Старообрядческие храмы московской области

История церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево

Город Орехово-Зуево был образован из двух населенных пунктов Патриаршины – старообрядцами сел Орехово и Зуево. Современный статус он получил при Временном правительстве в 1917 г. Орехово находилось в Покровском уезде Владимирской губернии, а Зуево – в Богородском Московской.

История Зуевской церкви

Из последнего происходили знаменитые Морозовы, при которых эти два села стали мощным промышленным центром. В этих селах издревле находились старообрядческие моленные дома разных согласий: белокриницкие поповцы окружники, три неокружнических согласия и поморцы. Первый белокриницкий каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1906-1908 гг.

Судя по воспоминаниям и описаниям очевидцев, в девятнадцатом столетии и начале двадцатого Молитвенный дом – храм выглядел внутри просторным и светлым. Местные мастера-староверы всё устроили профессионально чудесным образом: в центре храма под сводом укрепили громадное паникадило. Эта центральная люстра со множеством свечей перед большими праздниками величественно поднималась и опускалась при помощи специальной системы блоков. Церковная калориферная система отопления и вентиляция обеспечивала нужную температуру в помещениях, с учётом погоды и времени года.

Все иконы – в большом иконостасе строгого древлеправославного письма, без дорогих золотых и серебряных окладов. Церковное старообрядческое пение было ярким дополнением к богослужению. Мастера-староверы через столетия сохранили уникальные распевы песнопений по крюкам. Именно в том виде, как это было принято от начала христианства на Руси. По большим церковным праздникам в молитвенном доме села Зуева пели три хора: мужской, девичий и смешанный.

Фотографии церкви

![Всего 22 фото](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4254870/4254870_1000.jpg Всего 22 фото)

![02. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4253188/4253188_1000.jpg 02. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская)

![03. Община храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Зуево. 1900-е годы. Фото А. Г. Вишнякова](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4256242/4256242_original.jpg 03. Община храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Зуево. 1900-е годы. Фото А. Г. Вишнякова)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево: история и архитектура

![04. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4252870/4252870_1000.jpg 04. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская)

Вклад в развитие знаменного пения

Значительный вклад в развитие древнерусского знаменного пения внёс один из видных представителей династии Морозовых — Арсений Иванович Морозов. Также в этом процессе принимал участие земляк-старовер Иван Аверьянович Фортов, прадед экс-президента Российской Академии наук Владимира Евгеньевича Фортова (1946-2020 гг.).


![05. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4260626/4260626_original.jpg 05. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская)

Регистрация общины и реконструкция храма

После Указа императора Николая II Об укреплении начал веротерпимости в 1905 году община была официально зарегистрирована. Затем, в 1913 году, когда община значительно выросла, храм был расширен и украшен высокой звонницей с вызолоченным крестом.


![06. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская. Южный фасад. Пристройка](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4254391/4254391_original.jpg 06. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская. Южный фасад. Пристройка)

Проект реконструкции здания храма

В 1912 году проект реконструкции здания храма выполнил Илья Бондаренко. После этого храм был вновь освящён в предпразднество Рожества Христова 22 декабря 1913 года.


![07. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4256946/4256946_original.png 07. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская)

Вместительность храма и финансирование

Обновлённый храм на Кузнецкой вмещал более тысячи прихожан. В 1916 году Зуевская старообрядческая община получила от Ивана Викуловича Морозова десять тысяч рублей на возведение центральной главы храма.


![08. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4257349/4257349_original.png 08. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево является важным историческим и архитектурным объектом, свидетельствующим о древних культурных традициях старообрядчества. Её реконструкция и развитие отображают тесную связь между религиозными практиками и искусством в России.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево

К прискорбию, репрессии 1930-х не позволили завершить задуманное. Церковь христиан-поморцев в Зуеве закрыли постановлением президиума Облисполкома от 29 февраля 1936 года.

Согласно документу здание предполагалось использовать под аэроклуб и Дом обороны. Помещения храма отдали местному отделению ДОСААФ.

История церкви

Прихожане зуевской общины смогли лишь тайно сохранить свои древние иконы и дореформенные церковные служебные книги. После сильного пожара у единоверцев в поморском древлеправославном храме латвийского Даугавпилса, часть своих икон зуевские староверы пожертвовали им.

Позже другая часть древних святынь была отдана московской старообрядческой общине и нескольким другим поморским древлеправославным общинам и частным лицам.

Военное время

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы старинный храм на Кузнецкой с небольшим перерывом служил госпиталем для раненых советских воинов, прибывавших в подмосковный город со всех фронтов войны (Эвакогоспиталь №2386).

Фотографии церкви

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская. Северный фасад. Пристройка, смежная с фасадом: часть бывшего здания Древлеправославной Поморской церкви, построенной в 1884 году

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская. Северный фасад

Любопытные элементы северного фасада. Очевидно это крепежные элементы основной конструкции здания

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Николай

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево: история возрождения

После Победы 1945 года старообрядцы не раз пытались добиться возврата здания церкви на Кузнецкой. Однако все ходатайства отклонялись ввиду того, что здание переоборудовано для производственных целей.

В 1948-м верующие также поднимали вопрос об открытии Молитвенного дома (вместо храма) в частном здании. Но городские власти вновь отказали старообрядческой общине вследствие непригодности помещения.

Возрождение

Спустя несколько десятилетий после Победы в Великой Отечественной началось и возрождение храма, признанного правительством Московской области памятником истории и культуры. Положительно в этом направлении сработала инициатива народных избранников городского Совета.

С августа 1990 года по решению Орехово-Зуевского городского Совета народных депутатов историческое здание передано действующей старообрядческой общине во имя Рождества Пресвятыя Богородицы (Русская Православная Старообрядческая Церковь).

Настоятель храма

Тогдашний старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (бывший моряк и земляк Пименова) благославил 49-летнего Леонтия на священство. И тот дал согласие. С середины 80-х Леонтием Ивановичем Пименовым лично восстановлен не один десяток старообрядческих храмов на территории СССР.

Проект восстановления храма выполнила в качестве дипломного архитектор из Нижнего Новгорода, потомственная староверка Вера Пименова (дочь Леонтия Пименова, ныне — матушка Вера Лукичёва).

Со своим будущим супругом, а ныне – настоятелем храма Константином, она познакомилась именно на строительных работах по возрождению святыни на улице Кузнецкой.

Рождественский храм в 2014 году

Рождественский храм в 2014 году

20.

20.

Среди волонтёров были и зрелые люди, и молодежь, в том числе студенты и школьники. На просьбу о помощи откликнулись руководители известных промышленных предприятий города.

21. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская

21. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская

22. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская

22. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Орехово-Зуево, поморская

Рождественская церковь Орехово-Зуево на Володарского, 20/1

Орехово-Зуево. Храм Рождества Пресвятыя Богородицы. Сайт РПСЦ.

Особняк Морозовых-Викуловых был построен в 1830-е годы, но ныне от него почти ничего не осталось, кроме вот этих ворот (вид изнутри):

Старообрядческие храмы московской области

Сам особняк был поглощен огромным конструктивистским зданием, за которым сохранились остатки флигеля, где и размещалась моленная. Выглядит это примерно так:

Старообрядческие храмы московской области

На сайте Храмы России утверждается, что в этом флигеле сохранились даже остатки росписей моленной – но мне в это верится с трудом. О возможности проникнуть внутрь ничего не знаю.

Гораздо интереснее Рябушинская моленная на Малой Никитской, в сотне метров от площади Никитских Ворот (т.е. на другом конце центра). Ведь располагается она внутри особняка Рябушинского, построенного в 1900-1902 годах Фёдором Шехтелем.

Старообрядческие храмы московской области

Этот дом – во-первых, эталонный образец модерна в России, а во-вторых, после Революции особняк был передан Максиму Горькому, после смерти которого стал его же музеем. Вот так особняк выглядит со двора – моленной принадлежат три окна на самом верху:

Старообрядческие храмы московской области

Удивительной красоты модерновые детали, сюрреализм кривых линий:

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Музей открыт с 10:00 до 18:00, но самое удивительное – он БЕСПЛАТНЫЙ. Точнее, там платная только фотосъемка, причем в каждом зале отдельно, и оплачивать надо у смотрителя. Но сам вход в музей свободный, надо только сдать куртку в гардероб.

Такой интересной системы я не видел еще нигде, а музей пользуется необъяснимой популярностью у туристов-буржуев.

Моленная, также отделанная по проекту Шехтеля в 1902-1904 годах – ныне открыта для посетителей как отдельная часть музея. Можно полюбоваться потрясающими модерновыми росписями:

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Росписи были восстановлены в 1977-79 годах (показательно, что официально РПЦ аннулировала проклятие староверам на Соборе 1977 года), причём все фрагменты, окрашенные ныне в желтый цвет, изначально были позолоченными. В прошлом в моленной был иконостас и утварь, но их воссоздать пока не удалось. Для посетителей моленная была открыта относительно недавно, хотя, говорят, в частном порядке музейщики водили туда людей и раньше.

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Интересно, что больше повлияло на согласие Шехтеля принять участие в "незаконном" строительстве: деньги Рябушинского или понимание того, что запрет на староверие – абсурден? Так или иначе, тайной эта моленная была лишь около года: в апреле-1905 староверы получили свободу вероисповедания.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

Старообрядческие храмы московской области

Флигель дома Рябушинских:

Старообрядческие храмы московской области

Небольшое лирическое отступление: о концентрации истории в Москве. Вот в этих двух домах по соседству с домом Рябушинского (где, как было сказано, жил Горький) жили Александр Блок (слева) и Алексей Толстой (справа). Очень надеюсь, что в многоэтажке на заднем плане живёт какой-нибудь непризнанный или еще не раскрывшийся гений.

Старообрядческие храмы московской области

А напротив – палаты 17 века, которыми в Старой Москве никого не удивишь:

Старообрядческие храмы московской области

Теперь снова перенесёмся в район Курского вокзала, за железную дорогу, на старую окраину, ныне известную как Басманный район Центрального округа. Здесь, в причудливой смеси двухэтажных домиков и брежневских многоэтажек, затаились еще 2 уникальные церкви – те самые образцы "старообрядческого модерна".

Воскресенская церковь в Токмаковом переулке в 10 минутах ходьбы от Курской поражает неординарностью своих форм:

Старообрядческие храмы московской области

Она была построена в 1907-1909 годах. Как уже говорилось, 1905-1917 года – это "золотое десятилетие" старообрядчества. Официально выйдя из тени, староверы принялись навёрствывать упущенное, и среди прочего шел активный поиск формы для старообрядческого храма. Строились совершенно чумового вида модерновые церкви – в Москве, Петербурге, уездном Боровске, губернском Владимире, купеческом Балакове на Волге, в портовом Ростове-на-Дону и многих других городах.

А Воскресенская церковь в Токмаковом переулке, ныне расположенная во дворе за многоэтажкой (с самого переулка церковь не видна вообще, находится на четной стороне у пересечения с Денискинским переулком) – старейший образец "старообрядческого модерна".

Старообрядческие храмы московской области

Эти церкви очень разнообразны по форме, почти всегда потрясающе динамичны, и просто очень хорошо используют преимущества модерна. Мне они по своему принципу кажутся даже интереснее, чем канонические храмы РПЦ того времени. Если в "патриаршьих" церквях начала ХХ века читаются Русь и Византия, то в староверческих – все те далёкие края, где они пытались обосноваться на протяжении 200 лет.

В Воскресенской церкви видны и Русский Север, и Керженец, и Буковина:

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Церковь совсем недавно была возвращена беспоповцам-поморцам, и сейчас идёт ремонт. Стоит она в узком дворе среди многоэтажек, и адекватно заснять её просто невозможно.

Старообрядческие храмы московской области

В 20 минутах ходьбы отсюда (и в 5 минутах от станции метро Бауманская) находится еще одна модерновая церковь столь же безумного облика – Покровская в Малом Гавриковом переулке, а фактически на улице Гаврикова, входящей в Третье кольцо.

Старообрядческие храмы московской области

Построена она была в 1909-1911 годах архитектором Бондаренко, и кажется, это самый оригинальный по своему облику русский храм начала ХХ века.

А в её облике – Иргиз (слобода Мечетная, получившая название от руин ордынских мечетей), Прибалтика и Добруджа.

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Очень необычная для России отделка – черепица и витражи:

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Что удивительно, церковь до сих пор не возвращена верующим и занята всякими организациями. Но хотя бы в достойном виде, а не руина.

Старообрядческие храмы московской области

Многие, увидев её, не знают, какой конфессии она принадлежит. Но это ведь лишь поиск формы. Удивительно, во что бы вылился старообрядческий модерн, если бы не Революция! Быть может, староверческие купцы бы пригласили сюда Гауди.

Ну и наконец последний, едва ли не самый известный в Москве старообрядческий храм – Николая Чудотворца у Тверской заставы.

Старообрядческие храмы московской области

Хотя его основные преимущества в том, что он действующий и расположен на крайне видном месте – у Белорусского вокзала.

Старообрядческие храмы московской области

Этот храм намного тривиальнее двух показанных выше – обычный псевдорусский стиль. Но чрезвычайно удачный!

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Построен он был в 1914-1916 годах, а издалека вполне потянет на 15-й век.

Этот храм крайне эффектно расположен на фоне огромного Делового центра. Хотя это не так уж странно – ведь староверы были лучшими купцами России конца 19 – начала 20 века.

Старообрядческие храмы московской области

Видете отражение креста в окне небоскрёба? Много и других потрясающих ракурсов:

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

Старообрядческие храмы московской области

P.S. Всё же здорово, что можно совершить полноценное путешествие, не покидая Москвы. А во всех трёх постах по 37 фото получилось не преднамеренно – просто совпало.

ПК «Русская деревня» ПК «Русская деревня»

| Книжный магазин «Русская деревня» |

| ————————————- |

| 8 (495) 922-60-35 |

| |

ПК «Русская деревня»

Каталоги книг

Полный каталог

Датированный каталог

Тематический каталог

Каталог авторов

Букинистическое издание

Единственный экземпляр

Авторефераты

CD и DVD Покупка книг

О цене и ценности книг

Оплата и доставка

Корзина

Рассылка новостей Оформление подписки

Книжный магазин

О магазине

Контактная информация

Оставить отзыв

Краеведение

Энциклопедии. Справочники

Религиоведение

Старообрядческие храмы Московской области

Крат. ист. справочник

| Название книги: | Старообрядческие храмы Московской области |

| ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— |

| Автор: | Михайлов С.С. |

| Подзаголовок: | Крат. ист. справочник |

| Ответственность за издание: | Гл. ред. Д.В. Ивлиев |

| Место издания: | М. |

| Издатель: | 7 Апреля |

| Типография: | Буки веди |

| Год издания: | 2023 |

| Число страниц: | 80 |

| Наличие иллюстраций: | да |

| ISSN/ISBN: | 978-5-4465-3727-3 |

| Тираж: | без тиража |

| Серия: | Старообрядцы России |

| Комментарии: | Обзор истории и подборка сведений о современном состоянии действующих старообрядческих храмов Егорьевского, Воскресенского, Орехово-Зуевского, Павло-Посадского, Серпуховского, Раменского городских округов, а также городов: Верея, Коломна, Лыткарино, Орехово-Зуево, Серпухов. Из содерж.: Ёлкино. Храм Пророка Илии; Шувое. Храм Живоначальной Троицы; Коломна. Храм Николы на Посаде; Верея. Храм Покрова Пресвятой Богородицы; Устьяново. Храм Святителя Николы Чудотворца; Русская древлеправославная церковь (Новозыбковское согласие); Древлеправославная поморская церковь (Поморское согласие); Древлеправославная Кафолическая церковь (Федосеевское старопоморское согласие) и др. |

| Цена: | 485 руб. 00 коп. |

| Добавить в корзину | |

| | |

| Другие книги этого автора: Селение Беливо в Гуслицах Селение Беливо в Гуслицах Старообрядческий храм-моленная в Гуслицкой деревне Загряжская Старообрядческий храм-моленная в Гуслицкой деревне Загряжская Старообрядчество города Бронницы Старообрядчество города Бронницы Старообрядческие иноческие поселения в Западной Мещере в XVIII – XX веках Старообрядческие иноческие поселения в Западной Мещере в XVIII – XX веках Старообрядческая моленная в деревне Федино Бронницкого уезда и ее наследие Старообрядческая моленная в деревне Федино Бронницкого уезда и ее наследие Верхневолжская Ассирия Ассирийцы Подмосковья Ассирийцы по Ярославской железной дороге от Москвы до Ростова Великого. 1920–1930-е гг. Ассирийцы по Ярославской железной дороге от Москвы до Ростова Великого. 1920–1930-е гг. Ассирийцы Костромы и Кинешмы в начале – середине XX в. Ассирийцы Костромы и Кинешмы в начале – середине XX в. Гуслицкие обители Старообрядческое беспоповское согласие «Бабушкина вера» в Подмосковье и соседних губерниях Старообрядческое беспоповское согласие «Бабушкина вера» в Подмосковье и соседних губерниях | |

| | |

| | |

| | |

| Популярные книги: Москва – Калуга – Козельск Москва – Калуга – Козельск Москва – Суздаль Москва – Суздаль Ближняя Рязанка Москва – Тверь – Торжок Москва – Тверь – Торжок По рельсам и по земле По рельсам и по земле К истории древних трактов Восточного Подмосковья и Замосковья К истории древних трактов Восточного Подмосковья и Замосковья Москва – Тула Москва – Тула Москва – Дмитров – Кимры Москва – Дмитров – Кимры От Москвы до Петербурга От Москвы до Петербурга Москва – Углич Москва – Углич Китай: Самая другая страна Китай: Самая другая страна Тайны уголка России: Обзор истории некоторых населенных мест Михайловского района Рязанской области Тайны уголка России: Обзор истории некоторых населенных мест Михайловского района Рязанской области Рязанская область: [Свод памятников, ч. 2] Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв. Землевладение в Ростовском крае в XIV – первой трети XVII века Землевладение в Ростовском крае в XIV – первой трети XVII века | |

| Книги по тематикам: | |

| | |

| К началу страницы | © 2003–2024 ПК «Русская деревня» При оформлении сайта использованы фрагменты картины М. Колерова «Книжная полка», любезно предоставленной автором. |

| —————– | ————————————————————————————————————————————————– |

Яндекс цитирования

ГлавнаяСтарообрядческие храмы Московской области

Старообрядческие храмы Московской области

Старообрядческие храмы Московской области

Новое, актуальное на конец 2022 года, справочное

издание, полностью посвященное православным старообрядческим храмам

Подмосковья.

Купить в 1 клик

Эта книга является новым, актуальным на конец 2022 года, справочным

изданием, полностью посвященным православным старообрядческим храмам

Подмосковья. В этом кратком историческом справочнике представлен

исчерпывающий обзор и приведена основная информация как об истории, так

и о современной жизни всех действующих в Подмосковье старообрядческих

молитвенных учреждений различных согласий — числом, при скрупулезном

подсчете, 27. Из них 24 храма и моленных — Русской Православной Старообряд-

ческой Церкви (РПСЦ) и по одному храму трех других согласий. Одновременно

эта книга — первая в серии «Старообрядцы России» Издательского проекта

«7 Апреля».

С нами работают известные мировые издательства

Каталог электронных книг регулярно расширяется и пополняется

Не понравился товар? Мы вернем деньги

Быстрая доставка по всей территории России

Заполните заявку на сайте или позвоните нам

Перезваниваем вам и обговариваем детали заказа

Осуществляем доставку по указанному вами адресу

Вы производите оплату любым удобным способом

Курьерская доставка

Курьерская доставка работает с 9.00 до 19.00. Когда товар поступит на склад, курьерская служба свяжется для уточнения деталей. Специалист предложит выбрать удобное время доставки и уточнит адрес. Осмотрите упаковку на целостность и соответствие указанной комплектации.

Почтовая доставка

Почтовая доставка через почту России. Когда заказ придет в отделение, на ваш адрес придет извещение о посылке. Перед оплатой вы можете оценить состояние коробки: вес, целостность. Вскрывать коробку самостоятельно вы можете только после оплаты заказа. Один заказ может содержать не больше 10 позиций и его стоимость не должна превышать 100 000 р.

Старообрядные приходы Русской православной церкви

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2023 года; проверки требуют 6 правок.

В России единоверческие общины организационно подчиняются управляющим епархий Русской Православной Церкви.

В списке представлены общины действующие или действовавшие, начиная с 1988 года. Примечание: в разделе «клир» указаны только те клирики, которые служат по старому обряду.

Приходы с официальным статусом

| № | Название | Адрес | Клир | Характеристика |

| — | ——————————————————————————————————————— | —————————————————————————————- | —————————————————————————————————————————————————— | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————– |

| 1 | Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы) | Москва, ул. Таганская, 20а. | священноигумен Пётр (Васильев) — настоятель | Единственный в Москве приход с официальным статусом единоверческого.[7] Храм построен в 1672—1673 годы, освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Храм и алтарь расписаны. Богослужения совершаются каждый воскресный и праздничный день. |

Читайте также:  Как по английски урок орксэ

| 2 | Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове | Москва, ул. Бакунинская, 83, стр. 3 | протоиерей Иоанн Миролюбов — настоятель и руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции; иерей Андрей Фастов (заштатный клирик) | Приход не имеет официального статуса.[8] Старообрядческие богослужения совершаются с 2007 года. Практикуют наонное пение (как правило). При храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Действуют два кружка по изучению знаменного пения, после окончания Литургии проводятся занятия. Пение наонное, как правило, на один клирос. К концу 2018 года планируется ввод в эксплуатацию дома причта с гостиницей для учащихся Имеется сайт. |

| 3 | Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке | Москва, Берсеневская наб., 18-22. | игумен Кирилл (Сахаров) — настоятель | Приход не имеет официального статуса.[9] Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656—1657 годов. Храм трёхпрестольный. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Пение наонное. Община активна в распространении старого обряда. |

| 4 | Храм Архангела Михаила | п/о Чулково, село Михайловская Слобода, Раменский район, Московская область. | священноархимандрит Иринарх (Денисов) — настоятель, священноиерей Евгений Саранча, священноиерей Валерий Булычёв, диакон Игорь Краев | Одна из старейших единоверческих общин. Храм закрыт в 1961 году, возвращён Церкви в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы. В настоящее время — наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Пение наречное, по праздникам на два клироса. Практически ежегодно совершаются архиерейские богослужения древним чином (митрополит Ювеналий (Поярков) или иные архиереи). Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Работает воскресная школа и лекторий для взрослых. Имеется сайт |

| 5 | Спасо-Преображенская Единоверческая община г. Куровское.Храмы Спаса-Преображения и святого Иоанна Лествичника. | Куровское, Орехово-Зуевский район, Московская область, ул. Советская, 89 | иерей Алексий Гугливатый — настоятель | Приход образован в 1994 году при присоединении к Церкви старообрядцев-неокружников. С нач. 90-х по февраль 2016 гг. настоятелем был священноиерей Димитрий Кузнецов. В годы его настоятельства была сформирован приход, в переданном единоверческой общине доме купца Кудрявцева, устроен Спасо-Преображенский храм и приходской дом. В 2000 году викарием Московской епархии, Тихоном епископом Видновским в сослужении с священноигуменом Петром (Васильевым) (храм свт. Николы в Студенцах, Москва), священноиереем Димитрием Кузнецовым (Куровское), священноиереем Леонтием Колногоровым (Храм свт. Николы, Н.Тагил) и священноиереем Сергием Пшенком (Храм Владимирской иконы Божией Матери, д. Осташово), при огромном стечении молящихся был освящен вновь построенный каменный храм в честь святого преподобного Иоанна, списателя Лествицы. В нач. 2000-х гг в д. Мисцево стараниями Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское для воссоединившихся с Церковью старообрядцев-неокружников была устроена моленная в честь Вознесения Господня. В те же годы в д. Авсюнино над св. источником в честь Казанской иконы Божией Матери стараниями гуслицких единоверцев был устроен навес и облагорожена территория вокруг источника. Огромный и неоценимый вклад в устроение и созидание Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское внесла почетный гражданин Орехово-Зуевского района Устинья Григорьевна Андриянова. В феврале 2016 г настоятелем Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское был назначен священноинок Антоний (Аненко). В июле того же года к данной общине был рукоположен священноиерей Алексий Гугливатый. Община достаточно большая, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. Пение наречное. |

| 6 | Единоверческий Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | село Осташово, Воскресенский район, Московская область | священноинок Антоний (Аненко) — настоятель | Община образовалось в 1991 году после присоединения к Церкви бывших старообрядцев-поповцев. Ныне насчитывает более 20 прихожан. В единоверческой общине с. Осташово особенно почитается как чудотворный древний храмовый образ — список Владимирской иконы Божией Матери XVIII в. |

| 7 | Единоверческий приход храма Петра, митрополита Московского | деревня Авсюнино, Орехово-Зуевский район, Московская область | священноиерей Алексий Гугливатый | Церковь построена на средства братства[10] святителя Петра Митрополита Московского, на земле, купленной в деревне Авсюнино на добровольные пожертвования. Почётным председателем братства с момента её основания и на протяжении многих лет являлся священноархимандрит Павел (Леднев). Целью деятельности братства было преодоление раскола в Русской православной церкви. Оно строило православные и единоверческие церкви и школы в местностях, где среди населения преобладали старообрядцы. В 1893 году в Авсюнино возведено каменное здание школы, в 1905-м по проекту Николая Тютюнова (1833—1916) пристроена церковь, соединявшаяся со школой тремя дверями в своей западной стене. 23 мая 1905 года епископом Можайским Серафимом (Голубятниковым) в сослужении с настоятелем Троице-Введенской единоверческой общины г. Москвы протоиереем Иоанном Звездинским и священноиереем Георгием Клюевым единоверческий храм в д. Авсюнино был освящен. Настоятелем храма свт. Петра митрополита д. Авсюнино с момента его основания до дня закрытия являлся священноиерей Георгий Клюев. В нач. 1900-х гг законоучителем в церковно-приходской школе д. Авсюнино был священномученик Александр Миролюбов[11]. Храм закрыт в 1930 году[12]. |

| 8 | Никольский единоверческий храм на улице Марата | Санкт-Петербург, ул. Марата, 22-24 | протоиерей Петр Чубаров — настоятель | Община была создана в 1799 году. Строительство Никольского храма велось с 1827 по 1852 год. Приход поддерживал тесные связи с правящей династией. Ежегодно единоверческий хор мужского реального училища принимал участие в совершении Божественной литургии по древнему чину в церкви Зимнего дворца. Само же училище патронировала непосредственно государыня-императрица Александра Федоровна. К началу XX века приход Никольской церкви на Николаевской улице стал одним из крупнейших и значимых Единоверческих приходов в России. Его настоятель священноиерей о. Симеон (Шлеев) сыграл ведущую роль в организации I-го Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) 1912 г. Впоследствии он стал первым Единоверческим епископом.В послереволюционный период приход считался недостаточно лояльным новой власти. Участвовал в иосифлянском движении Петроградской епархии, что явилось причиной его уничтожения и закрытия храма в 1931—1932 гг. В дальнейшем помещение храма было передано под экспозицию музея Арктики и Антарктики. На сегодняшний день, храм располагается в жилом доме на ул. Марата, д. 22-24 (просторное помещение на первом этаже было переданно властями города весной 2015 года). Ранее, храм находился в часовне (в ней могло поместиться 10-15 человек) рядом с историческим зданием Никольского храма. Историческое здание храма с 1937 года занято Музеем Арктики и Антарктики. При храме действует библейский кружок. Официальный сайт общины — www.edinoverie-spb.ru. Официальная группа в социальной сети «ВКонтакте» — vk.com/edinoverie_spb. |

| 9 | Храм преподобного Сергия Радонежского и часовня Тихвинской иконы Богородицы | посёлок Павлово-на-Неве, Ленинградская область | иерей Сергий Чиж — настоятель | Приход основан в 1991 году. К концу 1990-х построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Помимо храма также построена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери. 10 декабря 2010 года Сергей Чиж поставлен диаконом, 26 декабря 2010 иереем. Пение наречное. Божественная Литургия совершается каждый воскресный и праздничный день |

| 10 | Свято-Людмилинский единоверческий приход Санкт-Петербурга при подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря | Санкт-Петербург, Невский район, ст. метро Ломоносовская и Дыбенко, переулок Челиева, 10. | Настоятель — Преосвященный Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский[16] | Приход во имя святой мученицы Людмилы, княгини Чешской стал формироваться в Санкт-Петербурге по благословению Священноначалия Санкт-Петербургской митрополии в 2016 г[18]. В июне 2016 года по благословению епископа Мстислава (Дячина), Тихвинского и Лодейнопольского общине был выделен «пещерный» храм во имя св. преп. Александра Свирского на подворье Александра Свирского монастыря в Санкт-Петербурге[19]. Приход зарегистрирован за Тихвинской епархией[20][21]. Пение знаменное — наоное. Приход имеет темп роста, занимается в Санкт-Петербургской митрополии просветительской и миссионерской работой. |

| 11 | Храм святителя Николы Чудотворца | посёлок Горбуново, Нижний Тагил, Свердловская область; ул. Радужная, 2а. | протоиерей Леонтий Колногоров — настоятель, священноинок Даниил (Колногоров) | Приход образовался в 1996 году присоединением к Московскому Патриархату общины старообрядцев часовенного согласия во главе с наставником. |

| 12 | Храм Архангела Михаила | Верхний Тагил, Свердловская область | иерей Сергий Комаров — настоятель | Приход возник в 2007 году, храм построил и стал в нём священником (2008) нынешний настоятель[28], присоединившийся от старообрядцев-часовенных. Приход ведёт миссионерскую работу. |

| 13 | Казанский храм | посёлок Быньги, Невьянский район, Свердловская область | иерей Игорь Катаев[29] | Храм 1852 года постройки. Исторический единоверческий храм. В 2000 году церковь возвращена верующим и в настоящее время находится на стадии реконструкции с восстановлением исторического архитектурного облика. Восстановление храма ориентировочно началось в 2006—2007 гг. В настоящее время храм действующий, ведутся восстановительные работы. Пение наонное. |

Читайте также:  Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

| 14 | Храм Покрова Пресвятой Богородицы | село Малое Мурашкино, Большемурашкинский район, Нижегородская область | священноинок Сергий (Гапонов) | Приход с 1876 года, храм никогда не закрывался, хотя в 1937—1943 года богослужения не совершались. Основу прихода составляют местные единоверцы, проживающие среди старообрядческого населения. |

| 15 | Храм иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» | село Сёмино, Ковернинский район, Нижегородская область | священноиерей Михаил Тронин | Новопостроенный храм, богослужения с 2009 года, Богослужение каждое воскресенье и праздники. Проходят занятия по изучению Священного Писания. Основу прихода составляют старообрядцы и новообрядцы, до молитвы допускаются все православные. Благотворители и попечители храма — две семьи из безпоповцев, владеющие производством хохломской росписи. При храме поёт известный певчий наонной традиции Василий Сорокин. |

| 16 | Храм Казанской иконы Богородицы | Иваново, ул. Фрунзе, 7 | протоиерей Сергий Гончаров | Община присоединилась к РПЦ от старообрядцев белокриницкого согласия в 1991 году вместе с уставщиком Лаврентием Селиным, который был рукоположен в иереи. Храм сгорел 18 ноября 2015 года. Община временно пользуется храмом на территории Успенского мужского монастыря. |

| 17 | Храм святителя Николы | Кузнецк, Пензенская область; ул. Орджоникидзе, 158 | иеромонах Варсонофий (Яшин) — настоятель | Община образована в 2007 году присоединившемся к РПЦ известным в Поволжье уставщиком белокриницкого согласия Владимиром Яшиным, нашедшим поддержку у иерея Михаила Саранскова, начато строительство собственного каменного храма. С конца 2008 года в деревянной часовне начали регулярно служить Литургию, на которую собиралось 40-70 человек. Летом 2009 года в храме произошёл конфликт, после чего настоятель храма иерей Михаил Сарансков перешёл на новообрядный чин. Остатки единоверческой общины собирались на богослужения, совершаемые мирским чином в помещении бревенчатой моленной, построенной в огороде Владимира Яшина. Весной 2013 года Владимир был пострижен в монашество с именем Варсонофий, а 26 ноября 2013 года епископом Кузнецким и Никольским Серафимом (Домниным) рукоположен во пресвитера в моленной, которая в тот же день была освящена как единоверческий храм[30][31]. В храме ежегодно совершает богослужения епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский). |

| 18 | Молитвенный дом святого пророка Илии | Минск | постоянного священника нет. Пастырское попечение оказывает игумен Петр (Васильев) из Москвы. | Приход основан в 2002 году и состоит из бывших старообрядцев-беспоповцев, организован выпускником Рижского поморского старообрядческого училища Вячеславом Евгеньевичем Клементьевым. Имеется проект строительства храма. Община имеет сайт |

| 19 | Храм Рождества Христова | Эри, штат Пенсильвания, США | протоиерей Пимен Саймон — настоятель, протоиерей Феодор Юревич, иерей Иерофей Попов, диакон Стефан Климчак, диакон Маркел Васселл | Община старообрядцев-поморцев с 1916 года, в 1983 году большая часть прихода (около 150 семей, по другим данным — 250) присоединилась к РПЦЗ. Приход благоустроенный, имеет вместительный храм и большой приходской дом. Большая часть богослужения совершается на английском языке, сверенном со старопечатными книгами. Община активна, поддерживает отношения с российскими единоверцами и американскими православными общинами. Общину и всех зарубежных единоверцев окормляет епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (Берзинь). Община имеет сайт, издаёт церковную литературу, в том числе двуязычную богослужебную. Имеется хорошо организованная воскресная школа для детей и взрослых. Регулярно ведётся работа с молодёжью, проводятся культурно-общественные и спортивные мероприятия. |

| 20 | Храм святителя Николая | , штат Пенсильвания | иерей Серафим Винг — настоятель | Храм находится в ведении управляющего Патриаршими приходами в США. Находится недалеко от крупного прихода в г. Эри, выходцами из которого являются настоятель храма и матушка — регент хора. Богослужебный язык — преимущественно английский. |

| 21 | Храм святого апостола Андрея Первозванного | Ростов-на-Дону | иерей Александр Назаренко — настоятель | В мае 2016 года объявлено о поэтапном переходе на древнюю богослужебную традицию[32]. В 2020 году указом митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия настоятелем прихода был назначен иерей Александр Назаренко. Правящий архиерей принял решение, согласно которому богослужения на приходе совершаются теперь как древлеправославным, так и современным богослужебными чинами. Храм апостола Андрея Первозваного стал единственным двуобрядным храмом на всем Юге России. Таким образом, на приходе каждую субботу совершается Божественная литургия древлеправославным чином, а в воскресенье — современным.[33] |

| 22 | Женский монастырь в честь иконы Богородицы «Киево-Братская» | Киев | архимандрит Ахила (Шахтарин) — духовник | Описание: Основан настоятелем архимандритом Ахилой. Из числа прихожанок была создана иноческая община и назначена игумения, которая служит до сих пор. Со временем, по решению всей общины, был осуществлен переход с нового на старый чин богослужения.[34] Богослужения совершаются по студийскому уставу. |

| 23 | Храм Феодоровской иконы Богородицы | Верещагино, Пермский край | протоиерей Борис Кицко — настоятель | Первая Божественная Литургия в храме Феодоровской иконы Божией Матери совершилась на Пасху 2010 года, а именно 4 апреля 2010 года. Чудотворный почитаемый образ иконы Божией Матери «Феодоровская» был торжественно перенесён из храма святого благоверного князя Александра Невского в храм построенный для сугубого почитания данного образа Божией Матери. При храме действует детский приют под окормлением отца Бориса. Приют создан 1995 году и изначально относился к Свято-Лазаревскому женскому монастырю. В 2019 году приют приобрел новый статус и теперь относится к Храму Феодоровской иконы Божией Матери г. Верещагино. В данный момент в приюте проживают 22 ребенка (10-18 лет).[35] |

| 24 | Вятская единоверческая община | Киров | Сергей Рукавишников — уставщик | Суточный круг служб мирским чином совершается в субботу в 18:30. Община находится на грани исчезновения. |

| 25 | Покровский храм | село Билютай, Бичурский район, Бурятия | иерей Пётр Шестаков — настоятель | Храм находится в стадии строительства |

| 26 | Храм преподобного Диодора Юрьегорского | деревня Куганаволок, Пудожский район, Карелия | иерей Олег Червяков — настоятель | Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности. |

| 27 | Храм Спаса Нерукотворного | деревня Варишпельда, Пудожский район, Карелия | иерей Олег Червяков — настоятель | Регулярные богослужения совершает уставщик чтец Андрей Дементьев. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности. |

| 28 | храм во имя Вознесения Господня Русской Православной Церкви | деревня Мисцево, Орехово-Зуевский район, Московская область | окормляет иерей Алексий Гугливатый[36] | Деревянный молитвенный дом старообрядческой неокружнической общины. Закрыт в 1938 году, позже сломан. В 2000-х гг. в здании бывшей каменной кладовой конца XIX — начала ХХ вв. вновь устроена моленная, внешне выделенная главкой. |

| 29 | община | Николаевск, Аляска, США[38] | | община присоединилась в мае 2023 года от РПСЦ. Планируется постройка нового храма для общины неподалеку городе Хомер. |

| 30 | Храм великомученика Георгия Победоносца | Московская обл., пгт. Нахабино, ул. Инженерная, 7 | иерей Илия Туренко — клирик | Литургии по древнему чину с недавних пор в нижнем храме совершает иерей Илия Туренко, выпускник Перервинской семинарии (2011), клирик Георгиевского храма (с 2019), отец 10 детей. Литургия проходит каждую субботу в 22:00, пение наречное. Община формируется.[39] |

| 31 | Сергиево-Посадская единоверческая община | Сергиев Посад | Даниил Бирюков — уставщик | Службы мирянским чином на частном подворье совершаются в субботу вечером и накануне великих праздников. Чтение преимущественно раздельноречное, пение наонное.[40] |

| 32 | Никольская единоверческая община | Псков, ул. Советская, д. 19 | иерей Димитрий Кириченко — клирик | Единоверческая община при новообрядном приходе со своим священником, молится в Сретенском приделе храма Николы со Усохи. Богослужения совершаются по воскресным дням и большим праздникам. Пение наречное. При общине действуют кружки по знаменному пению и истории Церкви[41]. |

| 33 | Единоверческая община храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине | Москва, Строгинский бульвар, 14 | протоиерей Георгий Крылов — настоятель | Единоверческая община при новообрядном храме. Богослужения проводятся еженедельно в нижнем храме: в выходные и дни церковных праздников, согласно публикуемому расписанию. Поповские богослужения (со священником) проводятся около 1-2 раз в месяц. Все остальные богослужения проводятся безпоповским (мирским) чином представителями общины. Пение наонное. При общине действуют кружки знаменного пения, чтения на погласицу, древнерусской каллиграфии, старообрядческого устава.[42] У общины имеется группа в соц. сети «Вконтакте». |

| 34 | Вологодская единоверческая община | Вологда, ул. Бурмагиных, д. 40 | Михаил Суриков — староста | Община собирается в часовне прп. Герасима Вологодского по особому расписанию.[43] |

! 35 Крымская Единоверческая община Православного храма святых Петра и Февронии !!

| № | Название | Адрес | Клир | Характеристика |

| – | ——————————— | ———————————————————- | —————————————– | —————————————————————————————————————————————————————————- |

| 1 | Храм Казанской иконы Богоматери | Республика Тыва, село Сарыг-Сеп, ул. Енисейская, 179 | иеромонах Авель (Скороходов) — настоятель | Приход, помимо основных, имеет миссионерские функции, так как расположен в месте компактного проживания старообрядцев-беспоповцев. Изредка совершаются молебны старым чином. |

| 2 | Храм Успения Пресвятой Богородицы | пгт. Солоницевка, Дергачёвский р-н, Харьковская обл.[44] | протоиерей Виктор Мацевитый | По архиерейскому благословению совершаются отдельные богослужения старым чином, которые привлекают местных старообрядцев-поморцев. |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *