Изучение религиозных культур и светской этики в школе
Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ. Этот предмет посвящен религиозным культурам, где можно изучать как конкретные религии, так и мировые религии в целом. Если ученик не хочет заниматься религией, есть возможность выбрать модуль Светская этика. Важно отметить, что полностью отказаться от ОРКСЭ нельзя.
Какие религии изучают дети на уроке
На уроке ОРКСЭ дети изучают различные религии и культуры. Урок проводится специалистами по религиозной культуре, чтобы дети могли понять разнообразие мировых верований и традиций.
Важность предмета для детей
Курс ОРКСЭ был введен для того, чтобы дети познакомились с культурными и религиозными традициями различных народов России. Этот предмет также помогает детям научиться уважать и понимать представителей других вероисповеданий.
Почему включили ОРКСЭ в школьную программу
Согласно распоряжению правительства России, изучение ОРКСЭ стало обязательным с 1 сентября 2012 года. Предмет направлен на духовно-нравственное развитие детей, а не на пропаганду определенной религии. Он помогает ученикам понимать культурные ценности и национальные традиции.
Заключение
Уроки ОРКСЭ играют важную роль в формировании мировоззрения учащихся и помогают им стать более толерантными и открытыми к различиям. Важно, чтобы дети получали знания о различных религиях и культурах, чтобы в будущем смогли жить в гармонии с окружающим миром.
Учебный курс ОРКСЭ в российских школах
В 2010 году предмет Основы религиозных культур и светской этики появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Введение предмета в учебный план
Ученики изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Родители должны выбрать, какой модуль предпочтительнее для своего ребенка еще в третьем классе.
Оценки за ОРКСЭ
Оценки за предмет не ставятся, только зачтено. По итогам курса дети готовят и защищают проекты, но школа может решить не проводить такие процедуры.
Научно-методические основы
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, уважению многонациональных культур и религиозных традиций. Задачи курса:
- Нравственное воспитание
- Развитие интереса к миру
- Уважение различных взглядов граждан
- Сотрудничество семьи и школы в воспитании
Особенности курса
Преподавание ОРКСЭ основывается на законодательстве Российской Федерации. Выбор модуля является правом родителей. Курс является комплексной системой, направленной на развитие представлений о нравственных ценностях и традициях. Преподавание ведут светские педагоги, курс ориентирован на культурологию, а не на вероучение.
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Базовые национальные ценности
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
Эти базовые ценности являются основой для воспитания детей в рамках курса.
Организация курса
Курс организован таким образом, что школьники, изучающие определённый модуль, получат представления и о содержании других модулей. Уроки включают в себя представление индивидуальных и коллективных творческих работ.
Инструменты обучения
В учебном процессе используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Особое внимание уделяется деятельностному подходу к обучению, включая исследования, проекты, игровые технологии и другие методики.
Основное содержание модулей
- Введение в православную духовную традицию
- Культура и религия православных христиан
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
- Православие в России. Православный храм и святыни
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство
- Христианская семья и ее ценности
- Этика как наука о нравственной жизни
- Этика общения и человеческих отношений
- Этика в коллективе и обществе
- Простые нравственные истины
Цель курса – формирование у учащихся ценностного отношения к родине, семье и культурным традициям, а также развитие нравственности и этики в повседневной жизни.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве
Календари религий мира. Праздники в религиях мира
- Праздники религий мира
- Календарь религий мира
Семья, семейные ценности.
- Долг, свобода, ответственность, учение и труд
- Милосердие, забота о слабых взаимопомощь
Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий
Исламская духовная культура. Культура и религия
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения
Буддийская духовная культура. Культура и религия
Будда и его учение. Буддийские святые
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира
Буддийские символы, ритуалы, святыни
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре
Иудейская духовная культура. Культура и религия
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Онлайн-курсы по ОРКСЭ
- Дружба и порядочность
- Религиозные ритуалы, обычаи и обряды
- Справедливость
Презентация по ОРКСЭ
- 6 модулей
План мероприятий
- Обеспечение свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
- Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Всероссийский конкурс
- В области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет
- За нравственный подвиг учителя
Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (далее – Конкурс), ежегодно проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, является примером успешного церковно-государственного сотрудничества в области образования. В нем участвуют представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных учебных заведений, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы. В работах, предоставляемых на Конкурс, содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры, отечественной истории. В 2006 году Конкурс проводился только в Центральном федеральном округе, в 2007 году в нем участвовало уже четыре округа. С 2008 года Конкурс стал всероссийским.
Все финалисты Конкурса традиционно приглашаются на Торжественное открытие Международных Рождественских образовательных чтений и участвуют в обширной экскурсионной программе, подготовленной для них в столице. Награды вручает лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Министр образования и науки Российской Федерации. Ежегодно во время проведения Международных Рождественских образовательных чтений под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, проводится круглый стол для победителей третьего (финального) этапа Конкурса, где авторы работ могут представить коллегам свои работы.
Педагоги Саратовской области принимают участие в этом Конкурсе с 2008 года. Ряд саратовских педагогов отличает высокий уровень профессиональной культуры, что позволило им достичь как окружного этапа Конкура так и Всероссийского.
С каждым годом Конкурс, уже ставший традиционным, поднимает планку представительности и публичности, что сказывается и на уровне работ-призёров.
15 мая 2023 года были подведены итоги I регионального этапа Всероссийского Конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до двадцати лет «За нравственный подвиг учителя»
Работу комиссии возглавили митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, заместитель председателя правительства Саратовской области — министр образования региона Михаил Игоревич Орлов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии Михаил Олегович Орлов.
В состав экспертной комиссии от Саратовского областного института развития образования вошли: ректор института Елена Владимировна Губанова, Елена Владимировна Аристархова, Елена Леонидовна Юнг — старшие методисты кафедры гуманитарного образования; доцент кафедры гуманитарного образования Сергей Иванович Самсонов.
На региональный этап поступило двадцать работ от 26 участников из Саратова и области. Экспертной комиссией было отобрано пять лучших работ (8 участников).
Гран-при конкурса в номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» получила педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Светлица» при Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова Светлана Валерьевна Белоногова за проект «Чту традиции России».
В номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» победу одержала Галина Валерьевна Теплова — учитель русского языка и литературы филиала средней общеобразовательной школы с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского района в с. Максимовка. Она представила духовно-нравственный краеведческий проект «Истоки».
В номинации «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом)» победу присудили Елене Юрьевне Молокановой — заместителю директора по учебно- воспитательной работе, учителю ОПК средней общеобразовательной школы №6 г. Вольска. Она представила на конкурс методическую разработку цикла занятий «Уроки апостолов».
В номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» с рабочей программой предметного кружка «О, Репное, — колыбель моя» победил коллектив авторов: учитель русского языка и литературы школы села Репное Балашовского района Наталия Михайловна Карпова и учитель начальных классов репнинской школы Лина Юрьевна Колганова.
В номинации «Лучший образовательный издательский проект года» победу присудили коллективу авторов — учителей школы №1 имени Т.Г. Мазура г. Пугачева: учителям истории и обществознания Любови Александровне Зякиной и Юлии Борисовне Морозовой, директору Свято-Сергиевской воскресной учебно-воспитательной группы храма Воскресения Христова г. Пугачева Елене Валентиновне Митиной. Они представили учебное пособие — рабочую тетрадь «Православное краеведение».
Награждение победителей XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» состоится в декабре 2023 года.
Всем участникам конкурса будут вручены сертификаты.
В состав конкурсной комиссии вошла представитель Саратовской области – старший методист кафедры гуманитарного образования Саратовского областного института развития образования Елена Владимировна Аристархова.
8 июня 2023 года в Самарской митрополии состоялось подведение итогов II (межрегионального) этапа XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Приволжскому федеральному округу. Всего на межрегиональный этап Конкурса было представлено 51 работа (66 участников).
От Саратовской области в финал номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» вышла работа:
духовно-нравственный краеведческий проект «Истоки» Тепловой Галины Валерьевны, учителя русского языка и литературы филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» с. Максимовка.
Экспертная комиссия наградила поощрительным призом работу «Учебное пособие «Рабочая тетрадь «Православное краеведение». Авторы – Зякина Любовь Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской области имени Т.Г. Мазура», Морозова Юлия Борисовна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской области имени Т.Г. Мазура», Митина Елена Валентиновна, директор Свято-Сергиевской воскресной учебно-воспитательной группы храма Воскресения Христова г. Пугачева Саратовской области.
Лауреаты межрегионального этапа Конкурса 2023—2008
Теплова Галина Валерьевнаучитель русского языка и литературы филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» с. Максимовка.
Кутисова Галина ИвановнаУчитель русского языка и литературы ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Мальцева Анастасия ЮрьевнаУчитель начальных классов ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Минаева Галина Анатольевназаместитель директора по учебно-воспитательной работе ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Ермашова Марина ГеннадьевнаУчитель истории и обществознания МОУ « СОШ № 3 города Хвалынска Саратовской области»
Зидина Александра МихайловнаЗам. директора по воспитательной работе ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Коннова Наталья Борисовнаучитель истории и обществознания, МОУ«Средней общеобразовательной школы с. Новополеводино.
Попова Наталья АнатольевнаУчитель информатики и основ православной культуры МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области»
Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга Николаевна, Лихачева Ольга НиколаевнаКоллектив авторов г. Энгельса
Коллектив авторов: Аникина Ирина Владимировна, Быкова Елена Васильевна, Нагайчук Нина Алексеевна,Тимукина Вера Григорьевна, Небыкова Елена ГеннадьевнаМуниципальное общеобразовательное учреждение Вольского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Вольска Саратовской области»Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Быкова Елена ВасильевнаМуниципальное общеобразовательное учреждение Вольского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Вольска Саратовской области»
Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина .Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга НиколаевнаСтарший методист комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района; учитель истории, обществознания и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» Энгельсского муниципального района Саратовской области; ; учитель начальных классов и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн» Энгельсского муниципального района Саратовской области; учитель основ православной культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области;учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области;учитель учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Победители Всероссийского этапа Конкурса
Номинация «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»
«Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Путь преображения»»
Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина .Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга Николаевна Старший методист комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района; учитель истории, обществознания и ОПКМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» Энгельсского муниципального района Саратовской области; ; учитель начальных классов и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн» Энгельсского муниципального района Саратовской области; учитель основ православной культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области;учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области;учитель учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Номинация «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»
Программа «Гражданско – патриотическое воспитание на духовно – нравственных основах»
Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Положение от 21.07.2022 «О ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Международный педагогический конкурс «Серафимовский учитель»
Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе начиная с 2005 года проводит международный педагогический конкурс «Серафимовский учитель» (далее-Конкурс).
Конкурс направлен на поддержку и повышение общественного статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, а также популяризацию их лучших профессиональных достижений.
Начиная с 2020 года, Конкурс входит в состав программы «С именем преподобного Серафима Саровского», реализация которой проводится в рамках возрождения в Нижегородской области Саровской и Дивеевской обителей.
За годы проведения Конкурса в нем приняло участие свыше 4,1 тысяч педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, учреждений среднего и высшего профессионального образования, культуры, спорта, туризма, социально-реабилитационных, лечебнопрофилактических учреждений, структурных подразделений и образовательных учреждений епархий Русской Православной Церкви, общественных организаций и средств массовой информации из 77 субъектов Российской Федерации, а также Республики Беларусь, Литовской Республики, Украины, Приднестровской Молдавской Республики, Федеративной Республики Германия.
В рамках Конкурса участники представляют разработки тематических разделов по православной культуре для преподавания гуманитарных учебных предметов и предметных областей (история, обществознание, русский язык и литература, искусство), а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, просветительских, спортивных и других мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария.
По итогам Конкурса проводится конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного просвещения», издается сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи.
Победителям присуждается звание лауреата Педагогической премии преподобного Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии. За особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении отдельным участникам конкурса может быть присвоено почетное звание «Серафимовский учитель». Конференция и награждение победителей традиционно проводятся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре (село Дивеево Нижегородской области).
Список победителей педагогического конкурса «Серафимовский учитель – 2023/2019»
Лауреат педагогической премии Фонда прп. Серафима Саровского
№ФИОДолжность, место работы
Кутисова Галина Ивановна Учитель русского языка и литературы ЧОУ Саратовской Епархии РПЦ (МП) «Покровская православная классическая гимназия г. Саратова имени Св. блг. князя Александра Невского», Саратовская область
Евдокимова Лариса Геннадьевна Учитель русского языка и литературы Хвалынской православной классической гимназии во имя Святого мученика Александра Медема – стр. подразделения ГБОУ Саратовской области «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
Грицкова Татьяна Александровна Воспитатель МДОУМ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города Балашова Саратовской области»
Мальцева Анастасия Юрьевна Педагог-психолог, заместитель директора ЧОУ «Покровская православная классическая гимназия г. Саратова имени Св. блг. князя Александра Невского», Саратовская область
Новикова Екатерина Александровна Учитель химии ЧОУ Саратовской Епархии РПЦ(МП) «Покровская православная классическая гимназия г.Саратова имени Св. блг. князя Александра Невского», Саратовская область
Сибирева Марианна Николаевна Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ ЧОУ «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД», г. Красный Кут
Проект «Воинство Христово» Авторский коллектив: Дубовская Марина Владимировна, заведующая отделом обслуживания МБУК «Централизованная библиотечная система Федоровского района»; протоиерей Евгений Клементьев, Благочинный Ершовского округа Покровской и Новоузенской Епархии РПЦ (МП), настоятель храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус Федоровского района Саратовской области; Ткаченко Оксана Михайловна, директор воскресной учебно-воспитательной группы «Воскресение» МРО православный Приход храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус Федоровского района Саратовской области Покровской епархии РПЦ (МП)
Лауреат педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского
Андрианова Мария Игоревна Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города Балашова Саратовской области
Белоногова Светлана Валерьевна Педагог дополнительного образования ЧОУ Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (МП) «Покровская православная классическая гимназия г. Саратова им. Святого благоверного князя Александра Невского», Саратовская область
Участники, получившие специальную премию
Рыхлова Наталья Николаевна Заместитель директора ЧОУ Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (МП) «Покровская православная классическая гимназия г. Саратова имени Св.блг. князя Александра Невского», Саратовская область
Салямов Александр Рашидович Духовник, учитель истории, обществознания, основ православного вероучения ЧОУ Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (МП)» «Покровская православная классическая гимназия г. Саратова имени Св.блг. князя Александра Невского», Саратовская область
Участники, получившие поощрительную премию
Обревко Анна Игоревна Учитель английского и французского языков ЧОУ Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (МП) «Покровская православная классическая гимназия г.Саратова имени Святого благоверного князя Александра Невского», Саратовская область
Участники, получившие благодарность благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского
протоиерей Евгений Клементьев Настоятель МРО православный Приход храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского п.Мокроус Федоровского района Саратовской области Покровской Епархии Русской Православной Церкви (МП), Саратовская область
Ткаченко Оксана МихайловнаДиректор воскресной учебно-воспитательной группы «Воскресение» МРО православный Приход храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского п.Мокроус Федоровского района Саратовской области Покровской Епархии Русской Православной Церкви (МП), Саратовская область
Антонова Воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи Дергачевского района Саратовской области
Киреева Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение» г.Саратова, Саратовская область
Нестерова Старший воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи Дергачевского района Саратовской области
Мымрикова Валентина Петровна Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени В.Н. Щёголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Может ли мой ребенок изучать несколько модулей одновременно, можно ли поменять модуль в процессе обучения и как это будет происходить?
Родителям необходимо выбрать только один модуль. В исключительных случаях родители (законные представители) могут изменить свой выбор модуля после подведения итогов родительских собраний. Для этого родители должны письменно обратиться к директору школы. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором по согласованию с педагогами, которые будут преподавать выбранный модуль. Изменение выбора оформляется новым заявлением родителей, которое хранится в школе вместе с первоначальным заявлением.
Можно ли делегировать выбор модуля учителю или директору?
Выбор одного из модулей ОРКСЭ по закону осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, определять без учета мнения родителей ребенка, какой именно модуль он будет изучать.
Родителям на заметку
Придется пересмотреть свое мнение. Данная позиция препятствует получению ребенком права на образование, что является нарушением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Вы можете познакомиться с преподавателями, посмотреть учебники и, возможно, смените гнев на милость.
Это обязательный предмет? Есть ли возможность от него отказаться?
Предмет ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-м классе. Согласно нормативным документам, с 1 сентября 2012 года изучение предмета ОРКСЭ введено во всех образовательных организациях РФ, поэтому отказаться от него нельзя.
Сколько классов длится обучение ОРКСЭ?
Предмет ОРКСЭ изучается только в 4-м классе в объеме 34 часа в год, то есть 1 час в неделю.
Кто ведет курс ОРКСЭ
Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».
Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.
Как выбрать курс ОРКСЭ
Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.
После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.
Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:
Если нам в нашей школе не предоставили выбора модуля, что делать?
Если вам как родителю не предоставили возможность выбора модуля, например 80% родителей за изучение «Основ православной культуры», а вам предлагают выбрать «Основы светской этики», то следует обратиться к администрации школы с коллективным заявлением от родительского сообщества класса. Выбор модуля обязан быть предоставлен. О подготовке педагога к преподаванию модуля вы узнаете в 6-м пункте.
Имеет ли право школа пригласить священнослужителя на урок или водить детей в церковь (мечеть, синагогу, буддийский храм)?
Такое решение может быть принято на уровне администрации школы по предварительному согласованию с родителями.
Личный опыт
В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.
На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.
Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.
Что изучают в рамках курса ОРКСЭ
Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.
Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.
Основы православной культуры:
Основы исламской культуры:
Основы буддийской культуры:
Основы иудейской культуры:
Основы мировых религиозных культур:
Основы светской этики:
Откуда берутся преподаватели ОРКСЭ, в частности ОПК, и что делать, если у нас в школе их нет?
В педагогических вузах и колледжах действительно этому не учат. Вести учебные модули ОРКСЭ могут учителя, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации и имеют документ установленного образца. Директор заранее направляет на обучение педагога, которого планируется поставить на преподавание того или иного модуля. За 12 лет с момента появления модуля появилось много качественных курсов подготовки. Как правило, преподавание модуля выбирают учителя младших классов (то есть классные руководители ваших детей) или преподаватели-предметники, которые уже имеют сильную гуманитарную базу.
Как я могу контролировать качество преподавания?
Выстраивать доверительные отношения с ребенком, демонстрируя свою заинтересованность в изучаемых темах предмета ОРКСЭ. Проявлять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках изучения предмета. Не бояться задавать вопросы учителю на актуальные темы.