Сценарий Притча Погорельцы
Учащиеся начальной ступени (7–11 лет) общеобразовательных, в том числе православных школ и воскресных школ.
Для чего
Притча Погорельцы может быть использована педагогами на уроках ОРКСЭ при изучении таких тем, как: Милосердие и сострадание или Зачем творить добро?. Также может реализовываться в рамках внеурочной деятельности. Работа содержит сценарий для инсценировки притчи и авторскую видеозапись.
Автор
Кумбрасьева Ася Евгеньевна, Учитель начальных классов в организации Частное образовательное учреждение религиозной организации Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Православная гимназия имени Серафима Саровского г. Дзержинска. Призер (3-е место) конкурса Клевер ДНК за 2022 год в номинации Творческий подход к ДНК, подноминации Кинопритча.
Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 22:05.
Цели и задачи
- Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях добро и зло.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014.
Этап урока
Образовательная цель
Актуализация знаний и мотивации, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.
Организация учебной деятельности
- Группа словесных методов: беседа, слово учителя.
- Группа наглядных методов: показ презентации.
Деятельность учителя
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Создание эмоционального настроя и налаживание контакта с классом.
Планируемые результаты
- Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Самоопределение к деятельности.
- Формирование учащимися представлений об этических понятиях.
Дидактические средства и оборудование
Интерактивное оборудование и самоопределение к деятельности.
Деятельность учащихся
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка своей готовности к уроку.
- Эмоциональная настройка на восприятие знаний.
Методы обучения
- Группа словесных методов: беседа.
- Группа наглядных методов: показ презентации.
- Повторение пройденного материала.
- На прошлом уроке говорили о правилах общения
- Блицтурнир: разделение на команды и соединение терминов с их понятиями.
Подготовлено Кумбрасьевой Асей Евгеньевной, педагогом с опытом и призером конкурса Клевер ДНК.
Важное качество умения слушать
Как важно в нашем общении уметь находить гармонию и поддерживать положительные отношения. Это качество не менее важно, чем умение говорить. Умение слушать и понимать других – это одно из ключевых качеств, которое позволяет нам строить отношения на доверии и взаимопонимании.
Как сформулировать тему и цель урока
На уроке мы с вами поговорим о важном понятии – доброте. Доброта – это качество, которое делает нас человеком. Мы разберемся, какие правила и поступки могут считаться добротой, а также почему важно проявлять доброту в нашей повседневной жизни.
Основные этнические понятия добро и зло
Добро и зло – вечные категории, которые определяют наши поступки и отношения. Добро, по мнению философов и мыслителей, является истинным золотом, которое способно создавать и укреплять положительные отношения. В то же время, зло – это противоположность добру и может проявляться в различных формах: в словах, поступках и мыслях.
Примеры проявления доброты
Давайте рассмотрим несколько примеров проявления доброты в нашей жизни:
- Помощь нуждающимся людям.
- Добрые слова и комплименты.
- Внимание и забота о окружающих.
- Прощение и терпимость к ошибкам других.
- Поддержка в трудных ситуациях.
Проявляя доброту к окружающим, мы делаем мир ярче и лучше для всех. Давайте запомним, что от добрых правил и поступков рождаются добрые слова и отношения.
Заключение
Доброта – это качество, которое делает наш мир лучше. Помните, что добрые поступки приводят к добрым отношениям, а добрые слова могут согреть чье-то сердце. Будьте добрыми друг к другу и уважайте различия, чтобы жить в мире и гармонии.
Важность обучения детей этике и доброте
Различать их нам взгляд человеческий дан! Омар Хайям
Ответы детей на важные вопросы
Ответы детей позволяют понять их понимание каждого изречения. Они формулируют свои выводы и подкрепляют их доказательствами, воспринимают и формулируют суждения, планируют действия по решению учебных задач. Усвоение новых способов действий происходит через обсуждение.
Методика обучения
| Группа методов | Примеры |
|---|---|
| Словесные методы | Беседа |
| Наглядные методы | Презентация, показ |
| Внешний контроль | Раздаточный материал |
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 21.
- Прочтите сказку Василия Александровича Сухомлинского Мальчик и колокольчики ландышей.
- Обсудите вопросы по сказке:
- Что понял, но не смог выразить мальчик?
- Почему говорят, что красота спасёт мир?
- Почему важно проявлять добрые качества?
Динамическая пауза
- Организуйте динамическую паузу для снижения напряжения.
- Выполните движения за учителем или по видео.
- Повторите изученный материал для закрепления.
Работа в рабочей тетради
- Определите существенные признаки для классификации звуков.
- Сравните результаты своей работы с одноклассниками.
- Составьте пословицу, соединяя левую и правую части.
Творческая работа
Работа с использованием добрых слов и поступков, анализ своей работы, оценка уровня усвоения материала.
Заключение
Технологическая карта урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс поможет в обучении детей милосердию и доброте.
Учебный план по изучению понятий милосердия и сострадания
Цель: Обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание как основу отношений между людьми.
Планируемые образовательные результаты урока:
- Осознание значимости чтения и выражение положительного отношения к процессу познания.
- Умение проявлять внимание, удивление и желание узнать больше.
- Понимание и сохранение учебной задачи, планирование своих действий.
- Составление устных диалогов и взаимодействие с окружающими.
- Осознанное восприятие притч и понимание нравственного содержания прочитанного.
Задачи урока:
- Сформировать знания о понятиях милосердие, сострадание и другие важные этические понятия.
- Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление и творческие способности учащихся.
- Формировать навыки милосердия, ответственности, уважения к другим людям и адекватной самооценки.
- Задуматься и обсудить понятия милосердия и сострадания через притчи и личные рассуждения.
Методы обучения и средства обучения:
- Объяснительно-иллюстративный, проблемный, словесный и ИКТ методы обучения.
- Учебник Основы светской этики Шемшурина А.И., ноутбук, мультимедийный проектор и другие средства обучения.
Оценка и самооценка:
Методы оценки включают учебную беседу, работу с иллюстративным материалом, устный рассказ, а также участие в учебном диалоге. Самооценка осуществляется через проявление интереса, внимания и учебной активности учащихся.
Ключевые понятия: милосердие, сострадание, этика, нравственность, притчи.
Метод стимулирования и мотивацииДобрый день всем! Добрым быть – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не влияют на нее года,Добрым надо быть всегда.Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.Включаются в учебную деятельность,эмоционально настраиваются на урок. выработать учебную мотивациюформирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания.формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
2.Создание проблемной ситуации, актуализация знанийПостановка проблемного вопросаПослушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?(См. Приложение 1)Если ты такой милосердный, то забирай даром- О чём эта притча?-Как назвал продавец мальчика?- Каким качеством обладал мальчик?- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?Осознают поставленную проблему
3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.4.Открытие новых знаний.Работа в тетрадяхРабота в группахВерно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие закон жизни»Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой) Сегодня на уроке мы и поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, милосердии .Запишите тему в тетради.- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей, мыслителей разных времён.Откройте учебники с.90Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) О чем слова поэта и мыслителя? Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.- Что при этом проявляет сочувствующий человек? – Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие.- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней?(милое сердцу, хорошее, доброе)? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? А теперь поработаем в группах. Найдите значения слов в словаре.Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». 3.сочувствие 4.сопереживание Зачитайте значения слов.-Одно из самых красивых слов на свете – слово . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. А в чём же проявляется милосердие?- В не обижающей человека помощи. Какой, например? Давайте послушаем сообщение ученикаПонятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. Санкт -Петербурге, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. А в наши дни есть место милосердию? Существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.- Напишите в тетради в столбик следующие слова:- Есть ли между ними разница? Какая?Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека. – Какое самое сильное? Оценивание, прием«Ладошка»- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая. А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ. – В этих ответах ваш опыт милосердия. Тема нашего урока «Милосердие –закон жизни»Внимание, понимает чувства и мысли другого человекаВыполняют разбор слова «милосердие» по составу Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова уметь формулировать тему и цель урока выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностьюустанавливать закономерности, строить рассуждения; положительное отношение к учениюработа в малой группе.- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и –письменной форме;аргументировать свое мнение.договариваться о правилах общения и поведения.извлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;: уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. желание приобретать новые знания С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.
![]()
Рисунок на тему твори добро
![]()
![]()
![]()
Зачем творить добро 4 класс ОПК
![]()
![]()
Добрые дела презентация
![]()
![]()
![]()
Неделя доброты в детском саду
![]()
Доброта и Милосердие
![]()
Добро и зло творить всегда во власти
![]()
![]()
Спешите делать добро
![]()
Доброта спасёт мир классный час
![]()
Пожелания мира и добра на земле
![]()
Что такое добро и зло?
![]()
Пока живешь твори добро лишь путь добра спасение души
![]()
Высказывания о благотворительности
![]()
Зачем творить добро картинки
![]()
Стихи о доброте короткие и красивые
![]()
Твори добро классный час
![]()
Поздравление с днем эколога
![]()
![]()
Лозунг про доброту
![]()
Картинки на тему зачем творить добро
![]()
![]()
Акция творим добро
![]()
Твори добро чтобы любя добро тебя нашло

"Зачем творить добро"нарисовать для8 класса
![]()
Зачем творить добро презентация
![]()
Классный час доброта
![]()
![]()
![]()
Жизнь дана на жобрый дела
![]()
![]()
![]()
Твори добро сердце
![]()
Делать добрые дела
![]()
Поделись своей добротой
![]()
Зачем делать добро
![]()
Плакат Дари добро
![]()
![]()
Доброта спасет мир
![]()
![]()
Стихотворение о добре
![]()
![]()
Спеши творить добро
![]()
Пословицы о доброте и милосердии
![]()
![]()
Спешите творить добро
![]()
Поделись своей добротой презентация
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

Твори добро для 4 класса Оркис
![]()
Проект зачем творить добро
![]()
Зачем творить добро 4 класс ОРКСЭ
![]()
Проект по этике как творить добро
![]()
![]()
![]()
![]()
Красивые слова про добро
![]()
![]()
Жизнь дана на добрые дела
![]()
![]()
![]()
![]()
Спешите делать добро презентация
![]()
![]()
Зачем творить добро доклад
![]()
Зачем творить добро фото
Класс: 4 класс.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая задача: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.
Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.
I. Самоопределение
– Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)
– Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке?
II. Актуализация учебного действия
– Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)
– Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?
III. Мотивация учебной деятельности
– Что такое экология?
– А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?
– Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.
IV. Открытие нового знания
– Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?
– Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.
- Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.
– Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).
– Что же такое «экологичность» поступков?
– Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.
– Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное – благо человека, его жизнь.
– Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?
– Стремлением сделать благо.
– Что же такое благо?
– Хорошее, приятное для другого.
– Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова
- Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».
Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.
– Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?
– Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?
– Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
– Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?
(Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)
Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.
Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки. Будьте добры опустите руки. Поднимите, пожалуйста, правую руку. Опустите, пожалуйста, правую руку. Похлопайте. Будьте добры, хлопните 3 раза. Тихонько сядьте. Тихонько сядьте, пожалуйста. Спасибо! Молодцы!
V. Применение полученных знаний
- Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».
– Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)
– Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
(Листок с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
сам будешь стар.
что большое слово сказать.
Все, что прекрасно –
так всем будет милее.
Доброе семя – добрый и всход.
на добро не надейся.
не будет прав.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Участники зачитывают свои пословицы.
Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.
- Этические задачи. Сценки.
Сценка первая
Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Сценка вторая
Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
Ребята, сделаем выводы:
– Чему учат нас этика и народная мудрость?
– Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.
– Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!
Золотое правило: что поливаем, то вырастет!
– А сейчас, ребята, посмотрите на наше «Дерево нравственности». Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.
VI. Рефлексия
– Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
Что вас удивило?
– Что заставило задуматься?
Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?
VII. Итог урока
Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».
учитель русского языка и литературы
Конспект урока по предмету
расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;
формировать у учащихся стремление совершать добрые дела;
развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
Ресурсы: толковые словари, карточки с буквами и заданиями, электронная доска.
1. Орг. момент. Мотивирование на учебную деятельность.
– Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. Наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Я вижу, что у вас хорошее настроение, именно такое настроение понадобится нам на сегодняшнем уроке. Улыбнёмся друг другу, ведь улыбка дарит добро и радость.
– На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
2. Актуализация знаний.
– Ребята, понравилось вам стихотворение? О чём оно? Помогло ли оно настроиться на наш урок? Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
3.Собщение темы урока.
– Да, ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о доброте.
Дети записывают тему урока в тетради.
4. Постановка задач урока.
– Какие задачи запланируем на урок?
Дети вместе с учителем ставят цель и задачи урока.
– Сегодня мы постараемся достичь не только этих задач, но может получиться так, что в ходе урока мы узнаем еще что-то новое, получим возможность научиться чему-то другому. В конце урока сравним поставленные задачи с результатами нашей работы.
5.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
– Ребята, как могла закончиться эта история? Повернитесь друг к другу, обсудите 1 минуту свой вариант конца истории. Затем мы выслушаем все варианты и сравним с тем, что нам расскажет Николай Андреевич.
Ребята в парах обсуждают свой вариант окончания истории, затем оглашают свой вариант.
– Ребята, в чём же суть этой истории? О каком качестве человека говорится в данной истории?
– Найдите объяснение этого понятия в словаре и запишите в свои тетради.
(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям. Стремление делать добро людям).
Дети работают в парах.
(добродетель, добродетельность, доброволец, добровольность, добродушие, добряк, добрый, добропорядочный, добродетельный, добродушный).
– Устали? Давайте немного отдохнём!
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко всем сесть.
6. Первичная проверка понимания.
– Молодцы! Вы знаете, что значит быть добрым человеком.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает выжить им в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Старайтесь сами чаще следовать этим правилам!
Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить.
Добрый человек – это человек, который совершает хорошие поступки.
– Посмотрите, какое у нас получилось замечательное дерево! Ребята, а как мы назовём свое дерево, исходя из темы урока?
-Ребята, я надеюсь, что вы не забудете, о чём мы сегодня говорили на уроке, и продолжите наш путь к доброте. Ведь доброта – это волшебное лекарство, которое вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.
– Итак,подведем итог нашего урока.
Наполни свое сердце добротой,
Сиюминутно поделись с другими,
И стихнет тут же ветер ледяной,
И дождь прольется в чахнущей пустыне.
И кто-то то вновь поверит в чудеса,
А кто-то то путь отыщет в темной чаще,
Благословят кого-то небеса,
И непременно ищущий обрящет.
Отдав добро, не жди его в ответ,
И в этом есть, мой друг, секрет успеха!
Другим даря блага и яркий свет,
Ты будешь сам счастливым человеком!
– У вас на партах лежат оценочные листы (Прил. 2). Прочитайте задание и заполните лист.
– Спасибо за урок!
1вариант: привести примеры проявления доброты из фильмов, художественной литературы.
2 вариант: найти высказывания известных людей о добре, доброте, милосердии.
1.Старайся всегда видеть в людях __________ и __________ .
2.Будь ___________ к людям.
3.Не бойся предлагать свою _____________ тем, кто в ней нуждается.
4.Помогай __________, __________, попавшим в __________ .
1.Старайся всегда видеть в людях доброе и хорошее.
2.Будьвнимателен к людям.
3.Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается.
4.Помогайбольным, слабым, попавшим в беду.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/538922-konspekt-uroka-po-odnknr-napolni-serdce-dobro
ОРКСЭ