Методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: ОРКСЭ Основы светской этики. 4 класс.
Тема: Добро и зло.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
- воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализировать поступки других;
- воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;
- формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Методы:
- эвристическая беседа;
- игровой;
- проблемно-поисковый;
- метод релаксации;
- наглядный.
Формы работы:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование урока:
- ноутбуки;
- интерактивная доска;
- учебники.
Развитие самостоятельности и личной ответственности
На основе представлений о нравственных нормах.
- Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;
- Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.
Содержание педагогического взаимодействия
Организация рабочего места, благожелательного настроя на работу
- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Начнем скорей урок! Приветствие гостей урока.
На экране картинка Белка и волк
- Урок я хочу начать с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа. Учитель рассказывает притчу Белка и волк: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
– Знакомы ли вам эти понятия?
- Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества. – Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. – Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми.
Работа по учебнику
- Откройте учебники на стр. 39.
- Прочитайте определение ДОБРО.
- Как вы дадите определение, что такое ЗЛО?
Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик). Дают сами определение понятию ЗЛО.
Работа парами на ноутбуках
- Перед вами на экране несколько слов.
- Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО.
- Для этого нажимайте на слова.
Давайте проверим, как вы выполнили задание.
Ученики, работая парами рапределяют слова в два столбика.
Проверка выполненного задания
- Ученики на большом экране распределяют слова на группы.
- Учащиеся называют по очереди слова по группам.
Самостоятельная работа на основе полученных знаний
Индивидуальная работа на ноутбуках.
Проверка и коллективное обсуждение.
- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты.
- Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми.
- Поиграем в игру Жесты.
На экране ваших ноутбуков картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях.
Подумайте и назовите, что обозначает жест.
Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрые.
Ученики самостоятельно выполняют задание.
Проверка коллективная.
Игра Лишнее слово – коллективная работа
- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей.
- Лев Николаевич Толстой сказал думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили.
На экране ряды слов.
Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду.
- мастерить, сооружать, ломать, создавать
- храбрый, смелый, трусливый, отважный
- грустный, печальный, веселый, унылый
- благородный, рыцарский, подлый, геройский
Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются).
Рефлексия учебной деятельности
- Наш урок подошел к концу.
- Опишите ваши впечатления от урока.
- Делятся мнением о выполненной работе.
- О своей деятельности на уроке, все ли получилось.
Стихотворение
Стихотворение читает София.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
Добрый день и Добрый вечер.
И не зря ведь есть у нас
Пожелание В добрый час.
Доброта — она от века.