Что такое технология развивающего обучения?
Технология развивающего обучения – это свод правил и методов, в котором акцент делается на активно-деятельностном подходе. Это означает, что ребенок должен быть вовлечен в процесс обучения, а не только слушать.
Как применить развивающее обучение?
Реализовать технологию развивающего обучения можно различными методами. Но каждый преподаватель должен придерживаться основных правил и использовать определенные формы.
На чем основано развивающее обучение?
Развивающее обучение — это форма преподавания, в которой большое значение уделяется развитию навыков и понимания, а не запоминанию и повторению. Оно сосредотачивается на помощи студентам развить свое собственное понимание через исследования, эксперименты и решение проблем.
Какие преимущества у развивающего обучения?
Преимущества развивающего обучения превышают простое улучшение успеваемости. Оно также помогает развивать творческие способности и критическое мышление, что может быть полезно в любой сфере или профессии.
Общие цели развивающей педагогики и обучения
Методика развивающего обучения ставит в центр внимания образовательные и воспитательные задачи по развитию содержания, целей, задач, приемов учебной деятельности для школьников.
Основные цели образовательно-воспитательной деятельности:
- Исследование влияния образовательного и воспитательного воздействия на формирование психики обучаемого
- Определение внутренних источников и принципов этого процесса
Выготский утверждал, что обучение должно следовать за развитием ребенка. Воспитание и обучение являются естественной формой формирования психики детей.
Выготский также сформулировал гипотезу о конкретно-историческом содержании социального происхождения ролевых возможностей, социальной сущности видов деятельности.
Влияние образования на психическое развитие: современные технологии и методики
Выготский подчеркивал, что исследование взаимосвязи образования и воспитания с психическим развитием предполагает использование приемов, ориентированных на формирование у обучаемых целостных видов деятельности и соответствующих им навыков, а не просто усвоения отдельных понятий или категорий в ходе обучения.
Помимо прочих генетически последовательных видов воспроизводящей активности учебный процесс рассматривается как инструмент проявления ребенком навыков теоретического ориентирования в окружающей действительности.
Развивающее обучение
Важно понимать, что в развивающем обучении целью является развитие у ребенка набора навыков и способностей, соответствующего нынешнему времени, организация актуальных форм воспроизводящей деятельности. Педагогическая практика, как отмечает Выготский, должна быть обращена в будущее, а не ориентироваться на устаревшие практики.
Современные методы и технологии образования
Исследования психологов и педагогов направлены на поиск решения следующих проблем:
- Взаимосвязь образования и психического развития
- Трудности в развивающем обучении
- Переход абстрактных категорий к конкретным понятиям
Использование виртуальной реальности (VR) в образовании более увлекательно и эффективно, чем традиционные методы. VR способствует более глубокой интеграции в учебный материал, поэтому её использование оправданно в рамках современной системы образования.
Искусственный интеллект
Еще одна технология, которая начинает активно использоваться в образовании, — искусственный интеллект. Он может помочь учителям персонализировать обучение, определяя индивидуальные потребности каждого студента. Кроме того, искусственный интеллект может помочь сделать процесс оценки более объективным и точным.
Вот лишь некоторые возможности искусственного интеллекта:
- Персонализированное обучение
- Объективная оценка
- Точное прогнозирование успеха
Однако необходимо отметить, что искусственный интеллект не может полностью заменить учителя и должен рассматриваться как дополнение к его работе. В конечном итоге, успешное обучение все равно зависит от личностных качеств педагога и его способности увлечь учеников своими знаниями и опытом.
Онлайн-курсы
Онлайн-курсы уже давно стали популярным инструментом для обучения. Они могут быть бесплатными или платными, и позволяют студентам изучать новые предметы и навыки в удобное для них время. Благодаря онлайн-курсам студенты могут получить образование от ведущих университетов мира, проживая при этом в любом уголке нашей планеты.
Инновационные технологии в образовании
Для тех, кто находится в региональных глубинках, и университеты далеко от дома, это может быть единственная возможность для получения высшего образования. Онлайн-курсы открывают новые горизонты для студентов, помогая им расширять свои знания и развиваться благодаря онлайн-контенту.
Однако, чтобы полностью воспользоваться преимуществами онлайн-курсов, необходимо следовать расписанию занятий и быть дисциплинированным. Также важно иметь доступ к хорошему интернет-подключению, быстрому компьютеру и другим необходимым техническим средствам.
В зависимости от целей и обстоятельств каждого конкретного студента, онлайн-курсы могут быть весьма эффективными средствами для получения высшего образования и дополнительного обучения.
Мобильные приложения
Мобильные приложения — еще один инструмент, который становится все более популярным в образовании. Они позволяют студентам изучать предметы даже вдали от компьютера и помогают им повышать уровень знаний в более легкой и увлекательной форме.
Смарт-доски
Смарт-доски — это электронное устройство, которое заменяет классическую доску и мел. С их помощью учителя могут демонстрировать учебники, выполнять задания в реальном времени с учащимися и создавать интерактивные задания в различных форматах.
Разделение технологий в образовании
Тема технологий в образовании звучит в публичном поле все чаще, и важно понять, что мы подразумеваем под технологиями. Основные разделения включают в себя педагогические технологии, управленческие технологии и информационные технологии.
Педагогические технологии
Педагогические технологии включают различные подходы, такие как развивающее обучение, смешанное обучение и ТРИЗ-педагогика. Гибридное обучение, основанное на смешанном обучении, становится все более популярным после пандемии.
Информационные технологии
Информационные технологии включают использование различных инструментов и программ для обучения и организации информации.
Необходимо подчеркнуть, что успешность новых педагогических технологий не всегда можно однозначно определить, и это оказывает влияние на их внедрение в систему образования.
Важным фактором является реализация учителя технологии и состав детского коллектива. Следовательно, стандартизация системы обучения не всегда возможна и эффективность обучения зависит от конкретных условий и обстоятельств.
Роль технологий в образовании: их влияние на управление системой образования
Здесь, наверное, будет удачно вспомнить опыт Duolingo: приложение появилось благодаря тому, что основатель проекта пришел в школу и увидел очень низкий уровень детей, который лишь в очном формате невозможно исправить. И здесь технологии пришли ему на помощь.
Но очень многие думают, что в скором времени машина (робот) заменит учителя. На самом деле, это миф. Учителя невозможно заменить. Как мы видим на примере Duolingo, оно было создано для помощи, а не как альтернатива. Система просто технологизирует рутинные процессы проверки тестовых заданий, оставляя больше времени учителю на индивидуальную работу с группой детей.
Влияние управленческих технологий на образование
Управленческие технологии тесно связаны с педагогическими и информационными технологиями. Если меняется система управления – значит, классическая система не работает.
Эффективность образования – консервативная сущность, надо смотреть лучшие практики в менеджменте и пытаться их адаптировать для образования, не рассчитывая на быстрый результат. Это могут быть элементы проектного управления, когда используется некий проектный офис по задачам, учителя объединяются не по методическим признакам, а под запрос: например, STEM, наука, медиа.
Проектное управление и образование
Проектное управление требует совершенно других подходов, в том числе, можно использовать сервисы-помощники, типа Trello, гибкую методологию Agile или систему организации обучения Eduscrum, – поддерживающие управленческие технологии, помогающие быстрее реагировать на вызовы времени.
Управление рисками в образовании
Также можно использовать современный подход управления рисками, особенно в проверках качества образования в школах. Сильно облегчает работу наличие KPI (но стоит помнить, что образовательная система, в целом, больше ориентирована на процессы, а не на результаты): надо выходить с проверкой только в школы, нарушающие условную красную линию. Так можно уменьшить количество проверяющих и бумажных отчетов.
Будущее образования: Big Data
Будущее трансформации управления системой образования – это Big Data, то есть, статистика, которая из текущей констатирующей функции перейдет в разряд прогностических. Например, в 2018 году Департамент информационных технологий Москвы со стопроцентной точностью предсказал, какие школы в феврале закроются на карантин по гриппу, на основе имеющегося массива данных (количество невакцинированных детей, вакцинированных родителей и др.).
Однако большинство школьных управленцев к такому пока еще не готовы. Их надо учить, но есть проблема, которая довольно успешно сейчас решается: в небольших городах уровень осведомленности о подобных методах гораздо ниже.
Сейчас практически все развитые страны находятся на одинаковых стартовых позициях. Очень много вещей с точки зрения цифровизации, которые делаются в России, в целом, и в Москве, в частности, – это уникальные проекты, не имеющие аналогов.
Отрицать проникновение информационных технологий и цифровую трансформацию в образовании мы уже тоже не можем. Это такая базовая грамотность, которая не сделала из нас программистов.
В этой категории я бы выделил подход, назревший в новой цифровой дидактике, и новые подходы, которые из педагогических технологий должны и могут перейти в информационные. Это новое, пока развивающееся направление – я не могу назвать ни одну страну мира, которая пришла или идет к полному переходу на цифру.
У нас в стране есть проекты, наподобие того, что сделала Российская электронная школа (РЭШ), с верифицированным контентом: дети из любой сельской школы могут посмотреть видеоролик на интересующую тему и получить дополнительные знания без помощи учителя. Наши EdTech-стартапы захватывают международные рынки достаточно успешно, что может свидетельствовать о правильном развитии данной индустрии.
Внедряя информационные технологии, мы сталкиваемся с проблемой информационной безопасности, связанной с поиском и обработкой информации, активностью в социальных сетях и, так называемой, цифровой гигиеной. Важно помнить, что технология сама по себе нейтральна. Дополнительные угрозы создаются из-за слабой осведомленности пользователей.
Преимущества технологии развивающего обучения
Любой ребенок, независимо от своих исходных личностных и интеллектуальных данных, может обучаться по технологии развивающего обучения.
Благодаря данному подходу в младшем школьном возрасте у детей:
Достоинства технологии развивающего обучения
По технологии развивающего обучения учителя не являются истиной в последней инстанции, а лишь помогают детям в познании окружающего мира.
Родители, выбравшие технологию развивающего обучения, получают умного, самостоятельно мыслящего ребенка.
Отличие развивающего обучения от классического учебного плана
Развивающее обучение и воспитание направлены на развитие самостоятельности и независимости школьников, его взаимодействие с естественной средой обитания. В это взаимодействие включены все элементы деятельности: планирование, целеполагание, организация, реализация, оценка итогов. Каждый из перечисленных этапов важен для становления личности. Активно-деятельностный подход приходит на смену объяснительно-иллюстративному и становится центральным звеном в развивающем обучении.
Вместе с тем, не стоит думать, что данная система – идеал, лишенный слабых мест. Как и любая другая методика, развивающее обучение тоже имеет свои преимущества и недостатки.
Рассмотрим подробнее технологии развивающего обучения.
Технология развивающего обучения Л. В. Занкова.
В основе технологии развивающего обучения Л. В. Занкова лежат следующие принципы:
Технология развивающего обучения Занкова предполагает создание условий, в которых дети получают возможность активно и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова направлена на развитие теоретического мышления детей, способность видеть явления окружающего мира и описывать свое отношение к происходящим процессам.
Ведущая роль в обучении отводится коллективной мыслительной деятельности, в процессе дети дискутируют и обсуждают друг с другом происходящее. При построении образовательных планов педагоги учитывают проблемы в обучении. Успехи учеников оценивают индивидуально, с учетом их потенциальных возможностей, при этом видно, насколько продвигается ученик в освоении программы.
Учебная деятельность направлена на достижение определенных целей, развитие теоретического мышления детей, их интеллектуальных способностей. Ученики должны проявлять активность в процессе обучения, формировать собственное мнение, развивать свои навыки, способности.
Педагог ставит перед учениками задачи, а они должны найти пути их решения. Решая проблемы, дети выходят на новый уровень развития.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе по В. Н. Зайцеву.
Согласно этой технологии развивающего обучения должна быть обеспечена преемственность всех уровней образования: от дошкольного до старшего школьного.
Для младших школьников важно развивать навык чтения, который является ключом к успеваемости и лучшему усвоению знаний.
В основе программы обучения лежат следующие принципы:
Формы развивающего обучения
В соответствии с технологией развивающего обучения учебная деятельность на уроках организуется посредством:
Такой подход позволяет детям научиться работать в группе, сотрудничать в процессе поисково-исследовательской деятельности, разрабатывать индивидуальные планы достижения поставленной цели, проверять полученные результаты при помощи самостоятельно выявленных взаимосвязей и взаимозависимостей, обсуждать итоги работы на общих занятиях.
В технологии развивающего обучения используется отличный от классической формы подход к оцениванию успехов учащихся. Педагог ориентируется на интеллектуальные возможности ребенка, дает оценку его индивидуальному развитию. Если ребенок показывает не лучший результат, но при этом прилагает максимум возможных усилий, учитель поставит ему высший балл.
Оценки выставляются для того, чтобы стимулировать учеников к достижению успеха, показывать им их способности и возможности развития. Задача педагога, работающего по технологии развивающего обучения, в том, чтобы подтолкнуть каждого ребенка к развитию, активировать познавательный инстинкт, заинтересовать в самосовершенствовании.
Сейчас окружающий мир развивается семимильными шагами, поэтому важно, чтобы человек, вступающий в самостоятельную жизнь, был свободным, интеллектуально развитым, способным принимать решения без оглядки на других. Добиться такого результата можно с помощью технологии развивающего обучения.
Материал основан на следующих источниках:
От детского сада до курсов повышения квалификации
С развитием новых технологий появились и новые инновационные методы детского образования. В настоящее время детям уже в раннем возрасте доступны различные образовательные приложения и игры, которые помогут учиться с удовольствием и получать знания в нескучном формате.
Некоторые из таких технологий включают:
Дополнительное профессиональное образование
Инновации на рынке образования не ограничиваются только школьным и университетским образованием. Новые технологии в образовании предоставляют возможность взрослым людям получать квалификацию в соответствующих областях, что позволит им лучше ориентироваться на рынке труда и постигать новые знания и навыки, необходимые в их профессиональной работе.
Гибридное обучение
Гибридное обучение — это комбинация традиционного присутственного обучения и онлайн-обучения. Оно было разработано для того чтобы обойти ограничения присутственного обучения, такие как число студентов, бюджет и время.
Основная идея гибридного обучения заключается в том, что студенты делятся на две группы: те, которые вынуждены или предпочитают учиться дистанционно, и те, которые остаются в классе.
Технологические средства (видеокамеры, интернет, электронные доски и программное обеспечение) в онлайн-обучении используются для того, чтобы поддерживать связь между студентами, учителем и материалами курса.
Гибридное обучение позволяет студентам получать доступ к информации в любое время, а также оставаться в тесном контакте с преподавателем и своими однокурсниками. В результате, сочетание присутственного и онлайн-образования увеличивает гибкость в обучении и учитывает различные стили обучения и потребности студентов.
Гибридное обучение носит многогранный характер: его можно применять для различных форматов курсов и даже для отдельных уроков, что позволяет оптимизировать их содержание и сделать обучение более эффективным.
Дуальное обучение
Дуальное обучение — это инновационный метод обучения, который предоставляет учащимся возможность получить высокое качество образования на практике. Этот метод включает в себя частичное изучение теории в учебных заведениях, а также практическое обучение на предприятиях и в организациях. Результатом такого обучения является высокая квалификация ученика, которая позволяет ему сразу же устроиться на работу.
Педагогика микростепеней
Педагогика микростепеней — это новый метод обучения, который связывает между собой технологические инструменты, педагогические методы и технологии обучения. Он позволяет разбить колоссальные знания на ядро интуитивно понятных знаний и упражнений, что повышает эффективность обучения.
Обучение у инфлюенсеров
С развитием социальных медиа и блогосферы появилась возможность изучения знаний у известных и авторитетных инфлюенсеров. Ученики могут следить за своими любимыми блогерами и получать от них новые знания в интересной и легко воспринимаемой форме, используя доступную на сегодняшний день технику и методы, дополненные материалами из социальных сетей, книг и других источников.
Педагогика автономии
Педагогика автономии — это метод, основанный на самостоятельности обучения и формировании у учеников навыков самоорганизации и самостоятельности в учении. Обучение в этом методе строится на основе развития у учеников личностной автономии, что позволяет им получать знания по собственному интересу и достигать поставленных целей.
Педагогика автономии — это направление в образовании, которое ставит перед собой задачу развития личности, способной к самоуправлению и самоорганизации. Она предполагает, что обучаемый, имея свободу выбора, может сам определять свои цели и пути их достижения.
Образование с заботой о психологическом благополучии
В современном обучении все больше внимания уделяется заботе о психологическом благополучии учеников. Этот метод обучения строится на взаимодействии педагогов, психологов и родителей, с учетом индивидуальных потребностей учащихся. Благодаря этому, ученики получают не только новые знания, но и развиваются как личности.
Для того чтобы технологии стали наиболее эффективными, необходимо применять их с учетом индивидуальных потребностей учащихся и с заботой о психологическом благополучии. Благодаря этому ученики смогут получать знания не только в школе или университете, но и в любом месте и в любое удобное время.
Какие интерактивные технологии пригодятся школе в 2023 году?
Для достижения результата важно правильно организовать развивающее обучение:
Суть технологии развивающего обучения
Первым о технологии развивающего обучения заговорил советский педагог и психолог В. В. Давыдов. Основная идея такого подхода заключается в вовлечении детей в образовательную деятельность, активное включение их мышления. В то время как традиционный объяснительно-иллюстративный метод предполагает механическое использование возможностей памяти.
В процессе обучения у детей формируют и развивают навыки активного мышления, учитывая их возрастные и психофизиологические особенности.
Исследования в области развивающего обучения проводили И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Согласно теории Л. С. Выготского, сформулированной в тридцатые годы прошлого века, знания должны быть инструментом обучения, а само образование обязано опережать развитие ребенка.
Впоследствии над теорией Выготского работали А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. Все они исходили из того, что личность ребенка должна формироваться в результате различных видов активной деятельности.
В 1950–60-е гг. Л. В. Занков разработал систему интенсивного всестороннего развития для учащихся начальных классов, реализовав теорию развивающего обучения на практике.
В шестидесятые годы прошлого века Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов разработали собственную педагогическую технологию развивающего обучения, в которой предлагали делать основной упор на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Разница между развивающим и классическим подходами к получению знаний
Цель развивающего обучения и воспитания заключается в развитии самостоятельности и независимости школьников, их взаимодействия с естественной средой обитания. Для успешного становления личности ребенок должен овладеть такими навыками, как планирование, целеполагание, организация деятельности, реализация проектов, оценка итогов.
Желаемый результат достигается за счет активно-деятельностного подхода к получению знаний, заменяющему объяснительно-иллюстративную методику.
Современная технология развивающего обучения, так же как и любая другая методика, обладает как достоинствами, так и недостатками. Остановимся на них подробнее.
Вместо резюме
Цифровые технологии доказали свою эффективность в образовательной среде, и в настоящее время инновации в педагогике уже стали основным трендом. Изучение новых технологий становится не только необходимостью, но и важной конкурентной особенностью для обучающих центров, школ и вузов.
Инновационные технологии в образовании существенно улучшают процессы обучения. Они делают обучение более интерактивным и увлекательным, а ученики получают доступ к новым и инновационным методикам обучения. Современный образовательный процесс, в котором широко используется современные технологии, позволяет дать студентам все необходимые знания для успешного будущего.
Принципы развивающего обучения
Различные психологические исследования позволили выявить ряд закономерностей, которые отмечаются в процессе психического развития в детском, подростковом, юношеском возрасте. Эти закономерности служат основой для создания конкретных образовательных методик и техник.
Следует отметить, что всякая обучающая деятельность влечет развитие личности в той ли иной мере. Вместе с тем, обучение может считаться развивающим лишь тогда, когда во главу угла ставится развитие навыков критического мышления, анализа, способности к сравнению одних явлений с другими, воображения.
Только до 26.02
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Возникновение теории развивающего обучения
Термин «развивающее обучение» ввел в научный обиход В.В. Давыдов. Его центральная идея – активно-деятельностный подход. В отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода такой метод предполагает активное включение в образовательную деятельность мышления ребенка, а не просто механическое использование возможностей его памяти.
Обучение направлено на формирование и развитие у детей навыков активного мышления с учетом возрастных психофизиологических особенностей.
Теория развивающего обучения являлась центральной темой в исследованиях И.Г Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. В 1930-е годы Л.С. Выготский сформулировал подход, согласно которому образование должно осуществляться с опережением развития ребенка. В этой теории знания рассматриваются не в качестве конечной цели, а как инструмент обучения.
Возникновение теории развивающего обучения
Работы Выготского получили свое дальнейшее развитие в психологической теории деятельности, которую разрабатывали А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. Ключевое место в ней отведено формированию личности ребенка как субъекта активной деятельности в различных ее проявлениях.
В 1950-60-е годы Л.В. Занков создал систему интенсивного всестороннего развития для учащихся начальных классов, в которой теория развивающего обучения получила практическую реализацию.
Свои особенности имела теория, сформулированная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е годы. В предложенной ими технологии развивающего обучения главная роль отводилась формированию сугубо интеллектуальных способней ребенка.
Минусы развивающего обучения
Тем не менее, развивающее обучение имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Оно позволяет не ограничиваться в процессе образования лишь развитием памяти, а направлено на формирование способности ребенка мыслить рационально, сопоставлять одни явления с другими, выявлять взаимосвязи между ними, применять те или иные способы решения задач в несвойственных для их использования условиях.
Минусы развивающего обучения
Обучение и воспитание – неразрывно связанные друг с другом категории. Пробелы в развитии индивидуальности могут иметь гораздо более весомое значение, чем недостаточное усвоение учебной программы. К уровню подготовки педагога предъявляются более жесткие требования, поскольку он должен быть в состоянии решать более сложные задачи, чем при традиционном образовательном подходе.
Определяя, какое обучение является развивающим, необходимо оценивать, способствует ли методика обучения формированию навыков активного мышления, развитию творческого потенциала, или оно направлено лишь на использование памяти учащихся, ограничивая обучение только трансляцией готовых знаний и правил.
Плюсы развивающего обучения
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 25 февраля
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей