Зачем дети учат орксэ

Характеристики а

Развитие а

Вклад а

Развитие географии

Арабские ученые и их путешествия

За последние несколько веков значительные успехи были достигнуты в развитии географии. Арабские ученые, путешественники и купцы оставили интересные описания путешествий в различные страны:

  • Египет
  • Иран
  • Индия
  • Цейлон
  • Индонезия
  • Китай
  • Западная и Восточная Европа

Интересные сведения о жизни восточных славян

В своих произведениях арабские авторы рассказывают о жизни и быте восточных славян, включая Куябию (Киевское княжество), Славию (Новгородское княжество) и Артанию. Они описывают княжества и племена, такие как княжество Волыняне (Волыни) и другие.

Путешествия и торговля

Арабские авторы также представляют сведения о походах славян, торговле и отношениях с другими народами. Например, Святослав и его походы против хазар и булгар упоминаются в произведениях путешественников.

Знаменитые арабские ученые и их работы

Некоторые известные арабские ученые, такие как Ибн Хордадбех, Ибн Фадлан, Ибн Русте, описывали жизнь, обычаи и занятия славян. Их труды и описания путешествий по разным регионам помогли составить карты мира и углубить понимание различных культур.

Арабская философия

Вместе с развитием естественных наук и наук о природе, арабская философия начала отходить от традиционного богословия. Это привело к развитию материалистических и атеистических тенденций.

Эволюция арабской философии

Мутазилиты

Первыми, кто отходил от традиционного исламского понимания, были мутазилиты. Они выступали против догмата о предопределении и стремились обосновать религиозные убеждения с позиции разума, опираясь на философские положения античных авторов.

Аль-Кинди

Аль-Кинди критиковал концепции из Корана и стимулировал использование философии Аристотеля для создания собственных философских систем.

Выдающиеся арабские мыслители

Ибн Рушд

Ибн Рушд развил материалистическую тенденцию в философии Аристотеля. Он отстаивал идею о вечности мира, непобедимости материи и смертности человеческой души.

Ибн Баджа

Ибн Баджа подчеркивал значение разума и научного познания для морального и духовного развития человека. Он выступал за создание идеального государства, где каждый человек имеет возможность свободного и всестороннего развития.

В ходе истории арабская философия прошла эволюцию от традиционного богословия к материализму и акценту на разум и науку в общественном сознании.

Значительное влияние на развитие арабской философии оказало творчество великого персидского мыслителя Ибн Сины. Творчество Ибн Рушда и других известных деятелей арабской философии способствовало развитию философской мысли народов Европы.

Книжная иллюстрация XIII века

Художественную арабскую литературу в первый, доисламский период (V — начало VII века) творили кочевые племена арабов, а позднее и арабизированные народы. Сначала возникла проза — легенды, рассказы, позже — поэзия; переходом к стихотворению была рифмованная проза — «садж». Поэтические состязания помогли выработать разнообразные сложные стихотворные формы. Основной жанр поэзии — касыда. Традиция выделяет несколько выдающихся поэтов доисламского периода, авторов «муаллака» (нанизанных касыд): Имру аль-Кайс (ум. около 530), Антара ибн Шаддад и другие. Главным произведением времен установления ислама является «священная книга» Коран, написанная рифмованной прозой. В эпоху Омейядского халифата литературными центрами были Дамаск и Куфа. Славные поэты этого времени: Аль-Ахталь (640—710), который первым в арабской литературе вспоминает о славянах; Джарир (ум. в 728) и сатирик Аль-Фараздак (ум. 733). В городах развивается жизнерадостная поэзия любви. Омар ибн Абу Рабиа (ум. около 712) из Мекки — первый арабский поэт-горожанин.

В период с Аббасидского переворота (750) до разрушения Багдада монголами (1258) этот город был одним из значительных центров арабской культуры. Арабская поэзия, особенно придворная, следует классические формы и язык бедуинской поэзии. Но возникает и новая по содержанию и форме — городская поэзия. Её крупнейший представитель — Абу Нувас. Поэты «нового стиля» используют новые стихотворные формы и поэтические средства Абу-ль-Атахия (около 750—828) — первый философ в литературе; Абан Лахики — поэт-вольнодумец. Переводится много произведений из персидской литературы, возникает своеобразная новелла — макама. В IX—X веках распространяются произведения научного характера с вставными рассказами и стихами. В некоторых есть интересные сведения о славянах и Восточной Европе, например в рассказах Аль-Масуди (ум. 956) — о храмах славян (возможно, в Прикарпатье) в «Книге чудес Индии» и других произведениях собрано много рассказов о путешественниках по морю. Имеет определённые художественные качества и реалистическое описание путешествия Ибн Фадлана на Волгу в 921—922 годах. С упадком Ирака, центром литературной жизни становится Сирия, город Халеб (Алеппо), где жили знаменитые поэты: странствующий панегирист и философ Аль-Мутанабби и поэт-вольнодумец Абу-ль-Ала аль-Маарри. Египет также становится выдающимся центром литературы. Здесь создаются крупные народные героические романы; в XIV—XV веках окончательно складывается книга «Тысяча и одна ночь». Выдающийся арабский поэт мамлюкского Египта — Омар Ибн-аль-Фарид (1181—1235), в Северо-Западной Африке — Ибн Гане (ум. 993).

К арабской литературе принадлежит и литература Андалусии — арабской Испании, Португалии и Каталонии. Расцвет её приходится на X—XII века. Самые известные поэты аристократического круга — севильский халиф Аль-Мутамид ибн Аббад (1040—1095), его жена Румейкия, Ибн Аммар, лирик Ибн Хамдис (1055—1132). Проникнута «жизнерадостным свободомыслием» литературное творчество арабов, как писал Ф. Энгельс, имела большое значение для европейского Возрождения.

После падения Гранады (1492) и турецкого завоевания большинства арабских стран арабская литература переживает период упадка. В поэзии господствует формализм, в прозе — компилятивность. Но появляются и произведения на народном языке, из жизни народа. В конце XVI века в Сирии писал народным языком популярный поэт Иса-аль-Газар.

В арабских странах ценилась хорошее образовании, эрудиция в богословских делах.

Арабское изобразительное искусство

Зооморфная каллиграфия, XVII век

Древнейшие памятники изобразительного искусства арабов относятся к эпохе рабовладельческого общества. В VII—X веках оно ещё наследует эллинистическое, коптское, византийское и сасанидское искусство. Но уже в это время развивается прикладное искусство: появляются художественные ткани с тонким узором, изделия из бронзы, горного хрусталя, керамика с цветными поливами, стекло, резьба по дереву.

Памятников монументальной живописи сохранилось очень мало: стенописи дворцов в Сирии (Кусейр-Амра, VIII век) и Месопотамии (Самарра, IX век); древнейшие арабские миниатюры, созданные в Египте в X—XI века. В XIII—XIV века в Багдаде возникла школа миниатюры, в которой ощущается связь с иранской миниатюрой монгольской эпохи.

Читайте также:  Международный лицей

Керамическая чаша, украшенная арабской вязью

Отдельным видом арабского изобразительного искусства является каллиграфия. Частичный или полный (в зависимости от региона и местных традиций) запрет на изображение людей и животных способствовал развитию каллиграфии. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране. Каллиграфия широко распространена не только в форме рисунков на бумаге и книжных украшений, но и в качестве декоративного элемента в архитектуре, прикладном искусстве, ткачестве, керамике и т. д.

К II—V векам относятся остатки монументальных сводчатых сооружений в Хаурани (Сирия). На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV—VIII веков в Мшатти (Иордания), мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина). В VII—X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многонефными залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642). С XI—XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции.

На Пиренейском полуострове в XIII—XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII—XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда Али в Каире.

  • Бартольд В. В. Культура мусульманства. П., 1918;

  • Бартольд В. В. Мусульманский мир. П., 1922;

  • Крымский А. Арабская литература в очерках и образцах. М., 1911;

  • Искусство стран ислама. Каталог. Составила М. Вязьмитина. К., 1930;

  • Гольдциэр И. Ислам. СПБ, 1911;

  • Денике Б. Искусство Востока. Казань, 1923;

  • Кверфельдт Э. К. Керамика Ближнего Востока. Л., 1947;

Ночь Бараат – Ляйляту-ль-Бараа С 24 на 25 февраля мусульмане встречают пятнадцатую ночь месяца шаабан, которая в мусульманской культуре известна как ночь Бараат. В Санкт-Петербурге появится памятник туркменскому поэту Махтумкули Фраги В Санкт-Петербурге состоится открытие памятника великому поэту и мыслителю Востока, основоположнику туркменской классической литературы Махтумкули Фраги, чьё творческое стало неотъемлемой частью сокровищницы мировой культуры. Об этом сообщает пресс-служба туркменской дипмиссии в России. В Ашхабаде открылась выставка по случаю года Махтумкули Фраги В галерее Союза художников Туркменистана 10 января открылась выставка произведений изобразительного искусства, которая посвящена классику национальной литературы Махтумкули Фраги, 300-летие которого отмечается в этом году. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры Туркменистана. Благословенные месяцы Среди благословенных месяцев особое значение имеют месяцы раджаб и шаабан, которые духовно и физически готовят верующих к месяцу рамазан. С наступлением месяца раджаб Пророк читал следующую молитву: «О, мой Аллах! Сделай месяцы раджаб и шаабан благословенными для нас, позволь нам дожить до месяца рамазан!» «Туркменфильм» представит новогоднюю сказку и фильм о Махтумкули Приближается Новый год – самый красочный и волшебный праздник, когда взрослые и дети ждут чуда и исполнения своих желаний. Духом главного праздника года наполнен новый короткометражный художественный фильм, съемки которого ведут кинематографисты Объединения «Туркменфильм» имени Огузхана. Гиждуван: город «говорящей глины» и суфиев Гиждуван (в 46 км от Бухары) – один из ремесленных центров Узбекистана, который издревле славился необыкновенно красивой, самобытной керамикой. Сегодня это единственный сохранившийся центр полихромной глазурованной керамики региона, выросший на обычаях предков и с успехом продолжающий их в современности. Архив:

Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.

Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю «Светская этика». Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.

Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.

Что это за предмет

Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.

В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.

Как выставляются оценки за ОРКСЭ. Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты. Но их может и не быть, это остается на усмотрение школы.

Зачем дети учат орксэ

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.

Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.

На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Читайте также:  Презентация по обществознанию мораль религия

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Кто ведет курс ОРКСЭ

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Зачем дети учат орксэ

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Зачем дети учат орксэ

Родителям на заметку

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 января 2024 года; проверки требуют 10 правок.

Исламское течение — одно из основных направлений в исламе.

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. ‎ ‘ахлю ас-сунна) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают Коран и многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили своё существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определённого мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.

Суфи (от араб. ‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

При всём этом существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены (тарикаты) и традиции могут заметно отличаться друг от друга.

В XVIII веке на территории современной Саудовской Аравии сформировалось религиозно-политическое движение — ваххабизм. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами. Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне бида.

Схема основных течений в Исламе

Основная статья: Шииты

Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба.

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.

После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара, и на мусталитов, признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины.

К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов.

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нуктавиты, распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам.

Читайте также:  Кураев андрей вячеславович

Основная статья: Гулат

Гулат (араб. ‎ ‘преувеличение’, мн. ч. араб. ‎ гулув) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада по линии Али — шиитские имамы — обладают качествами божественности.

Хариджизм (от араб. ‎ х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

Идейные течения в исламе

С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов:

Исторически так сложилось, что большинство ашаритов являются последователями шафиитского (Индонезия, часть Египта, Сирии, Ирака, респ. Дагестан, Чечня) и маликитского (Северная Африка) мазхабов, а большинство матурдитов (взгляды которых близки к ашаритским) — ханафитского (респ. Татарстан, Башкортостан, Средняя Азия, Турция, Южная Азия).

Исламские течения в России

Карта распространения мазхабов.

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Ханафитами являются большинство татар, башкир, казахов, ногайцев, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, адыгейцев, абазин, шапсугов (при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба, так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба), а также исповедующих ислам осетин. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана, кроме ногайцев.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин (с. Мискинджа).

Различия между суннитами и шиитами

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием. В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае этот раздел может быть удалён. (30 января 2023)

В данном разделе дана краткая характеристика различий между основными течениями, направлениями и школами ислама. Сунниты и шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут — Коран. Сунниты отрицают посредничество между человеком и Господом.

Передача власти над мусульманской общиной (имамат, халифат)

Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых четырёх праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы. Шииты-имамиты не признают законность правления первых трёх праведных халифов. Зейдиты признают законность правления двух первых халифов.

Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехи. Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере; двенадцать шиитских имамов превосходят в степени всех исламских пророков кроме пророка Мухаммеда.

«Скрытый имам» (махди)

Последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия (масих), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). Шииты-двунадесятники связывают появление махди с восстановлением справедливости на земле перед концом света. Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан для шиитов является «скрытым» имамом.

«Скрывание веры» (такия)

Для суннитов такия имела, по существу, лишь теоретическое значение. Ханафиты считали, что мусульманин в случае смертельной опасности может прибегать к такии, сделав при этом мысленную оговорку. Средневековый исламский богослов Ибн Хазм допускал внешнее проявление неверия «ради предосторожности». Принцип такии получил особое место и практическое применение в шиизме. Шиитская такия может применяться как для обеспечения личной безопасности, так и во имя интересов общины. В отличие от суннитов, допускавших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали её как долг и обязанность общественного значения. В современном мире принцип такии остается в силе в тех странах, где шииты составляют меньшинство.

Сунниты придерживаются четырёх общепризнанных мазхабов: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Существовали также исчезнувшие правовые школы: аузаитский, джариритский, захиритский, лайситский и сауритский мазхаб У шиитов-двунадесятников в основном распространён джафаритский мазхаб. Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств. Есть также зейдитская, исмаилитская и др. малочисленные правовые школы.

Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов (Кутуб ас-ситта), к которым относятся: Сахих аль-Бухари (ум. в г.); Сахих Муслима (ум. в г.); Сунан Ибн Маджа (ум. в г.); Сунан Абу Давуда (ум. в г.); Джами ат-Тирмизи (ум. в г.); Сунан ан-Насаи (ум. в г.). У шиитов-двунадесятников общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: «аль-Кафи» Мухаммада аль-Кулайни (ум. в г.); «Ман ля яхдурух аль-факих» Ибн Бабавайха ас-Садука (ум. в г.); «Тахзиб аль-ахкам» и «аль-Истибсар» Абу Джафар ат-Туси (ум. в г.). Между тем, шииты признают как достоверные большинство хадисов, приведенных в шести суннитских сборниках.

Временный брак (мута)

Праздники и траурные дни

Сунниты, как и шииты, отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В день Ашура сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона. День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью Хусейна ибн Али. Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения.

Места паломничества (зиярат)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *