Практика иудаизма
Амулет для ограждения роженицы и ребёнка от волшебных чар, дурного глаза и влияний демонов
Атрибуты иудаизма:
- Шофар
- Указка для чтения Торы
- Танах
- Молитвенник
- Подсвечники
- Футляр для этрога
- Кружка для омовения рук
Доля иудеев в странах мира
Но вернёмся к вопросу заголовка. Этот вопрос я задал реформистскому раввину, у которого в начале 2000-ых брал интервью. Ребе ответил так: Никаких религиозных запретов на жизнь евреев в Германии после Холокоста нет. По моему мнению, напротив. Мы разрушаем желание Гитлера сделать из Германии страну свободную от евреев Juden frei.
Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы; Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль; Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф; Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы, и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.
Библия также описывает знамёна каждого из двенадцати колен Израилевых. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят из колена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев — символ этого колена — также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром — символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков (Быт. 49:10). Также встречаются изображения двух львов по обе стороны скрижалей, стоящих на страже заповедей.
Термин иудаизм происходит от греч. (в русском произношении иудаисмо́с), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I века до н. э., в частности во Второй книге Маккавейской (2Макк. 2:22, 8:1) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином иудаизм, обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — рус. , нем. , англ. или .
На иврите термин иудаизм обозначается словом (яхадут), возникшим после Вавилонского пленения, в то же время, в иврите существует понятие (например, — еврейский рабочий). На идише иудаизм традиционно обозначается термином (йи́дишкайт), дословно означающим еврейскость (от прилагательного — еврейский), то есть еврейский образ жизни. Тем не менее язык евреев называется , как еврейский, но не иудейский.
Ресурсы по иудаизму
Жребии сыновей Ноя с наложением на карту XIX века. Исторический учебник и атлас библейской географии , 1854
История иудаизма включает следующие большие периоды развития:
- Период Танаитов (I в. до н. э. — III в. н. э.)
- Период Амораим (III — VI в. н. э.)
- Период Саворайев (VII — XI в. н. э.)
- Период Геоним (VI — XII в. н. э.)
- Период Ришоним (XI — XVIII в. н. э.)
- Период Ахароним (с XVIII в. н. э. по настоящее время)
Также проводится периодизация по духовным лидерам:
- Вреся действия Торы
- Постторническая эпоха
Время деятельности зугот (пар) в истории иудаизма
Современные военные операции, начало нормализации отношений с арабскими странами
Системы постулатов в иудаизме
Современный иудаизм не имеет одного центрального и признанного источника правовых норм и учения. Различные общины и течения иудаизма придерживаются своих традиций и раввинских ответов, основанных на Танахе (Ветхий Завет) и Талмуде (Устная Тора).
Галаха и основные принципы
Галаха – система законов и норм, регулирующая жизнь евреев в различных духовных и социальных аспектах. Она охватывает сферы, к которым относятся уголовное, семейное, гражданское и корпоративное право. Популярным сборником галахических законов является Шулхан арух, составленный в XVI веке Йосефом Каро.
Существенные догматы иудаизма
- Этический монотеизм и первые четыре принципа являются общепризнанными в иудаизме.
- Воскрешение мёртвых является одной из ключевых догм иудаизма.
Танах и Тора
Танах состоит из Торы, Невийм и Ктувим. Тора включает в себя Пятикнижие Моисеево, принятое евреями как священное Писание. Употребление различных имён Бога в тексте Танаха вызывает интерес и дало начало Документальной гипотезе.
Устная Тора была устно передана поколениями до II века, когда была записана в виде Мишны и позднее включена в Талмуд. Комментарии и толкования Торы также содержатся в Мидраше.
Разнообразие иудейских постулатов
Помимо основных принципов иудаизма, существуют различные системы постулатов, которые отражают многообразие культурных и теологических традиций внутри религии.
Таким образом, иудаизм представляет собой сложную и многогранную систему верований, законов и учений, которые помогают сохранить и продолжить духовное наследие еврейского народа.
Краткий контент:
- Иудаизм и его источники права
- Существенные догмы иудаизма
- Танах, Тора и их значения
- Разнообразие постулатов иудаизма
Последующие мыслители указывали на то, что уже в Талмуде можно найти взгляды, противоречащие основам в формулировке Маймонида и, соответственно, пересматривали список. Помимо 13 принципов, в иудаизме существуют и другие системы постулатов, хотя и не пользующиеся таким же влиянием. Примерами таких систем могут быть взгляды, изложенные Хасдаем Крескасом в труде Свет Господа (1410) и его шести основных постулатов, или взгляды, изложенные Йосефом Альбо в труде Книга принципов (1425) и его 3 постулата.
Системы постулатов в иудаизме
- Маймонид – 13 принципов
- Хасдаем Крескас – 6 основных постулатов
- Йосеф Альбо – 3 постулата
Если в основе постулатов Рамбама лежит идея познания истины, представление об истинном смысле слов Торы, как ответе на вопросы философии, то в основе системы Крескаса находится попытка исключения философского мировоззрения и разработка постулатов веры как прямого восприятия божественного откровения. Рашбац (Шимон бен Цемах Дуран) занимался основами веры и свёл список всего до трёх (существование Бога, Тора с небес, Мир управляем), хотя в других местах утверждал, что можно вывести все основы из одной — вера в Сотворение мира.
Еврейский философ Мозес Мендельсон утверждал, что иудаизм есть система законов и отрицал значение догматов.
Провозглашение государства Палестина, попытки диалога с Израилем
В государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться религиозным судом Бейт дин по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права — Галахи.
Также выходным днём в Израиле является суббота, а праздничными — все праздничные дни (Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот) в соответствии с иудаизмом.
Народы, исповедующие иудаизм
В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.
Большая актуальная политическая энциклопедия
Краткая хронология палестино-израильского конфликта: от британского мандата в Палестине и появления государства Израиль до войны с ХАМАС 2023 года
Читать в полной версии
Палестинское движение, арабо-израильские войны и территориальные изменения
Жизнь евреев в Германии: от переезда до адаптации
Ощущение, что эмигрируя из России в Германию, а не в Израиль, я совершаю поступок неправильный, даже аморальный, появилось у меня в феврале 1991 года.
Очередь к посольству ФРГ
В очереди за анкетой на выезд у посольства ФРГ в Москве, евреи замерзали, подпрыгивали, запасливые пытались согреться, но не уходили. Шанс на новую жизнь давал преимущество. Радостное возбуждение прокатывалось по очереди, но неприятный эпизод с милиционером напоминал о прошлом.
Неожиданные сюрпризы
Пожилой милиционер напомнил о газовых камерах, вызвав шок в очереди. Несмотря на усталость и холод, женщина из посольства напомнила, что Россия холодна. Пикетчики призывали вернуться в Израиль, вызывая недоумение у стоявших в очереди.
Жизнь евреев в Германии
Сегодня картина жизни евреев в Германии неоднозначна. Более 200 тысяч идн равноправные граждане, но встречаются проблемы в общении с мусульманами. Встречаются случаи негативного отношения к евреям со стороны других национальностей.
Отношение израильтян к жизни в Германии
Израильтяне, проживающие в Германии, высказывают негативное отношение к адаптации в новой стране. Не все отзывы о жизни евреев в Германии положительные.
В данном контексте, адаптация в новой стране может быть сложным процессом, требующим понимания и терпимости со стороны всех участников. Надеемся, что с течением времени ситуация будет улучшаться, а евреи смогут наслаждаться равными правами и возможностями в своей новой родине.
— Вы уже истратили 30 сребреников? — Нельзя верить ни одному слову еврея-журналиста, живущего в Германии. — Вам не тяжело жить и знать, что рядом ходят убийцы Ваших родных или их сыновья и дети? — Как Вы можете рассуждать о порядочности, если сами совершили аморальный поступок, приехав в Германию?
В заключение хочу вспомнить эпизод, который произошёл в Магдебурге. Тот солнечный, мартовский день 1993 года запомнился. Наверно, потому, что ни раньше, ни позже ничего подобного в моей жизни не происходило. Мы с приятелем прогуливались по пешеходной зоне и удивлялись (это особенно бросалось в глаза после бандитской Москвы тех времён), как немцы умеют мирно и дружелюбно веселиться. В российской жизни большое скопление народа, практически, всегда сопровождалось пьяной агрессией и драками.
В центре площади на длинном столе молодой человек, интеллигентного вида, раскладывал какие-то книги и брошюры. Подошли ближе. Это была религиозно-христианская литература: Новый и Ветхий Завет, псалмы Давида, жития святых и многое другое. — Возьмите Новый Завет, — обратился ко мне молодой человек.— Это бесплатно. — Спасибо, но я еврей. Мне бы больше подошёл Ветхий Завет. И тут молодой человек неожиданно, на глазах у переполненной площади, вышел из -за стола и встал передо мной на колени: — Вы, евреи, наши старшие братья. Спасибо вам.
Я смутился, не знал что сказать, и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой.
«Никаких религиозных запретов на жизнь евреев в Германии после Холокоста нет. По моему мнению, напротив. Мы разрушаем желание Гитлера сделать из Германии страну свободную от евреев «Juden frei.»
СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ
(Продолжение. Начало в № 490.)
* * * Настоятельная и общепризнанная необходимость пропагандировать иудаизм на народном языке и защищать его на современном научном уровне привела к созданию раввинских семинарий, которые готовили духовных руководителей еврейства, обладающих наряду со знанием иудаизма хорошей университетской подготовкой. Первой семинарией такого типа была "Коллегио раббинико" в Падуе, которая открылась в 1829 г. Руководителем и наставником этой школы был Давид Луцато. Через год во Франции, в Метце, открылся "Семинар исраэлит", который в 1859-м был перенесен в Париж. В Германии первая раввинская семинария возникла в Бреслау в 1854 г. под руководством Зехарии Френкеля. В 1872-м Гейгер открыл в Берлине реформистскую семинарию. Через год в Берлине появилась Ортодоксальная раввинская семинария, возглавляемая Израилем Хильдесхеймером (1820 – 1899), а в 1877 г. семинария по типу бреславской была основана в Будапеште. В Англии еще в 1855 г. главный раввин Натан-Маркус Адлер (1803 – 1890), сэр Мозес Монтефиоре (1784 – 1885) и другие основали Еврейский колледж. Рассчитанный вначале на обслуживание потребностей небольшой (сорокатысячной) общины английских евреев, Еврейский колледж постепенно вырос в крупный научно-учебный центр гебраистики и семитических исследований, связанный с Лондонским университетом, и сейчас занимает важное место в духовно-религиозной жизни 750 тысяч евреев, проживающих на территории Британского Содружества наций. По примеру еврейских общин в Европе американское еврейство основало Еврейский объединенный колледж в Цинциннати (1847 г.) для подготовки реформистских раввинов, а в 1886 г. – Еврейскую теологическую семинарию в Нью-Йорке, готовившую раввинов-консерваторов. В 1896 г. открылась иешива рабби Ицхака Эльханана для обучения не только раввинов и учителей ортодоксального иудаизма, но и светских лиц. (Иешива носит имя рабби Ицхака Эльханана Спектора из Ковно (1817 – 1896), который был одним из выдающихся раввинов своего поколения; он пользовался мировой известностью и как автор респонсов, развивающих новые законодательные принципы.) Несмотря на объединенные усилия всех конструктивных сил иудаизма, гибельный процесс перехода в христианство и ассимиляция шли на Западе такими темпами, что, по всей видимости, распад организованной еврейской жизни был лишь вопросом времени. Наука иудаизма носила слишком критический и академический характер, чтобы придать душевную теплоту еврейскому образу жизни. Кроме того, наука иудаизма была слишком специальной и не могла оказать сколько-нибудь заметного влияния на массы. Современная ортодоксия также не в силах была приостановить бегство от иудаизма. Сосредоточившись на практической стороне в ущерб высшему еврейскому образованию, ортодоксальный иудаизм не уделял достаточно внимания культивированию среди молодых и старых талмудической дисциплины, которая во все времена служила источником духовной силы и нравственной крепости евреев, позволяя преодолевать любые гибельные тенденции и влияния. От таких опасностей западноевропейское еврейство спас поток евреев из России, Польши и Венгрии в течение всего XIX века. Благодаря высокому уровню талмудической учености и традиционной еврейской наб-жности восточноевропейские евреи не только оживляли, но все больше и больше обогащали внутреннее содержание еврейской жизни в тех странах, где они находили себе новое пристанище. Высокий уровень талмудического образования среди русского, польского и венгерского еврейства объяснялся разветвленной сетью ешиботов (школ раввинов), которые в течение многих поколений выпускали тысячи молодых людей, исполненных страха Б-жьего и укрепившихся в знании Торы. Самым знаменитым учебным заведением такого типа была иешива в Воложине (Литва), которую основал в 1802 г. один из лучших учеников Виленского Гаона, Хаим бен-Ицхак (1749 – 1822). В этой школе, где на практике применялись воспитательные методы Виленского Гаона, получили еврейское образование и духовную закалку на всю жизнь многие выдающиеся деятели русского еврейства. Приблизительно в это же время Моше Софер основал в Прессбурге иешиву на 500 учащихся, которая действовала без перерыва вплоть до начала второй мировой войны и выпустила большое число будущих духовных руководителей и ученых для многих еврейских общин во всех частях света. Еще одна знаменитая литовская иешива возникла в 1882 г. в местечке Слободка под Ковно. В ее программу входило изучение книг по этике р. Бахии ибн-Пакуды "Обязанности сердца" и Моше-Хаима Луцато "Тропа праведных". Ежедневные занятия дисциплиной, получившей название "мусар" ("мораль"), содействовали формированию значительной духовной личности, способной воздействовать на других и направлять людей на путь благочестия и праведности. Примеру Слободки последовали и другие ешиботы Восточной Европы, а также большинство талмудических школ, которые возникали тем временем на Западе. Основоположником изучения морали (мусар) в ешиботах был Ицхак Салантер (1810 – 1883), который, страшась пагубных плодов аскалы, надвигавшейся из Германии и уже давшей о себе знать в России, открыл в 1842 г. в Вильно молельню (штибл), где собирались люди из всех слоев общества – студенты, люди свободных профессий, дельцы, ремесленники и рабочие. Участники кружка встречались ежедневно на закате дня, когда душа ощущает грустную атмосферу наступающих сумерек, и под руководством Салантера изучали произведения религиозно-нравственного характера. Эта идея была подхвачена, и родилось движение мусар, оказавшее заметное влияние на жизнь ортодоксальных евреев. Ведущая мысль этого движения – совершенствование нравственного облика с помощью воспитания. Этот процесс состоял из трех фаз: 1) подавление в себе дурных желаний и помыслов с помощью постоянной тренировки силы воли; 2) признание собственных ошибок и недостатков, вскрытых в ходе честного самоанализа и самокритики и 3) сознательные старания исправить свой характер, сделав добродетель второй натурой. Это самовоспитание, согласно учению мусар, можно осуществить с помощью чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. "Ни один день, – говорил глава движения Симха-Зисель Зив из Хельма, – не должен проходить без вошедшего в привычку размышления, ибо оно – ключ к мудрости, средоточие всех способностей, ведущих к образованию цельной личности". Тем временем на Западе почти ничто не препятствовало распаду еврейского образа жизни. Оценив сложившееся положение, Моше Гесс (1812 – 1875) пришел к выводу, что только еврейский национальный подъем может спасти иудаизм: "В национальном возрождении и только в нем, – заявлял он в своей книге "Рим и Иерусалим" (1862), – религиозный гений евреев, подобно легендарному богатырю, обретет новую силу и снова исполнится пророческого духа. Ни одному адепту просвещения, будь то сам Мендельсон, не удалось еще расколоть твердую скорлупу, в которую Тора поместила иудаизм, не задев при этом самого ядра – национального идеала". "Что же следует делать для возрождения еврейской нации? – продолжает он. – Во-первых, поддерживать надежду на политическое возрождение нашего народа, а во-вторых, возрождать эту надежду там, где она угасла". Проблемы, так мучившей его современников, особенно в Германии: как сочетать гражданские обязанности еврея в нееврейском национальном государстве с верностью еврейской национальной идее – для Гесса не существовало. "Эпоха еврейско-испанской культуры, – писал он, – успешно решила эту проблему, наглядно показав, что можно оставаться добрым евреем, патриотом в полном смысле этого слова и одновременно участвовать в культурной и политической жизни страны проживания так активно, что страна эта становится твоей второй родиной". Гесс не закрывал глаза на тот враждебный прием, который ожидал его взгляды в среде западного еврейства, захваченного фантасмагорией эмансипации. Поэтому он обращал свои взоры на восток, к миллионам собратьев, преисполненных учености и веры, от которых он ждал импульса к возрождению еврейства на земле праотцов. Патриотизм Гесса питался универсальными идеалами еврейского мессианства. Евреи – народ-Мессия, на них возложена задача реализовать принципы социальной справедливости, братского сотрудничества и вечного мира в рамках организованного и единого человечества. Только возвращение на землю праотцов предоставит евреям возможность достойно выполнить это Б-жественное предназначение и внести в социальные отношения людей, как выражается Гесс, "историческую Субботу человечества". Призыв Гесса, обращенный к евреям России и Польши, не был гласом вопиющего в пустыне. В этот период в России начался еврейский национальный подъем, навеянный, как ни странно, эмансипацией. Полнота гражданских прав, полученная евреями во многих европейских странах, известность, которой добились некоторые из них в области высшей государственной деятельности и коммерции, были восприняты в Восточной Европе как признак приближения мессианского избавления. Вековая вера в то, что возрождение Страны Израиля произойдет неожиданным и чудесным образом в результате непосредственного вмешательства Б-га, понемногу уступила место новому представлению: спасение придет постепенно – сначала посредством человеческой деятельности, а потом, когда человек уже внесет свой вклад, оно будет завершено искупительной силой, явленной Самим Б-гом. Первым пропагандистом этой идеи был рабби Цви-Гирш Калишер из Торно (1785 – 1877), который в книге "Дришат Цион" ("Обращение к Циону", 1862 г.), ссылаясь на источники из Торы и Талмуда, заявлял: мессианской эре должно предшествовать образование еврейских колоний в Палестине, которые будут созданы на средства богатых евреев при поддержке сочувствующих государств. Калишер представил соответствующий план заселения Палестины и заручился поддержкой сэра Мозеса Монтефиоре (1784 – 1885), Лоуренса Олифанта (1829 – 1888) и графа Шефтсбери (1801 – 1885). В результате в 1870 г. вблизи Яффы была основана сельскохозяйственная школа "Микве Исраэль", а в 1878-м – первая еврейская колония Петах-Тиква.
Британский мандат в Палестине и создание Израиля
— Русский перевод по: «Сидур Врата молитвы» под редакцией Пинхаса Полонского — М., 1993, С. 144—145
Попытка навязать иудейской общине верования эллинов привела к войне Маккавеев.