Буддизм утверждает, что страдание является неотъемлемой частью человеческого существования. Жизнь полна боли, неудовлетворенности и страдания. Понимание этой основы позволяет увидеть мир более ясно и принимать его таким, какой он есть.
Отказ от желания и эгоистичности
Принципы буддизма нацелены на отказ от желания и эгоизма, которые, согласно учениям, являются источником страданий. Преданность погоне за материальными благами и чувственными удовольствиями только увеличивает несчастья. Чтобы достичь внутреннего покоя, необходимо прекратить стремиться к внешним соблазнам.
Принцип анатмана
Одним из ключевых понятий буддизма является отсутствие постоянной и незыблемой сущности, называемой атмой. Принятие понятия анатмана помогает избавиться от страха перед изменениями и смертью, освобождая от связанного с этим страдания.
Следуя этим принципам, вы можете преобразить свою жизнь, обрести внутреннюю гармонию и душевное спокойствие. Возможно, это именно то, что вы ищете – путь к счастью и осознанности.
Значение понятия дхармы в индийской философии
В буддизме даже радости считаются страданием, ведь пройдут и они. За восторгом последуют успокоение, разочарование и грусть.
Страдания могут быть связаны с нашим физическим телом. Оно болеет, подвергается травмам и стареет. Но существуют ещё и душевные муки. Мы терпим неудачи в карьере и личной жизни. Можем потерять работу, имущество, любимого человека. Избежать подобных изменений невозможно.
Психологические установки
Какие психологические установки заставляют есть даже тогда, когда организму это не нужно? Список можно увидеть ниже.
Колесо Дхармы
Колесо Дхармы – один из основных символов буддизма. Используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм. Восемь спиц Колеса символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют Три Драгоценности буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху (общество).
История дхармы
Первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде и его учению, появились примерно через четыре столетия после его смерти. Древнейшие исторические памятники буддизма, а именно стелы, установленные царём Ашокой и содержащие информацию о Будде и буддизме, были созданы примерно через 200 лет и более после нирваны Будды. К этому моменту в рассказы о нём были внесены многочисленные изменения, поскольку на протяжении первых столетий канон учения передавался исключительно устным путём.
Понятие дхармы в индийской философии
Дха́рма, дха́мма (санскр. IAST: , пали IAST: учение, закон и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово дхарма буквально переводится как то, что удерживает или поддерживает (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — держать, поддерживать). В зависимости от контекста, дхарма может означать нравственные устои, религиозный долг, универсальный закон бытия и т. п.
Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.
Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы в буддизме и некоторых направлениях индуизма — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.
В священном тексте индуизма — Ригведе — слово употребляется в варианте дхарман IAST: и имеет ряд значений, включая что-то установившееся или утвердившееся, или в значении сторонник, приверженец, поклонник (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, установленный статус или закон.
Дхарма: История и Значение
В "Атхарваведе" и классическом санскрите — IAST: (деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина "дхарма": у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, "дхарма" просто означает "религия". Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют "санатана-дхарма", "будда-дхарма", "джайн-дхарма" и "сикх-дхарма".
Учение Будды
Учение Будды — это одна из трёх наивысших буддийских Драгоценностей. На санскрите она называется Дхармой. По-тибетски — Чой. Это тибетское слово входит в состав имени Дацана: Гун-зэ-чой-нэй, переводится "Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника".
Буддийское Учение освобождает от неведения и заблуждений, пресекает корень страданий. Задача Санкт-Петербургского Дацана — хранить и распространять Учение, развивать российскую буддийскую традицию.
Активности и События
Хуралы
- Ежедневно в 10:00 и 15:00 в нашем Дацане совершаются буддийские молебны — хуралы. Любой человек может посетить их, независимо от коренного вероисповедания.
Лекции
- В Дацане регулярно проводятся открытые лекции. Тематика лекций: духовные и нравственные ценности, смысл Учения Будды и применение его в жизни, значение религиозных практик, основы философии буддизма. Приветствуются вопросы.
Литература
- Традиционно Учение передаётся в форме текстов — как классических, так и современных буддийских авторов. Вы можете познакомиться с изданиями и публикациями Дацана Гунзэчойнэй.
Интересные Факты
Фото из архива Дацана Гунзэчойнэй
Корейская трипитака в Храме Отражения Тихого Моря, одного из наиболее почитаемых храмов в Южной Корее, полный текст канона написан на 81258 деревянных пластинах.
Бесконечный узел, один из древнейших символов буддизма. Он символизирует сансару, цикл рождений, смертей и возрождений.
Мини-пагоды с высеченными в мраморе страницами Трипитаки в храме Куто-до Пайя, самая большая книга в мире. Мандалай, Бирма.
Значение Буддийского Канона
Полный текст Буддийского Канона, известного как Типитака, был сформирован после Пятого буддийского собора, который состоялся на Цейлоне около 80 года до н.э. Несмотря на то, что он появился лишь спустя более 400 лет после смерти Будды Шакьямуни, этот текст стал основой для доктринального учения буддизма.
Рекордсмен по размеру
В 1871 году был создан удивительный литературный памятник – Типитака вырезанный на 729 белых мраморных плитах. Каждая из них имеет размер почти два метра и весит несколько тонн. Эти плиты размещены в миниатюрных Питака-пагодах вокруг центральной ступы пагоды Куто-до Пайя в Мандалае (Бирма). Считается, что это крупнейшая в мире книга, вырезанная в камне постранично.
Основные концепции буддийского учения
Учение о Карме
- Карма – это центральное понятие в индийских религиях и философии.
- Действия человека определяют его судьбу и опытываемые им страдания или блага.
Сансара
- Сансара представляет собой круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой.
- Целью является освобождение и избавление от последствий прошлых деяний.
Анатмавада
- Учение об отсутствии постоянного Я.
- Отрицается существование вечной и неизменной сущности личности.
Кшаникавада
- Учение о мгновенности бытия.
- Подчеркивает постоянное изменение составляющих мир элементов.
Космология
- Буддийская космология основана на концепциях циклического развития мира.
- Во многом заимствована из индуистской космологии.
Буддийское учение в своей сути содержит эти и другие концепции, которые направлены на понимание природы реальности и жизни. Развитие Канона после Пятого собора позволило закрепить основные учения буддизма и сделало его доступным для понимания и изучения поколениями.
Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека, со способностью ума проявляться в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи, воплощающими пять различных типов мудрости. Самбхогакайя связана с общением, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, а также с самой идеей установления отношений, не просто способностью использовать слова, но и способность общаться на всех уровнях.
Учение о четырёх благородные истинах
земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания) или попросту страданий. Жизнь человека — есть страдание. Все вещи вокруг нас непостоянны и преходящи, раз возникая, все должно быть рано или поздно уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее само себя, а огонь может принести только страдание;
страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать;
от страданий (дукхи) можно избавиться. При этом, избавление от страданий возможно только с помощью избавления от самих желаний. для этого необходимо достичь нирваны — состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от бесконечной реинкарнации[26];
существует путь, освобождающий от страданий (дукхи), — отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения[22].
Учение о Восьмеричном пути
Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны — Великого Освобождения.
Данный жизненный план это и есть так называемый Восьмеричный путь, который предусматривает соблюдение следующих восьми принципов:
правильное видение — понимание основ мира и своего пути в жизни. Первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные мысли — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется и сама жизнь. Человеку необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь — высказывания человека, его речь воздействуют на его атман и его характер. Речь человека должна нести добро, поэтому следует следить за своими словами, чтобы они не источали зло;
правильные поступки — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение зла в мире. Человеку следует совершать добрые дела и воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. Только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия — усердие и трудолюбие. Необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы — контроль над своими мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. Главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильное сосредоточение — Восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения, регулярных медитаций, осуществляющих связь с собственной природой[22].
Учение о Среднем (срединном) пути
Учение о срединном пути как жизненном пути между двумя крайними путями бытия: «пут`м удовольствия» (праздности, лени, развлечений, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (воздержания, умерщвления плоти, лишений, физического и морального изнеможения), характерного для индуизма ряда других ведических учений.
К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:
не причиняй смерти;
не кради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Три Драгоценности буддизма
Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.
Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.
отвержение от истины бытия и неведение;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].
Особенности буддизма как вероучения
Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:
всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];
и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;
акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;
и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;
вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;
религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);
резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).
понятия искупления грехов;
акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;
ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;
также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.
Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.
В настоящее время в России этот титул носят:
Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.
Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.
Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.
Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.
В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Дхарма в буддизме
| Дхарма | |
| ————- | —— |
| В переводе на | |
| Английский | |
| Пали | dhamma |
| Санскрит | |
| Китайский | |
| Японский | hō |
| Вьетнамский | 法 |
| Тибетский | |
| Корейский | 法 |
| Тайский | thamM |
В одном из общих случаев под Дхармой может пониматься:
универсальный закон бытия, открытый Буддой;
буддийское учение;
явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведёт к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведёт нравственную жизнь, почитает наставления Будды, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни вечной души. Когда это всё не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому, природа дхармы непостижима[6]. Буддолог А. А. Дюранов отмечает, что под дхармой в данном случае может пониматься «любое явление, свойство, вещь, элемент, процесс, качество»[7]. В таком понимании понятие «дхарма» традиционно пишется со строчной буквы[8].
Дхарма — категория абхидхармы
Описание дхарм как элементов бытия (см. выше) изложено в третьей части буддийского канона, Абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд «Абхидхармакоша».
Все дхармы можно разделить на два базовых класса омрачённые (асрава) и неомрачённые (анасрава).
К омрачённым (асрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырёх благородных истин).
Особенностью обусловленных дхарм является их загрязнённость (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно:
форма (рупа)
чувство (ведана)
восприятие (санджня)
умственные формации (самскара)
сознание (виджняна)[20]
В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти).
Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая).
Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.
Тройная классификация дхарм
Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху в «Абхидхармакоше» («Энциклопедии Дхармы») объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:
Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.
Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:
| Для скандха | Для аятана | Для дхату |
| —————- | ———————– | —————- |
| чакшур индрия | чакшур индрия аятана | чакшур дхату |
| шротрендрия | шротра индрия аятана | шротра дхату |
| джихвендрия | джихва индрия аятана | джихва дхату |
| гхранендрия | гхрана индрия аятана | гхрана дхату |
| кайендрия | кая индрия аятана | кая дхату |
| рупа вишая | рупа вишая аятана | рупа дхату |
| шабда вишая | шабда вишая аятана | шабда дхату |
| раса вишая | раса вишая аятана | раса дхату |
| гандха вишая | гандха вишая аятана | гандха дхату |
| спраштавья вишая | спраштавья вишая аятана | спраштавья дхату |
К неомрачённым (анасрава) относятся истина пути (марга), акаша и два прекращения (ниродха): пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха.
Дхармы в дзэн
Буддизм в России
Кижингинский дацан (Бурятия)
Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.
Белая Тара и правители России
TQ
Теологический коэффициент
Показывает из каких верований состоит ваше мировоззрение
Пройти тест TQ
Дхарма в индуизме
Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как индивидуальный путь, по которому идет каждый человек (соотносимо с современным понятием «реализация»):
Дхарма как одна из пурушартх
Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.
Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на тринадцати дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также мудреца Нара-Нараяны.
В специальной литературе
В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья (IAST: ) — «звук вечный», «звук» является носителем качества «постоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах (IAST: ) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».
Перестать страстно желать
Одна из главных идей буддизма заключается в том, что человек страдает из-за своих желаний. Мы постоянно чего-то хотим и расстраиваемся от того, что не можем это получить. Самое неприятное в том, что это бесконечная череда мучений: став обладателем желаемого, мы начинаем хотеть другого.
На этом построен принцип сезонных коллекций в магазинах. Такой подход заставляет людей всё время что-покупать: новую сумку, обувь, парфюм. Так же устроен Тиндер. Открывая его, мы видим множество фотографий людей, имеем возможность листать, выбирать, лайкать и общаться. Люди в данном случае воспринимаются как предметы, которыми хочется обладать. И это продуманный ход. Нас заставляют желать ещё и ещё.
Главная причина страданий — в привязанности к желаниям и удовольствиям. Поэтому люди, которые стремятся обладать и бесконечно наслаждаться, на них обречены. Они обесценивают то, что получают, и начинают хотеть чего-то ещё. Сказка «Золотая рыбка» – пример человеческой ненасытности и страданий от неуёмных амбиций.
Нирвана, которой достиг Будда, означает полную остановку желаний и страданий, с ними связанных.
«Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире», — так говорил Будда.
Карма – один из главных принципов буддизма. Суть проста: всё, что мы совершили, станет причиной последующих событий и вернётся к нам. Либо в этой жизни, либо в следующей. Поэтому мы приходим в этот мир с разными «вводными».
Кто-то рождается в бедной семье, а кто-то в богатой. Кто-то всю жизнь пытается добиться успеха, но у него ничего не получается, а кому-то всё идёт в руки без труда. Последние – это люди с хорошей кармой. Опция поддаётся прокачке.
Чтобы создать себе хорошую карму, важно следовать ряду буддийских принципов.
1. «Не совершай ничего разрушительного, достойно претворяй созидательное, полностью смири собственный ум».
Это значит, что нужно избегать негативных мыслей, эмоций и поступков по отношению к кому-либо. Важно не причинять вред себе и другим. Большую часть реальности мы создаём в своём сознании. Наши состояния ума и эмоции влияют на то, что мы делаем, говорим и думаем, а также — взаимодействуем с другими.
Важно перестать себя судить. Думать, что мы мы плохие, а наши поступки ужасны. Нужно отслеживать процесс катастрофизации или проецирования. Это о том, когда одна неудача заставляет смотреть в будущее без оптимизма. Например, если сейчас отношения не сложились, человек решает, что нового партнёра не найдёт никогда.
Нужно осознавать — то, что кажется реальным, на самом деле подобно сновидению, иллюзии. Оно не такое прочное, каким кажется, и скоро исчезнет. Всё проходит, и поэтому постоянно возникают новые возможности.
Как перестать заниматься вечным самобичеванием и найти личную суперсилу? Инструкции психолога ищите по ссылке.
2. «В присутствии других да смогу я постоянно проверять свою речь. Оставаясь один, да буду я постоянно проверять свой ум».
Это означает, что, когда мы общаемся с другими, нам нужно следить за тем, как мы разговариваем. Важны не только слова, но и тон, эмоции, состояние. Если вы обнаруживаете, что говорите с враждебностью или высокомерием, следует это заметить и исправиться. То же самое касается нашего ума.
Важно следить за тем, что вы думаете о себе и других людях. Плохие мысли нужно корректировать. Именно они впоследствии создают негативные события.
3. «Зачем печалиться, раз можно всё исправить? А коль исправить ничего нельзя – то чем поможет настроение плохое?»
Этот принцип схож с православной молитвой Оптинских старцев: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу. Дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Попадая в трудную ситуацию, мы оцениваем, что можем предпринять, и реализуем это. Когда ничего сделать нельзя, просто принимаем всё как есть. Например, если потерялся багаж и вы не получили его сразу после прилёта, то, возможно, чудо случится через несколько дней. Да, неприятно, но злиться и психовать смысла нет — это ничего не даст. Нужно просто принять реальность.
«Всё проходит, и это пройдёт», — просто вспоминаем мудрую фразу и живём дальше.
Много мудрых и вдохновляющих цитат вы сможете найти ЗДЕСЬ. Мы собрали изречения Будды, Конфуция и Лао-Цзы.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма.
Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:
глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;
глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;
вспоминают о восьми великих учениках Будды;
утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;
вспоминают о радости, которую приносит просветление;
глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность[38].
Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутр, обучение детей буддизму и т. д.;
высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;
размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;
почитание и уважение других (апачити);
взаимопомощь (веявачча);
передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;
радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);
распространение учения Будды (десанамая);
слушание любого положения учения Будды (саванамая);
стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы[38].
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.
Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Особая передача вне священных писаний;
Не опираться на слова и тексты;
Прямое указание на сознание человека;
Созерцая свою природу, становиться буддой[41].
Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.
В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.
В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.
Принять непостоянство всего
Будда считал, что мир, в котором мы живём, основан на непостоянстве. Это означает, что всё созданное рано или поздно будет разрушено. Мы рождаемся и умираем. Жить вечно нам не дано. С теми, кого мы любим, рано или поздно придётся расстаться.
Всё в жизни постоянно меняется. Тело растёт, стареет и болеет. Красивая женщина со временем становится старой, её черты утрачивают привлекательность. Ребёнок постепенно превращается во взрослого человека, а потом – в старика.
Привычки и желания нашего партнёра меняются, его ум и настроение – тоже. Принять такое непостоянство – это мудрость буддизма и путь к счастью.
«Всё проходит, и это пройдёт» – ключевая фраза, которая помогает не огорчаться, когда что-то идёт не так, и не сильно радоваться, когда всё складывается очень удачно. Нейтральность в реакциях и принятие происходящего – основа всего. Это помогает адаптироваться к быстро меняющейся реальности.