Путешествие в Бурятию: открытие буддийского мира
Бурятия может привлечь путешественников не только Байкалом, гигантской головой Ленина в Улан-Удэ и национальным блюдом под названием буузы. Сегодня регион — центр российского буддизма со множеством интересных для туристов и паломников святынь.
Международный буддийский форум
С 17 по 19 августа в Улан-Удэ прошел Международный буддийский форум под названием Традиционный буддизм и вызовы современности. Участниками мероприятия стали более 600 человек из 13 стран, в том числе главы Бурятии и Калмыкии.
Из-за разнообразия посетителей форум напоминал научно-практическую конференцию, саммит государств, исповедующих буддизм, и собрание людей, посвятивших себя изучению учения Будды.
Буддийские святыни и культурные объекты
Главным бенефициаром мероприятия стала Республика Бурятия, показав зарубежным гостям свои многочисленные святыни и культурное наследие.
Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы
18 августа участники обсудили феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, которое хранится в Иволгинском дацане. Считается, что Хамбо-лама оставил свое тело в 1927 году и ушел в нирвану, и сейчас его тело является объектом поклонения.
Хамбо-лама восседает в позе лотоса за стеклянной перегородкой, к нему следует подходить поодиночке, мысленно задавать свой вопрос и ощущать ответ на него.
С чего начать?
Понять, что буддизм для Бурятии — это не просто вера ради картинки, можно, пообщавшись с местными жителями и получив советы, куда стоит отправиться. Посещение Иволгинского дацана и поклонение нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова будет отличным началом путешествия в мир буддийской культуры.
Путеводитель по буддийским дацанам Бурятии
Сначала лучше все же ознакомиться с исторической частью — и посетить Музей истории Бурятии имени М. Н. Хангалова, где собрана богатая коллекция буддийских скульптур и изображений.
Тибетский буддизм пришел к бурятскому населению Забайкалья из Монголии в XVII веке, а в 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам. За два века здесь сформировалась мощная школа изобразительного буддийского искусства (в частности, скульптуры), появилась традиция буддийских мистерий, получила мощное развитие тибетская медицина.
Какие маршруты притягивают туристов
Как заявил глава региона Цыденов на пресс-конференции по итогам форума, в Бурятии уже есть готовые маршруты для паломнического и культурно-познавательного туризма по святым для буддистов местам.
- Иволгинский дацан
- Зандан Жуу
- Лик богини Янжимы
Эти места привлекают туристов своей историей и религиозным значением.
По совету ламы
Храмовых буддийских комплексов (дацанов) в Бурятии 28, и каждый из них по-своему интересен.
По словам ламы Дымбрыла Дашибалданова, доктора буддийской философии, стоит посетить:
- Анинский дацан
- Кяхтинский дацан Балдан Брэйбун
В каждом из них есть свои уникальные особенности и история, которые стоит узнать.
Как вести себя в дацане
В буддийских святынях следует проявлять уважение к местной религии. Не стоит шутить, делать громкие звуки и фотографировать без разрешения. При посещении дацана лучше следовать правилам, чтобы сохранить духовную атмосферу места.
Добро пожаловать в Бурятию и погрузитесь в удивительный мир буддийской культуры!
Посещение буддийского монастыря в Бурятии
Буддисты терпимы к ошибкам, поэтому специально готовиться к посещению монастыря не нужно. Достаточно соблюдать простейшие правила приличия:
- не шуметь,
- не курить,
- не фотографировать во время молитвы.
Цилиндры с мантрами
В бурятских дацанах, а также в других местах, можно встретить крутящиеся цилиндры на подставках. Крутить их можно и даже нужно, так как в них заключены мантры.
Правила в Иволгинском дацане
При посещении Иволгинского дацана в селе Верхняя Иволга, важно правильно входить и выходить из дугана. Центральный вход используют только священнослужители. Для мирян установлены левый и правый входы:
- Войти следует в левый,
- Выходить — через правый, и обязательно по часовой стрелке.
Во время молитвы следует вести себя тихо, но можно подойти к монахам за благословением, по очереди и также по часовой стрелке.
Информация о монастыре
- Местоположение: Верхняя Иволга
- Назованные насельники: Итигэлов, Даши-Доржо
- Реликвии: нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова
- Настоятель: Цырендылыков, Аюр Дагбадоржиевич
История и современность
Буддийская традиция в СССР была полностью уничтожена в 1930-х годах. В конце Великой Отечественной войны начали открываться храмы и церкви, в том числе и буддийские дацаны. Дацан в Иволгинской долине был построен в 1945 году, а в 1991 году при нем был создан Буддийский университет.
Славные события
- В 1945 году проведена первая открытая служба Сахюусан хурал.
- В 1948 году был возведен первый Цогчен-дуган.
- В настоящее время в дацане проводятся ритуалы и службы-хуралы, посвященные важным событиям буддийской истории.
Вход в монастырский комплекс
В монастырский комплекс входят:
- Центральный ступенчатый вход для священнослужителей
- Левый вход для мирян
- Правый выход для мирян
Посещение буддийского монастыря – это удивительное путешествие в духовный мир буддизма, где можно отдохнуть и вдохновиться всем, что дает эта древняя религиозная традиция.
Монастырь Иволгинский Дацан
Иволгинский Дацан — монастырь в Республике Бурятия, Россия, является одним из крупнейших буддийских храмов в этом регионе. Образован в 1945 году как центр религиозного и культурного развития буддизма в Бурятии.
Монастырь Иволгинский Дацан: Расположение и История
Монастырь Иволгинский Дацан расположен в 5 км от города Улан-Удэ, на берегу озера Иволга. Основан в 1945 году в качестве центра духовной жизни буддистского сообщества. Кроме своего религиозного значения, монастырь является популярным туристическим объектом.
Значимые места в монастыре
- Резиденция Хамбо-ламы
- Здание библиотеки
- Учебные корпуса Буддийского университета Даши Чойнхорлин
- Летняя гостиница
- Музей памятников буддийского искусства
- Священные ступы-субурганы
- Служебные помещения и дома лам
- Вольер для косуль
Мероприятия и особенности
Площадь монастыря Иволгинского Дацана составляет несколько гектаров, на территории которого есть все необходимые объекты для религиозного и образовательного функционирования. Здесь проводятся соревнования по традиционным бурятским видам спорта, таким как борьба и стрельба из лука. Также рядом с монастырем находится небольшой стадион и ипподром.
Нетленный лама Итигэлов и его послания
В 2002 году было обнаружено тело Итигэлова, которое находилось в земле 75 лет, но не подверглось тлению. Тело было изъято и помещено в Этигэл-дуган, специально построенный дворец. Монахи получают послания от Итигэлова, которые содержат не только религиозные, но и повседневные уроки.
Будущие мероприятия
Буддийский форум Традиционный буддизм и вызовы современности планируется провести 17-19 августа в Республике Бурятия в Улан-Удэ. Форум посвящен обсуждению религиозных, философских и культурных аспектов буддизма, а также целям международного диалога.
Буддийский монах Дамба Аюшеев подчеркнул важность Буддийской традиционной сангхи в России и за ее пределами, обратив внимание на их роль в сохранении культурных традиций и духовном развитии общества.
Как видите, монастырь Иволгинский Дацан не только является историческим и религиозным центром, но также уникальным объектом изучения для исследователей мозга и медитации. Его значение в современном мире продолжает расти, привлекая к себе внимание как верующих, так и ученых.
ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН /Бурятия/, 18 августа. /ТАСС/. Российские буддисты, в том числе уроженцы Бурятии, достойно участвуют в специальной военной операции и защищают интересы страны в борьбе с Западом. Об этом заявил глава Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.
Конференция проходит в рамках международного буддийского форума "Традиционный буддизм и вызовы современности" проходит в Улан-Удэ с 17 по 19 августа. В нем участвуют гости из Вьетнама, Индии, Китая, Монголии, Мьянмы, Непала, Таиланда, Шри-Ланки и других буддийских стран. Всего более 80 иностранных участников, среди них – проректоры буддийских университетов Китая, Монголии, представители научных и общественных организаций, монахи Шаолиньского монастыря.
Организаторы форума – Буддийская традиционная Сангха России, правительство Бурятии, Фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям при поддержке Фонда Росконгресс. Целью форума является всестороннее обсуждение вопросов развития буддизма, буддийской культуры, философии и практики, а также создание новой площадки международного диалога. Форум проводится в рамках празднования 100-летия Республики Бурятия.
Глава буддистов рассказал об одной особенности "нетленного ламы" из Бурятии
Температура "нетленного ламы" выше температуры среды
Известный своими трудами по развитию буддизма в России Хамбо лама Этигэлов, согласно официальным свидетельствам, скончался в 1927 году, но перед тем собрал учеников, сказал им проверять его могилу и сел в позу лотоса для медитации. Его тело в этой позе погребли в кедровом кубе. В 2002 году куб подняли из земли – и обнаружили тело ламы в нетленном состоянии. Проводившиеся до 2005 года научные изыскания объяснения этому феномену не дали. Нетленное тело ламы Этигэлова в позе лотоса хранится за стеклом в специально построенном для него дугане (храме) в центре Иволгинского дацана. Буддисты Бурятии и многочисленные паломники со всего мира почитают его как святыню.
Около ста участников первого международного буддийского форума из 14 стран мира поклонились нетленному телу Этигэлова в пятницу в Иволгинском дацане в Бурятии. Затем глава Буддийской традиционной сангхи России открыл в расположенном на территории дацана Буддийского университета в рамках форума конференцию "Феномен XII Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Этигэлова".
По словам ламы Аюшеева, Будда Шакьямуни ушел, а Будду Будущего Майтрейю ждать еще две тысячи лет – "надо заполнять вакуум", что и сделал Хамбо лама Этигэлов.
Аюшеев сообщил, что температура тела Хамбо ламы Этигэлова на 2-3 градуса выше температуры окружающей среды, "потому что в нем есть энергия". Ее ему дают "сознание и разум", уверен Аюшеев.
Первый Международный буддийский форум "Традиционный буддизм и вызовы современности" проходит в Бурятии 17-19 августа. В нем участвуют десятки видных представителей буддийского духовенства, государственные деятели, ученых из разных стран мира, в истории и современной жизни которых значительную роль играет буддизм. Основная цель форума – всестороннее обсуждение вопросов развития буддизма, буддийского образования и культуры, философии и практики, а также создание новой площадки международного диалога. Организаторами форума выступают Буддийская традиционная Сангха России, правительство Бурятии, Фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям при поддержке фонда "Росконгресс".
В Иволгинском дацане в рамках форума открылась конференция "Феномен XII Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Этигэлова".
Участники буддийского форума в Бурятии приняли совместное обращение
Феномен XII Пандито Хамбо ламы обсудили в Бурятии на международном буддистском форуме. Главное событие буддистского мира проходит в республике уже второй день. Почему тело Даши-Доржо Итигэлова остается нетленным, и какой урок из этого должны извлечь верующие?
Буддизм – одна из самых миролюбивых религий. Ее смысл в несовершенном человеке: ему свойственны ошибки; жизненный путь подойдет к концу, когда ошибок станет меньше, а осознания больше. Как говорят буддисты – тело разрушится, когда сознание возьмет верх над разумом.
Дамба Аюшеев, XXIV Пандито Хамбо лама – глава Буддийской традиционной Сангхи России: Будда ушел и не вернется. А Будду Майтреи надо ждать более 2000 лет. Кто-то же должен заполнять эту паузу, этот вакуум. И нам Хамбо-лама Итигэлов, оставляя свое тело, как бы заменил Будду Шакьямуни и Будду Майтреи.
Задача же буддиста на жизненном пути – быть осмотрительным, беречь свое тело, давая возможность развиваться сознанию. Иначе в следующей жизни буддизм изучать он уже не сможет. Тот, кто жил не осознавая, переродится в животное. Задача форума – взять лучшее.
Тендзин Чойдак лама, Шаджин лама Калмыкии: Есть очень много стран, народов, которые тысячелетиями исповедуют буддизм, и у нас есть возможность понять и перенять их опыт. Так как в большинстве своем люди, которые считают себя буддистами, они не изучают глубоко философию. Когда буддистская философия переплетается с культурой народа, то понимание начинается с малых лет.
Если говорить проще, современность столкнулась с проблемой в понимании учения. Из-за этого страдают сами люди. Избавиться от страданий поможет выбор правильного пути, это и есть путь верующего к нирване. И в том, чтобы нашли его как можно больше людей, по мнению участников форума, заинтересован весь буддистский мир.
Гелек Нацык-Доржо лама, Камбы лама Тывы: Конечно же всех нас объединяет наш учитель Будда Шакьямуни. Мы приехали из республики Тыва, тоже большая делегация: наши ученые, наши представители власти и Тувинский государственный университет.
Проведение форума инициировали правительство и глава Бурятии, инициатива поддержана президентом России. Итогом форума должна стать резолюция буддистов. На нее рассчитывают и Буддийская традиционная Сангха России и Фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям.
Буддистский подвижник из Бурятии Даши-Доржо Итигэлов официально умер 90 лет назад. Согласно завещанию, ушел в нирвану, попросив эксгумировать его спустя треть века.
Девяносто лет назад лама Даши-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников, попросил молиться за него и впал в медитативное состояние – ушел в нирвану. «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет, через 75 лет достаньте из земли», – сказал он перед этим.
В том же сидячем положении ламу переместили в кедровый куб и засыпали солью, как он и завещал. В последний раз экспертизу тела Итигэлова делали в 2005 году, после чего монахи категорически запретили любые проверки и даже фотосъемку.
Почти век его тело то набирает вес, то сбрасывает, выделяет влагу и не разлагается как все остальные.
Кем был самый знаменитый российский буддист
Он родился в 1852 году на территории современной Бурятии, в местности Улзы-Добо. Кем были его родители, история умалчивает. Единственное, что достоверно известно – мальчик рано лишился родителей. Со временем это стало поводом для легенд среди монахов о его божественном происхождении: якобы бурят появился на свет сразу пятилетним, как делают только божественные существа – будды и бодхисаттвы (будущие будды).
Став сиротой, Итигэлов работал пастухом и испытывал, по словам монахов, тягу к надгробиям и ритуальным предметам. Мальчик пригонял скот на кладбища и играл там с покойными, соскребывая их волосы и приговаривая: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мертвыми». В то время бурятские народы не употребляли гроб и, как правило, не закапывали покойных в землю, а клали их на помост среди деревьев или гор. А однажды Итигэлов пришел к людям с палкой и водруженным на нее человеческим черепом. «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть», – сказал тогда про него знакомый лама.
Монашеские легенды рассказывают об этом человеке множество невероятных вещей (вроде того, что перед ним расступалась вода). Но что достоверно известно – Итигэлов в 15 лет пришел в буддийский монастырь в 300 км от его родных мест и 23 года постигал учение. Он преподавал, возглавил монастырь, удостоился личной аудиенции императора Николая ІІ и стал главой буддистов Восточной Сибири незадолго до Первой мировой войны.
С приходом атеистической советской власти Итигэлов советовал ламам покинуть страну, предвидя массовые аресты. Сам при этом из страны так и не уехал, утверждая, что его «взять не успеют». Согласно документам, он умер в возрасте 75 лет в 1927 году.
«Считали, что это прикол бурятских буддистов»
Но достали тело бурята спустя 28 лет, а не 30. В тот год в Бурятии был сильный ураган, и к нему решили обратиться за помощью с молитвами. Ящик вскрыли, суставы его якобы были подвижны, кожа сохранила эластичность, а в районе сердца ощущалось тепло. Ему сменили одежду и вновь закопали в землю. То же самое повторили в 1973 году.
В 2002-м, в завещанный год, Итигэлова в ящике подняли из земли и перенесли в Иволгинский дацан (буддийский монастырь недалеко от Улан-Удэ). Крышку не открывали всю ночь, монахи только молились и жгли костры. Утром приехал судебно-медицинский эксперт, и ящик вскрыли. Соль лежала на уровне плеч, а голова Итигэлова, по словам свидетелей, была как у живого человека. «Все сначала считали, что это некий прикол бурятских буддистов. А теперь не считают. Внутренние органы у него нормальные. Глаза нормальные. Приезжал недавно один эксперт, сказал, что у него тело человека, который умер несколько часов назад», – рассказывает директор Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова Янжима Васильева.
Это, впрочем, не дает оснований утверждать, что лама жив. Анализ кожи показал превышение нормы брома в теле в 40 раз, а температура тела буддиста ниже 20 градусов – абсолютный признак смерти.
Монахи, разумеется, утверждают обратное (за исключением далай-ламы, он предпочитает не комментировать). Как и тысячи верующих паломников к телу Итигэлова. Тем более что тело после изъятия из саркофага набирало вес до 2 кг ежегодно, и за шесть лет общий вес увеличился примерно на 10 кг. Иногда на теле заметна избыточная влага, напоминающая пот.
Но этим феноменам ученые нашли нерелигиозное объяснение. Высокая концентрация брома есть в бобовых, а бром способен подавлять чувствительность организма, ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне, но почти не влиять на участки мозга, контролирующие дыхание и кровообращение.
Гипотеза такова, что Итигэлов при жизни целенаправленно ел много бобовых, а затем с помощью самогипноза отключил жизненные энергообменные функции своего организма. Иначе говоря, погрузился в глубокую медитацию и впал в анабиоз, после чего наступила смерть. А соль или высушенные ткани могут сорбировать пары воды и влиять на вес тела на открытом воздухе.
Первый Буддийский международный форум «Традиционный буддизм и вызовы современности» состоится в Республике Бурятия с 17 по 19 августа. Форум соберет лидеров международного буддийского сообщества, выдающихся ученых, государственных и общественных деятелей из буддийских стран и регионов России.