Золотое правило нравственности: сравнение формулировок
Самые известные формулировки золотого правила:
Новый Завет (Мф 7:12): Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Лк, 6,31: И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними.
Конфуций: Не делай другим того, чего не пожелаешь себе.
Будда: Как он поучает другого, так пусть поступает и сам.
Пророк Мухаммед: Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя.
Современные формулировки: от Ты мне, я тебе до реципрокный (взаимный) альтруизм.
Эти различные формулировки золотого правила нравственности встречаются в различных религиозных текстах и философских учениях. Важно заметить, что они имеют как позитивный, так и негативный характер.
Пересмотр понятий морали и нравственных ценностей
Если в Новом Завете принцип звучит позитивно – делайте другим то, что вам хорошо, то ветхозаветная формулировка предупреждает – не делайте другим то, что вам плохо.
Важно отметить, что различные культурные традиции и религиозные убеждения могут определять отношение к золотому правилу нравственности.
Оборудование и материалы для урока
- Доска
- Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова
- Презентация к уроку
- Видеоролики: Два соседа и ведро яблок, Полная банка.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
На уроке можно использовать притчу Два соседа и ведро яблок для наглядного объяснения золотого правила нравственности. Видеоролик также может помочь обучающимся лучше понять значение этого правила и его применение в повседневной жизни.
Подведение итогов
Золотое правило нравственности является важным моральным принципом, который помогает людям строить взаимопонимание и уважение в обществе. Понимание различных формулировок этого правила помогает нам лучше понимать ценности различных культур и религий.
Мораль и ее аспекты
Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями – все хорошо, аккуратно. Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.
И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: Наконец-то я достал его!!! Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: Кто чем богат, тот тем и делится!
Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча.
– Притча учит на мудрости и помогает понять как необходимо относиться к окружающим, даже если приходится сталкиваться с негативом, завистью.
Урок о морали
Учитель: Есть замечательная абхазская пословица Кто зло делает – для себя, кто добро делает – тоже для себя. Давайте определим цель нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?
О том как люди должны относиться друг к другу, о морали.
Ребята, сформулируйте определение понятия мораль? Как вы понимаете понятие мораль.
Ученики высказывают свои определения.
Определение мораль
Это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.
Стержнем духовной жизни является мораль. Наука, которая изучает и анализирует состояние нравов является этика. Этика – это философская дисциплина, теория морали. Нравственность – моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.
Сравнение и различия
- Согласно историческому взгляду на происхождение морали, ее обычаи и традиции и нормы являются порождением своего времени, т.е. меняются. Ваша задача определить различия и найти общие черты.
Каждой группе отводится 1-1,5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.
Общечеловеческие нормы
- Золотое правило нравственности, принципы религиозных норм записанные в Библии, Коране. О чем они говорят? стр.117.
Мораль и право
Учитель: – Итак, чем мораль отличается от права. Давайте вспомним, что такое право?
Право – система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
- Что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?
Ответы учащихся, составление таблицы.
Анализ понятий добра и зла в морали и праве
Выслушав точку зрения учеников, учитель делает вывод:
Мораль и право:
Добро и зло
Составить синквейн на 2 варианта
Прием мозговой штурм.
- Какие ассоциации у вас возникают к слову добро? зло? Назовите их.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:
- Что вкладывается в понятие добра и зла
Учащиеся зачитывают синквейн, формулируя понятия добро и зло.
Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
Работаем в группах с учебником стр. 118.
Учитель: Современный человек всегда имеет свободу выбора. Человек может выбрать правду, добро или наоборот. Главный мотив и судья – это совесть. Советь – внутренний регулятор поступков, а вот стыд и неловкость могут быть вызваны реакцией общества.
Обратимся к схеме на стр.118. Определим основные компоненты морали и приведем примеры.
Рефлексия
Игра да или нет
Притча ПОЛНАЯ БАНКА ссылка на видео
Как-то раз, один профессор философии решил преподнести своим студентам наглядный пример. Стоя перед аудиторией, он поставил на стол трехлитровую стеклянную банку и наполнил её крупными камнями.
Как вы думаете, полна ли банка? – спросил профессор у своих студентов.
Да, полна, – ответили студенты.
После этого профессор достал пакет с сухим горохом, и высыпал в банку с камнями этот горошек. Из-за крупных размеров камней, которые находились в банке, горошек без труда проскочил в пространство между камнями заняв всё свободное место.
Полна ли банка сейчас? – снова спросил профессор у аудитории.
Да, банка полна, – ответили студенты.
Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал его в банку, в которой уже находились камни и горох. Профессор немного встряхнул банку и песок распределился во все щели между камнями и горохом, заняв всё свободное место.
Полна ли банка? – в третий раз спросил профессор своих студентов.
Да, и на этот раз банка полна, – хором ответили студенты.
Тогда из стола он вытащил бутылку пива и вылил его в трехлитровую банку, которая уже была наполнена камнями, горохом и песком. Пенясь, пиво размочило песок и до последней капли ушло в трехлитровую стеклянную банку. Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу чтобы вы поняли, банка – это ваша жизнь, – сказал профессор. Песок и вода, это мелочи и развлечения. Камни и горох, это учеба, работа, дом, семья и дети. Если вы сначала наполните банку песком и пивом, то не сможете вместить в неё камни и горох, что является большей ценностью в жизни человека.
Учитель: В заключение хочу сказать: прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому задумываться о своих поступках, любите людей как самого себя, любите самого себя.
Д/з: параграф 12, эссе стр.123 Нравственность – это цветение истин. В. Гюго.
Aксиологии выделяет два типа культур: культуру предвестников золотого правила и культуру, где это правило не принято. Он считает, что в некоторых культурах оно возникло из-за высокой степени дифференциации духовной жизни, а в других — из-за отсталости.
Таблица: Сравнение формулировок Золотого правила нравственности
Культура | Формулировка |
---|---|
Конфуцианская | Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе |
Христианская | Все, что желаете, чтобы люди делали вам, и вы делайте им также |
Платон | Не хочь, чтобы тебе делали, не делай другим |
Ислам | Не желай людям зла, чтобы они не желали зла тебе |
Буддизм | Поощряется практика сострадания, как понимания и разделения чужих бед и радостей |
Вывод
Золотое правило нравственности, сформулированное различными культурами и философами, стало основой всех моральных принципов современности. Благодаря этому правилу человек может находить себя в моральных дилеммах и руководствоваться всегда одним простым вопросом: как бы я хотел, чтобы поступили со мной в данной ситуации? Универсальность и актуальность этой нормы нравственности делает ее важной для всех обществ и культур.
» говорит о том, что существовала некоторая временная рамка примерно от VIII до II века нашей эры, когда в некоторых культурах происходит гуманистический поворот. В них начинают возникать новые рациональные основания: конфуцианство, даосизм. Такие культуры Ясперс называет «осевыми народами». Именно эти народы обнаруживают, что человеческое существование отличается от тех принципов, по которым устроена природа.
У «золотого правила нравственности» есть философские основания. Первая идея заключается в том, что человек свободен в выборе поступков. Именно он — причина своих поступков, он не должен слепо подчиняться законам. Второе основание — это то, что человек стремится к добру, к наилучшим поступкам. И третья идея состоит в том, что наилучшие поступки — это те, которые ценны сами по себе, они не требуют одобрения или награды.
Скоро экзамен по философии, ты не хочешь читать скучные учебники, но не знаешь, как подготовиться по-другому? Саммари «Основы этики: от софизма до феминизма» заменит тебе чтение кучи книг и зубрежку билетов. По промокоду BLOG30 тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывай вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Конфуцианство на протяжении многих веков было главной идеологией в Китае и остается популярным даже сейчас, трансформируясь в цифровое конфуцианство. Чему же Конфуций учил своих последователей? Рассказываем в статье:
О Конфуции и конфуцианстве
Конфуций (Confucius, ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.) — древний мыслитель, величайший деятель и философ Китая. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы. Иероглиф цзы 子 встречается в именах многих китайских мыслителей: например, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Он означает «мудрец», «учитель» и, одновременно, «младенец», «ребенок». Таким образом, мудрость рассматривалась как состояние, близкое к незамутненному и непосредственному восприятию мира младенцем. В Китае Конфуция часто называют просто Цзы — Учитель.
Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.
До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX века, лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон.Конфуцианство является основой многих дальневосточных цивилизаций и культур: китайской, японской, корейской, вьетнамской и др.
Конфуций принадлежал к "ши"– неродовитому сословию служилых, из которых формировался зарождавшийся в то время (середина I тыс. до н.э.) бюрократический аппарат. Как правило, ши происходили из отпрысков боковых ветвей аристократических родов. Они прекрасно владели грамотностью и занимались изучением и толкованием древних писаний.
Через все учение Конфуция красной нитью проходит принцип «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» («Лунь юй», VII,1). Древность – образец для подражания, уроки, которые нужно усвоить. Без знания истории невозможно созидать настоящее. Апелляция к древности отныне становится самым надежным доказательством. Все, что не соответствует древности, пути легендарных правителей прошлого – неистинно. В целом, учение Конфуция о человеке, обществе и государстве всецело посюсторонне.
Человеколюбие, или гуманность жэнь по мнению конфуцианцев— главное в человеке. Человеколюбие не обязательно подразумевает любовь. Скорее, это такое отношение к другому человеку, как тот того заслуживает. Конфуцианцы критиковали принцип «всеобщей любви», выдвинутый моистами, утверждая, что к ближнему мы относимся теплее, чем к незнакомцу. Основное определение жэнь – это «золотое правило морали», которое мы найдем и в Нагорной проповеди Христа, и в учении Канта: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Человеколюбие порождает правильный баланс любви и ненависти – только человеколюбивый может любить людей и ненавидеть людей.
Нормативной личностью у Конфуция выступает «благородный муж» цзюнь-цзы. Благородный муж обладает «пятью добродетелями» у-дэ, или «пятью постоянствами» у-чан, к числу которых относятся:человеколюбие (гуманность) жэнь 仁,справедливость (долг) и 义,доверие (правдивость, искренность) синь 信,мудрость чжи 智,знание ритуала (правила благопристойности) ли 礼.
Благородный муж – буквально означает «сын правителя». Согласно Конфуцию, благородный муж внушает доверие своим поведением и, тем самым, рано или поздно становится правителем. Поэтому со временем под «благородными мужами» стали понимать весь слой управленцев и знати. Хотя для Конфуция такое понимание не характерно: если человек имеет статус правителя, но ведет себя неподобающим образом, то это не правитель. И, наоборот, даже выходец из самых низов, но который следует конфуцианской модели поведения, становится благородным мужем.Антиподом «благородного мужа» является «маленький человек» сяо жэнь , который следует собственной выгоде. Благородный муж господствует над маленьким человеком как ветер над травою, склоняя ее к земле.
Для Конфуция ритуал (иероглиф ли 禮 – «благопристойность», «этикет», «церемонии», «ритуал», «правила») – это основа правильного общественного устройства и поведения человека в обществе: «Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать не соответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли»; «Правитель руководит подданными посредством ли».Творцами культуры и ритуала, согласно Конфуцию, выступают совершенномудрые императоры древности, прежде всего Яо и Шунь. Они установили нормы ритуала и культуры, подражая Небу. Таким образом, культура имеет небесное происхождение. Следуя ритуалу человек, тем самым, подражает Небу. При этом важно, чтобы было соответствие между внутренним содержанием и внешним поведением.
В Китае сыновняя почтительность сяо 孝 означает почтение младшего по отношению к старшим. В интерпретации Конфуция она включает в себя отношения сына к отцу, младшего брата к старшему брату, нижестоящего по положению к вышестоящему и, в целом, подданных к правителю. В свою очередь, вышестоящие по отношению к нижестоящим должны испытывать чувства «отцовской любви».
Конфуцианство – это, в первую очередь, этико-политическое учение. Как правильно управлять государством? Какими качествами должен обладать правитель? Нужно ли менять путь древних правителей? Эти и другие вопросы постоянно находились в поле зрения конфуцианцев.Легисты, одна из популярных школ древнего Китая, высказывали идеи относительно необходимости править на основе закона. Конфуций же полагал, что правление на основе закона не будет способствовать процветанию государства. Конфуций отрицательно относился к закону как форме поддержания общественного порядка. В эпоху Хань конфуцианство вобрало в себя многие легисткие идеи. В частности, многие философы полагали, что воспитывать в конфуцианском духе можно обычных людей, чья природа потенциально добра. А людьми, «чьи способности вмещаются в бамбуковую корзинку», т.е. низкими, можно править лишь на основе закона.
Правильный путь, или дао 道, — одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве дао — правильный, этический путь. Если в даосизме дао — порождает все сущее, то в конфуцианстве дао порождается Небом и человеком. Предназначение человека — пройти свой путь, осуществить свое дао.
Учение Конфуция также дало начало острой дискуссии, которая шла на протяжении многих веков, а именно: какова природа человека (син)? Конфуций, по-видимому, считал, что природа человека нейтральна.Последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 до н.э.) доказывал, что природа человека добра, ее стремление к добру подобно тому, как вода течет вниз. Поэтому важно не препятствовать людям в реализации добра, заложенного в них. Зло же подобно тому, как вода, встречая препятствия, может устремляться вверх.Конфуцианец Сюнь-цзы (313-238 до н.э.), напротив, считал, что природа человека дурна. Человек рождается со злыми наклонностями и жаждой собственной выгоды, наживы. Только благодаря нормам ритуала и законам человека можно склонить к добру.Последующие поколения конфуцианцев (Дун Чжуншу, 179-104 до н.э., Чжу Си, 1130-1200 и др.) совместили оба этих подхода, полагая, что есть люди, которые от рождения злы, есть люди с изначально доброй природой (совершенномудрые), а большинство – те, природа которых потенциально добра. Соответственно, того, у кого злая природа, можно только наказывать, и к нему применимы нормы закона (влияние легизма), а того, у кого природа потенциально добра, надо воспитывать в конфуцианском духе.
Последние годы своей жизни Конфуций посвятил преподавательской деятельности, работе над летописью «Чунь цю» ( «Весны и осени», охватывает период с 722 по 749 года), редактированию «Шу цзин» («Канон исторических преданий»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Ли цзи» («Записи о ритуале»), «Юэ цзин» ( «Канон музыки», ныне утрачен), «И цзин» («Книга перемен»), которые впоследствии получили название «Лю цзин» ( «Шесть канонов»).
Конфуций умер в 479 году до н.э. на 73-м году жизни и похоронен в Цюйфу. После его смерти его учениками был составлен «Лунь юй» («Суждения и беседы») — сборник высказываний Учителя и его ближайшего окружения.Начиная с эпохи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) могила Конфуция и храмовый комплекс в Цюйфу стали местом паломничества и поклонения.
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.В тридцать лет я обрел самостоятельность.В сорок лет я освободился от сомнений.В пятьдесят лет я познал Волю Неба.В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. («Лунь юй», II, 4)
12 самых знаменитых цитат Конфуция
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
Можно всю жизнь руководствоваться одним словом: это слово – взаимность.
Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.
Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.
Твой дом там, где спокойны твои мысли.
Найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни.
Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью.
В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым.
Такой принцип, как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип. Люди уже давно не обладают им.
Избранные фразы и высказывания из трудов Конфуция и его учеников
* * *Учитель сказал:– Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж? («Лунь юй», I, 1)
* * *Три вида радости приносят пользу, и три вида – вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми, – это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам, – это приносит вред.
* * *Если я поведу в бой войско, я не возьму с собой того, кто с голыми руками бросается на тигра, переправляется через реку, не используя лодку, гибнет, не испытывая сожаления. Я обязательно возьму с собой того, кто в делах проявляет осторожность, тщательно все продумывает и добивается успеха.
* * *Как можно быть нетребовательным к тому, кого ты любишь? Как можно оставлять без наставления того, кому ты предан?
* * *Быть кому-то другом – значит быть честным с ним, когда даешь ему совет, и побуждать к хорошему. Но если он не слушает, то не настаивать, чтобы не быть униженным.
* * *– Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну . («Лунь юй», VII, 1) Лао Пэн был крупным чиновником, жившим в эпоху Шан-Инь. Он прославился как любитель древности.
* * * Учитель сказал:– Когда мораль не совершенствуют, изученное не повторяют, услышав о принципах долга, не в состоянии им следовать, не могут исправлять недобрые поступки, я скорблю.(«Лунь юй», VII, 3)
* * *Учитель не говорил о чудесах, силе, беспорядках и духах. («Лунь юй»,VII, 20)
* * *Учитель категорически воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично. («Лунь юй», IX, 4)
* * *Ю-цзы сказал:– Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия. («Лунь юй», I. 2)Ю-цзы – прозвище одного из семидесяти семи ближайших учеников Конфуция — Ю Жо. Вместе с Цзэн-цзы он был наиболее уважаем Учителем, что отразилось в приставке только к их фамилиям слова цзы, выражавшего почтительность. К остальным ученикам Конфуций обращался, называя просто фамилию или имя.
* * *Учитель сказал:– У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия. («Лунь юй», I. 3)
* * *Учитель сказал:– Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь? («Лунь юй», III, 3)
* * * Учитель сказал:– Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу. («Лунь юй», IV, 2)
* * * Учитель сказал:– Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей. («Лунь юй», IV, 3)
* * * Учитель сказал:– Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла. («Лунь юй», IV, 4)
* * * Цзы-гун спросил:– Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?Учитель ответил:– Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе. («Лунь юй», XV, 23)
* * * Учитель сказал:– Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали. («Лунь юй», XV, 34)
* * * Кто-то спросил:– Правильно ли отвечать добром на зло?Учитель ответил:– Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром.(«Лунь юй», XIV, 34)
* * * Учитель сказал:– Если благородный муж не солиден, он не будет пользоваться авторитетом, и его ученость тогда не прочна. Стремись к верности и искренности; не дружи с тем, кто тебе не ровня; не бойся исправлять ошибки. («Лунь юй», I, 8).
* * * Учитель сказал:– Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг. («Лунь юй», I, 6)
* * * Учитель сказал:– Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.(«Лунь юй», I, 18)
* * * Учитель сказал:– Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно.(«Лунь юй», II, 15)
* * * Учитель сказал:– Если я иду с двумя людьми, то у них обязательно есть чему поучиться. Надо взять то хорошее, что есть у них, и следовать ему. От нехорошего же надо избавиться. («Лунь юй», VII, 23)
* * * Ю-цзы сказал:– Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию. Путь древних правителей был прекрасен. Свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом . Совершать то, что нельзя делать, и при этом в интересах согласия стремиться к нему, не прибегая к ритуалу для ограничения этого поступка, – так поступать нельзя.(«Лунь юй», I, 12)
* * * Учитель сказал:– Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости.Если благородный муж должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если он не забывает о друзьях, народ не утрачивает отзывчивость. («Лунь юй», VIII, 2)
* * * Ай-гун спросил:— Какие нужно принять меры для того, чтобы народ подчинялся?Кун-цзы ответил:— Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться. Если же выдвигать несправедливых и устранять справедливых, народ не будет подчиняться.(«Лунь юй», II, 19)Ай-гун (Ай Цзян) — правитель Лу. Во время его правления Лу было небольшим и слабым государством.
* * *Учитель сказал:— Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть. («Лунь юй», IV, 8)
* * *Учитель сказал:— Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу. («Лунь юй», IV, 9)
* * *Учитель сказал:— Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. («Лунь юй», XV, 28)
* * * Учитель сказал:— Я не хочу больше говорить.Цзы-гун сказал:— Если учитель не будет больше говорить, то что мы будем передавать?Учитель сказал:— Разве Небо говорит? А четыре времени года идут, и вещи рождаются. Разве Небо говорит?(«Лунь юй», XVII, 19)
* * *Учитель сказал:– Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться. («Лунь юй», I, 14)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково. («Лунь юй», II, 14)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду. («Лунь юй», IV, 11)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду. («Лунь юй», IV, 16)
* * *Учитель сказал:– Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное.(«Лунь юй», IV, 22)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах. («Лунь юй», IV, 24)
* * *Учитель сказал:– Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем. («Лунь юй», VI, 16)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж безмятежен и спокоен, маленький человек постоянно встревожен и обеспокоен.(«Лунь юй», VII, 36)
* * *Учитель хотел поселиться среди варваров.Кто-то сказал:– Там грубые нравы. Как вы можете так поступать?Учитель ответил:– Если благородный муж поселится там, будут ли там грубые нравы? («Лунь юй», IX, 13)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж стыдится, когда его слова расходятся с поступками. («Лунь юй», XIV, 27)
* * *Учитель сказал:– Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.(«Лунь юй», XV, 20)
* * *Учитель сказал:– Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку («Лунь юй», XV, 29)
* * *Кун-цзы сказал:– Благородный муж боится трех вещей: он боится веления неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека. («Лунь юй», XVI, 8)
Правильные поступки приводят к правильному результату.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, влекущего к самым пагубным последствиям, как мгновенные вспышки гнева и досады, а потому для избегания великих заблуждений необходимо различать их в самом зародыше.
В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон, и скрывайся в эпоху беззакония.
Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку.
Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Благородный человек это тот, кто сначала действует, а потом говорит.
Кто правит при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая
Цзы-гун спросил: – Что вы скажете о человеке, который в бедности не пресмыкается, в богатстве не заносится?Философ ответил: – Годится, но он ниже того, который в бедности весел, а в богатстве благопристоен.
Что можно сказать о человеке, если вся деревня его любит?— Это никчёмный человек, — ответил Конфуций.— А что можно сказать о человеке, которого вся деревня ненавидит?— И это никчёмный человек, — сказал Конфуций. — Было бы намного лучше, если бы хорошие люди из этой деревни его любили, а дурные— ненавидели.
Если в обществе царит человеколюбие, это прекрасно. Разве можно считать мудрым того, кто поселился там, где не царит человеколюбие?
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов
Что такое и чему учит людей золотое правило морали
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Золотое правило морали пронизывает все сферы общественной жизни: личные отношения и семью, карьеру, политику, право.
В разных интерпретациях утверждение встречается в исторических источниках стран Европы, Ближнего Востока, Азии и других регионов мира.
Дети впервые узнают о золотом правиле уже в 3-4 года от своих родителей или воспитателей. В настоящей статье вы глубже познакомитесь со значением этого основополагающего принципа жизни.
Когда и где возникло золотое правило
Золотое правило морали (нравственности, этики) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.
Оно пришло на смену принципу Талиона, который буквально звучал так: «Око за око, зуб за зуб».
В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:
Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.
Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга. Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:
Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.
При этом сама формулировка «золотое правило» окончательно закрепилась в европейской литературе только в 18 веке. До этого использовались термины «заповедь», «изречение», «поговорка».
Чему учит нас золотое правило морали
В положительной формулировке золотое правило морали гласит:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Также у принципа есть отрицательная версия:
«Не делай другим то, чего не желаешь себе».
На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим. Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и альтруизм.
Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?
На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку. Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.
Так что такое золотое правило морали? Оно раскрывается в следующих положениях:
Соблюдение золотого правила важно не только для каждого отдельного индивида, но и общества в целом. И добро, и зло «заразительны». Как правило, люди совершают те действия, которые считают нормой в своём окружении.
Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:
Личные отношенияТёплое слово и в мороз согревает
Личные отношения, работа, бизнесНе плюй в колодец — пригодится воды напиться
Работа, бизнес, политикаУ хорошего садовода хороший сад
Критика золотого правила
Наиболее известными критиками золотого правила морали считаются два немецких философа: Г.В.Лейбниц и И.Кант. Первый говорил о том, что желания могут быть безграничными. Допустим, человеку хочется обладать несметными богатствами: квартирой, машиной, драгоценностями. Но значит ли это, что он должен помогать окружающим обогащаться?
И.Кант предупреждал, что золотое правило нравственности не содержит в себе оснований долга. Так, любой преступник может оправдывать себя в связи с тем, что не желает быть осуждённым.
Однако многие современные учёные считают такую критику неполной. При учёте принципа нравственности человек не просто руководствуется своими эгоистическими желаниями. Он думает и о том, чего хотел бы любой индивид, окажись на его месте.
Вернемся к случаю с богатством. При более глубоком рассуждении окажется, что люди хотят улучшить своё материальное положение, но не хотят обогащать кого-то. А в случае с преступником общество желает справедливого наказания виновного и обеспечения собственной безопасности.
То есть, подсудимый не может увиливать от ответственности лишь на основании того, что не хочет сесть в тюрьму.
Выводы
Итак, золотое правило морали – это стандарт цивилизованных отношений между людьми. Он имеет этическое, духовное (религиозное) и даже прагматическое обоснование.
А тот факт, что принцип сформировался в разных географических регионах практически без взаимодействия самих цивилизаций, подтверждает его универсальность. Это простое и одновременно глубокое утверждение, которое трудно дополнить.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Эта статья является резюме видео с YouTube. "Философия Конфуция за 10 минут" от Правое полушарие Интроверта
Ключевые выводы
Summarize any video by yourself
Спасибо за отзыв.
У нас есть дополнительная информация.
Рассказываем, что изучает этика и зачем она нужна мировому сообществу.
Что такое этика
Слово «этика» пришло к нам из древнегреческого (от «этос» — «нрав», «обычай»). В 5 веке до нашей эры софисты обнаружили, что законы природы и культурные ценности, принятые человеком и социумом, не совпадают. Более того, установки различных народов также отличаются друг от друга и могут меняться с течением времени. Единственный их источник — разум.
Это открытие породило серьезную дилемму и открыло большое пространство для философских изысканий. Изначально в понятие «этос» вкладывалось толкование правил совместной жизни в социуме и понятие общественных норм, направленных на борьбу с агрессией и эгоизмом со стороны отдельных индивидуумов.
Сейчас задача этики — изучение, поиск и аргументация нравственности и морали, а сама дисциплина занимается вопросами определения добра и зла, самопожертвования, смысла жизни, свободы воли, понятия долга, дружбы и других человеческих взаимоотношений.
Несмотря на то что этика — только подраздел философии, она переплетается с логикой, психологией, логикой, лингвистикой, экономикой и даже медициной.
Цивилизованное общество сложно представить без всеми принятых правил помимо договоренностей и законодательства. Юридически все, что не запрещено, разрешено, однако такой порядок вещей посеет хаос и позволит человеку принять большое количество необдуманных и крайне рискованных решений. Есть люди, которые так и поступают, но едва ли это принесет им пользу в долгосрочной перспективе.
Этика занимается как раз такими вопросами: учит жить в гармонии с собой и окружающим миром и принимать те решения, о которых не придется жалеть.
История этики
Идею того, что единственный источник общепринятых норм морали и нравственности — разум, подхватили Сократ и Платон.
Аристотель, ученик Платона, оценил этику как часть «практической» философии, так как главный вопрос этой дисциплины должен звучать как «что нам делать?». По его мнению, результат нравственного, правильного поведения — счастье. К нему должны привести логичные и осознанные поступки, которые не относятся ни к одной из крайностей.
Таким образом, по Аристотелю, основные добродетели — это благоразумие и умеренность, стремление к «золотой середине». При этом он осознавал, что в отличие от математики этой дисциплине не свойственна точность, поэтому и результаты исследования достаточно гибкие, а значит, они не могут быть приняты всеми и безоговорочно.
Цель этики как науки по Аристотелю — не знания, а поступки. Любая деятельность человека направлена на достижение каких-либо идеалов, которые сами по себе тоже могут быть лишь ступеньками к чему-то более важному. Эту главную цель Аристотель называл высшим благом, а ее реализацию отождествлял со счастьем.
Золотое правило этики — «не делай другим того, чего не желаешь себе» — находило отражение в том или ином виде в разных культурах.
С развитием и появлением новых этических теорий философы стали испытывать сложности из-за отсутствия объединенной терминологии. Основными часто объявлялись субъективные или противоречивые понятия. Разработка и глубокий анализ этики как науки осложнен восприятием индивидуума (любого человека): мораль, которая часто находится в подсознании, мешает объективному анализу собственных установок и норм социума.
Важный период в истории занимает тенденция к религиозности и персонификации Бога. В таких этических системах нормы — божественные и непреклонные, а сам человек за свои поступки отвечает не перед обществом или собой, а перед Богом.