Введение в учебный курс по ОПК
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1: Введение
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.
(16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.
(12 часов)
Блок 4: Духовные традиции многонационального народа России.
(5 часов)
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Планы совместной работы
- Заключение планов совместной работы между различными организациями.
- Создание общественного совета для определения направлений работы.
- Участие митрополита Курского и Рыльского Иувеналия в руководстве советом.
Проекты в регионах
- Введение факультатива Основ православной культуры в Мордовии.
- Пилотный проект по преподаванию курса в Чувашии.
- Одобрение закона о преподавании курса в Владимирской области.
- Рекомендации о расширении преподавания в образовательных учреждениях Самарской области.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? распределились следующим образом:
- целиком положительно 25%
- скорее положительно 44%
- скорее отрицательно 13%
- резко отрицательно 6%
- затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Центральный федеральный округ
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Тамбовская область | 55% (4616) |
Тверская область | 62,3% (более 6680) |
Костромская область | 75% (более 4080) |
Северо-Западный федеральный округ
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Вологодская область | 57% (5915) |
Калининградская область | 34% (2494) |
Сибирский федеральный округ
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Красноярский край | 19,1% (4804) |
Новосибирская область | 18,5% (5143) |
Дальневосточный федеральный округ
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Еврейская автономная область | 61,26% (1050) |
Камчатский край | 39% (893) |
Уральский федеральный округ
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Курганская область | 20% (1764) |
Удмуртская Республика | 16% (более 2230) |
Чувашская Республика
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) |
Южный федеральный округ
Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|
Чечня | 0,36% (73) |
Республика Калмыкия | 30% (898) |
Учебники по ОПК
В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя Основы православной культуры в первом классе (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Учебный курс ОРКСЭ: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов.
Развитие интереса к окружающему миру.
Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны.
Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации,
- Законах Российской Федерации Об образовании,
- Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации,
- О свободе совести и религиозных объединениях.
Выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Направление курса
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Важно отметить
- Преподавание ведется светскими педагогами.
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России.
Основные национальные ценности
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса. Учащиеся представляют свои работы на уроках.
Акцентирование внимание на важных аспектах курса поможет обучающимся лучше понять и воспринять информацию. ОРКСЭ – не просто предмет, это ключевой инструмент формирования мировоззрения и мотивации к нравственности у школьников.
Основы религий и светской этики в школе №57
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии.
- Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:
- Исследование
- Различные виды проектов
- Мозговой штурм
- Анализ жизненных ситуаций
- Игровые технологии
- Дискуссии и другие.
Курс Основы религиозных культур и светской этики
В настоящее время курс рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальная особенность
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. Особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
- Введение в православную духовную традицию
- Культура и религия. Во что верят православные христиане
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
- Православие в России. Православный храм и другие святыни
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство
- Христианская семья и ее ценности
Основы светской этики
- Этика – наука о нравственной жизни человека
- Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки
- Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета
- Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины
- Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья
- Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели
- Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира
- Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре
- Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Основы исламской культуры
- Введение в исламскую духовную культуру.Культура и религия
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
В 2023-2024 учебном году размещение информации соответственно требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации осуществляется на сайте: http://школа109-уфа.рфМАОУ "Школа № 109 имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина" городского округа город Уфа Республики Башкортостан информирует, что сайт 109-school.ucoz.ru не является сайтом школы.Сайт 109-school.ucoz.ru закрыт и ссылки на него недействительны.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", включает шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: "Основы православной культуры"; "Основы исламской культуры"; "Основы буддийской культуры"; "Основы иудейской культуры"; "Основы мировых религиозных культур"; "Основы светской этики".
Время, выделенное на освоение образовательной программы КУК ОРКСЭ, – 34 часа в 4 классе (1 час в неделю в течение учебного года). Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значения нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Родительское собрание в 3 классах по вопросу выбора модуля комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" на 2023-2024 учебный год состоится в актовом зале МАОУ «Школа №109 имени М.И.Абдуллина» 06.04.2023г. в 18:30ч.
Приказ от 30.03.2023 г. № 122 "О проведении родительского собрания по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год
Протоколы родительских собраний на 2021-2022 учебный год
Протокол 3 А класса Протокол 3 Б класса
Лист сводной информации о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.
Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю «Светская этика». Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.
Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.
Что это за предмет
Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.
В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.
Как выставляются оценки за ОРКСЭ. Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты. Но их может и не быть, это остается на усмотрение школы.
Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ
Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.
Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.
На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.
Что изучают в рамках курса ОРКСЭ
Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.
Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.
Основы православной культуры:
Основы исламской культуры:
Основы буддийской культуры:
Основы иудейской культуры:
Основы мировых религиозных культур:
Основы светской этики:
Кто ведет курс ОРКСЭ
Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».
Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.
Как выбрать курс ОРКСЭ
Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.
После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.
Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:
Личный опыт
В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.
На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.
Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.
Родителям на заметку
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)