Зачем дети учат орксэ

Урок ОРКСЭ для четвероклассников: что это такое и какие цели

Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ. Этот учебный предмет посвящен религиозным культурам, где можно выбрать конкретную религию или изучать мировые религии в целом. Если не хочется касаться этой темы, то есть возможность выбрать модуль Светская этика. Важно отметить, что полностью отказаться от учебного предмета ОРКСЭ нельзя.

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Цель введения учебного курса ОРКСЭ заключается в том, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России и научились вести диалог с представителями других мировоззрений.

Обычно у родителей возникают вопросы по поводу этого учебного предмета, поэтому на сайтах многих школ можно найти разделы, посвященные ОРКСЭ. Здесь размещены статьи, памятки и видео, которые помогут разобраться в сути предмета.

Особенности предмета ОРКСЭ

ОРКСЭ – это сокращенное название предмета Основы религиозных культур и светской этики. Этот учебный предмет был введен в расписание нескольких российских регионов в 2010 году в рамках эксперимента, а с 2012 года он стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

Дети изучают этот курс в течение всего четвертого класса. Родители должны выбрать модуль для изучения ребенком еще в третьем классе.

Оценки за ОРКСЭ

За учебный предмет ОРКСЭ не выставляют оценки, только зачет. По итогам курса дети готовят и защищают проекты, но это зависит от школы.

Согласно поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, учебный курс Основы религиозных культур и светской этики введен для формирования у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению на основе знаний и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России и для обучения диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класс).

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные принципы представления материала

Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.

Каждый из конфессиональных модулей учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.

Процесс обучения

Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.

Посещение религиозных организаций

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений).

Видеоурок

Зачем дети учат орксэ

В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций.

Важно обеспечивать неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, а также в деятельности религиозных объединений.

Заключение

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе не только способствуют расширению культурного кругозора детей, но и помогают им лучше понимать разнообразие мировоззрений и ценностей, сформировавшихся в современном обществе.

Учебный курс Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  2. Развитие интереса к окружающему миру;
  3. Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  4. Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Читайте также:  Общероссийская олимпиада школьников основы православной культуры

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.

Выбор модулей

В соответствии с конституционными нормами и законом О свободе совести и религиозных объединениях, выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Важно знать

  • Учебный курс ОРКСЭ является комплексной учебно-воспитательной системой;
  • Модули согласованы по целям, задачам, и требованиям к результатам обучения;
  • Учебный курс направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях многонациональной культуры России.

Преподавание

Преподавание данного курса в школах ведут светские педагоги. Курс организован с культурологическим характером, не вероучительным.

Содержание курса

  • Модули группируются вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция;
  • Воспитание детей осуществляется на этих базовых ценностях в рамках курса;
  • Школьники, изучающие определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Практическая деятельность

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.


Автор: SEO Copywriter Russia

Освоение курса ОРКСЭ в школе № 57

В рамках учебного процесса в ГБОУ школе № 57 осуществляется освоение курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Для этого используются как традиционные, так и современные обучающие технологии, среди которых особенно актуальны те, что позволяют реализовать деятельностный подход к обучению.

Расписание и объем учебных занятий

В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан на один учебный год в четвертом классе. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью в один учебный час. Таким образом, на протяжении года общий объем учебных занятий составляет 34 часа.

Принципиальные особенности преподавания

Одной из ключевых особенностей преподавания ОРКСЭ в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. Это подразумевает задачу обеспечения свободного, добровольного и информированного выбора родителями модуля для изучения своим ребенком.

Содержание модулей курса ОРКСЭ

  1. Введение в православную духовную традицию
  2. Культура и религия православных христиан
  3. Добро и зло в православной традиции
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  5. Отношение к труду, долг и ответственность
  6. Православие в России. Православный храм и святыни
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство
  8. Христианская семья и ее ценности
  9. Этика – наука о нравственной жизни человека
  10. Этика общения и правила общения
  11. Этикет и простые школьные правила этикета
  12. Этика человеческих отношений и чувств
  13. Нравственные истины и доброта
  14. Душа обязана трудиться и простая этика поведения
  15. Судьба, Родина и гражданство

Основы религиозных культур народов России

  1. Культура и религия. Древние верования
  2. Религии мира и их основатели. Священные книги религий
  3. Хранители предания. Человек в религиозных традициях
  4. Священные сооружения и искусство в религиозной культуре
  5. Религии России. Нравственные заповеди и религиозные обряды
  6. Религиозные ритуалы и календари. Праздники
  7. Семейные ценности и милосердие
  8. Введение в исламскую духовную культуру
  9. Пророк Мухаммад и нравственность в исламской традиции

Все эти модули курса направлены на формирование у школьников ценностных ориентаций, понимание культурного разнообразия и уважительное отношение к религиозным традициям.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Читайте также:  Религия в россии

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Зачем дети учат орксэ

Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору модуля для изучения комплексного учебного курса

План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.

Ответственный за проведениеОзнакомление с содержанием курса ОРКСЭВыбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024

Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3классов модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2023-2024 учебный год. 03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.

«Основы мировых религиозных культур»«Основы светской этики»

по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов«Основы мировых религиозных культур и светской этики»Информирование родителей ( законных представителей) учащихся 3х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучение несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы.Презентация о каждом модуле для родителей.Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Основы религиозных культур и светской этики, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Читайте также:  Россиянка татьяна прозорова вышла в первый раунд us open 2023 через квалификацию

Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Зачем дети учат орксэ

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:

Родителям на заметку

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Зачем дети учат орксэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *