Стратегия развития дошкольного образования в россии

Развитие образования в Курской области

В 2022 году Курский институт развития образования работал над созданием Стратегии развития образования в Курской области. Цель проекта состоит в обеспечении равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства, а также гарантировании конституционных прав каждого школьника на получение качественного и доступного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Необходимость разработки Стратегии

Результаты мониторинга, проводимого Министерством просвещения, внутреннего мониторинга, аудита Российской академии образования, анализ показателей рейтинга Губернатора показали необходимость обновления госпрограммы, принятой в 2013 году. Новая Стратегия направлена на решение актуальных задач, стоящих перед отраслью образования, ведение ресурсов и реализацию региональных проектов нацпроекта Образование.

Единое образовательное пространство

Единое образовательное пространство является инструментом формирования желаемого образа будущего российской отечественной школы. В центре этого пространства находятся системы требований к деятельности школы, которые составляют программу развития школы. При этом каждая школа может выбрать уникальные и индивидуальные методы достижения поставленных целей.

Стратегическая программа развития

Для успешной реализации Стратегии была разработана стратегическая воронка, включающая 8 направлений проекта Школа Минпросвещения России, 6 федеральных проектов нацпроекта Образование и 8 направлений развития в концепции Летово. Эти направления вшиты в 7 стратегических категорий, которые должны быть учтены при разработке Программы развития школы: от федеральных инициатив до внедрения передовых практик Летово. Именно такой комплексный подход уже апробирован на пилотных общеобразовательных организациях.

В 2022 году были проведены 34 стратегических сессии, в рамках которых обсуждались вопросы реализации федерального проекта Школа Минпросвещения России и Стратегии развития образования в Курской области. Более 3,5 тыс. человек приняли участие в этих сессиях, и было предложено более 200 идей по реализации областных проектов.

Пользуйтесь стратегическим ростом образования!


Курский институт развития образования
Адрес | Телефон: 8-800-123-45-67 | Email: info@kurskiro.ru

Стратегические приоритеты в области образования

В ходе обсуждений участниками образовательного процесса были выбраны 7 стратегических приоритетов для реализации Стратегии образования в Курской области. В результате было разработано 9 областных проектов, сосредоточенных на запуске проектов на одной муниципальной территории. Планируется начать запуск проектов на остальных 32 территориях с 1 сентября 2023 года.

Областные проекты в действии

Все 9 областных проектов, разработанных в рамках стратегии, отличаются новаторским подходом и охватывают различные аспекты образовательного процесса. Они являются многоуровневыми и межведомственными, нацелены на внедрение конкретных механизмов и инструментов.

Проект Я – курянин

Один из проектов, который активно реализуется в регионе, называется Я – курянин. Его целью является формирование базиса из традиционных духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи. Для достижения этой цели был открыт Ресурсный центр воспитания детей и молодежи, а также разработан электронный учебно-методический комплекс.

Проект Профессиональная траектория

Разработка и внедрение профориентационной маршрутизации для поддержки юных жителей региона на пути от детского сада до трудоустройства – основная задача проекта Профессиональная траектория. На базе Курского института развития образования создан Центр сопровождения профориентационной работы, который активно поддерживает и реализует этот проект.

Проект Управленческие команды

Данный проект направлен на создание регионального стандарта качества в образовании, аналогичного Премии Правительства РФ. Совместно с АНО Роскачество было разработано положение о Премии Губернатора в области качества образования. Также проводится обучение управленческих команд различных образовательных организаций в соответствии с параметрами Премии.


Подведем итоги. В Курской области активно внедряются областные проекты, направленные на улучшение качества образования и подготовку кадров. Реализация стратегических приоритетов нацелена на достижение конкретных результатов и содействие в развитии образовательной среды региона.

Стратегия развития образования в Курской области

Синхронизация активностей

Магистральные направления проекта Школа Минпросвещения России формируют единое образовательное пространство, которое позволяет синхронизировать все реализуемые в настоящее время активности по модернизации школьных систем образования: нормативно-правовое и методическое обеспечение, научные концепции, экспертные решения, конкретные мероприятия и проекты, успешно себя зарекомендовавшие у детей, молодежи, родителей.

Система критериев и показателей образовательной деятельности по 8 ключевым трекам проекта:

  • Знание
  • Здоровье
  • Творчество
  • Воспитание
  • Профориентация
  • Учитель. Школьная команда
  • Школьный климат
  • Образовательная среда

Единые подходы

Эти треки позволяют выработать единые подходы, принципы, модели, которые ориентированы на формирование устойчивой системы качественного образования. Стратегия развития образования в Курской области до 2030 года строится на принципах проекта Школа Минпросвещения России.

Реализация проекта

Реализация стратегии развития образования в Курской области до 2030 года представляет собой реализацию Проекта Школа Минпросвещения России. Каждому направлению проекта соответствуют несколько областных проектов, позволяющих решать поставленные задачи.

Проекты по направлениям

Примеры областных проектов по направлениям проекта Школа Минпросвещения России:

  • Шаги к успеху
  • Школа полного дня
  • Методическая поддержка каждого педагога
  • Инфраструктурный стандарт курской школы
  • Новые цифровые возможности образования

Проект Шаги к успеху

Проект Шаги к успеху имеет 2 ветки:

  1. Школы с низкими результатами и учащиеся, испытывающие трудности в обучении
  2. Одаренные дети

Проект Школа полного дня

В рамках проекта Школа полного дня выстраивается территория построения маршрута социальной успешности для каждого ребенка.

Проект Методическая поддержка каждого педагога

Проект Методическая поддержка каждого педагога работает на создание единой региональной методической службы для повышения уровня профмастерства педагога.

Проект Инфраструктурный стандарт курской школы

Проект Инфраструктурный стандарт устанавливает и реализует единство требований к пространственной среде школы.

Читайте также:  Орксэ школа 154

Проект Новые цифровые возможности образования

Проект Новые цифровые возможности образования включает в себя 4 основных трека:

  • Цифровая инфраструктура
  • Использование цифрового контента и дистанционных технологий
  • Цифровая зрелость педагогов
  • Цифровая грамотность школьников

Проект Здоровьесберегающая школа

Проект Здоровьесберегающая школа направлен на построение здоровьесберегающего маршрута школьника, включая физическое, психологическое и социальное здоровье.

Результаты стратегии развития образования

Результаты реализации Стратегии развития образования позволят реализовать задачи проекта Школа Минпросвещения России, построить модель новой школы и достичь высокого уровня соответствия общеобразовательных организаций статусу Школа Минпросвещения России.

Библиографическое описание

Рубленко, Т. В. Стратегия развития дошкольного образования в России: основные принципы / Т. В. Рубленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101566/ (дата обращения: 24.02.2024).

Ключевые слова: дошкольное образование, задачи, стратегия, работа с детьми, инновации и прогресс.

Значение дошкольного образования

В Российской Федерации системе дошкольного обучения отведено особое значение, она является движущей силой системных изменений в экономике и обществе. В наше время перед ребенком открываются бесконечный поток информации, многочисленные связи, и инновации требуют активного движения в обществе.

Цели дошкольного образования

Задачи дошкольного образования надо рассматривать как социально-нормативную возрастную характеристику потенциала детей. Главная цель для родителей и педагогов — указать направление воспитания детей для достижения высоких результатов.

Современное дошкольное образование

Каким должно быть современное дошкольное образование? Для успешного построения стратегии развития дошкольного образования необходимо разумно распределять управление и ресурсы. Важно выделить основные этапы осуществления стратегии и обеспечить образовательную систему необходимыми средствами для выявления и развития индивидуального потенциала каждого ребенка.

Подготовка подрастающего поколения

Принципы подготовки подрастающего поколения являются доктриной в образовательной деятельности. Основная задача обучения — воспитание члена общества, подготовленного к прогрессу, реализации своего потенциала, открытию своего призвания. Для этого образовательные учреждения должны обеспечить эмоционально-благоприятную атмосферу, общение детей между собой, получение новых знаний и умений.

Концепции развития дошкольного образования

Стратегия развития дошкольного образования в России основана на концепциях психологов. Всестороннее развитие ребенка достигается через общение с творчеством, игрой, музыкой, физической культурой, и зависит от окружающей их предметной среды.

Заключение

Разумное управление и выделение ресурсов в дошкольном образовании России поможет обеспечить детям наилучшие условия для развития и обучения. Важно учитывать психологические и педагогические аспекты при формировании стратегии образования.

Дошкольное образование в детском саду отвечает потребностям ребенка в развитии и социальных отношениях. Домашнее образование, безусловно, способно обеспечить развитие у ребенка всех навыков самопомощи и приобретение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не способно научить ребенка жить в коллективе. Хотя именно умение находить общий язык с другими людьми является залогом успеха человека во взрослой жизни.

Дошкольное образование в детском саду позволяет сформировать у ребенка собственное представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои навыки и способности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него развивается соответствующее самосознание. В задачи дошкольного воспитания входит не только коммуникативное развитие ребенка, но и его умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Все эти компоненты являются необходимыми предпосылками формирования полноценной личности. Занятия рисованием, вышивкой и созданием аппликаций, дизайном, музыкой и физкультурой — это тот минимум, который может предложить каждый детский сад.

Образование в России традиционно считается дорогой отраслью. В разные периоды современной истории предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить образовательную сферу в сферу инвестиций. Однако в действительности экономическая база образования не создала достаточной инфраструктуры для внебюджетного функционирования.

Решение проблем организации дошкольного образования, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует раздельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровне.

Высокое качество дошкольного образования с увеличением охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено за счет установления горизонтальных связей между образовательными учреждениями разного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования, которые оказывают методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям на соответствующей территории.

На региональном и муниципальном уровнях планируется принятие нормативных документов и методических пособий, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и их поддерживающей экспертизы.

От готовности и целей миллионов российских детей зависит, насколько мы сможем обеспечить инновационный путь развития страны. Именно от того, насколько современным и интеллектуальным мы сможем сделать дошкольное образование, зависит благополучие наших детей, внуков и всех будущих поколений.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, детский сад, ребенок, Россия, достойная оплата труда педагогов, дошкольный возраст, качественный детский сад, муниципальный уровень, общее образование, стабильное состояние функционирования.

Читать в полной версии

НИУ ВШЭ и Ultimate Education по результатам исследования определили главные тренды российского образования в 2024 году

Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education провели совместное исследование о том, какие из мировых трендов активно применяет российское образовательное сообщество, у каких есть потенциал развития в 2024 году, а какие тенденции наименее актуальны для российского рынка.

В исследовании приняли участие эксперты из организаций: НИУ ВШЭ, Ultimate Education (Bang Bang Education, «Психодемия», Академия маркетинга MAED, Fashion Factory, Moscow Digital School, XYZ), Skillbox, «Яндекс.Практикум», VK, «СберУниверситет», Dsight, «Нетология», SkyEng, «Фоксфорд», «Хекслет», «Я тебя слышу», «Лекториум», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, департамент образования города Москвы, ГБОУ «Школа «Покровский квартал» и АНО «Цифровая экономика».

Читайте также:  Вебинары гбоу дпо тоиуу

В ходе исследования были опрошены более 750 респондентов — инноваторов образования и студентов онлайн-школ более чем из 60 регионов России, а также 23 эксперта образовательной сферы — научные сотрудники и руководители университетов, основатели социально значимых офлайн- и онлайн-проектов, лидеры ведущих edtech-проектов. Эксперты поделились, с какими вызовами сталкиваются игроки современного образования и какие есть пути для их решения.

По результатам опросов и интервью тренды были проранжированы от наиболее к наименее популярным. В этой статье раскрываются особенности самых востребованных трендов и тех, чья популярность будет активно нарастать в грядущем году: взаимопроникновение учебных сред, мультимодальная педагогика, обучение через вызов, предпринимательское образование, педагогика с использованием ИИ и педагогика заботы о студентах.

Почему образованию важно следить за общемировыми трендами

Важную роль в трансформации образовательного процесса сегодня играют технологическое развитие и потребность в оперативной адаптации методов обучения под запросы рынка и студентов.

Павел Мосейкин, гендиректор холдинга Ultimate Education

«Кроме решения глобальной проблемы кадрового дефицита, адаптации программ под требования рынка и помощи в организации понятной карьерной траектории важными задачами образовательных организаций являются персонализация образовательного опыта, формирование комфортной образовательной среды и развитие индустриальных сообществ».

Диана Королева, заведующая лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор конкурса инноваций в образовании

«Российское образование имеет уникальную историю и свою траекторию развития. В этом процессе активно задействованы как инновации сверху (через образовательные реформы), так и низовые инновации (через предложения самих участников образовательного процесса). Поэтому понимание мировых трендов и их соотнесение с российским образовательным ландшафтом позволяют выявить зоны роста и сферы влияния».

По словам Юлии Горячкиной, директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика», проведение аналитических исследований об этих изменениях станет важным инструментом для разработки эффективных стратегий развития образования, которые будут соответствовать потребностям современного общества и будущего рынка труда.

Топ-3 ведущих образовательных трендов

Самым востребованным трендом оказалось взаимопроникновение учебных сред — его отметили 50% инноваторов и 48% студентов онлайн-школ. Тренд предполагает сопряжение технологий, педагогических методов и всех элементов образовательного контекста для создания целостной и эффективной образовательной среды.

Владимир Синицын, операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education

«Взаимопроникновение сред — одно из главных направлений современного образования. Образовательный процесс постоянно обогащается интерактивными мультимедийными ресурсами, виртуальными лабораториями и технологическими инструментами, которые повышают мотивацию учеников и способствуют более глубокому усвоению материала.

Для широкого внедрения новых методов необходимы инвестиции в техническую инфраструктуру, повышение квалификации педагогов и разработка новых учебных стандартов. Кроме того, важно учитывать культурно-методологические аспекты применения технологий, чтобы они служили укреплению, а не упрощению системы образования».

Мультимодальная педагогика

Вторым по важности трендом респонденты считают мультимодальную педагогику — ее отмечают 58% инноваторов и 34% студентов онлайн-школ. Этот тренд подразумевает, что студенты будут лучше усваивать информацию, если обучающий контент будет задействовать разные модальности восприятия — от классических текстовой и визуальной до слуховой, осязательной и даже обонятельной. Роль мультимодальной педагогики в том, чтобы сделать обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным.

Зоя Бойцева, соосновательница организации «Я тебя слышу»

«В массовых школах зачастую не используются никакие подходы, помимо стандартной подачи аудиовизуального контента: устная речь, тексты и презентации. В то же время в мире развиваются самые разные педагогические подходы: например, в Финляндии распространено обучение от феномена. Он подразумевает изучение объекта или явления со всех сторон и всеми дисциплинами одновременно: изучаемый предмет можно посмотреть, потрогать, прочитать про него, попробовать и понюхать, если это возможно. Мы видим по исследованиям, что такой метод обучения значительно увеличивает и интерес школьников, и усвоение учебной темы».

Обучение через вызов

Топ-3 замыкает обучение через вызов как образовательный формат — его отмечают 31% инноваторов и 56% студентов онлайн-школ. Обучение через вызов — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить.

Эмма Юсова, операционный директор онлайн-школы в сфере разработки игр XYZ

«Метод может радикально изменить процесс обучения, делая его более релевантным для подготовки студентов к сложностям современного мира. Тем не менее для его внедрения рынку необходимы квалифицированные педагоги, высокие ресурсные затраты. Кроме того, могут возникнуть сложности оценки результатов обучения с помощью традиционных методов».

Кирилл Мокевнин, сооснователь онлайн-школы программирования «Хекслет»

«Уже сейчас обучение через вызов все больше интегрируется в процессы найма и подбора персонала для оценки практических навыков кандидатов. Поэтому в образовании метод также может использоваться при подготовке к таким собеседованиям. Но это не значит, что традиционные методы стоит полностью исключить из образовательного процесса. Ключ к качественному продукту в балансе разных подходов и инструментов».

Читайте также:  Проект рождество христово

Самые перспективные тренды

Важность развития предпринимательского образования отметили 39% инноваторов и 29% студентов онлайн-школ. Проектная деятельность, несмотря на долгую историю внедрения, используется далеко не повсеместно, а акселерационные программы все еще являются новинкой для российского рынка, однако картина может измениться в ближайшие годы. По мнению экспертов, навыки управления и развития бизнеса являются метаскилами, на которые растет спрос. В перспективе прогнозируют увеличение популярности этого тренда.

Инна Гуреева, операционный директор Fashion Factory School

«Креативность, критическое мышление, коммуникабельность и прочие навыки, которые можно отнести к предпринимательскому мышлению, — это must have и для наемных сотрудников, и для фрилансеров, и для тех, кто просто творчески реализовывается без коммерческой составляющей. Он существует на рынке труда и образования уже более 15 лет. Мы видим повышенный спрос на получение предпринимательского образования. Запрос на запуск своего бренда в нашей школе вырос на 71% с начала года и продолжает стремительно расти».

Гульнара Кошимбетова, куратор проекта «Предпринимательский класс в московской школе» департамента образования Москвы

«Выпускник предпринимательского класса обладает рядом необходимых будущему бизнесмену компетенций: умеет генерировать идеи, составлять бизнес-планы, анализировать и оценивать риски, понимает сущность и функции финансов в экономике, знает этику бизнес-коммуникации, обладает лидерскими качествами».

Педагогика отношений и педагогика заботы

Педагогику отношений и педагогику заботы о студентах как ключевой тренд отметили соответственно 48 и 35% инноваторов и 29 и 36% студентов онлайн-школ. Эксперты подчеркивают, что внимание к индивидуальным особенностям и ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении.

Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK

«Концепция педагогики отношений помогает составлять персональные траектории развития, повышать мотивацию и делать обучение более эффективным. При составлении личной образовательной стратегии важна роль ментора или наставника, который выполняет сопровождающую функцию и помогает удерживать фокус внимания. В будущем этот тренд будет усиливаться».

Александра Караваева, операционный директор онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»

«На наш взгляд, сейчас рынку важно уделять внимание качественной заботе и качественной педагогике. Если с первой все более-менее понятно, то с педагогикой, андрагогикой все немного сложнее. Чтобы грамотно донести до студента информацию, важно понимать, как ее правильно структурировать, — этим занимаются методисты. Когда эксперты не прислушиваются к советам методистов, из педагогики заботы исключаются и педагогика, и забота».

Педагогика с использованием ИИ

Еще один набирающий популярность тренд — педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта. Его отметили 37% инноваторов и 29% студентов онлайн-школ. С внедрением правил использования ИИ в университетах в перспективе возможен рост интереса со стороны обучающихся и государственных учреждений. Как отмечает Илья Курмышев, СЕО «Яндекс.Практикума», покрытие ИИ в образовании пока очень неравномерно и зависит от компетенций на местах и других факторов, но направленность участников рынка, государства и понимание отрасли, какие возможности ИИ открывает, обуславливают высокий потенциал использования этой технологии.

Маргарита Варданян, исполнительный директор онлайн-школы в сфере маркетинга MAED

«Помимо персонализации образовательного процесса генеративный ИИ может способствовать развитию критического мышления и творческих навыков. Например, системы могут предложить студентам уникальные сценарии или задачи, которые требуют оригинального подхода и проблемного решения. Это подталкивает учащихся к самостоятельному мышлению и стимулирует их интеллектуальное развитие».

Однако существуют для тренда и вызовы — как юридические, так и социальные.

Роман Янковский, академический директор образовательной платформы Moscow Digital School

«Ранее мы проводили исследование, в ходе которого выяснили риски применения ИИ. 77% опрошенных юристов связывают риски с возможными спорами из-за нарушения авторских прав, а более 50% назвали репутационные риски из-за некачественного предоставления услуг ИИ».

Стратегия развития образования

Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Ключевая идея современной политики образования – идея развития. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относится определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). В 2015 году команда системы образования Нижнеингашского района, в которую входят представители управления образования и образовательных учреждений приступила к разработке проекта Стратегии развития образования района. Разработанный проект муниципальной Стратегии развития образования Нижнеингашского района является проектом документа, определяющего миссию, которую система образования хотела бы выполнять в будущем, долгосрочные цели, развития системы и меры, направленные на их реализацию. Стратегия призвана обеспечить реализацию федеральной и краевой политики в области образования как в муниципалитете, так и на уровне каждого муниципального образовательного учреждения.

Предлагаем Вам познакомиться с проектом и принять участие в обсуждении текста Стратегии, направляя свои предложения на сайт управления образования администрации Нижнеингашского района.

Проект. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕИНГАШСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *