Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)
Цель деятельности учителя:
- формирование у детей представления о Таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.
Цели урока
Познакомиться с понятиями: Таинство Причастия, литургия, Евхаристия.
Расширить представление о церковных богослужениях – о том, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви.
План урока
Понятия Таинство Причастия, литургия, Евхаристия.
Значение участия в таинствах Церкви.
Цели обучающихся
- Рассказывать о Таинстве Причастия и его значении в жизни православных христиан.
- Рассказывать о нормах христианской морали и их значении в отношениях между людьми.
Как достичь целей
- Стимулировать познавательный интерес и внимание учащихся.
- Развитие речи и аналитических навыков.
- Воспитание уважения к православным традициям и умения работать в коллективе.
Научно-методические основы
Цель курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению на основе знания и уважения культурных и религиозных традиций. Основные задачи:
- Нравственное воспитание школьников.
- Развитие интереса к окружающему миру.
- Формирование уважения к разным убеждениям граждан.
- Сотрудничество семьи и школы в воспитании.
Особенности курса
Преподавание ОРКСЭ базируется на законодательстве Российской Федерации. Выбор одного из 6 модулей является правом родителей. Курс является комплексной системой, направленной на достижение целей обучения и воспитания учащихся. Все модули согласованы между собой и смежными предметами.
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики для школьников
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Цель и характер курса
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Базовые национальные ценности
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Организация и методы обучения
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Технологии обучения
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
Структура учебного года
В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальные особенности курса
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России. Православный храм и другие святыни.
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
- Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
- Этика – наука о нравственной жизни человека.
- Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
- Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
- Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе
Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Принципы нравственного поведения
- Посеешь поступок – пожнешь характер.
- Ростки нравственного опыта поведения.
- Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина
- В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия
- Древнейшие верования.
- Религии мира и их основатели.
- Священные книги религий мира.
Человек в религиозных традициях мира
- Хранители предания в религиях мира.
- Священные сооружения.
- Искусство в религиозной культуре.
Религии России
- Религия и мораль.
- Нравственные заповеди в религиях мира.
- Религиозные ритуалы.
- Обряды и обычаи.
- Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира
- Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности
- Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
- Милосердие, забота о слабых взаимопомощь.
- Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру
- Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики
- Обязанности мусульман.
Ислам в России
- Семья в исламе.
- Нравственные ценности ислама.
- Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру
- Будда и его учение.
- Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности
- Буддизм в России.
- Человек в буддийской картине мира.
- Буддийские символы, ритуалы, святыни.
- Буддийские священные сооружения.
- Буддийский храм.
- Буддийский календарь.
- Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру
- Тора – главная книга иудаизма.
- Классические тексты иудаизма.
- Патриархи еврейского народа.
- Пророки и праведники в иудейской культуре.
- Храм в жизни иудеев.
- Назначение синагоги и ее устройство.
- Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
- Иудаизм в России.
- Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
- Ответственное принятие заповедей.
- Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции.
- Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
- Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
- Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
- Открытый онлайн-урок по теме Справедливость.
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
- Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ от базового учреждения урока по ОРКСЭ, который будет проведен ________________ года в 4 классе у учителя _____________________, студентом 4 курса группы НК ГБПОУ Республики Марий Эл ОМК им. И.К.Глушкова Соколовой Эльвирой Николаевной: Защита Отечества.
Открытие новых знаний
С уважением,
Ваше имя
Формирование у учащихся христианского отношения к войне, воинскому долгу
Введение
Формировать умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.
Методы обучения
сновной метод: словесный (беседа)
астные методы и приемы:
- …
- …
онтроль и оценка знаний
Дидактические средства обучения
Технические средства обучения
Проведение виртуальной экскурсии
- Виртуальная экскурсия по музею Великой Отечественной войне г. Белорусь (видеосюжет о музее)
Подведение итогов урока
Организационное завершение
Организация урока
Проверка рабочего места
Приветствуют учеников, проверяют рабочее место.
Актуализация знаний
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Почему выбрана форма ромашки для кластера определений к слову семья?
- Какой символ является ромашка?
- Какую важную роль играет охрана семьи?
Цели урока
- Формировать уважительное отношение учеников к учителю и друг другу
- Воспитывать уважительное отношение к изучаемому предмету
Активности на уроке
- Актуализация знаний о храме
- Получение новых знаний
- Формирование умения перерабатывать информацию
- Формирование умения делать выводы
- Развитие навыков общения и высказывания собственной точки зрения
- Развитие планирования и действия согласно плану
С уважением,
Эльвира Николаевна
Постановка учебной проблемыПословицы о семье и о защите Отечества)Вся семья вместе, так и душа на месте.Родина – мать, умей за неё постоять.За край свой-насмерть стой.Семья в куче – не страшна и туча.Не будет добра, коли в семье вражда.Нет обороны – заклюют и вороны.Береги землю родимую, как мать любимую.-Посоветуйтесь с товарищем по парте и распределите их на две группы.Как можно озаглавить первую группу?- а вторую?А почему я поставила эти два столбика рядом?- а поставила так, потому что Родина-это наши семьи.Так о чём мы сегодня будем говорить?Вы совершенно правы. Тема нашего урока- «Защита Родины».- Прочитайте первое предложение из учебника на с.133Что это за военные грозы?А если мы говорим о войне, значит будем говорить и о людях, которые являются участниками войны. Кто эти люди?-работают в паре- защита Родины- ответы детей- защита семьи и Родины- защитники, бойцыНаучить определять сущность материальной и духовной культуры2. Формировать представления о влиянии морали на культуру 1. Формировать умение перерабатывать полученную информацию1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно2. Формировать умение доносить свою точку зрения до других
Виртуальная экскурсия (видеосюжет)- Ребята, какие войны вы знаете?- А кто мне скажет, как называется здание, в котором хранятся все экспонаты Великой Отечественной войны?- Посещали ли вы музеи?- Какие вы молодцы, что посещаете музеи. А сегодня мы побываем в Белоруссии в музее Великой Отечественной войны. Смотрим и слушаем внимательно, тк я вам буду задавать вопросы по увиденному.- Что вы увидели?- Откуда берутся экспонаты?- Как вы думаете, почему этот музей находится именно в Белоруссии?-Какой внешний вид имеет музей?- Сколько всего храниться экспонатов в данном музее?- Великая Отечественная, 2 Мировая- ответы детей- просмотр видеосюжета- танки, и тд.- многие хранятся в семьях участников ВОВ- ответы детей- пилотный вид обелиска, в виде победного салюта- более 100 тыс. основной фондФормировать умение делать выводы по теме1.Воспитать патриотического чувства к своему Отечеству, уважения к историческим личностям, которые способствовали его становлению;
Подведение итога урока – О чем мы говорили с вами на уроке?Какой музей мы с вами сегодня посетили?- как вы думаете, для чего людям музей?- о защите Родины- музей Великой Отечественной войне- сохранить память
– А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.Я знаю ________________________Я хочу узнать___________________Я был(а) удивлен тем, что________Я хочу рассказать родителям______- выполняют рефлексию1. Осуществлять личностную рефлексию
– На этом урок окончен. До свидания! – прощаются с учителем1. Создание доброжелательную психологическую атмосферу в классе
Войны Справедливая (оборонительная)
Справедливая (оборонительная)
Цель: защитить свою семью, Родину и её святыни
Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру
Законы милосердия и справедливости
Законы милосердия и справедливости.
Нельзя убивать раненых.Нельзя трогать безоружных.Нельзя грабить местных жителей.4.Если враг сдаётся или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит
Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился,вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. В. Даль
Отечество – земля наших отцов и дедов. К. Д. Ушинский
Святой Сергий Радонежский благословляет князя
Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Защита Отечества»
«Защита Отечества»
Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)
Защитник Отечества воин ратник богатырь солдат
Защитник Отечества
В. Васнецов «Поединок Пересвета с
В. Васнецов «Поединок Пересвета с Челубеем»
В. Васнецов «Богатыри»
В. Васнецов «Богатыри»
Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет
Кто с мечом к нам придёт,тот от меча и погибнет.
Александр Невский.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».
Киево-Печёрская Лавра.
За правое дело стой смело.
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.