Железнодорожный барон лехаим

Иисус в искусстве

Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков. Евангелия от Марка, Матфея и Луки были написаны в 50—60-х годах н. э.

Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна.

На рубеже I и II века возникло много апокрифических произведений. Они значительно отличались от описанного в канонических книгах Нового Завета. Церковь признала подложность этих произведений, но не все из них были отвергнуты как еретические. Некоторые повлияли на формирование Священного Предания.

Наиболее известный из апокрифов об Иисусе Христе — так называемое Евангелие детства. Полное название которого в рукописях — Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа.

Изображение Иисуса Христа

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа. Их видами были:

  • ягнёнок
  • пеликан
  • дельфин
  • рыба

Особой популярностью пользовался образ Доброго Пастыря — пастуха, несущего заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 году аллегорические изображения Христа были запрещены.

В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI века. В то же время предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам.

В раннем христианстве было большее разнообразие в изображениях Иисуса, но постепенно в христианской иконографии закрепился канонический облик Иисуса.

Развитие иконографии

Иконография Спасителя получила развитие во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй.

В православной и католической иконографии сформировались несколько основных типов изображения Христа. В православной иконографии основными типами являются Спас Вседержитель (Пантократор) и Спас Нерукотворный.

Скульптуры Иисуса

В католицизме и православии объёмные изображения (скульптурные или рельефные) Иисуса часто встречаются в виде распятия. Скульптуры Иисуса являются традиционным предметом интерьера католических храмов, но полностью отсутствуют в православных храмах.

Рельефные и скульптурные изображения Иисуса могут использоваться для украшения экстерьера католических храмов. Скульптурные композиции на сюжет страданий Христа устанавливаются также в католических кальвариях.

В настоящее время наиболее известной скульптурой Иисуса является Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Описание жизни Иисуса Христа в кино

Описание жизни Иисуса Христа в соответствии с Новым Заветом было частой темой практически с момента появления кинематографа. Иисус Христос является одним из самых популярных персонажей в кино.


Учение Иисуса Христа

Учение Иисуса в Новом Завете изложено в виде отдельных высказываний, проповедей и притч. Его деяния (чудеса, исцеления, воскрешения) и образ жизни также рассматриваются в качестве выражения учения через дела, а не через слова.

Важное значение в христианском учении имеет Нагорная проповедь Иисуса и Его высказывания о любви к Богу и ближним:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь.
  2. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.
  3. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37—40).

Нагорная проповедь Иисуса

В Нагорной проповеди Иисус подтвердил преемственность Его учения и учения Танаха (Закона, Пророков и Писаний):

  1. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
  2. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё (Мф. 5:17, 18).

Иисус о молитве и посте

Евангелия содержат наставления Иисуса на тему молитвы, в которых он указывает на важность молитвы и настойчивости в молитве и предупреждал не подражать фарисеям и язычникам в молитве (многословием и лицемерной религиозностью).

Высказывания Иисуса на тему поста и молитвы содержатся в Нагорной проповеди и некоторых притчах, а также в наставлениях ученикам. Напрмер, Иисус Христос сказал своим ученикам: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41).

Как своим примером, так и в своих поучениях Иисус Христос постоянно указывал на значение молитвы и поста. В наставлениях общей темой является предупреждение о недопустимости лицемерия.


Отче наш. Джеймс Тиссо

Иисус Христос и его учение в христианстве

Согласно книгам Нового Завета, Иисус Христос научил своих учеников молитве Отче наш, которая до настоящего времени рассматривается как главная молитва в христианстве. Текст молитвы приводится в Евангелиях от Матфея (6:9—13) и от Луки (11:2—4).

Вариант молитвы в Синодальном переводе:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф. 6:9—13)

Молитва мытаря и Иисусова молитва

Одной из наиболее распространённых молитв в православном христианстве является Иисусова молитва, содержащая обращение к Иисусу Христу, как Сыну Божию и истинному Богу, с просьбой о помиловании. Текст молитвы:

Го́споди, Иисусе Христе, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) грешнаго.

Молитва заимствована из евангельской притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18:9—14), в которой Христос подчеркнул, что смиренная молитва мытаря: Боже! будь милостив ко мне грешнику! , превыше горделивой молитвы фарисея. Также носит название молитва мытаря.

image

Учение Иисуса и христианство

В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство. В 2008 году в мире насчитывалось более 1 млрд человек, называющих себя христианами.

Иисус с точки зрения христианства

image

Время прихода Мессии

В книге пророка Даниила указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима. Указанные 69 седьмин (сумма семи и шестьдесяти двух седьмин) рассматриваются как 483 года от выхода повеления о восстановлении Иерусалима и до пришествия Мессии. В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии.

Христиане считают, что пророчество о разрушении города и святилища исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита: таким образом, Мессия должен был прийти до этого разрушения. Согласно основным интерпретациям этого пророчества, пророчество о приходе Мессии исполнилось во время служения Иисуса, между Его крещением и распятием.

Вера в Мессию и его долги

Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис. 7:14), по которому будущий победитель дьявола родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют первоевангелием — первой благой вестью.

Мессия должен быть ценён в тридцать серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма (Зах. 11:12, 13).

Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исаии, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии.

Вера в воскресение Мессии

Вера в то, что Мессия воскреснет из мёртвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исаии, которые описывают жизнь Мессии после казни.

Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис. 53:11). Соответственно этому, в Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом Христом.

Природа Иисуса с точки зрения христианства (христология)

Согласно Новому Завету, Иисус именовал себя Сущим — имя Бога в Ветхом Завете (Ин. 8:25), единородным Сыном Бога (Ин. 3:18), Сыном Человеческим (Мф. 8:20). Большинство христианских конфессий утверждают, что Иисус Христос совмещает в себе две природы: божественную и человеческую, являясь и Богом, и человеком (Богочеловеком). При этом ряд течений христианства (монофизиты, монофелиты, монархиане и др.) указывали иные взгляды на сущность Иисуса.

Иисус в учении христианства о спасении (сотериология)

Христос в христианстве стал ключевой фигурой. В Новом Завете он назван единым посредником между Богом и человеками (1Тим. 2:5). Согласно пророчествам Ветхого Завета и учению Нового Завета, Сын Божий, воплотившись в человека, в Лице Иисуса Христа, взял на Себя грехи всех людей, умер за них и является искупительной жертвой за грех. Люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых, обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную Жизнь.

Второе пришествие Иисуса Христа (эсхатология)

Второе пришествие, изображённое на фреске новгородского собора святой Софии. Иисус многократно говорил о своём втором пришествии на землю (например, Мф. 16:27, 24:27, 25:31; Мк. 8:38; Лк. 12:40), а также образно о том, как будет происходить Страшный Суд. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. О Втором пришествии ясно учат и апостолы (1Ин. 2:28; 1Кор. 4:5; 1Фес. 5:2—6).

Догмат о втором пришествии Иисуса Христа также зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене. Со слов Иисуса Христа (Ин. 5:26—29; Мф. 24:36—42) и апостола Павла, во время Второго пришествия произойдёт конец мира, затем воскресение всех мёртвых людей на последний Страшный Суд Иисуса Христа. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

Город великий и ужасный

Люди здесь жили образованные: хананеи — так их называли — были одним из первых народов, который стал использовать алфавит! Их буквенная система заменила древнюю клинопись и легла в основу письменности, которой мы пользуемся сегодня.

Читайте также:  Конспект урока по теме значение семьи и семейных ценностей воспитании ребенка в комедии д и фонвизина недоросль

Теперь под стены этого огромного, древнего и такого противоречивого города-крепости Иерихона пришли тысячи вооруженных израильтян. Но — откуда пришли и зачем они здесь отказались?

В Священных Писаниях

«Сотворение Адама», мозаика собора Монреале, XII век

В Ветхом Завете

В Пятикнижии (Быт. 2—4) приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение, изгнание из Эдема, а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада.

В Книге Бытия содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:

Согласно первому повествованию (Быт. 1:26—29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу Божьему» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано было право господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).

Согласно второму параллельному рассказу (Быт. 2:7—25; 3:1—24), Бог вылепил человека (Адама) из «праха земного» (Адам — однокоренное со словом ‏אדמה‏‎ (адама) — земля, прах земной), вдохнул «дыхание жизни» в его ноздри и поместил в Сад Эдемский (Быт. 2:7).

Жизнь в Эдеме (Быт. 2

Основная статья: Эдем

Адам даёт названия животным (фреска монастыря Николая Анапавсаса, Метеоры)

Поселив Адама в Эдемском саду, Бог заповедовал первому человеку «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Среди растений Эдемского сада было два особых дерева: Дерево жизни и Дерево познания добра и зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» (Быт. 2:16) и лишь плоды Дерева познания добра и зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть (Быт. 2:17).

Затем Бог привёл к человеку всех сотворённых животных и птиц, чтобы тот дал им названия (Быт. 2:19), «но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). Тогда Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:21-25).

Грехопадение и изгнание из Эдема (Быт. 3)

«Сотворение Евы и Изгнание из рая», Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 годы

Змей же, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1), уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания добра и зла (Быт. 3:1—5). Женщина же отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал Еву, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. 3:6). В результате Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. 3:1—7).

За проступком последовало наказание: змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. 3:14, 15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт. 3:16—19). Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям «кожаные одежды» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:23). Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа в Эдемский сад был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся» (Быт. 3:23, 24).

После изгнания из Эдема (Быт. 4

«Смерть Адама», фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

Существование Адама после изгнания из Эдемского сада в корне изменилось: он был обречён на полную страданий и тяжёлой работы жизнь в поте лица. Теперь Адам жил в ожидании смерти и добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду (Быт. 3:18, 19).

В 5-й главе книги Бытия перечисляются ближайшие потомки Адама: ветхозаветные патриархи от Адама до Ноя и число прожитых ими лет. Как и все патриархи до Потопа, Адам прожил долгую по современным меркам жизнь. После рождения Сифа Адам жил 800 (700) лет, родил ещё сыновей и дочерей (Быт. 5:1—4) и умер, следуя библейскому рассказу, в возрасте 930 лет (Быт. 5:5).

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Бен Сира) (около 170 года до н. э.) причисляет Адама к величайшим библейским праведникам и возвышает его над остальными: «Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам» (Сир. 49:18).

«Адам и Ева», персидская миниатюра, XVI век

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные аяты с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.

Происхождение и значение имени

Против часовой стрелки: имя «Иисус» на еврейском, арамейском, греческом, латинском и английском языках

Имя Йехошуа давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йехошуа бин Нуне (XV—XIV века до н. э.), которого Синодальный перевод Библии на русский язык также называет Иисусом — Иисус Навин. В английских переводах Библии (не во всех) имена Jóshua (Иисус Навин) и Jésus (Иисус Христос) различаются.

Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово есть перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) (русская транслитерация — мессия) и означает «помазанник».

Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам. Об этом неоднократно говорится в Библии. Например, в первой и второй книгах Царств (1 Цар. 24:7, 26:9, 10 и 2 Цар. 1:14, 15) сообщается, что Саул — помазанник Господень (в подлиннике — машиах Яхве). Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем. Изначально «помазанными» называли священников, а после установления монархии в Израиле слово «помазанник» начали употреблять по отношению к царям. Соответственно, иудейские пророки предвозвещали пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира.

Папирус 52 — древнейшая новозаветная рукопись, дошедшая до нашего времени, содержит строки из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:31—33). Датируется первой третью II века, то есть через 2—3 десятилетия после написания Евангелия Иоанном

Другие наименования и эпитеты Иисуса в христианстве

Сам Иисус, согласно Библии, характеризовал себя как:

Со стороны других лиц в Синодальном переводе Нового Завета Иисус именуется чаще всего словом Господь (Мф. 8:2), также Сыном Божиим (Мф. 14:33), учителем (Мф. 8:19).

Кроме этого, в Библии и в христианских конфессиях употребляются также множество эпитетов Иисуса Христа, которые указывают на Его качества или служение: Агнец Божий (жертва за грехи мира), Предвечное Слово, Спаситель, Пастырь добрый и многие другие.

Чудо у городских стен

До сих пор мы говорим о невыносимо громком звуке — «иерихонская труба». Это выражение пошло из Библии и восходит именно к тому штурму Иерихона войском Иисуса Навина!

— Похоже, они сами боятся нас! — судачили между собой иерихонцы.

— Может быть, они не решаются подступиться к нашей крепости?..

Но вот наступил седьмой день. Жители Иерихона опять увидели израильских воинов, марширующих к крепостным стенам. Священники несли на плечах Ковчег Завета. Только в этот раз войско обошло город не один, а целых семь раз! В ужасе слушали иерихонцы мерный топот воинских сандалий и пронзительный звук труб, гадая, чем всё это закончится.

Пройдя седьмой круг, воины остановились. Семь священников с трубами вышли вперед. Иисус Навин встал перед войском:

— Воскликните! Ибо Господь предал вам город! — скомандовал он.

В тот же миг тысячи воинов оглушительно закричали! А вслед за ними вновь затрубили трубы, но теперь — во много раз сильнее и громче!

Не в силах выдержать чудовищный шум, иерихонцы затыкали уши и падали на землю. Весь город охватила паника! И тут под ногами воинов, стоявших на крепостных стенах, заколебались камни! Зашатались высокие башни. Поползли по стенам трещины. Вот уже огромные каменные блоки полетели вниз. Высокие стены Иерихона рушились, погребая под собой защитников и открывая нападавшим проход в город.

— Вперёд! — закричал воинам Иисус, и войско бросилось на приступ.

Иерихон был обречён.

На подступах

Когда Иисус Навин получил сведения от своих разведчиков, он дал войску команду перейти на другой берег Иордана и встать лагерем ближе к Иерихону.

А войско у израильтян, между прочим, было огромное — несколько тысяч человек! С войском были священники. Всюду во время своих скитаний по пустыне евреи носили с собой Ковчег Завета — большой запертый деревянный короб на ручках. Внутри Ковчега хранились святыни израильтян: скрижали — каменные таблички, на которых были написаны заповеди, данные Богом пророку Моисею на горе Синай. Теперь Ковчег тоже был с войском.

Только как же переправиться этим тысячам людей через Иордан? Ведь в те времена река была широкой и бурной, течение — быстрым. Неужели придется отступить?

И вот израильтяне встали большим лагерем в полутора километрах от стен Иерихона. Вечером Иисус Навин вышел из шатра, чтобы ещё раз взглянуть на крепость. Он всё ещё не мог придумать, как штурмовать неприступный город.

И тут перед Навином появилась светлая фигура воина с обнаженным мечом.

— Кто ты? — спросил Иисус. — Ты из нашего войска или от неприятеля?

— Я — вождь Воинства Господня.

Иисус упал на колени:

Читайте также:  Религии мира

— Что Господин скажет рабу своему? Смогу ли я взять крепость, или мне отступить?

И посланник Господа рассказал Навину, как захватить Иерихон.

Сложная задача

Знали ли в Иерихоне об израильтянах? Конечно, знали. До хананеев доходили невероятные и пугающие вести о многих тысячах беглецов из Египта, идущих по пустыне. Слышали иерихонцы и о могучем Боге евреев, Который может раздвигать морские пучины, закручивать огненные столбы, повелевать ветрами, Боге, Который каждое утро посылает людям на пропитание манну. Знали и о многочисленных военных победах евреев. Хананеи ещё не сталкивались с израильтянами, но уже боялись их. Силён Бог израилев! Страшно иметь дело с Его народом! А воевать с ним — и того страшнее! Поэтому, заслышав о приближении евреев, правитель Иерихона повелел закрыть город и запретил кому-либо даже выходить навстречу неприятелю.

После смерти Моисея Господь дал еврейскому народу нового предводителя — храброго военачальника Иисуса Навина. Да, имя у него было тем же, каким много веков спустя нарекут Христа — Иисус. У евреев это имя было широко распространено.

Бог сказал Иисусу Навину:

Но и не взять нельзя, ведь Сам Господь направил Навина туда. Кроме того, Иерихон — ключ для всей Иорданской долины. Другого пути на широкое плато нет. И ещё: израильтянам нужна вода, а внутри стен Иерихона скрывается оазис с чистыми источниками. Эти источники и в наше время продолжают давать воду жителям Иерихона. В жарких пустынных землях вода — это жизнь!

Так что делать нечего: полагаясь на помощь Бога, военачальник стал готовиться к штурму.

Судьба Иерихона

Лишь в одном доме люди ждали спасения. В доме, к дверям которого была привязана красная веревка.

— Израильтяне помогут нам! Они обещали! Они клялись именем своего Бога!

Воины Иисуса Навина не обманули. Всю семью Раав они вывели из Иерихона и спасли. С тех пор Раав стала жить с израильским народом. По преданию, она потом оставила свою порочную жизнь и уверовала в Единого Бога.

А разрушенный Иерихон сгорел, оставив вместо себя лишь каменные руины. Иисус Навин запретил своим воинам брать что-либо из разорённого города — все его сокровища предназначались Богу. Он знал, что вместе с Ковчегом Завета среди его воинов у стен Иерихона пребывал Сам Господь. Всё происходило по воле Его. Военачальник верил: если повиноваться Господу, нет ничего невозможного! Никакие неприступные стены не устоят перед Богом.

Возродиться в прежнем величии Иерихону было уже не суждено. Да, спустя десятилетия здесь вновь возникло поселение, но, по установлению Божию, никто никогда не строил здесь уже крепостных стен и никогда уже Иерихон не был таким могущественным, как при хананеях.

А израильтянам предстояло ещё много сражений и испытаний, прежде чем они смогли расселиться по земле обетованной. Живя в благодатной долине Иордана, евреи сохраняли веру в Единого Бога и ждали прихода Мессии, то есть Спасителя Человечества. И наступило время, когда, по Промыслу Божию, здесь, в земле израильской, родился Иисус Христос.

В Своей земной жизни Спаситель не раз проходил дорогой, ведущей мимо Иерихона. Здесь он исцелил слепых нищих. Проходя через Иерихон, встретил богатого мытаря Закхея, и мытарь с радостью принимал Его в своём доме. Этот древний город Христос упоминал в притче о добром самарянине: тот самый человек, которого спас самарянин, попался разбойникам как раз тогда, когда шел из Иерусалима в Иерихон.

Стоит древний город на земле и сегодня. И живут в нём люди. И работают на раскопках ученые, археологи, доставая из-под земли камни, которые, возможно, помнят те очень давние чудесные события

Иерихон — один из самых древних городов в мире. Здания, которые обнаружили археологи в Иерихоне, на пять тысяч лет старше египетских пирамид!

Раав и разведчики

Иисус Навин был опытным и умным военным. Прежде чем вести войско под стены, он вызвал в свой шатёр двоих молодых разведчиков:

— Отправляйтесь в Иерихон! Узнайте, сколько у неприятеля войска, много ли продовольствия. Разведайте толщину стен. И главное — ищите тайные проходы в город!

Шпионы сумели пробраться через городские ворота незамеченными. Разведали всё, о чём просил командир. Но долго задерживаться на шумных улицах они не могли: у иерихонского царя тоже хватало своих соглядатаев. Уже рыскала по городу царская стража, высматривала израильтян.

Посланники Иисуса Навина нашли укрытие в доме одной женщины. Звали ее Раав. Как и все жители Иерихона, она была язычницей и жизнь вела далеко не праведную. Зато всё про всех знала: много людей у нее бывало — и приезжих, и местных.

Раав была очень напугана, обнаружив в своем доме двоих незнакомцев! Понятно было, что это не простые путники, а люди из народа того самого могущественного Бога. Испугалась она не столько за себя, сколько за свою семью: узнают царские слуги о том, что израильские разведчики прячутся в ее доме, — погубят всех!

А тем временем в двери уже стучали служители иерихонского правителя. Ему доложили, что видели возле дома Раав двух подозрительных мужчин.

— Открывай, Раав! Мы знаем, что израильтяне — у тебя! Это шпионы! Выдай их нам немедленно!

Раав открыла двери и вышла к царским стражникам:

И Раав показала в сторону переправы через Иерихон. Стражники бросились в погоню неизвестно за кем, а разведчики Навина, спрятавшись за дверями в доме Раав, едва смогли перевести дух. Первая опасность миновала, но появляться на улицах города им сейчас было никак нельзя: сразу схватят! Их жизнь зависела от Раав.

Когда стражники скрылись, женщина скомандовала своим незваным гостям:

— Быстро поднимайтесь на крышу! Там стоят снопы льна нового урожая. Спрячьтесь в них до утра!

— Ты спасла нам жизнь! Но почему? — спросили разведчики.

— Я знаю, что Господь отдал эту землю вам, потому что вы навели страх на весь наш город! Все жители иерихонской земли пришли в ужас, узнав о чудесах, которые ваш Бог сотворил с вами. У нас не стало духа против вас: ваш Господь — и на небе вверху, и на земле внизу.

— Благодарим тебя, Раав, за твою милость!

— Не только мою! Пообещайте, что вы не тронете никого из моей семьи: моих родителей, моих сестер и братьев и всех, кто есть у них.

— Клянемся! Но чтобы наши воины узнали твой дом, привяжи к своим дверям красный шнурок и собери у себя в доме всю семью! Твои близкие будут в безопасности. И помни: если кто-нибудь выйдет из дома, его могут убить. А теперь нам пора.

— Мой дом — в городской стене. Вы можете спуститься через окно на верёвке и окажетесь за городом, — сказала Раав.

Разведчики так и сделали. Иерихонцы гнались за ними, но догнать не смогли. Три дня израильтяне скрывались в горах, а потом возвратились к Иисусу Навину.

В религиозной традиции

Адам, створка Гентского алтаря

Образ Адама, прародителя всего человечества, имеет большое значение в теологии всех авраамических религий. Рассказ о сотворении и последующем грехопадении человека интерпретируется богословами весьма разнообразно: от буквального понимания и глубокого текстологического анализа до философско-символической трактовки. Источником такого многообразия теологических теорий является расплывчатость и неоднозначность некоторых мест в оригинальном библейском тексте. Например, нелегко понять, в каких местах слово «Адам» используется как собственное имя первого человека, а в каких — служит нарицательным для понятия «человек» (на иврите слово «адам» означает «человек»).

Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.

Разъяв единую поверхность Первого Человека, Всевышний придал обособленное существование двум образовавшимся сторонам — внешней и внутренней. Этому имеется одна наглядная аналогия: кольцо Мёбиуса — односторонний предмет. Мы привыкли воспринимать его как перекручивание обыкновенной ленты, то есть как превращение двустороннего предмета в односторонний. Но представим себе обратную картину, представим, что первично существует кольцо Мёбиуса и что путём его рассечения получается двусторонний предмет — обыкновенное кольцо.

Может быть, тогда мы лучше поймем то, что описывается в Торе, а именно сотворение двух существ из одного, из «стороны» (единственной «стороны!») одного цельного существа. Предмет, имевший одну сторону (поверхность), превращается в предмет, состоящий из двух сторон (поверхностей). Причём обе эти стороны расщепляются и приобретают независимое существование. И тогда увидев перед собой вынесенное вовне своё собственное сокровенное существо, мужчина восклицает: «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей!» (Быт. 2:23).

Согласно представлению иудаизма, слова Библии о сотворении человека «по образу и подобию Бога» означают в первую очередь «по образу Творца».

Когда венец Творения — человек — приходит в мир, у него уже есть задание — быть творцом. Он обязан охранять бытие, чистое и незапятнанное, восполнять пробелы в Творении, исправлять «недостатки» сущего. Сотворённый человек получил заповедь стать партнёром Творца и принять участие в обновлении мира. Завершённое и полное Творение — это предел мечтаний сообщества Израиля.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплен лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Фреска «Изгнание из рая», фрагмент, Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье

В этом скорбном песнопении доминируют мотивы раскаяния Адама после своего тяжёлого проступка и его тоска по Раю.

Икона «Распятия с предстоящими», Новгородская школа. Под крестом виден череп Адама

Читайте также:  Презентация по орксэ на тему "паломничества и святыни" (модуль омрк)

Католическое богословие в вопросе о творении Адама основывается на библейском повествовании. Учительство Церкви не выносит окончательного суждения по вопросу, означает ли слово «Адам» персонифицированного первого человека или символически отображает нескольких прародителей или весь человеческий род вообще (полигенизм).

Мы действительно не видим способа сочетать подобное учение с тем, чему учат источники откровения, и с тем, что предлагают тексты Учительства Церкви о первородном грехе, грехе, который имеет свой корень в поистине личном грехе Адама и передаваемом всем через их происхождение, и во всяком пребывающем, как его собственный.

После энциклики богословские дискуссии продолжались (и ведутся в настоящее время) в русле обсуждения вопроса о том, какие богословские гипотезы могут сочетать полигенизм и традиционное учение Церкви.

В древнееврейском тексте Ветхого Завета слово «adam» означает весь человеческий род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причём последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт. 1:26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова.

Литургическое почитание Адама на Западе не получило широкого распространения. Повествование о сотворении человека является первым из чтений Пасхального богослужения, что подчёркивает связь между Адамом и воскресшим Иисусом («вторым Адамом»).

Первый человек в гностическом представлении сильно отличался от традиционного христианского Адама Ветхого. Гностические тексты часто брали ключевые идеи из еврейской устной традиции, в частности из аггадических текстов.

Адам и Ева в райском саду, миниатюра из средневекового манускрипта

После такого разделения Адам и Ева перестали владеть «Гносисом» и «славой» и были вынуждены влачить тяжёлое существование в духовной тьме:

После дней тех удалился от меня и твоей матери Евы Гносис вечный Бога истины. С того времени мы научились вещам мёртвым, как люди. Тогда мы узнали Бога, который сотворил нас, ибо мы перестали быть чуждыми его Силам. И мы служили ему в страхе и рабстве. После этого мы стали такими, что тьма (воцарилась) в нашем сердце.

Далее следует пророчество Адама о последующей судьбе человечества, которое его творец Демиург многократно старается уничтожить вплоть до третьего пришествия «Светила Гносиса». Своё познание Адам передаёт сыну Сифу, и оно впоследствии переходит из поколений в поколения.

«Адам и Ева», рисунок в раннехристианских римских катакомбах, IV век н. э.

Первое упоминание об Адаме в апокрифическом Евангелии от Филиппа связано с историей о происхождении хлеба:

До пришествия Христа не было хлеба в мире. Как в раю, где был Адам, было много деревьев, пищи животных, не было зерна, пищи людей. Человек питался, как животные. Но когда пришёл Христос, совершенный человек, он принёс хлеб с неба, чтобы человек питался пищей человека

В учении мандеев

Три разных великих вещи явлены в Адаме, первом человеке, и потому он оказался больше и лучше, чем (все) силы смешанные на небе и на земле.

Ангелы поклоняются Адаму. Исламская миниатюра

В вере Бахаи

С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является изложенное в пророчестве Исайи: «Притеснителя не станет, грабёж прекратится, попирающие исчезнут с земли» (Ис. 16:4).

Помимо течений раввинистического иудаизма (ортодоксальный, реформистский и консервативный), существует ещё и мессианский иудаизм, признающий Иисуса еврейским Мессией. Это течение не признаётся раввинистическим иудаизмом частью этой религии.

Иса (Иисус) с апостолами. Ислам запрещает изображать лицо небесных посланников

В Дамаске один из трёх минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса ибн Марьям. Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдёт Иисус Христос.

В гностицизме, как и в раннем христианстве, не было единого представления об Иисусе Христе, что обуславливалось множеством различных учений.

Так, в книге Ипполита Римского сохранились представления гностиков о пришествии Спасителя:

Мандеи, почитающие Иоанна Крестителя как величайшего пророка, рассматривают Иисуса как ложного пророка ложного еврейского бога Ветхого завета Адонай и отвергают, подобно Аврааму, Моисею и Мухаммеду.

Согласно манихейству, Иисус был одним из важнейших пророков и сверхчеловеческим существом, но всё же не равным Богу (Свету).

Изгнание торгующих из Храма. Эль Греко

Негативные оценки Иисуса критиками в Евангелиях

Наряду с позитивными обращениями, различные лица именовали его:

Христианство рассматривает подобное отношение к Иисусу как исполнение пророчеств Ветхого Завета. В частности, пророчество Исаии:

«Он был презрён и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:3).

Легенды и фольклор

Бог в образе ангела изгоняет Адама и Еву. Гравюра Василия Кореня, 1696 год

Образ Адама в славянской апокрифической традиции тесно переплетён как с древнерусской фольклорной традицией, так и с символикой еврейских и греческих неканонических писаний.

Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли — тело, 2) от камня — кости, 3) от моря — кровь, 4) от солнца — глаза, 5) от облака — мысли, 6) от света — свет, 7) от ветра — дыхание, 8) от огня — теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле.

Сюжет о семидесяти болезнях Адама повторяется во многих славянских преданиях.

«Сотворение Евы из ребра Адама», фреска в шведской кирхе

Ещё одну версию о сотворении Адама можно прочитать во Второй книге Еноха, которую тоже можно рассматривать как славянский апокриф. Единственный доступный нам сербский список второй книги Еноха, попавший на славянскую территорию вероятно уже в XI—XII веке, в своей пространной редакции (датируемой концом XV века), включает в себя рассказ Господа Еноху о сотворении первого человека:

И в шесты день повелех моей мудрости сотворити человека от 7 состав: плоть его от земли, кровь его от росы и солнца, очи его от бездны морские, кости от камения, помысль его от борзости ангельской и от облака. Жилы его и космы от траве земные. Душу его от духа моего и от ветра.

— 2-я книга Еноха, 30:8

Легенда о происхождении имени «Адам»

— восток, — запад, — север, — юг.

Данный акроним имени первого человека базируется на греческой транскрипции слова «Адам», и невозможен в оригинальном прочтении на иврите. Легенда о творении человека в этом апокрифе значительно напоминает аналогичную историю из Таргума Псевдо-Ионатанна, рассмотренную выше.

Легенды о жизни в Эдемском саду

«Сад земных наслаждений», левая створка триптиха Босха. Изображение последних трёх дней творения мира

Легенды о грехопадении

В Книге Юбилеев ничего не сказано про запретное дерево, но довольно подробно рассказывается о грехопадении, не рассматривая впрочем проступок Адама как причину всемирного зла.

Легенда о «рукописании» Адама

Дьявол же не давал ему пахать и сказал: “Запиши мне рукописание свое, что ты мой, и ты на земле будешь работать”. Адам же сказал: “Чья земля, того и я, и дети мои”. Но знал Адам, что должен сойти Господь на землю и родиться от Девы. Дьявол же очень обрадовался и сказал: “Заложись за меня”. И взял Адам доску каменную и написал рукописание, и сказал: “Чья земля, того и я, и дети мои”.

Череп Адама, захороненный у подножия креста. Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико

По указу царя Соломона демоны принесли в город дерево, в корни которого была вплетена голова Адама. Следуя апокрифу о крестном древе, череп Адама был огромной величины: слуга Соломона, приняв череп за пещеру, прятался в нём от дождя. Упоминание о гигантских размерах тела первого человека восходит к древним еврейским преданиям. Согласно апокрифу, из дерева Адама был сделан Животворящий Крест — орудие казни Иисуса Христа:

И когда совершилось предание Господа нашего Иисуса Христа, привели к Пилату Христа и двух разбойников. Пилат приказал, и сделали из тех дерев три креста. И распяли Христа на древе, что выросло из главы Адама.

Адам в потустороннем мире

«Сошествие в ад»: Иисус Христос выводит Адама и Еву из ада за руку. Фреска в монастыре Хора

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив диавола, увязал (его), предал его муке вечной и увлёк земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Своё пресветлое сияние.

В русском переводе эти апокрифические истории вошли в состав старообрядческого сборника «Страсти Христовы».

Долгий путь к Иерихону

Люди, стоявшие у стен Иерихона, прошли многие испытания. Когда-то израильский народ, спасаясь от голода и нищеты, нашел себе прибежище в Египте. Поначалу евреям (так еще называют этот народ) жилось на новом месте хорошо, но прошли столетия, и египтяне превратили их в своих рабов. Жизнь евреев наполнилась страданиями. Отпускать израильтян из плена египетский фараон не хотел. Тогда Господь помог народу, избранному Им для особой миссии, освободиться: под предводительством великого праведного Моисея Бог вывел израильтян из Египта и пообещал, что даст им землю обетовáнную — ту самую, в которой когда-то жил их предок Авраам.

Но зачем Господу это было нужно?

Мы уже упомянули: Бог когда-то избрал этот народ для особой миссии, великой задачи. Именно израильскому народу предстояло сохранить веру в Единого Бога в мире, в котором все другие народы уже забыли о Боге Творце, создали себе идолов и стали верить во многих божеств, подобных людям. Евреям нужна была земля, где бы они могли жить, выполняя заповеди Господа и готовясь к приходу в мир Спасителя Человечества.

Но что это? За Иорданом высился холм, а на нем стояла грозная и неприступная Иерихонская крепость! Да, увы, земля обетованная оказалась занятой. Здесь жили язычники-хананеи, которые называли свою страну Ханааном. Теперь евреям предстояло отвоевать у них землю, обещанную им Господом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *