Воспитательная работа

Образовательная политика и воспитание в учреждениях образования

Одним из основных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании является обеспечение деятельности учреждений образования по воспитанию обучающихся. Это включает формирование у детей и учащейся молодежи гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия, духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.

Целью является процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося. Задачи включают формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой и творческой личности, а также готовность учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Направления воспитательной работы в школе включают гражданско-патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое воспитание, а также воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и культуры быта и досуга.

Планы мероприятий специальных служб

Во 6-й школьный день педагоги служб специального воспитания проведут мероприятия.

Республиканский конкурс и другие мероприятия

Февраля в Беларуси стартует первый этап Республиканского конкурса Я патриот своей страны. Победители примут участие в проекте Поезд памяти в 2024 году.

Также доступны инструктивно-методическое письмо о работе в учреждениях образования, рекомендации по использованию государственной символики, организации деятельности классного руководителя, проведению информационных часов, а также примерная тематика информационных часов.

Спортивная работа и график работы зала

План спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы доступен для ознакомления, а также график работы спортивного зала для начальных классов на учебный год 2022-2023.

Классный руководитель

  • Имя: Анофрикова Валентина Анатольевна

Основные педагогические принципы

  • Учи защищать других от тревог и несчастий

Циклограмма работы

  1. Работа с опаздывающими
  2. Выяснение причин отсутствия обучающихся

С такими планами и мероприятиями мы сможем обеспечить качество воспитания и образования в учреждениях образования в соответствии с законодательством и требованиями государства.

Организация воспитательной работы в классе

Встреча с родителями

Один раз в четверть:

  1. Проверка дневников обучающихся.
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  3. Работа с родителями (по ситуации).
  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

План работы на новую четверть

  • Оформление классного журнала по итогам четверти.
  • Анализ выполнения плана работы за четверть и коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

Ежегодные мероприятия

Один раз в год:

  1. Проведение открытого мероприятия.
  2. Оформление личных дел обучающихся.
  3. Анализ и составление плана работы класса.
  4. Статистические данные класса.

Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год

Малокомплектный класс состоял из 5 человек. Год началось с 5 обучающихся (1 мальчик и 4 девочки), которые обучались вместе в классе год назад. Коллектив дружный, учащиеся помогают друг другу и поддерживают отношения после школы. Дети активны, любознательны и проявляют интерес к учебной деятельности. Они владеют навыком самостоятельной работы и умеют работать в группах.

Познавательная активность класса сохраняется и внутри, и вне школы. Дети участвуют во внеурочных занятиях, посещают спортивные секции и активно принимают участие в школьных делах. Нет никакой нетерпимости, неприязни или агрессии в классе.

Дежурные выполняют свои обязанности добросовестно и добровольно. Все обучающиеся активно участвуют в жизни школы. Нет детей, которые пропускают уроки без уважительной причины.

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса

Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, были успешно выполнены. Воспитательный процесс способствовал развитию всех аспектов личности учащихся. Направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали их возрасту и психологическим особенностям. Работа была проделана в различных направлениях, с учетом ключевых целей воспитания.

Ключевые аспекты воспитательной работы

Работа с классным коллективом

  • Участие в общественно-полезном труде
  • Субботники
  • Уход за комнатными растениями

Здоровье обучающихся

  • Беседы по пропаганде здорового образа жизни:
    • Режим дня
    • Правила личной гигиены
    • Вредные привычки

Формирование сознательности

  • Беседы по правилам поведения:
    • Как вести себя в школе, в классе, во время перемены, дома
    • Правила поведения на дороге

Патриотическое воспитание

  • Активное участие в месячнике по военно-патриотическому воспитанию

Мероприятия в классе проходили на высоком уровне, дети с удовольствием готовились к ним. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участия.

Каждый воспитанник класса – это личность. Если возникают конфликты – это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем мирного диалога. Поставленные перед коллективом в 2021-2022 учебном году задачи, считаю выполненными.

Уровень сплоченности коллектива

  • Обучающиеся класса по мере своих способностей всегда готовы принять участие в делах класса.
  • Все обучающиеся находятся на допустимом уровне воспитанности.

Реализация воспитательных задач

Цели и задачи воспитательной работы были направлены на создание условий для оптимального развития обучающихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, работниками школы, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрылись творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

Основные формы работы

Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все обучающиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Заметным событием в жизни класса стал, проведенный в первом полугодии праздник покормите птиц зимой, где ребята показали ответственное отношение к подготовке и проведению праздника, изготовили вместе с родителями кормушки для птиц.

Участие в общешкольных делах

Работа по сплочению коллектива – задача не одного года и продолжается.

Педагогическая отчетность об учебном годе

Мероприятия, вызвавшие наибольший интерес у детей

В ходе учебного года были проведены различные мероприятия, которые вызвали особый интерес у детей. Среди них:

  • Новый год к нам идет!
  • 23 февраля – День защитников Отечества
  • Праздник А ну-ка, девочки!
  • Моя семья в Рождество
  • Спортивные соревнования

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть излишняя строгость и завышенные требования к ребенку, в то время как в других не хватает контроля и внимания со стороны родителей.

Общие выводы

Воспитательная работа в малокомплектном классе была многоплановой. Участие детей в классных и общешкольных мероприятиях способствовало формированию коллектива. Совместная работа учителя, родителей и детского коллектива была удовлетворительной.

Педагогическая характеристика класса на 2022-2023 учебный год

В малокомплектном классе из 4 обучающихся (1 мальчик и 3 девочки) общий темп деятельности класса средний. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована хорошо, отмечается средний уровень познавательной активности. Правила поведения на уроке соблюдаются, активность на уроках хорошая.

Социальный паспорт класса

  1. Общее количество обучающихся – 4 (1 мальчик, 3 девочки)
  2. Общее количество семей – 3
  3. Многодетные – 3
  4. Полные – 3
  5. Малообеспеченные – 3
  6. С опекаемыми детьми – нет
  7. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении – нет

Наши школьные заповеди

  1. Всегда быть дружными друг с другом
  2. Помогать и поддерживать товарищей
  3. Уважать учителей и родителей
  4. Соблюдать правила школьной жизни

Совместная работа учителей, родителей и детей позволяет создать благоприятную образовательную среду для развития каждого ученика в малокомплектном классе.

активизация деятельности родительского коллектива в жизни класса и школы; педагогическое просвещение родителей.

создать единое сообщество обучающихся, учителя и родителей; провести информационно-просветительскую работу с родителями.

Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:

1. Встреча с родителями перед началом учебного года (подготовка кабинета).

2. Проведение родительских собраний: «Мы-первоклассники», «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей», «Друзья моего ребенка», «Воспитание патриотов своей Родины», «Семья и школа: взгляд в одном направлении»

3. Индивидуальные беседы. Посещение на дому семей с целью обследования жилищно-бытовых условий.

4. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий.

Десять заповедей для родителей

е жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

е требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

е вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

е относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Читайте также:  Функциональная грамотность

е забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

е мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

ебенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

мей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

юби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Воспитательная программа на 2022-2023 учебный год

«Я + ТЫ = МЫ»

Я среди людей и для людей.

формирование положительной Я – концепции обучающегося школы на основе ФГОС.

Задачи воспитательной работы с классом

на 2022–2023 учебный год:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 1,3 КЛАССАХ

Девиз месяца: «Внимание, дети!»

Урок «1 сентября в рамках Всероссийского урока ОБЖ»

Оформление классного уголка.

Курс «Разговоры о важном» (еженедельно по понедельникам)

Классный час «Безопасный путь в школу».Права и обязанности школьника

Классный час «Вредные привычки»

Классный час «В стране невыученных уроков»

Адаптация вновь прибывших учащихся

Работа с родителямиРодительское собрание «МЫ- третьеклассники»

Организация внеурочной деятельностиКружок «Волшебный мир книг»

Организация дежурства в классе и в столовой

Озеленение классной комнаты

Классный час «Азбука профессий»

Ключевые общешкольные дела (КОД)День Знаний. «Соблюдение правил безопасности»

Рисунки на асфальте «Мы за мир на планете!»

Девиз месяца: «Жизнь дана на добрые дела»

Урок доброты «Кто такие добрые и злые люди»

Выставка рисунков «Осень золотая родного края»

Акция «Мы уважаем ваше поколение» ко Дню пожилых людей

Классный час «Профессия учителя»

Классный час «Хлеб – всему голова»

Классный час «Наши питомцы»

Классный час «Пока едины, мы непобедимы» (ко дню Народного Единства)Инструктаж по профилактике правонарушений на осенних каникулах. Техника безопасности учащихся.

Работа с родителямиРодительская консультация «Режим дня младшего школьника»

Акция «С заботой о книге»

Экскурсия в КФХ

Ключевые общешкольные делаЭколого-социальный проект «Батарейки, сдавайтесь!»

Девиз месяца: «Крепкая семья – крепкая держава»

«Разговоры о важном» согласно тематическому планированию

Выставка детского творчества «С любовью о мамочке»Акция «Дерево признаний»

Классный час «Мой класс – моя семья»

Классный час «Сладкая сказка с горьким концом» (вред наркотиков»

Классный час «Малая Родина – родимый уголок»

Работа с родителямиРодительское собрание «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей».

Беседа «Профессии моих родителей»

Мониторинг «Внешний вид учащегося»

Ключевые общешкольные делаПраздничная программа «Колыбельная мира в материнских руках»

Девиз месяца: «В мастерской у Деда Мороза»

Всероссийский урок в День неизвестного солдата «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Участие в конкурсе коллажей «Маленькие семейные радости»

Классный час «Где добрые люди, там беды не будет»

Классный час «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции»

Классный час «История празднования Нового года» в России Инструктаж по профилактике правонарушений на зимних каникулах. Техника безопасности учащихся. Правила безопасности у новогодней ёлки. Беседа о правилах поведения на водоёмах в зимний период

Работа с родителямиИндивидуальные встречи с родителями по успеваемости и поведению учащихся. Общешкольное родительское собрание «Друзья моего ребёнка»

Готовимся к встрече Нового года.

Организация дежурства в столовой

Акция «Новогодние окна»

Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку

Ключевые общешкольные делаОрганизация работы «В мастерской Деда Мороза» Операция «Кормушка»

Девиз месяца: Месячник военно-патриотического воспитания молодёжи»

Урок вежливости «Добрые слова, добрые дела»

Проведение тематических уроков в рамках месячника

Классный час «Семейные традиции»

Классный час «Международный день памяти жертв Холокоста».

Классный час «Дети блокадного Ленинграда»

Работа с родителямиИндивидуальные консультации с родителями

Защита проектов «Как я птицам помогаю»

Индивидуальная помощь слабоуспевающим ученикам

Экскурсия в сельский ДК

Ключевые общешкольные делаУчастие в месячнике военно-патриотического воспитания Спортивный праздник «Весёлые старты»

Спортивный праздник «А ну-ка, мальчики!»

Беседа «Скажем нет вредным привычкам»

Классный час «Защита Родины – долг перед Отечеством»

Классный час «Зимние загадки»

Работа с родителямиРодительское собрание «Воспитание патриотов своей Родины»

Подготовка сообщений «Защитники Отечества в нашей семье»

Рейд по проверке учебных принадлежностей

Поздравительная почта «Валентинка для тебя»

Рейд «Внешний вид третьеклассника»

Классный час « Есть такая профессия – Родину защищать»

Ключевые общешкольные делаПраздник, посвящённый Дню Защитника Отечества

Девиз месяца: «В мире прекрасного»

Выставка рисунков «Букет для мамы»

Праздник, посвящённый 8 марта «Мамин День»

Конкурс чтецов «Мама – это жизнь!»

Классный час «Крым и Россия – единая сильная страна»

Инструктаж по профилактике правонарушений на весенних каникулах. Техника безопасности учащихся.

Работа с родителямиОбщешкольное родительское собрание «Семья и школа: взгляд в одном направлении»

Проектные работы «Фруктовые салаты»

Генеральная уборка класса

Акция по сбору макулатуры «Спаси дерево»

Классный час «Прекрасных профессий на свете не счесть – и каждой профессии слава и честь».

Ключевые общешкольные дела (КОД)Школьная выставка рисунков «Первый праздник Весны»

Девиз месяца: «День Космонавтики»

Акция «Спасибо ветерану»

Выставка рисунков «Весенняя капель»

7апреля- Всемирный день здоровья. Выставка рисунков «Спорт – Здоровье!»

Классный час, посвященный Дню космонавтики. Конкурс рисунков «Мы и космос»

Час общения «Светлый праздник Пасха»

Работа с родителямиРодительская консультация о внимании и внимательности

Кружок «Волшебный мир книг». Выставка рисунков

Выпуск листовок «Безопасные праздники и выходные»

Акция «Чистое будущее – в чистом настоящем»

Классный час «Путь в профессию начинается в школе».

Ключевые общешкольные дела (КОД)Единый гагаринский урок «Космос – это мы»

Девиз месяца: «Помним дни былые»

Урок мужества «Этот День Победы!»

Классный час «Детям планеты мир без слез и тревог»Выставка рисунков, посвященных Дню Победы.

Урок – путешествие «Дорога к Победе»

Инструктаж по профилактике правонарушений в летний период. Техника безопасности учащихся

Работа с родителямиРодительское собрание «Итоги года»

Презентации «Мои успехи»

Уборка школьной территориипо плану школы

Проверка состояния учебников. Подготовка их к сдаче в библиотеку

Классный час «Как разнообразен мир профессий»

Ключевые общешкольные дела (КОД)Праздник «День Победы – главный праздник страны»

дополнительного образования «Гончарная мастерская»

Педколлектив гимназии наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, который способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.

предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребёнка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика – деятельностный подход.

к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций. Системно-деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в областных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.

в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.

Цель воспитательной работы школы

образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.

Задачи воспитательной работы школы

1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.

2. Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.

3. Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

4. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование сознательного отношения к своему здоровью.

Читайте также:  <strong>евангельская притча о самарянине</strong>

6. Использование всевозможных средств воспитания общей культуры учащихся, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.

7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и с их семьями. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения образовательных проблем.

Конечной целью всей работы школы является воспитание человека, востребованного современным обществом, черты которого отражает идеальная модель выпускника основной школы, разработанная коллективом школы.

уважение и защита прав человека и его основных свобод;

признание свободы мысли, совести;

осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;

восприятие человеческой жизни как главной ценности;

стремление к здоровому образу жизни.

умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;

умение решать конфликты ненасильственным путем;

умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;

умение использовать механизмы защиты прав человека.

знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;

навыки аналитического и критического мышления;

способности к активной умственной деятельности.

этическая и эстетическая культура;

художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.

способность к самоопределению и самореализации;

Технологии реализации воспитательной системы

Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:

Традиционные общешкольные мероприятия

Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах

Организация дополнительного образования

Диагностика и мониторинг

Организация взаимодействия семьи и школы

Организация взаимодействия школы со средой

Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само – воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления. Взаимодействие детей и взрослых реализуется через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение.

Особенности управления воспитательной системой

Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:

целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;

оптимальная расстановка кадров;

формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;

качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;

активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.

В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.

Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:

принцип уважения и доверия;

принцип индивидуального подхода;

принцип коллективного принятия решений;

принцип личностного стимулирования.

Администрация в лице директора руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.

Основные способы достижения целей воспитательной системы

Воспитательная система школы включает 10 направлений деятельности:

Изучение личности учащихсяИзучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка.

Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей.Выпуск газет и плакатовИнтеллектуально – познавательные игрыПосещение библиотечных уроков

Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведенияДень защитника ОтечестваМеждународный женский день 8 мартаМероприятия на оздоровительной площадке

Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.Встречи с ветеранами ВОВ и горячих точекПомощь пожилым людямДень защитника ОтечестваАкция «Дари добро людям»Экскурсии учащихся в музеи Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РФ

Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.Выставка предметов быта, русского наряда, декоративно-прикладного творчества;Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикацийБеседы эстетической направленностиЭкспромт – театры

Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детейУчастие в соревнованиях различного спортивного уровняВнутришкольные спортивные соревнованияОздоровительный лагерь с дневным пребыванием детейПропаганда здорового образа жизниОхрана жизни и здоровья учащихсяМероприятия по правилам ПДТТМедосмотр и наблюдения состояния здоровья учащихся

Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях.Благоустройство пришкольной территорииЛетняя трудовая практика учащихсяИзготовление кормушек для птицРабота на пришкольном участке

Профилактика правонарушений и экстремизмаВоспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия.Составление социальных паспортовРабота Совета профилактики правонарушенийВыявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»Мероприятия тематической направленностиПрофилактические беседы с учащимисяПропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихсяВстреча с инспектором ПДНДни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании

Работа с родителями и общественностьюВключение в воспитательный процесс родителей и общественностиРабота с родителями и общественностьюВключение в воспитательный процесс родителей и общественности

Одним из важнейших направлений деятельности школы является гражданско-патриотическое и духовно – нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Школа работает по программе патриотического воспитания«Россия – моё Отечество».

Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его восхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школе сейчас необходимо уделять первостепенное внимание нравственному воспитанию, особенно важно это для учащихся 7-9 классов.

По опросам родителей и по нашим собственным наблюдениям, количественным и качественным диагностикам можно сделать вывод о том, что наши учащиеся отличаются более высоким уровнем воспитанности и мотивацией к обучению. Учащиеся школы бережно относятся к школьному имуществу, наводят порядок в классах и на пришкольном участке, участвуют в субботниках.

В школе проводятся единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах профилактической направленности.

Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма:

классные часы с учащимися: «Давайте дружить народами», «Богатое многообразие мировых культур», «Все мы такие разные, но все мы заслуживаем счастья»;

классные родительские собрания: «Современные тоталитарные экстремистские секты и организации религиозной направленности»;

рейдовые мероприятия с участием педагогов: «Профилактика и разрешение конфликтов».

80 % учащихся школы считают, что овладели навыками толерантного поведения, установили толерантные взаимоотношения с семьёй и социумом;

100% – не разделяют идейных взглядов экстремистских группировок, осуждают их деятельность.

Уделяется большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Предметные недели охватывают практически всех детей, которые принимают участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турнирах, олимпиадах и др.

Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при проведении традиционных праздников:

– Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов, родители, гости. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.

– концерт, посвященныйДню Учителя.

– Новогодняя сказка – это, наверное, самый любимый праздник детей и взрослых

Фольклорный праздник Масленица – цель которого заключается в развитии у школьников интереса к русским народным традициям, формировании уважительного отношения к фольклорному богатству.

. Цель проведения «Дня здоровья» снятие статической и психологической усталости, накопившейся за период учёбы, создание общественного мнения о значении здоровья в жизни современного человека; формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

– Праздник Последнего звонка – яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни, награждаются лучшие ученики.

Наличие в школе печатного издания «Калейдоскоп» — это прекрасная возможность для творческих пишущих ребят размещать свои произведения на страницах школьной газеты. Все статьи посвящены наиболее значимым и ярким событиям школьной жизни.

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся работа с родителями. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты):

Читайте также:  Презентация к родительскому собранию материал 9 класс

«Как живёшь семья?»

«Семейный кодекс РФ о защите прав несовершеннолетних».

Тематика родительских собраний иногда предлагалась самими родителями: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Наши трудные дети», «Вредным привычкам скажем «Нет»» на которых обсуждались:

-проблемы воспитания в семье трудного ребёнка и поиск их решения;

-пополнение знаний родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ, наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;

-развитие самосознания родителей и педагогов, коррекция позиций педагогов по отношения к ученикам и родителям.

Традиционными в школе стали мероприятия с участием родителей. Среди мероприятий необходимо отметить такое, как «Моя семья», где учащиеся вместе со своими родителями рассказывали о семейных традициях, увлечениях. Такие мероприятия способствуют сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.

Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой;

анкета «Наши отношения» Л.М. Фридмана

тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;

методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

Классный руководитель, как и прежде, остаётся одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребёнка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений.

В нашей школе классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители участвуют в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.

Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым её компонентом в отдельности с учётом его своеобразия.

Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: УС школы, классы, кружки, детские общественныеорганизации, методическое объединение классных руководителей, родительские комитеты классов. Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.

Планирование процесса воспитания

Планирование в школе осуществляется на основе Концепции воспитательной системы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для школы в целом и для каждой класса, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация преподавателей, особенности контингента детей.

План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в городе.

Классные руководители составляют план работы с коллективами в соответствии с общешкольным планом, интересами учащихся и возможностями педагога. В план включаются общешкольные мероприятия, традиционные дела класса, классные часы, коллективно-творческие дела. Учащиеся заранее обдумывают, а затем предлагают интересующие темы, дела на четверть. Классный руководитель помогает определить вид деятельности, форму занятий, назначить ответственных, пригласить гостей и назначить сроки проведения классного мероприятия.

В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

Организация работы педагогических кадров

Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники. В школе налажено взаимодействие классных руководителей, учителей предметников, социально – психологической службы, библиотекаря. Эти связи необходимы при качественной подготовке и проведении мероприятий, выходящих за рамки классного дела, подготовке к конкурсам, проведении внеклассных мероприятий.

Все вопросы, связанные с осуществлением воспитательной работы выносятся на совещания при заместителе директоре по ВР и МО классных руководителей. На заседания МО выносятся выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым даются определённые рекомендации. Помимо выступлений проводится обзор новой методической литературы и достижений педагогической науки, решаются текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения открытых внеклассных мероприятий.

Методическое объединение классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей.

Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.

Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определённом направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.

Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который,учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:

Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);

Поощрений в соответствии с результативностью труда;

Применение стимулирующего характера контроля;

Осознание своей позиции, значимости в результате обобщения педагогического опыта, проведение открытых внеурочных дел, участие в семинарах, педсоветах.

Участие в конкурсе «Учитель года».

Практика проведения данных мероприятий в школе активно развивается. Конкурс «Учитель года» с первых лет своего зарождения является инструментом строгой оценки профессионализма учителя. Педагоги нашего коллектива являются участниками, в том числе и победителями конкурса «Учитель года». Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и областных конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в школе.

Контроль процесса воспитания

Контроль в школе – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно – образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы.

Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иныхнаиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в сутьтех или иных сторон воспитательного процесса, изучить его, объек­

В начале учебного года составляется план – график внутришкольного контроля, который охватывает всех участников воспитательного процесса, в котором указывается объект контроля, тема контроля и цель. Составные части внутришкольного контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.

В течение года один раз проверяются планы классных руководителей. На педсовете в августе подводятся итоги воспитательной работы за год в школе и на педсоветах по результатам каждой учебной четверти классные руководители делают анализ в каждом классе. Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий путём их посещения. Итоги обсуждаются на МО классных руководителей, совещании при директоре.

Наша концепция воспитания предполагает создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность на формирование образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *