Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
- нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
Учебный курс ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Преподавание курса
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание и структура курса
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.
Результаты образовательного процесса
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Автор: Ваше имя
Дата: дд.мм.гг
Источник: Учебное заведение, сайт, источник данных
Курс Основы религиозных культур и светской этики в школе № 57
В ГБОУ школе № 57 для освоения курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Особое внимание уделяется деятельностному подходу к обучению, который включает исследования, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии.
Курсная программа
В настоящее время курс рассчитан на один учебный год в 4 классе. Занятия проводятся один час в неделю, что дает общее количество часов в году – 34.
Основное содержание модулей:
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию
- Культура и религия православных
- Добро и зло в православии
- Золотое правило нравственности
- Православие в России
- Символический язык православной культуры
- Христианская семья и ее ценности
Основы светской этики
- Наука о нравственной жизни человека
- Этика общения и этикет
- Этика человеческих отношений
- Этика отношений в коллективе
- Простые нравственные истины
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия мировых древних верований
- Человек в религиозных традициях мира
- Религии России и мораль
- Религиозные ритуалы и обычаи
- Семейные ценности и социальные проблемы общества
Основы исламской культуры
- Введение в исламскую духовную культуру
- Культура и религия в исламе
Все модули курса ОРКСЭ направлены на формирование у учащихся понимания религиозных и культурных традиций, а также на развитие нравственных ценностей и этических принципов.
Ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе является ключевым принципом обучения. Специальное внимание уделяется свободному выбору модуля для изучения учебным заведением и законными представителями школьников.
Итак, курс ОРКСЭ в школе № 57 обеспечивает всестороннее развитие учащихся и способствует формированию нравственных принципов и ценностей, необходимых для жизни в современном обществе.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
- Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
- Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
- Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Уроки по ОРКиСЭ
21.02.2024, Климова Светлана Петровна
Православные праздники. Покровская ярмарка
16.02.2024, Тафинцева Татьяна Федоровна
Кон пект урока ОРКСЭ по теме
Цели урока по линиям развития личности.
18.01.2024, Базина Наталья Геннадьевна
Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Эссе Женщина в православной церкви
14.10.2023, Сонкина Наталья Сергеевна
ОРКСЭ. ОСЭ 4 класс. Урок Добро и зло
11.07.2023, Коваленко Лариса Викторовна
Творческий проект По дороге добра, в страну нравственности.
систематизировать и обобщить знания учащихся по предмету; повторить основные понятия курса.
21.06.2023, Волкова Ольга Владимировна
Блокада Ленинграда
29.05.2023, Резванова Светлана Юрьевна
Милосердие и сострадание Литературная разработка урока Основы православной культуры Возраст детей
Милосердие и сострадание Литературная разработка урока Основы православной культуры Возраст детей: 9-10 лет
06.04.2023, Хохлова Татьяна Николаевна
Урок 1. Добро и зло
Урок 2. Священные книги религий
Урок 3. Основы православной культуры. Десять заповедей
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основы религиозных культур и светской этики в школе №579
В ГБОУ школе №579 для освоения курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особенно актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, такие как исследование, проекты, мозговой штурм и другие методики.
Выбор модулей курса
Модули предмета ОРКСЭ
Родители или законные представители обучающихся могут выбрать один из шести модулей курса ОРКСЭ для своих детей. Каждый модуль построен вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов, таких как добро и зло, семья, любовь к Родине и взаимоотношения с людьми.
Модуль Основы православной культуры
Один из модулей курса представляет собой знакомство с ценностями православной культурной традиции. Школьники узнают о христианской морали, основанной на традиционных понятиях нравственности, достоинства, долга, совести и чести гражданина. Кроме того, содержание модуля включает изучение достижений православного искусства, таких как церковное пение, иконопись, храмовая архитектура, летописи и жития святых.
Русская культура и национальное наследие
Для российского школьника важно знать и ценить свое национальное наследие. Русская культура является частью славного прошлого народа, который смог сохранить свою культуру и традиции на протяжении тысячелетий.
Важность изучения религиозных культур
Россия – многонациональная страна, где сосуществуют различные религии. Для сохранения мира и взаимопонимания необходимо, чтобы с детства дети учились уважать и понимать традиции других культур. Поэтому изучение религиозных культур и светской этики с раннего школьного возраста является важным элементом воспитания в духе толерантности и уважения.
Заключение
Изучение Основ религиозных культур и светской этики в ГБОУ школе №579 способствует формированию у школьников не только знаний о различных культурных традициях, но и культурному развитию личности. Важно, чтобы дети учились ценить и уважать друг друга, создавая гармоничное общество на основе взаимопонимания и толерантности.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.