Самоопределения к деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Постановка учебной задачи
Открытие нового знания
Работа по теме урока
Самостоятельная работа и самопроверка
Итог урока. Рефлексия
Поприветствуем друг друга. Улыбнитесь своему товарищу по парте.
Пожелайте своему соседу хорошей работы на уроке.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать важные этические понятия и нормы, правила поведения.
- А наш класс можно назвать коллективом? Почему?
Давайте обратимся к словарям и выясним как образовалось слово КОЛЛЕКТИВ
Просмотр и работа над видеороликом Ежик. О доброте и дружбе
Главная мысль ролика? (Доброта и дружба в коллективе)
- Сформулируйте тему урока
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ так говорил: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.
Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку.
Какое важное качество должно быть в жизни коллектива?
Слово зашифровано на доске:
- Почему так важно уважать друг друга?
Работа с учебником
Давайте прочитаем об этом в учебнике. с. 69
Запишите себе в тетрадь одно понравившееся высказывание
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
Включается веселая песня про дружбу.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чем была их ошибка?
Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.
-Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
Взаимопомощь и дружба: ключевые понятия совместной жизни
В совместной учебе и работе важным элементом является взаимопомощь, взаимная выручка и поддержка в преодолении трудностей. Эти качества способствуют укреплению товарищеских отношений и созданию дружественной атмосферы.
Главные правила взаимной помощи и поддержки
Несмотря на то, что в повседневной жизни возникают всякие конфликты и разногласия, важно помнить о взаимопомощи и дружбе. Необходимо:
- Не спорить по пустякам: ценить мнение других и уметь находить общий язык.
- Оказывать поддержку: помогать одноклассникам и коллегам, если они в чем-то нуждаются.
- Показывать заботу: проявлять чуткость и внимание к окружающим не только в крупных делах, но и в мелочах.
Эмоциональная составляющая взаимоотношений
Настроение и эмоции играют важную роль в общении. Важно:
- Замечать настроение ребят: показывать интерес к состоянию близких.
- Быть внимательным: обращаться к другим по имени и проявлять уважение.
- Заступаться за друзей: поддерживать одноклассников в трудную минуту и выступать за справедливость.
Создание законов дружбы
Для укрепления классного коллектива, можно создать законы дружбы и вместе придумать девиз класса. Например, окружиться кругом, взяться за руки и поделиться самыми важными правилами дружбы.
Слово о друге
Приятным и теплым жестом будет написать рассказ о своем друге, отметив его хорошие качества. Такой подарок может укрепить дружеские отношения и создать еще больше позитива во взаимоотношениях.
Эти простые правила взаимопомощи, поддержки и дружбы могут стать основой для гармоничных отношений в коллективе. Помните, что дружба – это ценное и важное качество, которое делает нашу жизнь светлее и насыщеннее.
Коллектив и Урок по дружбе
Определение:
- Коллектив Заимствованное из латинского коллективус — сборный (от коллигерэ — собирать).
- Связанные слова: коллекция (собрание), колледж (школа с пансионом).
Методы работы на уроке:
- Дети смотрят видеоролик и формулируют тему урока.
- Слушают легенду внимательно.
- Предлагают варианты ответов.
- Работают с учебником и тетрадью.
- Воспроизводят веселую песню про дружбу и танцуют.
- Анализируют и высказывают мнения.
- Работают с учебником, тетрадью и карточками.
- Объединяются в группы и создают законы дружбы.
Ожидаемые результаты:
- Личностные: преодоление трудностей, завершение работы.
- Метапредметные: понимание учебной задачи, поиск решений.
- Предметные: знание качеств дружбы, связь дружбы с социальным здоровьем.
Умения:
- Целеполагание и планирование.
- Координация и сотрудничество.
- Слушание и обсуждение.
- Работа в группах и парах.
Цель: Развить у детей понимание дружбы и важности дружеских отношений в обществе.
Открытый урок Икона. Священные образы
Детали:
- Класс: 4
- Тема: Иконы и духовное содержание
- Программа: Школа России
- Учитель: Н. А. Бессонова
Цели урока:
- Раскрыть смысл иконописного изображения и помочь ученикам постигать духовное содержание иконы.
- Передать знания об иконописи, её отличиях от живописи, средствах создания икон, иконописцах.
- Изучить чтимые святыни Подольска и Подмосковья.
Задачи:
- Рассказать о появлении первой иконы и почитании образов Христа Спасителя, Богородицы.
- Дать обзор разнообразия икон.
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №25
г. Подольска Московской области
[Закрыть статью]
Познакомление с иконами и святынями в Свято-Троицком соборе
Хотите познакомиться с историческими святынями, находящимися в Свято-Троицком соборе города Подольска? Давайте совершим заочное путешествие.
Цели учебного занятия
- Познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон и творчеством великих иконописцев: Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека.
- Воспитать чувство уважения перед талантами мастеров иконописи.
- Показать связь прошлого и настоящего через общение с духовной культурой.
- Расширить кругозор и словарный запас учащихся.
- Развивать логическое мышление и способность к художественному восприятию.
- Воспитывать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Привить способность слушать других и сопереживать, а также культуру общения в работе парами.
Методы обучения
- Использование учебного пособия Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры для 4 класса.
- Зрительный ряд: иконы и иллюстрации икон.
- Колокольный звон Благовест и спокойная музыка для создания атмосферы.
- Демонстрация на доске репродукций икон и использование художественных принадлежностей.
Рекомендуемая литература
- Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия 9-начало 20 в.
- Георгиева Т.С. Христианство и русская культура
- Деревенский Б.Г. История христианства
- Колбовский Ю.Я., Степанова Т.А. Православие и русская культура
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья
Примерный план урока
- Введение. Цитата из Казачьей колыбельной песни М.Ю. Лермонтова.
- Знакомство с темой урока: символы христианства – иконы и их создатели.
- Постановка проблемного вопроса.
Путешествие в мир икон позволит учащимся расширить свои знания, развить культуру общения и способности к художественному восприятию. Давайте отправимся вместе в увлекательное путешествие по истории искусства и духовности!
Лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? ( Изображения Христа, Богоматери, святых). – слово греческое и по – русски, означает «образ», «изображение». О святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения до смерти. Почему же икона — Священный образ? Как появилась первая икона? Для чего православному человеку икона? (Постановка проблемных вопросов для обсуждения. Дети высказывают свои предположения) Постараемся найти на уроке ответы на эти вопросы.
3. Изучение нового материала. Выдвижение детьми гипотез решения поставленной проблемы и их обсуждение, выбор наиболее подходящего ответа.
Как появилась первая икона. УЧАЩИЙСЯВ те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь велел, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог придти к Нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришёл в храм, где учил народ, и приступил к работе. Но, как он ни старался, всё было напрасно. Видя его бессилие, Христос взял полотенце, приложил к Лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался Нерукотворный Образ Спасителя. Этот Образ стал первой иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он тотчас поправился.
Образ Христа Спасителя. Ребята, за этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон Православной Церкви. (показ слайда). Обратимся к учебнику с. 62, иллюстрация 56. ( три заранее подготовленных читают наизусть):
(К. Д. Бальмонт)
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона тёмная Христа,
Сокрытого в небесной славе.
Ребёнку ты была
Весь мрак тобою был низринут,
Весь мир заполнен синевой,
Ребёнку ты была живой,
Зачем же я тобой покинут?
Твои черты безгласно строги,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
(Она старинная; запылившаяся; грязная; нарисована чёрной краской)
– Почему икона названа вечной?
(На ней изображён Вечный Бог; она сделана из крепкого, прочного материала)
( С иконой можно разговаривать; на иконе изображён небесный мир; иконе, как человеку требуется еда и сон)
( Бессмертии, о спасении; о приобретении богатства)
Бессмертная мечта – надежда людей на спасение.
- Образ Пресвятой Богородицы.
Наряду с образом Христа Спасителя на иконах изображают образ Богородицы — Матери Божией.
Богоматерь Умиление (или Милующая). Она изображается склонившейся к Сыну, как бы ищущей у Него милости к людям. Такое изображение дано на иконе Божией матери «Владимирская» (показ слайда).
Богоматерь Одигитрия (или Путеводительница). Изображение на иконе напоминает о том пути, по которому должен идти в своей жизни христианин. Матерь Божия держит на руке Богомладенца. Он благословляет человека и в руке держит свиток с Законами жизни. Такое изображение дано на иконе Божией Матери «Гребенская» (показ слайда).
Богоматерь Оранта (Молящаяся) . Она изображена с воздентыми руками как Молитвенница о людях. Такое изображение представлено над Горним местом алтаря во Владимирском храме Спасо – Бородинского Монастыря. (Московская область, Можайский район). Богородица стоит во весь рост, являя Собой незыблемое основание для всех христиан, прибегающих к её защите.
Заочное путешествие в Свято-Троицкий собор г. Подольска. УЧИТЕЛЬ: Дети, а кто из вас видел образы Спасителя, Богородицы, в храмах нашего города? А какие храмы, соборы в нашем городе вы знаете? ( Свято-Троицкий собор, храм Воскресения Христова, храм Ильи Пророка, храм Знамение).
(Звучит колокольный звон)
Дети, вы слышите эти звуки? Догадайтесь, что это?
Встаньте около парт. Закройте глазки, послушайте звучание колоколов. (Дети стоят и слушают)
– Что вы представили?
Храм, людей с благодарными, радостными лицами около храма, возможно – православный праздник, внутреннее убранство храма, просторы нашей России.
адитесь на свои места.
Сегодня колокольный звон привёл нас в следующее святое место, в котором мы также заочно побываем — это иконописная мастерская.
Христианская икона является как бы окошком в Небесный мир, который человек не может увидеть своими глазами. Она может рассказать не только о событиях Священной истории, но также передать духовную красоту изображённых на ней святых.
( рассказывают заранее подготовленные к уроку ученики) . К написанию иконы иконописец тщательно готовился. Прежде всего, он в молитве обращался за помощью к Богу, чтобы просветил Бог разум и даровал силы отобразить священный образ. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше. Он внимательно следил за своими мыслями и чувствами, не допуская в них ничего недоброго. Это называлось постом.
Для написания иконы специально готовилась доска, которую долго высушивали, даже несколько лет. Из всех пород деревьев предпочитали липу и сосну — в них меньше сучков. Затем плотник выглаживал её поверхность топором и передавал иконописцу. Дальше на доску натягивали холст – паволоку, защищавшую от трещин на дереве. Для прочности паволока покрывалась смесью из рыбного клея и толчёного мела. Такая смесь называлась левкас. Высохшую поверхность иконописец полировал медвежьим зубом.
. Затем иконописец приступал к написанию иконы. Он готовил особые краски. -Ребята, как вы думаете, из чего делали краски? (Ответы детей)
Для красок использовали травы, цветы, разноцветные природные камешки – минералы. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с яичным желтком, разводили водой. Такая краска с добавлением яиц называлась темпера. Оклады для икон изображались отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они выполнялись из металлов, тканей с шитьём, вырезались из дерева и покрывались левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже – почти всю её поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног. Иконописные изображения, могут быть выполнены на сырой штукатурке стены храма. Такие росписи называются фресками. Особенно часто встречаются фрески в верхней части храма — под куполом. . Иконы также создаются из разноцветных кусочков или стёклышек, закреплённых на стенах особым раствором. Такие изображения называются мозаикой.
- Знаменитые иконописцы.
На Руси было много знаменитых иконописцев. Самыми известными из них являются святой преподобный Андрей Рублёв, мастер Дионисий, Феофан Грек.
а) Андрей Рублёв.
Андрей Рублёв жил в 14-15 веках. Достоверных сведений о его жизни и творчестве сохранилось немного. Первое летописное известие об Андрее Рублёве относится к 1405 году, когда сообщается о его участии совместно с Феофаном Греком в росписи Кремлёвского Благовещенского собора.
Самое совершенное произведение Рублёва — Икона «Троица», выполненная для Троице-Сергиевой обители. Икона не содержит бытовых деталей. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша с головою тельца — символ искупительной жертвы Христа. Расположение ангелов не случайно: по нимбам можно провести круг, центр которого находится в жертвенной чаше. Круг с древности считался олицетворением гармонии. Икона полна одухотворённости, высокой просветлённости и торжественного покоя.
Основной смысл иконы: величие жертвенной любви, когда Отец посылает Своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность Сына. Иисусу Христа пойти на эти страдания, принести себя в жертву людям.
В 15-16 веках жил ещё один выдающийся мастер школы живописцев-Дионисий. Современники очень высоко ценили его работы, которым свойственна декоративность и праздничность.
Из росписей Дионисия история донесла до нас один, но полностью сохранившийся цикл — роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В центре — фреска, изображающая Божию Матерь с Божественным Младенцем Христом на престоле, которым поклоняются ангелы и весь небесный и земной мир. Заступница за род человеческий перед Своим Сыном, Пресвятая Дева Мария, выступает в этих фресках главным объектом почитания и поклонения.
в) Феофан Грек.
В историю русской и мировой культуры, как великого мастера церковной живописи вошло имя Феофана Грека. Все работы этого иконописца выполнены двумя красками: охрой (цвет земли) и белилами (свет, огонь).
До наших дней дошли лишь немногие иконы, написанные Феофаном Греком. Прежде всего это знаменитая «Донская» икона Божией Матери ( ок. 1395 г.). Считается, что она написана под влиянием Владимирской иконы Божией Матери и относится к тому же иконографическому типу – «Умиление».
Мария наклонила голову к Божественному Младенцу, который сидит на её правой руке и лицом прижимается к Её щеке. Мать прижимает Сына двумя руками, причём ножки Иисуса обнажены выше колен, и обе покоятся на левой руке Богородицы. Особо в иконе выделяются золотой и синий цвета. Золотом, помимо фона, написаны одежды Христа, кайма на мафории Богородицы и звёзды.
Лицо Марии на Донской иконе печально и полно внутренней просветлённости и нежности; она как бы предвидит трагическую судьбу Своего Сына,. В иконе есть удивительная деталь — синий свиток в руке Иисуса, перевитый тонкой золотой нитью. Это символ Его учения, Слова, пришедшего в мир.
Икона Донской Богоматери — двусторонняя, выносная. На оборотной стороне написан образ Успения Пресвятой Богородицы. На ложе возлежит Божия Матерь; вокруг апостолы, которые пришли проститься с Ней. Их лица полны скорби и печали. В центре позади ложа стоит Иисус Христос в одежде золотого цвета; в руках у него душа Марии в виде запелёнутого младенца.
Существует предание, что перед битвой Дмитрия Донского на Куликовом поле пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой икону Донской Божией Матери. Всё время, пока шла битва, этот образ находился среди русских войск. После битвы донские казаки преподнесли икону в дар.
В 1591 г. неожиданно вторглись в пределы Русской земли крымские татары. Они подошли к самой Москве и раскинули свой стан на Воробьёвых горах. Уповая на помощь свыше, царь Фёдор Иоаннович (1557-1598) приказал совершить вокруг городских стен крестный ход с иконой Донской Богоматери. Потом её перенесли в обоз русских войск, защищавших Москву. Ночью царь после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала Свою помощь. И действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле боя и стали спасаться бегством. В честь этой чудесно дарованной победы царь Фёдор Иоаннович на том месте, где стояла во время битвы икона, основал монастырь. Он был назван Донским по имени иконы.
- Закрепление. Сравнение иконы и картины.
Ребята, а сейчас вы выполните работу в парах о обобщите, всё, о чём мы на уроке узнали.
– На ваших партах лежит раздаточный материал — различные изображения.. Возьмите их. Распределите на две группы. (Дети выполняют работу).
– На какие группы распределили?
«Донская Богоматерь» Феофана Грека, «Спас Нерукотворный».
«Секстинская мадонна» Рафаэля, М. А. Врубель «Царевна-Лебедь».
Сравните по плану икону и картину и подумайте, есть ли между ними отличия.
1. Какова главная задача?
2. Каким бывает фон?
3. Нимб-золотой круг вокруг головы.
4. Задний план и линия горизонта.
5. Самое важное.
1. Какова главная задача?Священный образ, предстоим в молитве, путь к спасению.Произведение искусства, созерцаем, путь эстетического становления человека.
2. Каким бывает фон?Золотой фон-символ Божественного света (бывает красный и синий).Может быть любого цвета.
3. Нимб-золотой круг вокруг головы.Есть. Это символ святости.
5. Самое важное.Зависит от жанра картины.
- Заключение. Разрешение проблемы.
Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи — познакомились со священными образами, совершили путешествие по святым местам нашего края, побывали в иконописной мастерской, узнали о великих иконописцах.
Почитая святые иконы, христиане поклоняются не самой иконе (доске), а Личности того, кто изображён на ней. Икона — Священный образ, она приглашает человека к молитве, к подражанию жизни святых, в которой главное — любовь к людям, укрепляет в нас силы и в великой молитве совершает чудеса.
(Звучит тихая мелодия)
ИКОНА И МОЛИТВАВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть,Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.
Есть сила благодатнаяВ созвучие слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.
- Домашнее задание.
Продолжите маршрут духовного краеведения.
Есть ли в вашем доме икона?
Как она называется?
Каков её образ?
Как икона попала в ваш дом?
Для каких целей эта икона в вашем доме?
Спасибо за урок!
Открытый урок по ОРКСЭ
Тема: « Чистый ручеёк нашей речи»
Учитель: Гильмаева Нурия Мухаматнуровна
Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи (это мелодия речи) – доброжелательный, дружеский, спокойный
Основные средства наглядности: Презентация, карточки для чтения стихотворений, капельки.
Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слова
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
– Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести)
Какое продолжение вы придумали к предложениям с точки зрения правил этикета
II. Подготовка к восприятию нового материала
а) Слайд 1
Приглашаю Вас завершить раздел об этикете беседой у нашего костра.
Представим, что мы в весеннем лесу. Ветерок шелестит молодыми листочками на деревьях, на полянке яркая зелёная травка и первые весенние цветы ласкают глаз. Рядом журчит вода в небольшой речушке. Слышны журчание, разноголосица птиц. Полюбуемся на красоту окружающей природы и поговорим.
б) Определение темы урока
Какое слово похоже на слово « речка»? – Речь. Речь и речка – что в них общего?
– Что общего? ( для речи так же, как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” – говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво
в) – Как же звучит тема нашего урока?
III. Работа с новым материалом
а) слайд 4
Ребята, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо) Он был лишен еды, одежды. Больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестаёт быть человеком.
Вывод: человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это радость, удовольствие, роскошь.
б) Наблюдения за эмоциональной окраской родной речи. Работа по учебнику с.43-44
Давайте у этого костра очистим нашу речь от всего, что ей мешает, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу. Чтобы весь мусор нашей речи исчез, надо его тщательно собрать. Для этого на листочках напишите часто употребляемые слова и звуки, которые засоряют вашу речь. Зачеркните их. Они исчезли. Теперь мы будем слышать чистый ручеёк нашей речи.
Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова”
Назовите эти слова. В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов?
Работа в группах
– Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Соединяют пословицы.
Ребята, прочитайте стихотворение.
Вывод: обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.
Предлагаю вам игру «Ручеёк». Встаньте парами друг за другом, взявшись за руки. Поднимите их вверх, образуя коридор. У кого нет пары входит в коридор, выбирая себе партнёра, говорит ему приветливые слова, и встаёт в конец коридора. Оставшийся один делает так же. Так образуется ручеёк новых пар и добрых слов.
III этап заключительный (оценочно-рефлексивный)
– Итак, я вам подготовила памятки. Они у вас лежат на партах. Прошу соблюдать эти правила. С чем часто сравнивают речь человека? (на партах лежат капельки, напишите на них слова, которые нужно употреблять в своей речи.
С чего начинается большая река? (с маленького ручейка)
-Нарисуем чистый светлый ручеёк, и чтобы он стал полноводной чистой рекой, добавим капельки – слова. Будет ли место для скверных слов?
Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?
Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.
Конспект урока по ОРКСЭ
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Что такое ценности. Жизнь как высшая нравственная ценность. Понятие чести. Понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Что такое человечность. Человечность как один из нравственных принципов
способствовать формированию у учащихся представлений о нравственных ценностях человека; сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности,объяснить значение понятий «честь» и «достоинство», «человечности»; взаимосвязь этих понятий в жизни. Воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
. Организационный момент.
-Добрый день, ребята.
-Ребята, я предлагаю Вам обратить внимание на доску.
(идеалы, ценности, нравственность, принципы, человечность, жизнь, главное, честь, достоинство)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы расширим знания о жизненных ценностях, познакомимся с высшей нравственной ценностью человека, а так же поговорим о принципах и идеалах.запись темы в опорном листе
Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся
Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе
это образцы для подражания, нечто совершенное
это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни
это правило или основание, от которого нельзя отступить
(самопроверка по образцу на доске)
Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.
– Какие ценности для вас являются важными?
-На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные
– А какая главная ценность для человека?
Докажите своё мнение.
Я предлагаю вам послушать притчу, а в конце ответить на вопрос: «Чему она учит? Её мораль»
Притча «Чашка кофе»
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
-Так чему учит эта притча?любить жизнь, наслаждаться ею)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
(заслушать варианты ответа нескольких учеников)
Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.
Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!
2. Работа над понятиями «честь» и «достоинство».
Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа»отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)
Что вы можете сказать о главном герое?
– Какие моральные качества присуще ему?честный, настоящий друг)
Когда вы слышали это слово?Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)
(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит
Раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».
Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)
– Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Достоинство помогает осознать собственную ценность
Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
3. Работа с понятием «человечность».
У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)
-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?
Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)
– Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)
– Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.
Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.
Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
4. Итог урока
-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности человека, о ценностях, принципах, идеалах.
-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?
– Над чем задумались?
Вы все правильно сказали. И завершить сегодняшний урок я хотела фразами . Прочитайте их.
Слайд 13 + Щ в облаке слов
Самое дорогое у человека – это жизнь.
Моя честь — это моя жизнь;
Берегите в себе человека.
– Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.