Культурное наследие Кавказа
В давние времена Кавказ именовали горой языков и народов. И в наше время Кавказ – гора не менее 50 народов, и у каждого свой язык. Лингвистически их разделяют на три группы: кавказские, тюркоязычные и ираноязычные.
Разнообразие языков
Тюркоязычными стали народы, испытавшие влияние тюрок-османов – балкарцы, карачаевцы, кумыки и ногайцы. Ираноязычные кочевники, пришедшие из Евразийских степей, передали свой язык современным осетинам. Носители кавказских языков – аварцы, адыгейцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, даргинцы, лезгины.
Особенности языков
Кавказские языки легко отличимы – в них очень мало гласных и много согласных, изобилуют гортанными звуками. Например, в абазинском языке существует около 70 согласных звуков. Лезгинская пословица Любовь расплавит и камень в оригинале звучит так: Муьгьуьббатди къванни цIурурда.
Разнообразие народов
Из более чем полусотни народов Северного Кавказа только 16 имеют численность более 100 тысяч человек. Из них 4 – не автохтонные и большей частью проживают за пределами Северного Кавказа: азербайджанцы, армяне, русские и украинцы.
Культурное разнообразие
Кавказ расположен на стыке Европы и Азии – и постоянно подвергался влиянию обоих миров, и в культуре, и в религии. Коренные народы Кавказа по вероисповеданию в основном мусульмане, однако существуют и православные, иудаисты, а также смешанные верования.
Мастерство и ремесла
В горных даргинских аулах издревле развиты домашние промыслы, особенно обработка шерсти, металла и керамики. Даргинцы, лакцы, и другие народы Кавказа сотворили множество удивительных произведений мастерства, которые признаны во всем мире.
Народы Северного Кавказа
Кумыки – крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе. Живут в предгорьях Дагестана. Традиционно занимаются земледелием, растят сады и виноград, разводят пчёл. Среди кумыков также распространены давние традиции народных промыслов, среди которых – ткачество и ковроделие. Не будем забывать, что Дагестан во всём мире известен своими великолепными коврами.
Лезгины
Лезгины живут в Южном Дагестане. В дореволюционной России лезгинами ошибочно называли все горские народы Дагестана. Для лезгинского фольклора характерны лирические песни танцевального характера. Лезгинка – самый известный кавказский танец, широко распространённый среди горских народов всего Кавказа и Закавказья. Но, по мнению историков и хореографов, установить, какой кавказский народ придумал лезгинку, невозможно.
Адыгейцы
Адыгейцы сами себя называют – адига. Существуют целые исторические монографии, которые доказывают, что черкесы и адыги – это одно и то же. Внутри адыгского этноса насчитывают более 15 субэтносов, в том числе кабардинцев.
Кабардинцы
Кабардинцы – потомки адыгов, которые переселились на территорию исчезнувшей в XIII веке Алании и создали политическое образование под названием Кабарда. Селились на равнине и в предгорьях и традиционно занимались сельским хозяйством. Кабардинская порода лошадей внесена во все мировые справочники по коневодству.
Балкарцы
Балкарцы – народ, который в дореволюционных справочниках называли горскими татарами. Генетически самым близким к балкарцам тюркским народом являются крымские татары. На территории Кабардино-Балкарии находится селение Терскол, куда устремляются автобусы самой популярной на КавМинводах экскурсии – в Приэльбрусье.
Карачаевцы
Карачаевцы – народ, сильно похожий на балкарцев. Живут в разных республиках, но называются по-разному. Скотоводство – издревле главное занятие карачаевцев и балкарцев. Местная, автохтонная карачаевская порода овец славится своими универсальными качествами и приобрела широкую известность ещё в XIX веке.
Ингуши
Ингуши – один из древнейших народов Кавказа. Население Ингушетии – самое молодое в Российской Федерации – средний возраст 28-30 лет, и при этом самое долгоживущее: это регион с самой высокой продолжительностью жизни – более 80 лет.
Осетины
Осетины – прямые потомки алан. Даже свою республику они переименовали из просто Северная Осетия в Северная Осетия-Алания. Современные жители Алании называют Владикавказ – свою столицу – Дзауджикау, легко увязывают в повседневной жизни православие и язычество и пекут вкусные осетинские пироги.
Чеченцы: Народ Северного Кавказа
Чеченцы – самый многочисленный и самый известный народ Северного Кавказа. Обязательный атрибут настоящего чеченского мужчины – папаха, которую ему дарят в день совершеннолетия, в 15 лет. И борода, конечно: ведь сам пророк Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду!
Экскурсионный тур Кавказская рапсодия
Побывать в течение одной недели в Северной Осетии, Чечне и в Ингушетии вы можете на нашем экскурсионном туре Кавказская рапсодия.
Не путать с Татами
Расселение: до 1 тыс.
Языки
Язык: горско-еврейский язык, в Израиле — иврит, в России — русский язык, в Азербайджане — азербайджанский язык.
Горские евреи
- Родственные народы: эвреи
- Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком (джуури).
- Также распространены иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки.
История
Известен сидур Рабби Ихиэль Сэви — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю горских евреев.
По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают прибывать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык.
Согласно Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев начиная с V века н. э. переселилась из Персии в Дербент.
Согласно легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания).
Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который является национальной религией евреев.
Горские евреи: история и культура
Дорога по-персидски — rah, корень глагола знать — don; знающие дороги — рахдониты.
Так называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой.
История
Путешествующие евреи VIII века, названные персидским словом рахдониты, были иранской общины, бежавшей от халифа Абд ал-Мелика в 690 году. Со временем к ним присоединились евреи из Византии. Однако до прекращения войн на границах Согда и халифата, торговля сталкивалась с препятствиями.
После окончания этих конфликтов рахдониты расширились, освоив как восточный путь для обмена шелка на золото, так и северный путь через Иран для торговли серебром на меха.
Население
На Северном Кавказе в XVI веке уже появились материальные памятники горских евреев в районе города Маджалис в Дагестане. Горские евреи тесно связаны с Кавказом по всей их истории.
В середине XIX века горские евреи начали поселяться за пределами своей первоначальной общины, в основном рядом с русскими крепостями и административными центрами на Северном Кавказе.
Эмиграция
В конце XIX века многие горские евреи начали эмигрировать в Палестину. Этот процесс ускорился после завоевания Дагестана Россией.
Социальное развитие
Города как Дербент и Грозный стали центрами для гнездовия еврейской общины. Например, к 1897 году в Дербенте проживало 2200 евреев (15% населения), а к 1989 году их число увеличилось до 13 000.
Культурное и религиозное объединение горских евреев с российскими евреями-ашкеназами началось в начале XIX века и продолжается до сегодняшнего дня.
Раввин Гершон бар Реувен Мизрахи (ГАВАР) (1815—1891) играл важную роль в развитии горских евреев как духовный лидер.
Экономика
Важным аспектом была торговля и выделка кожи, которыми занимались жители общины. Например, в 1874 году в Грозном проживало 1260 горских евреев, что составляло значительную часть общего населения города.
Горские евреи имеют богатую историю и культуру, которая продолжает развиваться и влиять на общество в наше время.
Что вы видите при въезде в Грозный. Проезжаешь мост: на мосту стоит группа горских евреев, переселившихся в Грозный из гор; несмотря на то, что горские евреи с незапамятных времён покинули Палестину (задолго до Рождества Христова), они сохранили типичные черты своих соотечественников, живущих в Польше и России; темновато-жёлтый цвет лица и грустные чёрные глаза. Прожив много веков среди гор, евреи не утратили присущего соотечественникам их коммерческого духа, и теперь они держат в своих руках торговлю Грозного и Нальчика. Некоторые из евреев носят европейский костюм, другие — черкески. Но жизнь в горах всё-таки наложила на них отпечаток: многие из них прекрасные наездники и неустрашимые джигиты. (Харузин Н. Н. По горам Северного Кавказа. Путевые очерки // Вестник Европы, № 10. 1888.)
Горско-еврейская девушка, картина М. Алёхина
Школа для горских евреев (губои). Город Куба в Азербайджане. 1920 г.
В 1920—1930-е годы развивались национальная литература, пресса, театральное и хореографическое искусство горских евреев. В середине 1920-х годов в Дагестане горские евреи проживали в селах Ашага-араг, Мамраш (теперь Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди, Джараг и Маджалис.
Во время Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году немецкая армия захватила часть Северного Кавказа, но основные центры проживания горских евреев не были оккупированы.
Летом 1942 года немцами также был уничтожен горско-еврейский колхоз им. Шаумяна Евпаторийского района Крымской АССР; погибло 114 мирных жителей (с. Богдановка и колхоз им. Шаумяна были основаны в 1920-е годы по решению ОЗЕТ — Общества по землеустройству евреев-трудящихся).
Горско-еврейская газета «Захметкеш („Труженик“)», 1929 год
22 февраля 1943 г. Эрхард Ветцель обратился в МИД Германии с письмом, в котором отмечает, что в вопросе об этнической принадлежности горских евреев среди специалистов нет единого мнения. Хотя, как он пишет далее, в официальной советской науке, насколько ему известно, господствует мнение, что горские евреи — часть еврейского этноса, однако, по его мнению, этот «вопрос может быть разрешен только после детального исследования на месте». Чуть позже (24 мая 1943 г.) Вальтер Гросс в своем письме в Министерство внутренних дел Германии резко критиковал точку зрения Г. Кейтеля; для подтверждения своих слов он цитирует основные положения статьи о горских евреях, опубликованной в книге Г. Тайха и Х. Рюбеля. 27 ноября 1943 г. МИДом Германии было принято окончательное решение о горских евреях; они были признаны «истинными евреями».
в связи с тем, что исполнительный орган религиозной общины иудейского вероисповедания в городе Нальчике систематически нарушает закон о браке, семье и опеке, совершая религиозное бракосочетание несовершеннолетних граждан, периодически проводит денежные сборы среди населения указанного вероисповедания вне молитвенного дома-синагоги и не выполняет неоднократные требования Нальчикского Горисполкома и Уполномоченного Совета по делам Рел. Культов о прекращении данных незаконных действий
До массового выезда из СССР в 1970-х годах горские евреи жили преимущественно в Азербайджане (50 %) и на Северном Кавказе (50 %) в четырёх субъектах РФ: Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ставропольский край.
В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, также переехала в Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие общины горских евреев появились в США, Германии, Австрии.
После распада СССР в 1991 году большинство евреев эмигрировало из Дербента, и в 2002 году в городе насчитывалось лишь 2000 евреев.
В городе работает синагога и общинный центр.
Главный раввин Дербента Овадия Исаков находится на должности с 2004 года. 25 июля 2013 года неизвестный совершил покушение на раввина возле его дома. Раввин был доставлен в больницу с огнестрельными ранениями в тяжёлом состоянии. Было установлено, что инцидент является террористическим актом, что привело к опасениям местных евреев относительно возможности повторного нападения.
Горские евреи живут в таких населенных пунктах, как Баку, Красная Слобода, Геокчай, Гусар, Гянджа, Огуз, Шемахы, , Хачмаз.
Старая синагога в Красной Слободе
Из горских евреев происходит Национальный Герой Азербайджана Альберт Агарунов.
Таты и горские евреи
Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельные группы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней Азии (бухарские евреи).
Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX веке, когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими».
Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джууд (ср. перс. juhud — «иудей»).
В 1888 году И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы», указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье.
Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 1930-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев.
Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют.
Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами.
Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами.
Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия.
В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» — «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.
Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство.
Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними.
Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью:
гиоси (כעוס) – гневный, зофт (זפת) – смола, нокуми (נקמה) – зависть, гуф (גוף) – тело, кетон (כותנה) – полотно, гезире (גזירה) – наказание, говле (גאולה) – избавление, бошореи (בשורה) – радостная весть, нефес (נפש) – дыхание и т. д.
Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка.
В 1913 году антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев — крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи.
Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость.
Очевидно, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, культурой.
По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.
До начала 1930-х годов поселения состояли из 3—5 больших 3—4-поколенных патриархальных семей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом.
Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками).
В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы).
Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге (нимаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна); резник; даян — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В середине XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев Северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и территории нынешнего Азербайджана.
Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Песах — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашрут).
Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.
Популярна как еврейская, так и кавказская кухня. Музыка и танцы в основном кавказские.
В произведениях искусства
В советский период жизнь горских евреев нашла отражение в произведениях дербентского писателя Хизгила Авшалумова и Миши Бахшиева, писавших на русском и горско-еврейском языках.
См.: Горско-еврейская литература.
В 2015 году в Азербайджане снят документальный фильм режиссера Руфата Асадова «Последний еврей в деревне», рассказывающий о Меире Манаширове, жителе горско-еврейского селения Мюджи-Гафтаран.
Альтшулер М. Еудэй мизрах Кавказ = Евреи Восточного Кавказа. — Шаблон:Иерусалим, 1990.
Агарунов Я. М. Большая судьба маленького народа. — М.: ЧОРО, 1995.
Горские евреи. История, этнография, культура / Сост. В. Дымшиц. — Шаблон:Иерусалим—М., 1999.
Мурзаханов Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библ. указатель. — М., 1994.
Семёнов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. — Каз., 1992.
Семёнов И. Г. О происхождении горских евреев. — М., 1997.
John M. Clifton, Gabriela Deckinga, Laura Lucht, Calvin Tiessen. Sociolinguistic Situation of the Tat and Mountain Jews in Azerbaijan. SIL International, 2005.
В путешествии по самому высокогорному региону России и Европы мы покажем, как старинные обычаи вплетаются в современную жизнь края. Вы отведаете сытный и вкусный завтрак горца. Пройдёте урок верховой езды с мастером джигитовки или покатаетесь на лошадях по окрестностям. Отдохнёте в целебных водах. А вечером по желанию поужинаете в ресторане с шоу-программой.
Что вас ожидает
9:00 — 10:00 Самое важное — правильный завтрак. Ведь день предстоит насыщенный. Вы отведаете старинные кабардинские блюда: жамуко (блюдо из сыра, яиц, творога), койжапха (молочная каша), ашрыкъ (кукурузный суп) с айраном и лакумами (пышки). Аутентичный и сытный завтрак зарядит вас энергией на весь день.
10:30 — 12:30 Отправляемся знакомиться с главными друзьями горцев — лошадьми. Не даром говорят, что конь — крылья джигита! Вы посетите конноспортивную школу и познакомитесь с боевой породой кабардинских лошадей Шагди. Для вас проведут часовой урок верховой езды с мастером джигитовки либо, если вы уверенно держитесь в седле, пригласят на двухчасовую конную прогулку по живописным холмам.
13:30 — 15:30 После физических нагрузок вы посетите геотермальные источники и час-два понежитесь в нарзане. Температура воды в бассейне более +40 градусов — она выходит с большой глубины, где нагревается близко расположенной магмой до +70 градусов. Такой отдых снимает мышечное напряжение и наполняет энергией гор.
17:00 — 20:00 После источников мы вернёмся в Нальчик, поднимемся на лучшую смотровую площадку и полюбуемся городом в лучах заката.
На этом можно завершить путешествие или посетить ресторан «Сосруко». Необычное сооружение выполнено в виде легендарного богатыря, героя нартского эпоса. По вашему желанию и предварительной договорённости для вас организуют банкет с шоу-программой и живой национальной музыкой. Солисты государственного академического ансамбля танцев «Кабардинка» исполнят несколько танцев и проведут мастер-класс. А тамада расскажет о традициях местного гостеприимства и застолья.
Организационные детали
Задать вопросы гиду Вы можете пообщаться с гидом до оплаты заказа и получить ответы на все интересующие вас вопросы
Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре
Меня зовут Александр. Я родился и вырос в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, больше 10 лет жил и работал в Москве. С возрастом понял, что хочу вернуться: мне и моим детям лучше жить на свежем воздухе у подножия великолепных гор, чем в душном мегаполисе. Я люблю свою родину и хочу поделиться с вами частичкой этой любви. Я и мои коллеги станут вашими проводниками, гидами и просто приятными собеседниками. До встречи!
Отзывов пока нет
Написать отзыв можно только после посещения.
Отзывов на другие предложения команды
Тур просто замечательный. ! Александр профессионал своего дела Отличное знание истории местности кухни Все прошло на самом высоком уровне Ездили с внуком 6 лет Все прошло превосходно Рекомендую Самые высокие роуенки
Я первый раз была в горах, а тем более на такой экскурсии(с ночёвкой) мне пока не с чем даже сравнить, но скажу одно, что оооочееееень понравилось🥰😍 я восторге, а сколько было эмоции, просто не описать/передать словами вам🥰перезагрузилась,отдохнула и в принципе, что искала то нашла в этой поездке☺️ Александра, мне рекомендовали как надёжного и хорошего гида. Поэтому по ехала именно с ним🥰 Ну скажу так что и не зря☺️ Как человек он очень отзывчивый,внимателен и самое главное понктуален😁 одним словом прекрасный гид, аккуратный водитель и очень душевный человек🤗💖💓
Всё очень понравилось! Виды шикарные! Спасибо Александру за незабываемый день.
Александр забрал нас прямо из нашей гостицы. В Верхней Балкарии увидели, что в горах нет облаков, поэтому немного изменили маршрут и прокатились по горным дорогам до альпийских лугов, потом спустились в ущелье, где отдохнули (и выпили настоек) на берегу горной реки. Также привезли сувениры в виде горного хрусталя, который сами отковыряли)) Главный плюс – Александр не завозил нас в магазины сувениров, рассказал, где можно купить в Нальчике гораздо дешевле. Например, нож на голубом озере продается за 7-8 тысяч, я купил за 3,5. А что это за магазин – узнаете на экскурсии)
Всё было замечательно, прекрасные горы, Александр, который увлечен ими, открыл нам их красоту и мы тоже в них влюбились. Обязательно вернёмся сюда, и будем с радостью открывать их красоты вместе с Александром. С ним было очень легко, весело и интересно. Спасибо ему огромное за этот удивительный день.
История творится там, где люди. Первобытные люди не задумывались, что они творят историю, когда 70 тысяч лет назад делали из кремния наконечники копий и охотились на бизонов. А сейчас археологи изучают палеолитические стоянки в Краснодарском крае и в Кабардино-Балкарии. К сожалению, стоянки немногочисленны: неандертальцев было мало, да ещё им помешали извержения Эльбруса и Казбека 40 тысяч лет назад.
В раннем бронзовом веке (4-3 тысячелетие до н.э.) появились колесницы, курганные захоронения и металлические орудия. Людей на Северном Кавказе стало больше: учёные даже выделяют отдельную Майкопскую археологическую культуру, распространённую на территории современных Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Краснодарского и Ставропольского края. Майкопцы преимущественно занимались скотоводством, немножко земледелием и активно торговали с соседями из Закавказья, Балкан и Центральной Азии.
В позднем бронзовом веке (XII-XI века до н.э.) сформировалась знаменитая Кобанская культура, охватив территорию всего Северного Кавказа и Закавказье. Название культуре дано по селению Верхний Кобан в Северной Осетии. Кобанцы пасли стада на пастбищах, выращивали зерновые, торговали со степными соседями и достигли очень высокого по тем временам уровня металлургии на основе собственных рудников. Активно использовались многокомпонентные сплавы, появились первые изделия из железа. Наиболее характерны для кобанской культуры бронзовые орудия труда, украшения, оружие и доспехи. Они часто украшались чеканкой, инкрустацией и гравировкой. Часть из них признаны шедеврами прикладного искусства. Неудивительно, что кавказское холодное оружие так знаменито: корни традиций его изготовления уходят на глубину не менее трёх тысячелетий.
Познакомьтесь с культурой и традициями народов Северного Кавказа на нашем туре «В гости на Кавказ!»
В VII в. до н.э. к северу от Кавказских гор образовалось государство скифов, в III в. до н.э. их сменили сарматы и гунны. Это были кочевые народы, главным богатством которых был скот и лошади, а для скота и лошадей важнее всего обильные сочной травой пастбища. Недостатка в сочной траве не было: даже сейчас, в эпоху тотальной распаханности, биологи отмечают необычайное богатство травянистого покрова кавказских предгорий.
В VI-XII веках н.э. территория Северного Кавказа была под властью кочевого Хазарского каганата, в подчинении которого были местные оседлые народы, среди которых были аланы. В X веке они освободились от хазарской зависимости создали собственное государство. Алания была христианским государством, дружественным Грузии и Византии. Через горные перевалы Алании проходил Даринский путь – ответвление Великого Шёлкового пути. Самым оживлённым был маршрут через Клухорский перевал – недалеко от Домбая и Архыза. Учёные предполагают, что поселение алан возле посёлка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии могло быть столицей Алании – Магасом. Здесь до наших дней сохранились православные храмы X-Xi веков, они являются памятниками архитектуры и популярными экскурсионными объектами. Ильинская церковь в Нижнем Архызе – самый древний действующий христианский храм России.
Хотите посетить древние христианские храмы Северного Кавказа? Поехали с нами на экскурсию в Верхний Архыз!
В 1230-е годы Алания пала под нашествием татаро-монголов. Аланы были частично истреблены, частично ушли в горы и, смешавшись с местными народами, сформировали новый этнос – осетин. Предгорные территории Алании со временем были заняты адыгами, и возникло новое политическое образование – Кабарда. Подробнее о народах Северного Кавказа (а их более 50!) можно почитать здесь.
Первые русские поселения появились на реке Терек ещё в XVI веке. Медленное, но упорное продвижение Русского государства на Кавказ ускорилось после русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В 1777-1829 годах в предгорьях Северного Кавказа между Азовом (совр. Ростовская область) и Моздоком (совр. Северная Осетия) была построена укреплённая Азово-моздокская линия. Она состояла из десяти крепостей, две из них дали начало Пятигорску и Ставрополю. Позже Азово-Моздокская линия была дополнена одиннадцатой крепостью – Кисловодской. При крепостях были основаны казачьи станицы, куда переселились казаки с Придонья и Волги.
Азово-Моздокская линия не сыграла существенной роли в войнах России против Персии и Османской империи, но имела большое значение в Кавказской войне, которая длилась почти полвека и закончилась в 1864 году. В разное время в сражениях Кавказской войны принимали участие Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Полежаев, Александр Бестужев-Марлинский и другие поэты и писатели. Кавказ сыграл в их творчестве заметную роль, а творчество Михаила Лермонтова сыграло заметную роль в развитии туризма на Кавказе. Лермонтов часто бывал на курортах Кавказских Минеральных вод, описывал их в своих стихах и романах, и здесь, в Пятигорске, оборвалась его недолгая жизнь.
Приглашаем на наш экскурсионный тур «Лермонтов и Кавказ»: Пятигорск, Домбай, Кисловодск.
Горское население Кавказа мало занималось земледелием. Появление переселенцев сильно изменило ландшафты Северного Кавказа: за сравнительно небольшой период крестьяне и казаки распахали степи, основали много хуторов и сел, вывели местные особые сорта пшеницы и породы скота. Рядом с бескрайними полями Ставрополья обустраивались курорты Кавказских минеральных вод. Открывали двери многочисленные санатории, работали именитые доктора, и в Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки приезжали тысячи больных, лелея надежду обрести здоровье. К концу XIX века, после реформ 60-70-х гг., начала развиваться промышленность. Было открыты новые месторождения, строились заводы, начала работать железная дорога. Потом была Первая мировая война, революция, крах Российской империи, установление советской власти и изменение административного устройства региона.
Подробнее читайте здесь: Северный Кавказ: Семь республик и КМВ
Вторая мировая война пришла на Кавказ с эвакогоспиталями. С осени 1942 до февраля 1943 года территории Северного Кавказа были оккупированы, но после поражения в Сталинградской битве оставлены немецко-румынскими войсками. На базе санаториев и лечебниц снова были развёрнуты многочисленные госпитали для раненых советских солдат и офицеров. После окончания войны Кавказские Минеральные Воды продолжали развиваться как лечебный и горнолыжный курорт. Сейчас КавМинВоды имеют статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации. Сюда едут не только подправить здоровье, но и полюбоваться умопомрачительными пейзажами природы Северного Кавказа, познакомиться с традициями горских народов и пополнить копилку знаний о своей стране.
Приезжайте и вы. Мы вас ждём.
Географический регион Восточная Европа ⁄ север Передней Азии (в зависимости от варианта проведения границы Европа–Азия)
Население абазины, аварцы, адыги, азербайджанцы, балкарцы, даргинцы, ингуши, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, осетины, русские, чеченцы, рутулы, удины и др.
Площадь 258 300 км²
В составе России
Включает Краснодарский край, Адыгею, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию — Аланию, Ингушетию, Чеченскую республику, Дагестан, Ставропольский край, Ростовскую область (частично), Калмыкию (частично)
Государства на территории
Является самым многонациональным историко-культурным регионом России. Северный Кавказ по частям входил в состав Российского государства, начиная с XVI века и полностью присоединён в 1864 году, по окончании Кавказской войны.
С точки зрения физической географии Северный Кавказ может относиться как к Европе, так и к Азии, в зависимости от варианта проведения границы Европа-Азия — по Кумо-Манычской впадине, как это принято преимущественно в европейской (в том числе в советской и российской) географической традиции, что исключает из европейской части России весь Северный Кавказ; либо по водоразделу Большого Кавказа (такая версия наиболее распространена в Америке) — при таком подходе Северный Кавказ может полностью находиться на территории Европы (за исключением причерноморской полосы: Сочи, Туапсе, Геленджика, Новороссийска, и Анапы).
В ноябре 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана было провозглашено государство Горская республика. Этим же решением ЦК Союза объединённых горцев был преобразован в Горское правительство. Весной 1919 года Дагестан заняли войска генерала Деникина, после чего Горское правительство заявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.
Этнографическая карта Кавказа (Элизе Реклю)
Народы Кавказа и языки 1990—2010
Большинство кавказских народов принадлежит в основном к Кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы:
северо-восточные и восточные субэтносы грузин: кахетинцы, хевсуры, мохевцы, тушины, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, ингилойцы;
западные субэтносы грузин: аджарцы, гурийцы, имеретинцы, лечхумцы, мегрелы, сваны;
Ингушские боевые и смотровые башни на закате
Христиане других конфессий
Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России (помимо Сибири и Алтая), в которой сельскохозяйственные угодья занимают более 70 % территории.
Регион — место расположения лучших морских и горных курортов России, среди которых курорты Краснодарского края, кавказские Минеральные Воды, Долинск, Приэльбрусье, Домбай, перспективное Каспийское побережье.
Значительны природные ресурсы региона: имеются большие запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины, запасы водных биологических ресурсов (рыба и морепродукты), имеет выход в 3 моря (Чёрное, Азовское, Каспийское).
Побережья Северного Кавказа обладают особым торговым значением для страны, здесь расположены важные порты: крупнейший российский морской порт Новороссийск, порты Туапсе, Сочи, Анапа, Краснодар (пристань на р. Кубань), порты Ейск, Махачкала, Дербент; Проходят крупные маршруты транспортировки континентальной нефти и газа: КТК, нефтепровод Баку — Новороссийск, газопровод Голубой поток и Турецкий поток, строящийся продуктопровод Саратовский НПЗ — Волгоградский НПЗ — Новороссийск. К порту Новороссийска ведут также крупные железнодорожные и автомобильные магистрали (крупнейшая «Дон»), к Анапе — , от пос. Джубга на Туапсе, Сочи, Адлер — . От Ростова, от ст. Павловская идет автомагистраль на Минеральные Воды, Махачкалу, Баку.
Визовый режим с Азербайджаном
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Орехов С. Я., Молодкин П. Ф., Дугуян Д. К. По Северо-Западному Кавказу. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1968.
Сафронов И. Н. Геоморфология Северного Кавказа. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1969.
Чупахин В. М. Физическая география Северного Кавказа. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1974.