Зачем дети учат орксэ

Введение в учебный курс по ОПК

У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).

Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine

Блок 1: Введение

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

(16 часов)

Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)

Блок 3: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

(12 часов)

Блок 4: Духовные традиции многонационального народа России.

(5 часов)

История преподавания предмета

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Планы совместной работы

  • Заключение планов совместной работы между различными организациями.
  • Создание общественного совета для определения направлений работы.
  • Участие митрополита Курского и Рыльского Иувеналия в руководстве советом.

Проекты в регионах

  • Введение факультатива Основ православной культуры в Мордовии.
  • Пилотный проект по преподаванию курса в Чувашии.
  • Одобрение закона о преподавании курса в Владимирской области.
  • Рекомендации о расширении преподавания в образовательных учреждениях Самарской области.

Статистика отношения к предмету в обществе

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? распределились следующим образом:

  • целиком положительно 25%
  • скорее положительно 44%
  • скорее отрицательно 13%
  • резко отрицательно 6%
  • затрудняюсь ответить 11%

Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.

Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап

Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.

Центральный федеральный округ

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Тамбовская область55% (4616)
Тверская область62,3% (более 6680)
Костромская область75% (более 4080)

Северо-Западный федеральный округ

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Вологодская область57% (5915)
Калининградская область34% (2494)

Сибирский федеральный округ

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Красноярский край19,1% (4804)
Новосибирская область18,5% (5143)

Дальневосточный федеральный округ

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Еврейская автономная область61,26% (1050)
Камчатский край39% (893)

Уральский федеральный округ

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Курганская область20% (1764)
Удмуртская Республика16% (более 2230)

Чувашская Республика

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Чувашская Республика34,8% (более 3920)

Южный федеральный округ

ОбластьДоля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Чечня0,36% (73)
Республика Калмыкия30% (898)

Учебники по ОПК

В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

История появления учебника

В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя Основы православной культуры в первом классе (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры

Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.

Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Читайте также:  Презентация по курсу орксэ модуль основы мировых религиозных культур

Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе

Учебный курс ОРКСЭ: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов.

  2. Развитие интереса к окружающему миру.

  3. Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны.

  4. Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

  • Конституции Российской Федерации,
  • Законах Российской Федерации Об образовании,
  • Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации,
  • О свободе совести и религиозных объединениях.

Выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Направление курса

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.

Важно отметить

  • Преподавание ведется светскими педагогами.
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России.

Основные национальные ценности

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса. Учащиеся представляют свои работы на уроках.


Акцентирование внимание на важных аспектах курса поможет обучающимся лучше понять и воспринять информацию. ОРКСЭ – не просто предмет, это ключевой инструмент формирования мировоззрения и мотивации к нравственности у школьников.

Основы религий и светской этики в школе №57

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии.

  1. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:
    • Исследование
    • Различные виды проектов
    • Мозговой штурм
    • Анализ жизненных ситуаций
    • Игровые технологии
    • Дискуссии и другие.

Курс Основы религиозных культур и светской этики

В настоящее время курс рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальная особенность

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. Особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

  1. Введение в православную духовную традицию
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане
  3. Добро и зло в православной традиции
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
  6. Православие в России. Православный храм и другие святыни
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство
  8. Христианская семья и ее ценности

Основы светской этики

  1. Этика – наука о нравственной жизни человека
  2. Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки
  3. Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета
  4. Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины
  5. Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья
  6. Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни

Основы религиозных культур народов России

  1. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели
  2. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира
  3. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре
  4. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Основы исламской культуры

  1. Введение в исламскую духовную культуру.Культура и религия

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Читайте также:  Мбоу сош № 27

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

В 2023-2024 учебном году размещение информации соответственно требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации осуществляется на сайте: http://школа109-уфа.рфМАОУ "Школа № 109 имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина" городского округа город Уфа Республики Башкортостан информирует, что сайт 109-school.ucoz.ru не является сайтом школы.Сайт 109-school.ucoz.ru закрыт и ссылки на него недействительны.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", включает шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: "Основы православной культуры"; "Основы исламской культуры"; "Основы буддийской культуры"; "Основы иудейской культуры"; "Основы мировых религиозных культур"; "Основы светской этики".

Время, выделенное на освоение образовательной программы КУК ОРКСЭ, – 34 часа в 4 классе (1 час в неделю в течение учебного года). Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значения нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Родительское собрание в 3 классах по вопросу выбора модуля комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" на 2023-2024 учебный год состоится в актовом зале МАОУ «Школа №109 имени М.И.Абдуллина» 06.04.2023г. в 18:30ч.

Приказ от 30.03.2023 г. № 122 "О проведении родительского собрания по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год

Протоколы родительских собраний на 2021-2022 учебный год

Протокол 3 А класса Протокол 3 Б класса

Лист сводной информации о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.

Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю «Светская этика». Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.

Читайте также:  8 важных вопросов о выборе школы

Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.

Что это за предмет

Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.

В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.

Как выставляются оценки за ОРКСЭ. Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты. Но их может и не быть, это остается на усмотрение школы.

Зачем дети учат орксэ

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.

Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.

На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Кто ведет курс ОРКСЭ

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Зачем дети учат орксэ

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Зачем дети учат орксэ

Родителям на заметку

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *