушка относилась ко всем в доме?
- Что она делала для отца Бори?
- Что она делала по хозяйству?
- Что она делала для Бори?
- Какой же была бабушка?
- Как можно о ней сказать?
- Чему она учила Борю?
- Как же к ней относился Боря?
- Чему научил товарищ Борьку?
Пословицы
На слайде (Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать) ребята. Как вы думаете, относится ли эта пословица к рассказу? Почему?
Стихи про уважение
Не жалейте добрых слов привета.
Для больных, усталых стариков.
Что бы их душа была согрета.
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки.
Или просто взгляда добрых глаз.
Что бы мир их сумрачный и зыбкий.
Озарился радостью тот час.
Заключение
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Как вы будете относится к старшим?
Вывод
Прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых. Спасибо за внимание!
Пословицы – это традиционные высказывания определенной страны. Они являют собой короткие, мудрые высказывания, которые, как правило, предлагают жизненные советы.
Чтобы приготовить омлет, придется сломать несколько яиц. Данная пословица говорит о том, что иногда для достижения цели придется принять некоторые неприятные меры, но это необходимо.
When in Rome, do as the Romans do.
Пока в Риме, поступай как римляне. Это означает, что когда вы находитесь в чужой среде, важно адаптироваться и вести себя в соответствии с местными обычаями и традициями.
Заключение
Пословицы – это не просто набор слов. Они отражают глубинные культурные ценности и мудрость народов. Изучая английские пословицы, вы погружаетесь в мировоззрение и менталитет англоязычных стран.
Не забывайте использовать эти выражения в повседневной жизни, ведь они помогут вам лучше понять окружающих и проявить свою эрудицию. Дерзайте и запоминайте эти английские пословицы!
Поговорки и пословицы на английском языке
Нельзя сделать омлет, не разбив яйца – т.е. иногда для выполнения той или иной задачи приходится идти по головам, чем-то жертвовать.
The forbidden fruit is always the sweetest.
Запретный плод всегда слаще. Чем больше запрещают, тем больше хочется.
If you scratch my back, I’ll scratch yours.
Данную пословицу можно перевести кратко: ты – мне, я – тебе. Дословно: если ты почешешь мне спину, я почешу тебе твою.
It’s the tip of the iceberg.
Верхушка айсберга. Как известно, только небольшую часть айсберга можно увидеть над поверхностью воды, остальное находится под водой.
Эта пословица используется для описания ситуации, когда мы на пути разрешения какой-то проблемы; это как сигнал к тому, что далее могут проявиться не самые приятные моменты, и что проблема окажется намного серьезнее, чем предполагалось.
Learn to walk before you run.
Прежде чем бегать – научись ходить. То есть, следует все делать в правильном порядке, от простого к сложному. К примеру, не стоит начинать изучать английский со сложных тем, таких как артикль и герундий, лучше изучать более легкие материал, постепенно повышая уровень своих знаний.
First things first.
Значение данной пословицы – перво-наперво, прежде всего. Используется, когда нужно сделать или позаботиться о чем-то более важном прежде всего остального.
Don’t bite off more than you can chew.
Не откусывай больше, чем можешь прожевать. То есть, не берись за кучу дел одновременно, или не бери на себя слишком много ответственности.
It’s better to be safe than sorry.
Как говорится: побережешься вовремя, не будет о чем жалеть после.
The early bird catches the worm.
В русском языке есть пословица кто рано встает, тому бог дает / того удача ждет, которая как никогда лучше передает смысл этой английской пословицы.
Don’t make a mountain out of an anthill.
Дословный перевод: не делай из муравейника гору. Значение: не стоит раздувать из мухи слона, т.е. делать серьезную проблему из незначительной.
Where there’s a will, there’s a way.
Было бы желание, а возможность найдется всегда.
Always put your best foot forward.
Значение данной пословицы: стараться произвести хорошее впечатление на других, показать себя с лучшей стороны.
The squeaky wheel gets the grease.
Дословно: скрипящее колено получает смазку. То есть, кто громче требует или жалуется, тот быстрее получает помочь / внимание.
A rolling stone gathers no moss.
И последняя поговорка в нашем списке дословно переводится как на катящемся мне камне мох не растет. Ее значение можно расшифровать так: кому на месте не сидится, тот добра не наживает.
Разница между идиомой и пословицей в английском
Для того чтобы вы не путали пословицы с идиоматическими выражениями английского языка, посмотрите это видео.
Постарайтесь запомнить как можно больше английских пословиц и применять их в своей разговорной или письменной речи.
Таким образом, вы значительно расширяете свой словарный запас и как следствие улучшаете знания английского.
P.S. Не забудьте поделиться с друзьями этой полезной подборкой английских пословиц.
VI. Обсуждение фильма.– Поделитесь впечатлениями о фильме.
Главный герой, как его зовут? Кто он, чем занимается? Слайд
– Если Егор – отличник, почему его маму вызвали в школу?
У Егора есть друзья в школе?
– На вопрос, как к нему относятся ребята, как он отвечает?
Егор говорит об уважении к себе одноклассников – его боятся. Почему, его боятся, как вы думаете?
А родители? Какие отношения у Егора с ними?
– Что сказал отец? Кого они вырастили?
-Как вы понимаете значение слова «Потребитель»
О чем мечтает Егор?
Кто запомнил имя мамы Егора? Слайд
Варвара – старинное имя, достаточно редкое.
Варвара Назаровна – бизнес-тренер, то есть учит взрослых, как достичь успеха в бизнесе, в делах. О чем мечтает она?
Почему мама Егора решает отвезти его в деревню, к дедушке?
– Кто он – дедушка Егора? Слайд
– Кто такой знахарь? Что это за человек? ( Это человек, обладающий знаниями. Из того, чем он занимается, мы видим, что он достаточно образованный человек. Чтобы лечить животных, нужны медицинские знания. Он владеет народными промыслами – плетение из бересты, гончарное ремесло. Чтобы делать глиняную посуду, нужно знать, как работать с глиной, обрабатывать ее; для росписи нужны знания из области изобразительного искусства, как и с какими красками работать.)
-Расскажите о сестре деда Назара. Какая она?
Именно тетя Люба первая говорит Егору об уважении. Кто вспомнит ее слова? Кто ж почет и уважение силой берет? Посмотри на деда, его ведь никто не боится, а все уважают.
Маленькая девочка Малинка, которой нужна помощь. Егор с неохотой соглашается, шутит над ситуацией с коровой. Для него все это как еще одна забава в электронной игре. Какой вопрос Малинки меняет поведение Егора?
-Почему Малинка задала такой вопрос?
Почему-то Егору стало важным доказать, что он и вправду похож на своего деда. Дед Назар владеет не только знаниями, но и волшебной силой влияния на людей и животных. Егор тоже получает пятерки за знания, но отношения у него не складываются. Так что же это за волшебная сила? Как вы думаете?
– То есть волшебная сила – это те ценные качества. Когда они есть в характере человека и проявляются в его поступках, то человека сравнивают с солнцем. Вспомните свои ощущения от солнца – тепло, спокойно, радостно. Рядом с дедом Назаром люди, животные испытывают такие же чувства? Как вам кажется?
– Тетя Люба говорила еще об одном чувстве, которое люди испытывают к деду Назару – уважение. А что это такое, как вы понимаете значение этого слова?
-Можно сделать вывод, что уважение – это способность человека видеть и понимать интересы, заботы окружающих, соблюдать особые правила общения и взаимодействия.
– Обязательно ли уметь уважать? Или возможно обойтись без этого качества?
Слайд – Древний мыслитель и философ Конфуций говорил: «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – выше этого нет ничего».
– Из слов Конфуция мы видим, что уважать нужно каждого человека и самого себя. А как это – уважать себя?
– А можем ли мы говорить об уважении к животным, к природе? (У животных, у природы тоже есть свои интересы и правила общения. Интерес быть здоровым – только здоровое животное активно, может вырастить потомство; нарушенное здоровье природы (мусор, отходы, пожары) ведет к ее гибели. «Не навреди!» – вот основное правило общения человека с животными, природой.)
– Как вы думаете, откуда берется уважение? Это сложный вопрос, давайте вспомним эпизод, где дед Назар рассказывает Егору о трех солнцах.
Тайна трех солнц, которую ты постиг, но пока еще не знаешь. Три солнца дарят три радости: радость познания, радость помощи и радость даяния.
– На доске три солнца. Но чего нет?
-Радость познания – что это? (Познавать можно и через учебу. Любое дело требует знаний. Помощь маме, папе: нужно знать, как мыть посуду и т. д.)
-Радость помощи. Кому? (однокласснику, который пропустил уроки по болезни; больной соседке-бабушке и т.д.)
-Радость даяния, умение отдавать. Егор отдал накопленные деньги. А что еще может отдавать человек? (Внимание, заботу, любовь.)
– Каждому ряду нужно написать на лучиках. В чём заключается радость познания, радость помощи, радость даяния.
-Представьте свою работу.
-Три солнца радости, тогда почему Егору было так грустно?
– Ответы детей.
Егор, школьник, отличник, любит играть в компьютерные игры, занимается рисованием, иностранными языками.
– Из-за поведения и отношения к учителю – спорит, ведет себя агрессивно, огрызается, отвлекается на уроках на игры в телефоне.
Как рассказывает о нем его учитель: он не уважает ребят, с которыми учится, не уважает учителей, все слова ставит под сомнение, готов был драться с учителем, когда та пыталась забрать телефон.
«Боятся, значит уважают».
Он ведет себя одинаково и с взрослыми, и со сверстниками – агрессивно, не проявляет дружелюбное отношение к окружающим.
Скорее всего, и с родителями бывают похожие ситуации, но он старается их слушаться, чтобы получить то, что ему нужно.
Мы вырастили потребителя.
Об игровом компьютере, копит деньги, которые выпрашивает у мамы и папы.
Мама Егора родилась и выросла в деревне, но мечтала уехать из дома и никогда туда не возвращаться. Успех – вот ее основная цель и мечта. Уехать из деревни, чтобы стать успешной, вырастить из сына успешного человека.
Ее отца все уважают, он сильный и добрый, готов проявить заботу и внимание ко всем – к людям, животным. Варвара Назаровна уверена, что ее отец найдет подход и к своему внуку.
Дед Назар – знахарь.
– Ты, правда, внук деда Назара?
Доброе отношение, забота, внимание, помощь.
– Поступать так, чтобы не было стыдно за свое поведение. Человек не уважает сам себя, когда лжет, оскорбляет другого, пренебрежительно относится к окружающим, природе, своей родине, ее истории и традициям. Много лет культура создавала Человека – через все прекрасное, чем дорожили люди. Библиотеки, музеи, память о своих предках – это всё хранилища самого ценного. Когда человек сохраняет эти ценности и старается их преумножить в своих делах, мыслях, тогда человек уважает себя как личность.
-учатся высказывать первые эмоциональные впечатления после просмотра фильма
-анализируют содержание фильма
– знакомятся со значением слова: «Знахарь»
-осознают, что уважать нужно не только человека, но и природу
-осмысливают чувашскую легенду «Три солнца»
– учатся договариваться с одноклассниками, прислушиваться к мнению других
– понимают, что не всегда хорошие поступки приносят радость
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей № 173 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НАПРАВЛЕНИЕ: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные универсальные учебные действия: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Обучающийся получит возможность для формирования: – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; – строить сообщения в устной и письменной форме; 1 – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать: 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Заповеди и правила этикета. 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы. Уметь: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании. В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать: 2 1. Ранее изученные заповеди и афоризмы. 2. Каким должен быть воспитанный человек. 3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. 4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. 5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. 6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. Уметь: 1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер. 2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. 3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. 4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. 5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 6. Быть сострадательными к чужому горю. 7. Не обижать животных и птиц. 8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать: 1. Правила этики и культуры речи. 2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. 3. Об источниках наших нравственных знаний. 4. О совести как основе нравственности. 5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха. 6. Стихотворения о родине (на выбор). 7. Афоризмы. 8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Уметь: Различать хорошие и плохие поступки. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. Исполнять заповеди. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия: — воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; — оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) 3 Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. 3. О трудолюбии Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. 4. Культура внешнего вида Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. 5. Внешкольный этикет Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс. 33 ч. Название раздела. Тема занятия. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене. Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в общественных местах. Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Правила поведения на школьном дворе. Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Что помогает учиться лучше (старательность)? Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Экскурсия «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности? 5 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс 35 часов Название раздела. Тема занятия. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34-35 Школьный этикет Дисциплина в школе и в классе Дисциплина в школе и в классе В библиотеке: люби книгу В библиотеке: люби книгу Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка Правила общения Сопереживание, помощь друзьям Сопереживание, помощь друзьям Дал слово – держи его Дал слово – держи его Диалоги со сверстниками Диалоги со сверстниками Обобщающее занятие. Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). О трудолюбии Учусь всё делать сам Учусь всё делать сам Взаимопомощь дома и в школе Взаимопомощь дома и в школе Беречь результаты труда Беречь результаты труда Обобщающее занятие Культура внешнего вида Правила личной гигиены Правила личной гигиены Бережное отношение к своей одежде Бережное отношение к своей одежде Обобщающее занятие Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники» Правила поведения в общественных местах Правила поведения в общественных местах Бережное отношение к природе Обобщающее занятие 6 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс. 35 ч. Название раздела. Тема занятия. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34-35 Количество часов Школьный этикет Взаимопомощь: учёба и труд. Взаимопомощь: учёба и труд. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Школьное имущество надо беречь. Время надо беречь. Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит. Слово лечит, слово ранит. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Труд кормит, а лень портит. Труд кормит, а лень портит. Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. Как организовать свой труд. Как организовать свой труд. Уход за своими вещами. Уход за своими вещами. Уход за своими вещами. Одежда будничная и праздничная. Одежда будничная и праздничная. Одежда будничная и праздничная. Разговор по телефону. Разговор по телефону. Поведение в гостях. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Я пишу письмо. Поведение на природе. Поведение на природе. Обобщающий урок 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс 35 часов. Название раздела Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34-35 Количество часов Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших. Забота о младших. Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Игра «Город вежливости». Игра «Город вежливости». Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома? Вежливый ли я дома? Вежливый ли я дома? Конкурс стихов о вежливости. Культура физического и умственного труда. Культура физического и умственного труда. Золотые руки. Золотые руки. Герои труда. Герои труда. Что такое культура внешнего вида? Что такое культура внешнего вида? Одежда и осанка Одежда и осанка Вежливость и внешний вид. Вежливость и внешний вид. Готовимся к празднику Готовимся к празднику Готовимся к празднику Готовимся к празднику Осваиваем правило «так нельзя». Осваиваем правило «так нельзя». Осваиваем правило «так нельзя». Экскурсия Обобщающий урок 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2
Народное творчество об учебе и знаниях
— это краткие изречения, которые часто имеют переносной смысл. Поговорки — изречения преимущественно назидательного характера. Они короче, чем пословицы. По форме и пословицы, и поговорки представляют собой законченные предложения.
Много пословиц и поговорок сложено о том, какое значение имеет для человека обучение, приобретение знаний. Они емко передают важность опыта поколений, подчеркивают необходимость учебы и знаний в жизни каждого человека.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Знайка на дорожке бежит, а незнайка на печке лежит.
Красна птица перьями, а человек — знанием.
Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.
Знания никому не в тягость.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Знание не только свет, но и свобода.
Знание — опора в жизни.
Знание человека возвышает, а невежество унижает.
Не гордись званием, а гордись знанием.
У пространства нет размера, а у знаний нет предела.
Человек, овладевший знаниями, видит свой путь.
Без терпенья нет ученья.
Век живи — век учись.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
За одного ученого трех неученых дают.
Испокон века книга растит человека.
Красна птица пером, а человек — умом.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голода.
Учить — ум точить.
Пословица о значении знаний: NUR.KZ
Казахские пословицы и поговорки отличаются поэтической образностью. Исследователь народного творчества Аннель Бактыбаева отмечает, что эти формы демонстрируют богатейшие выразительные возможности казахской речи и оригинальность мысли, утверждают нравственные качества народа. Казахские пословицы и поговорки об учении отражают народную мудрость о том, как важно в жизни получать знания.
Білімнің басы — бейнет, соңы — зейнет. (‘В учении трудно, да плоды учения сладки’).
Жердің сәні — егін, ердің сәні — білім. (‘Землю украшают нивы, человека — знания’).
Кітап — алтын қазына. (‘Книга — кладовая золота’).
Алтын алма, білім ал. (‘Не гонись за золотом, гонись за знаниями’).
Білімді бесіктен тесікке дейін ізден. (‘Знаний набирайся с пеленок и накапливай до дней последних’).
Білім арзан, білу қымбат. (‘Ученье ничего не стоит, да выучиться трудно’).
Көргенсіз дегенге кек тұтпа, көргеніңнен көрмегенің көп. (‘Не обижайся, если упрекнут в незнании: на свете больше неизвестного, чем известного’).
Күш — білімде, білім — кітапта. (‘Сила — в знании, знания — в книгах’).
Оқу — білім азығы, білім — ырыс қызығы. (‘Учение — основа знания, знание — основа счастья’).
Кісінің көркі киім емес — білім. (‘Человека украшает не одежда, а знание’).
Білегіңе сенбе, біліміңе сен. (‘На силу не надейся, на свои знания рассчитывай’).
Білек бірді, білім мыңды жығады. (‘Сильный победит одного, ученый — тысячу’).
Оқу — бiлiм бұлағы, бiлiм — өмiр шырағы. (‘Учение — родник знаний, знания — свеча жизни’).
Казахская пословица о знаниях и учении: NUR.KZ
Народная мудрость кратко, емко, выразительно заменяет долгие наставления о важности знаний и учения. Пословицы и поговорки мотивируют к учебе, подбадривают при неудачах, подсказывают, что знания помогут сделать правильный выбор в жизни и обогатить ее.
Пословицы и поговорки о школе и учителях
В устном творчестве отражен и отшлифован, отточен жизненный опыт народа. Автор книги о пословицах и поговорках Катерина Берсеньева уверена, что каждое выражение основано на авторитете многих поколений. Они не спорят, не доказывают, а выражают твердую истину.
В культуре всех народов сложилось уважительное отношение к тем, кто несет знания, обучает и наставляет. Пословицы и поговорки об учителях и школе несут эту народную мудрость, учат подрастающее поколение с почтением относиться к своим наставникам.
Почитай учителя как родителя.
Школу прославляют ученики.
По ученику и об учителе судят.
Не для школы, а для жизни мы учимся.
Школа вымучит, охота выучит.
В классе учиться — с обществом сдружиться.
Учи других — и сам поймешь.
Учителя открывают дверь — входишь ты сам.
Ученику — удача, учителю — радость.
Учитель — второй родитель.
Учитель, что родитель — о добре помышляет.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Строгость учителя лучше ласки отца.
И груда книг не заменит хорошего учителя.
Каждый великий учитель близок к врачеванию и искусству.
Учитель, как отец и мать, учит честь уважать.
Учитель — добра и ума повелитель.
Поговорка о школе: NUR.KZ
Доктор педагогических наук Кулжанат Булатбаева отмечает, что пословицы и поговорки через формы родного языка отражают национальную картину мира. Они передают в наследство новым поколениям духовно-нравственные ценности, в основе которых у казахов лежит уважительное отношение к старшим, внимание к родительским наставлениям и такое же отношение к наставникам и учителям.
Өмір — үлкен мектеп. (‘Жизнь — самая большая школа’).
Шәкіртсіз ұстаз — тұл. (‘Учитель без учеников, что сирота одинокий’).
Ұстазыңды ұлы әкеңдей сыйла. (‘Учителя почитай как отца родного’).
Мектеп — кеме, білім — теңіз. (‘Школа — лодка, знание — море’).
Бас басы мұғалім өзінше оқиды. (‘Каждый учитель учит по-своему’).
Ша оқушыға және туралы мұғалімде соттайды. (‘По ученику и об учителе судят’).
Казахская пословица об учителе: NUR.KZ
Қандай мұғалім, мынадай және оқушылар. (‘Какой учитель, такой и ученик’).
Ұстазы жақсының ұстамы жақсы. (‘У знающего учителя и ученики умные’).
Ұстаздан шәкірт озар. (‘Прилежный ученик превзойдет учителя’).
Оқушыға — сәттілік, мұғалімге — қуаныш. (‘Ученику — удача, учителю — радость’).
Әке — шешелер денені, мұғалімді — жанды жасайды. (‘Родители создают тело, учителя — душу’).
Мұғалімнің қаталдығы әкенің аққалағының тәуіры. (‘Строгость учителя лучше ласки отца’).
Өмірдің өзі — ұлы ұстаз. (‘Жизнь сама учитель мудрый’).
В менталитете народа и его опыте заложено уважение к наставникам. Отношение к знаниям и учителям как носителям этих знаний тоже отразилось в кратких народных высказываниях.
Пословицы и поговорки — сокровища народной культуры. Они хранят жизненный опыт и наблюдения, напоминают о главных ценностях в жизни и легко запоминаются.