Конспект урока по ОРКСЭ
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Что такое ценности
Ценности – это то, что имеет большое значение для человека. Ценности могут быть материальные и духовные.
Жизнь как высшая нравственная ценность
Жизнь считается высшей нравственной ценностью. Важно уважать и беречь жизнь как свою, так и других людей.
Понятие чести
Честь – это соблюдение моральных или этических норм, сохранение достоинства и уважение к себе.
Понятие достоинства
Достоинство – это уважение к себе, своим убеждениям и принципам.
Что такое человечность
Человечность – это понимание и сочувствие к другим людям, уважение их интересов и свободы.
Взаимосвязь этих понятий
Честь, достоинство и человечность тесно связаны между собой и помогают формировать наше нравственное поведение.
Организационный момент
- Добрый день, ребята!
- Сегодня на уроке мы будем говорить о жизненных ценностях, о высшей нравственной ценности человека и о принципах и идеалах.
- Давайте вспомним определения, которые нам понадобятся.
Изучение нового материала
- Какие ценности для вас являются важными?
- Можем ли мы разделить ценности на материальные и духовные?
- Чему учит нас притча Чашка кофе?
Понятие | Определение |
---|---|
Идеалы | Образцы для подражания, нечто совершенное |
Ценности | Важные и ценные аспекты жизни |
Принципы | Правила или основания, от которых нельзя отступить |
В ходе урока важно помочь учащимся понять нравственные ценности, уважение к человеческим идеалам и принципам. Основываясь на принципах чести, достоинства и человечности, мы можем развивать свое нравственное мышление и поведение.
Притча о выборе чашек и качестве жизни
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Чему учит эта притча?
Любить жизнь, наслаждаться ею.
Постановки перед учениками:
- Жизнь – это вызов, прими его.
- Жизнь – это долг, исполни его.
- Жизнь – это игра, сыграй в нее.
- Жизнь бесценна, береги ее.
- Жизнь – это богатство, храни его.
- Жизнь – это таинство, познай его.
- Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
- Жизнь – это обещание, исполни его.
- Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
- Жизнь – это песня, спой ее.
- Жизнь – это борьба, прими ее.
- Жизнь – это трагедия, перебори ее.
- Жизнь – это возможность, не упусти ее.
- Жизнь – это красота, восхищайся ею.
- Жизнь – это блаженство, вкуси его.
- Жизнь – это мечта, реализуй ее.
- Жизнь – это приключение, испытай его.
- Жизнь – это удача, поймай ее.
- Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
- Жизнь – это борьба, борись за нее.
(Заслушать варианты ответа нескольких учеников)
Смысл жизни
Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.
Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!
Работа над понятиями честь и достоинство
Ребята, давайте вспомним героя из сказки Золотая антилопа. О каких моральных качествах можно сказать о главном герое?
- Честный
- Настоящий друг
Note: Притча о выборе чашек позволяет задуматься о том, что истинное счастье и качество жизни не зависят от материальных благ, а важнее обращать внимание на внутреннее содержание и умение наслаждаться моментами.
Значение понятия Честь и достоинство в истории
Когда вы слышали это слово? Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: Даю честное слово!
Честь – это…
Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит…
Пример из истории
Раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю как в давние времена, так и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Я предлагаю вам познакомиться с одним из них. Это князь Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Подвиги князя Александра Невского
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами не в силе Бог, а в правде, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Достоинство и Честь
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь.
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтобы добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. Истину мне сказали, что нет князя подобного ему.
Значение чести и достоинства
Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Достоинство помогает осознать собственную ценность.
Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
Работа с понятием человечность
У каждого человека есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
- Принципы: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.
Видеоролик За руку с богом
Посмотрите видеоролик, и понимайте о каком принципе или качестве говорится.
Завершение
История князя Александра Невского доказывает, что честь и достоинство играют важную роль в жизни человека. Будьте справедливы, действуйте по правилам и следуйте принципам человечности.
Человечность: ключевой принцип
Сегодня мы поговорим о важном качестве – человечности.
Что такое человечность?
Человечность – это система позитивных качеств, которые отражают осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, живым существам и природе.
Даже в самых тяжелых ситуациях человек должен сохранять свою человечность, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
Итог урока
- Мы обсудили различные аспекты нравственности человека, ценностей, принципов и идеалов.
- Какие выводы вы сделали для себя после урока? Над чем задумались?
- Предлагаю вспомнить фразы, которые закрепляют значение человечности:
- Самое дорогое у человека – это жизнь.
- Моя честь – это моя жизнь; Берегите в себе человека.
Легенда
В далекие времена существовала удивительная семья из 100 человек, где царили мир, любовь и согласие. Их добродетель искренности дошла до верховного правителя.
Задачи урока
- Развитие представлений о семье.
- Формирование понятий о семейных ценностях и традициях.
- Воспитание уважения к семье и Родине.
Личностные результаты
- Формирование интереса к учению и развитие доброжелательности.
- Умение планировать и контролировать учебные действия.
- Способность выделять проблемы, формулировать гипотезы и решать задачи.
- Развитие сотрудничества и позитивных эмоций.
Методы и оборудование
Проектор, интерактивная доска.
Активность урока
- Подведение к теме через загадку о семье.
- Определение семьи как важнейшего аспекта в жизни.
- Подчеркивание семейных ценностей и радостей.
Выводы
Семья – это основа для каждого человека. Важно ценить и беречь своих близких, искренне относиться к ним и поддерживать чувство семейного единства.
Задание на урок
Определите тему урока: семья.
– Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием «семья». Мы поговорим о таких понятиях, как «семейные традиции», «семейные ценности», узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.
. Актуализация знаний обучающихся.
-Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
с возможностью делать добро людям».
. Работа над новым материалом.
1. Семейные ценности
– Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
– Что же может объединять семью?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.
– Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
– Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)
– Какую семь можно назвать счастливой?
Ценности счастливой семьи:
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Совместное времяпрепровождение.
2. Составление кластера
– Чем крепка семья? Давайте составим кластер «Семья».
3. Семейные традиции.
– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
– Назовите основные семейные традиции:
• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
• Совместные игры с детьми.
• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
• Традиции гостеприимства, семейный обед.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.
4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»
5. Составление синквейна «Семья»
Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.
Воспитывает, защищает, помогает
Моя семья – ячейка общества
. Рефлексия. Игра «Свеча любви»
Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
. Подведение итогов.
2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ