Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ

Нравственные ценности, идеалы, принципы

Что такое ценности

Ценности – это то, что имеет большое значение для человека. Ценности могут быть материальные и духовные.

Жизнь как высшая нравственная ценность

Жизнь считается высшей нравственной ценностью. Важно уважать и беречь жизнь как свою, так и других людей.

Понятие чести

Честь – это соблюдение моральных или этических норм, сохранение достоинства и уважение к себе.

Понятие достоинства

Достоинство – это уважение к себе, своим убеждениям и принципам.

Что такое человечность

Человечность – это понимание и сочувствие к другим людям, уважение их интересов и свободы.

Взаимосвязь этих понятий

Честь, достоинство и человечность тесно связаны между собой и помогают формировать наше нравственное поведение.

Организационный момент

  • Добрый день, ребята!
  • Сегодня на уроке мы будем говорить о жизненных ценностях, о высшей нравственной ценности человека и о принципах и идеалах.
  • Давайте вспомним определения, которые нам понадобятся.

Изучение нового материала

  • Какие ценности для вас являются важными?
  • Можем ли мы разделить ценности на материальные и духовные?
  • Чему учит нас притча Чашка кофе?
ПонятиеОпределение
ИдеалыОбразцы для подражания, нечто совершенное
ЦенностиВажные и ценные аспекты жизни
ПринципыПравила или основания, от которых нельзя отступить

В ходе урока важно помочь учащимся понять нравственные ценности, уважение к человеческим идеалам и принципам. Основываясь на принципах чести, достоинства и человечности, мы можем развивать свое нравственное мышление и поведение.

Притча о выборе чашек и качестве жизни

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Чему учит эта притча?

Любить жизнь, наслаждаться ею.

Постановки перед учениками:

  1. Жизнь – это вызов, прими его.
  2. Жизнь – это долг, исполни его.
  3. Жизнь – это игра, сыграй в нее.
  4. Жизнь бесценна, береги ее.
  5. Жизнь – это богатство, храни его.
  6. Жизнь – это таинство, познай его.
  7. Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
  8. Жизнь – это обещание, исполни его.
  9. Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
  10. Жизнь – это песня, спой ее.
  11. Жизнь – это борьба, прими ее.
  12. Жизнь – это трагедия, перебори ее.
  13. Жизнь – это возможность, не упусти ее.
  14. Жизнь – это красота, восхищайся ею.
  15. Жизнь – это блаженство, вкуси его.
  16. Жизнь – это мечта, реализуй ее.
  17. Жизнь – это приключение, испытай его.
  18. Жизнь – это удача, поймай ее.
  19. Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
  20. Жизнь – это борьба, борись за нее.

(Заслушать варианты ответа нескольких учеников)

Смысл жизни

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!

Работа над понятиями честь и достоинство

Ребята, давайте вспомним героя из сказки Золотая антилопа. О каких моральных качествах можно сказать о главном герое?

  1. Честный
  2. Настоящий друг

Note: Притча о выборе чашек позволяет задуматься о том, что истинное счастье и качество жизни не зависят от материальных благ, а важнее обращать внимание на внутреннее содержание и умение наслаждаться моментами.

Значение понятия Честь и достоинство в истории

Когда вы слышали это слово? Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: Даю честное слово!

Читайте также:  Методическая разработка урока по предмету орксэ

Честь – это…

Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.

Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит…

Пример из истории

Раскроем это понятие на примере исторической личности.

Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю как в давние времена, так и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.

Я предлагаю вам познакомиться с одним из них. Это князь Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.

Подвиги князя Александра Невского

Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами не в силе Бог, а в правде, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.

Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.

Достоинство и Честь

Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь.

Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтобы добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. Истину мне сказали, что нет князя подобного ему.

Значение чести и достоинства

  • Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

  • Достоинство помогает осознать собственную ценность.

  • Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

Работа с понятием человечность

У каждого человека есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.

  • Принципы: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Видеоролик За руку с богом

Посмотрите видеоролик, и понимайте о каком принципе или качестве говорится.

Завершение

История князя Александра Невского доказывает, что честь и достоинство играют важную роль в жизни человека. Будьте справедливы, действуйте по правилам и следуйте принципам человечности.

Человечность: ключевой принцип

Сегодня мы поговорим о важном качестве – человечности.

Что такое человечность?

Человечность – это система позитивных качеств, которые отражают осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, живым существам и природе.

Даже в самых тяжелых ситуациях человек должен сохранять свою человечность, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Итог урока

  • Мы обсудили различные аспекты нравственности человека, ценностей, принципов и идеалов.
  • Какие выводы вы сделали для себя после урока? Над чем задумались?
  • Предлагаю вспомнить фразы, которые закрепляют значение человечности:
    • Самое дорогое у человека – это жизнь.
    • Моя честь – это моя жизнь; Берегите в себе человека.

Легенда

В далекие времена существовала удивительная семья из 100 человек, где царили мир, любовь и согласие. Их добродетель искренности дошла до верховного правителя.

Задачи урока

  1. Развитие представлений о семье.
  2. Формирование понятий о семейных ценностях и традициях.
  3. Воспитание уважения к семье и Родине.

Личностные результаты

  • Формирование интереса к учению и развитие доброжелательности.
  • Умение планировать и контролировать учебные действия.
  • Способность выделять проблемы, формулировать гипотезы и решать задачи.
  • Развитие сотрудничества и позитивных эмоций.

Методы и оборудование

Проектор, интерактивная доска.

Активность урока

  • Подведение к теме через загадку о семье.
  • Определение семьи как важнейшего аспекта в жизни.
  • Подчеркивание семейных ценностей и радостей.

Выводы

Семья – это основа для каждого человека. Важно ценить и беречь своих близких, искренне относиться к ним и поддерживать чувство семейного единства.

Задание на урок

Определите тему урока: семья.

– Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием «семья». Мы поговорим о таких понятиях, как «семейные традиции», «семейные ценности», узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.

. Актуализация знаний обучающихся.

-Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

с возможностью делать добро людям».

. Работа над новым материалом.

1. Семейные ценности

– Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

– Что же может объединять семью?

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.

– Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»

Читайте также:  Параграф гдз юдовская история 7 класс

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.

– Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)

– Какую семь можно назвать счастливой?

Ценности счастливой семьи:

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Совместное времяпрепровождение.

2. Составление кластера

– Чем крепка семья? Давайте составим кластер «Семья».

3. Семейные традиции.

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

– Назовите основные семейные традиции:

• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.

• Совместные игры с детьми.

• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.

• Традиции гостеприимства, семейный обед.

• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.

4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»

5. Составление синквейна «Семья»

Первая строка – существительное – центральное понятие темы,

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,

Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.

Воспитывает, защищает, помогает

Моя семья – ячейка общества

. Рефлексия. Игра «Свеча любви»

Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».

Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

. Подведение итогов.

2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.

4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.

Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;

развитие интереса к окружающему миру;

формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;

содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Читайте также:  О милосердии

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Основы светской этики

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *