Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы религиозных культур и светской этики: часто задаваемые вопросы

Введение курса ОРКСЭ

Курс Основы религиозных культур и светской этики был первоначально введен с 1 сентября 2012 года для обучающихся 4 классов всех общеобразовательных школ.

Документы, регламентирующие курс

Данный курс регламентируется следующими нормативными актами:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р
  • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. №1089
  • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312
  • Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761
  • Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461

Модули курса и особенности их изучения

Курс включает несколько модулей, причем все они имеют разную продолжительность в часах. Выбор модуля для изучения решает родитель или законный представитель учащегося.

Принципы преподавания

Ключевые принципы преподавания курса включают освоение основных концепций религиозных культур и светской этики без пропаганды или навязывания.

Изучение религии и преподаватели

Курс ОРКСЭ не предполагает изучения конкретных религий и может вести квалифицированный учитель, не обязательно священнослужитель.

Оценка успеха учебы

Оценка успешности изучения курса происходит на основе учебных достижений учащихся.

Отказ от курса и другие вопросы

Ученик или его родители имеют право отказаться от изучения курса, выбрать другой модуль, а также присутствовать на уроках.

Заключение

Ознакомьтесь с деталями каждого модуля курса, выберите наиболее подходящий для вашего ребенка. В случае возникновения вопросов, обратитесь к администрации школы или учительскому составу.

Поддержите ОУЗС если вам был полезен наш материал Поддержать

Методические рекомендации для усовершенствования реализации учебного курса ОРКСЭ


Письмом Минобрнауки России от 19.01.2018 N 08-96 были утверждены Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России.


Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 N 08-250 О введении учебного курса ОРКСЭ


О чем курс ОРКСЭ?

Основы религиозных культур и светской этики, или ОРКСЭ, является федеральным компонентом школьной программы. Курс включает в себя шесть модулей, из которых ученики или их родители могут выбрать один для изучения.

Список модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы религиозных культур народов России
  6. Основы светской этики

Все модули одинаковы по количеству часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. Первый и последние уроки проводятся совместно для всех учеников.

Принцип выбора модуля

Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, добровольно и индивидуально. Любое принуждение при принятии решения о выборе модуля запрещено законом.

Личностная позиция педагога

Педагог не должен навязывать свою мировоззренческую позицию в процессе обучения. Важно строить диалог, уважать мнение других и обеспечивать свободный выбор в образовании.


Следует отметить, что Письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461 был утвержден Регламент выбора модуля курса ОРКСЭ, который предусматривает выбор модуля на родительском собрании. Однако это противоречит принципу свободы выбора, заявленному в других нормативных актах.

Принятие решения

Решение о выборе модуля подтверждается заявлением, направленным родителями на имя директора школы.

Важные аспекты обучения религиозным культурам и светской этике в школах

При общении администрации школы/преподавателей с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами.

Принципы выбора

  • Родители имеют право выбирать количество модулей для изучения исходя из своих предпочтений.
  • Класс делится на группы в зависимости от выбранных модулей, допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели.
  • В случае необходимости организуется индивидуальное изучение модуля.

Государственные программы

Программы модулей являются государственными и обязательными для изучения в рамках учебного плана.

Содержание модулей

  • Каждый модуль отражает региональные особенности, включает информацию о культуре края, его истории, традициях и взаимодействии различных народов и религий.
  • Изучение предметной области ОРКСЭ основано на конституционных нормах о запрете установления государственной идеологии или религии.

Свобода выбора

  • Знакомство с основами религиозных культур и светской этики соответствует принципам свободы совести и вероисповедания.
  • Содержание занятий по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с различными религиями, но не включает в себя обучение религии или критику других верований.

Обучение в образовательных организациях по предметной области ОРКСЭ следует принципам свободы выбора и уважения многообразия мировоззрений.

Правила преподавания учебных предметов, курсов и дисциплин по духовно-нравственной культуре народов России

Педагоги, преподающие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, должны соблюдать законы и принципы, регулирующие данную область.

Законодательство

В соответствии с Законом Об образовании в РФ запрещается принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений, а также отказу от них. Целью обучения должно быть понимание и уважение конфессионального разнообразия, что способствует развитию демократических и гражданско-правовых основ жизни общества.

Согласно Конституции РФ и соответствующим законам, Российская Федерация провозглашается светским государством, включая в сферу образования светский характер. Это исключает установление преимуществ на основе религии.

Обучение религии

Важно отметить, что в рамках преподавания курса по духовно-нравственной культуре народов России не предусматривается преподавание вероучения. Право родителей обучать детей религии вне образовательной программы законодательно закреплено, и данное обучение может проводиться религиозными организациями.

Профиль преподавателей

Только специализированные педагоги с профильным образованием и подготовкой имеют право вести курсы духовно-нравственной культуры. Важно, чтобы педагог обладал универсальной подготовкой по всем модулям курса, чтобы грамотно и компетентно вести занятия.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях преподавание религии запрещено.


В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Привлечение к преподавательской деятельности представителей религиозных конфессий не допускается.

При преподавании ОРКСЭ допускается использование исключительно учебников, вошедших в Федеральный .

Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

ОРКСЭ – безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы. Оценивание осуществляется в формате «зачет/незачет».

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

Нет. Этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования, так же как и математика, и русский язык.

Отказ родителей от изучения всех модулей ОРКСЭ рассматривается как нарушение п.4 ст.44 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом, согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей, по согласованию с администрацией школы . Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

Читайте также:  Зачем дети учат орксэ

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

17. Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают:

  1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.

Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии.

Статья 5 Религиозное образование

и предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

  1. О ПРАВАХ РЕБЕНКА

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  1. воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Российской Федерации.

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы и части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

4. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области геологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

18. Может ли право выбора любого из модулей ОРКСЭ быть ограничено? Что делать, если в школе настойчиво рекомендуют выбрать именно один из возможных курсов, поскольку предложить другие школа не может по причине отсутствия учителей соответствующей квалификации?

ОРКСЭ представляет собой предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который предусмотрен ФГОС начального общего образования.

Данный предмет входит в число учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных ч. 1 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно названной статьи выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Приведенная формулировка, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос, может ли администрация образовательной организации в рамках предметной области ОРКСЭ включить и, соответственно, предложить выбор только, например, «основ православной культуры» и «основ исламской культуры» или должна обеспечить возможность изучения всех предусмотренных вариантов по выбору родителей.

В ФГОС НОО, утв. Приказом Минпросвещения № 286 от 31.05.2021г. сказано: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

В п. 43.6. ФГОС НОО указано: по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" изучаются учебные модули: "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы религиозных культур народов России" или "Основы светской этики".

Это означает, что в рамках данной предметной области выбор осуществляют сами родители, причем не из предложенного администрацией образовательной организации перечня, а из всех перечисленных предметов.

Читайте также:  Презентация на тему грубость это духовная слабость

Обратимся еще раз к Федеральному закону.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Очевидно, что данный пункт не может быть истолкован таким образом, что родители могут выбрать предметы в рамках ОРКСЭ только из перечня, например «основ православной культуры» и «основ исламской культуры», если именно эти предметы предлагаются образовательной организацией. При этом трудно предположить появление рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по такому специфическому вопросу.

Таким образом, выбор родителей (законных представителей) в силу указанных требований ФГОС начального общего образования не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

Согласно п. 43.6. ФГОС НОО, родителям гарантируется свобода выбора изучаемого модуля.

Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.

Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.

Далее идём к директору.

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети, написать жалобу в Управление образования либо в прокуратуру. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Форма заявления о выборе модуля ОРКСЭ

Форма жалобы в ограничении выбора модуля ОРКСЭ

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.

Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю «Светская этика». Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.

Читайте также:  Вопросы к параграфу 5 гдз по обществознанию 8 класс боголюбов лазебникова городецкая

Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.

Что это за предмет

Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.

В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.

Как выставляются оценки за ОРКСЭ. Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты. Но их может и не быть, это остается на усмотрение школы.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.

Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.

На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Кто ведет курс ОРКСЭ

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Родителям на заметку

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мираи взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ —это курс, который:

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине,

взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Официальный сайта курса

Урок по теме «Роль и значение святых в православии», учитель Королева Т.Н.

Основы мировых религиозных культур народов России

Урок по теме «Традиционные религии народов России», учитель Меренкова Е.А.

Урок по теме «С чего начинается Родина», учитель Долгова Н.Г.

Информационные материалы по ОРКСЭ

Школа обладатель приза общественного признания «Овация» в городском конкурсе инновационных продуктов по результатам общественной экспертизы, проведенной общественными организациями и средствами массовой информации – «Учительской газетой» и газетой «Вечерний Санкт-Петербург»

Школа победитель конкурса среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы ПНПО-2015

Школа победитель конкурса образовательных программ лагеря дневного пребывания 2014

Школа победитель городского конкурса среди образовательных учреждений на лучшее благоустройство территории 2014

Чемпионат Приморского района по футболу среди школьников. Призеры.

Российский конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества. Хореографический ансамбль «Созвездие». Лауреаты 1 степени в номинации народный танец 13-16 лет.

Международный конкурс – фестиваль «Достижения». Хореографический ансамбль «Созвездие». Лауреаты 1 степени в номинации народный танец 6-9 лет.

Теперь в социальности сети "VK" присутствует наша группа, вступайте чтобы окунуться в последние новости школы, и разного рода контент, чтобы начать нажмите на знак "VK"

Во многих школах уже проходят или скоро пройдут собрания для родителей третьеклассников, на которых им предстоит сделать выбор модуля в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Мы собрали самые животрепещущие вопросы родителей, которых тревожит, что это за предмет, зачем он нужен, как выбрать между входящими в него шестью модулями* — такими, например, как «Основы православной культуры» (ОПК). Родители, которым уже в марте предстоит окончательно определиться с выбором того, что именно будут изучать их дети в 4-м классе, в большинстве своем еще в январе ничего не слышали про ОРКСЭ. Опираясь на высказанные ими сомнения, мы отвечаем на самые беспокоящие их вопросы.

Это обязательный предмет? Есть ли возможность от него отказаться?

Предмет ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-м классе. Согласно нормативным документам, с 1 сентября 2012 года изучение предмета ОРКСЭ введено во всех образовательных организациях РФ, поэтому отказаться от него нельзя.

Можно ли делегировать выбор модуля учителю или директору?

Выбор одного из модулей ОРКСЭ по закону осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, определять без учета мнения родителей ребенка, какой именно модуль он будет изучать.

Если нам в нашей школе не предоставили выбора модуля, что делать?

Если вам как родителю не предоставили возможность выбора модуля, например 80% родителей за изучение «Основ православной культуры», а вам предлагают выбрать «Основы светской этики», то следует обратиться к администрации школы с коллективным заявлением от родительского сообщества класса. Выбор модуля обязан быть предоставлен. О подготовке педагога к преподаванию модуля вы узнаете в 6-м пункте.