Притчи иисуса христаплан конспект урока 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ

Притчи Иисуса Христа

Кудрявцевой Ольги Александровны, учителя начальной школы высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 1056

Цели урока:

  • Знакомство с понятием притчи
  • Узнать об особенностях притчи
  • Познакомиться с текстом притчи
  • Учиться понимать смысл притчи
  • Развивать связную речь
  • Обогащать словарный запас
  • Расширить знания о нравственных понятиях
  • Воспитывать в детях осознанное отношение к выбору поступков

Необходимые материалы:

  • Конспект урока
  • Презентация Притчи Иисуса Христа
  • Православные мультфильмы
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Экран
  • Учебник Основы православной культуры О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко и др.

Повторение 10 заповедей

Слайд № 2

ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.

Слово притча означает сравнение явлений и вещей. Отсюда притча употребляется, как правило, для сравнения. Такие притчи обычно бывают очень короткими.

Иисус Христос поднял притчи на совершенно новый уровень. Он говорил с людьми на их языке и приводил картины, знакомые им. Основной целью Иисуса Христа было не создание произведений литературы или описание исторической обстановки, а передача духовных истин.

Христос желал пробудить совесть и зажечь веру в сердцах людей.

Знакомство с особенностями притчи.

Знакомство с притчами

Притча о блудном сыне

Откройте учебники стр. 69. Слайд № 7.

Чтение хорошо читающим учеником самой притчи.

О чём нам говорит эта притча?

Дальнейшее чтение объяснения притчи. Слайд № 8-9.

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, то Господь прощает ему все его грехи.

Притча о милосердном самарянине

Слайд № 10.

Откройте учебники стр. 72.

Дальнейшее чтение объяснения притчи. Слайд № 10

Иисус учит нас любить всех людей и помогать им, считая каждого человека своим ближним.

Притча о потерянной овечке

Слайд № 11.

Откройте учебники стр. 71.

Дальнейшее чтение объяснения притчи. Слайд № 11

В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. Смысл притчи в том, что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели.

А) Просмотр Православных мультфильмов.

Притча о блудном сыне – с 7.30 по 13.34 минут.

Притча о милосердном самарянине – с 2.18 по 6.30 минут.

Притча о потерянной овечке

Слайд № 12

Пословицы и притчи

Добро творить – себя веселить.

Доброе дело два века живет.

Кто добро творит, тому Бог благоволит.

Дай, Боже, меж людьми любви побольше!

Что такое притча?

Слайд № 13

Предмет: ОРКСЭ Основы светской этики. 4 класс.

Тема: Добро и зло.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель:

  1. Воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализировать поступки других.

  2. Воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим.

  3. Формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки.

  4. Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

Методы:

  • Эвристическая беседа
  • Игровой
  • Проблемно-поисковый
  • Метод релаксации
  • Наглядный

Формы работы:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Индивидуальная

Оборудование урока:

  • Ноутбуки
  • Интерактивная доска
  • Учебники

Развитие самостоятельности и личной ответственности

  1. Умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм.

  3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.

Важные навыки:

  1. Знание смысла понятий Добро и зло.

  2. Умение анализировать поступки на основе морального выбора.

  3. Умение приводить примеры хороших и плохих поступков.

Содержание педагогического взаимодействия

Организация рабочего места и настрой на работу:
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок. Начнем скорей урок!

Приветствие гостей урока

На экране картинка Белка и волк. Я хочу начать урок с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа.

Притча Белка и волк:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

  • Какая главная мысль притчи?
  • Определите тему урока. Ответьте.

Добро и зло: тема этики в обучении

Знакомы ли вам эти понятия? Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми.

Читайте также:  Курс основы религиозных культур и светской этики

Работа по учебнику

  • Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте определение ДОБРО.
  • Как вы дадите определение, что такое ЗЛО?
    Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик). Дают сами определение понятию ЗЛО.

Работа парами на ноутбуках

Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова.

  • Давайте проверим, как вы выполнили задание.
    Ученики, работая парами, распределяют слова в два столбика.

Проверка выполненного задания

Ученики на большом экране распределяют слова на группы. Учащиеся называют по очереди слова по группам.

Самостоятельная работа на основе полученных знаний

Индивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение.

  • Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты, как и слова, могут быть добрыми и злыми.
  • Поиграем в игру Жесты.
  • На экране ваших ноутбуков картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест.
  • Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрые.
    Ученики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная.

Игра Лишнее слово – коллективная работа

  • Доброе сердце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал: думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
  • В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.
    Задание:
  1. мастерить, сооружать, ломать, создавать
  2. храбрый, смелый, трусливый, отважный
  3. грустный, печальный, веселый, унылый
  4. благородный, рыцарский, подлый, геройский
  • Давайте проверим правильность выбора.

Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятся мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось.

Стихотворение

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
Добрый день и Добрый вечер.
И не зря ведь есть у нас
Пожелание В добрый час.
Доброта — она от века.

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: урок закрепления и применения знаний в новых условиях

Цель: Познакомить с произведением Волшебная пуговица, используя приемы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон данного произведения.

Поиск ответов

  • Задумайтесь, почему вы не смогли сразу ответить на мой вопрос?

Наволочки у нас сейчас не на пуговицах или встречаются очень редко, у пальто и платья могут быть другие застежки.

  • Как вы можете объяснить лексическое значение слова пуговица?

Ответы детей записываются на доску.

  • А возможно ли подобрать синоним к слову пуговица?

Застежка.

  • Может ли слово пуговица употребляться в переносном значении?

Варианты ответов детей.

  • Может ли это слово стать устаревшим?

Может, потому что у пуговицы много более удобных заменителей.

Работа со словарями

Группа А

  • Этимологический словарь: Исконное древнерусское суффиксальное образование от пугъвъ пуговица. По данным этимологического словаря русского языка слово восходит к древнеиндоевропейскому punjas куча, ком, масса.

  • Что общего между кучей, комом и массой и пуговицей?

Группа Б

  • Толковый словарь под ред. C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ПУГОВИЦА, -ы, ж. Застежка (обычно в виде твердого кружка), продеваемая в петлю.

Группа В

  • Толковый словарь В.И.Даля: ПУГОВИЦА, пугвица, пуговка, -вичка, вор. пугалка ж. кружек или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пуговица отъемная, (запонка). Села, как пуговка (надоедает). С пуговки на петельку перебивается (кое-как.) Пуговички золоченые, а три дня не евши (голодный).

  • Как вы понимаете словосочетание Нос пуговкой? (шутливое: курносый)

Работа с дополнительным материалом

  • Самостоятельное чтение материала, два человека выполняют одновременно задание на компьютере: найти два интересных факта о пуговице

  • А вы знаете, что у пуговицы есть своя история?

  • Работа в группах: по ходу чтения обучающиеся составляют скетчноутинг.

  • Что нового для себя вы узнали из текста? (дети называют факты)

Работа с текстом

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу.

  • Как вы понимаете выражение Не очень хорошо, путанно?

  • Решил взяться за ум, спасать душу ? (исправить свои жизненные ошибки)

Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал.

  • Почему? (потому что ждал за них вознаграждения)

Как-то он шел по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!

  • Как вы думаете, поднимет он пуговицу? (ответы детей)

Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

Потом он умер, и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает. Эх, – говорит себе человек, – и здесь не повезло!

  • Почему на весах добрых дел было пусто?

  • Почему удивился человек?

И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Добрые дела не в добрых делах живут, а в добром сердце.

– Подумайте, почему пуговица перевесила злые дела человека?

Обращение к личному опыту детей

(Приходим к выводу, что даже маленькое добро способно творить удивительные вещи, что добрые дела надо делать бескорыстно).

– Какое название вы бы дали этой притче?

Отдел образования и катехизации Нижегородской епархии

Нижегородская Духовная Семинария

Епархиальные педагогические курсы

«Притча как средство воспитания»

«Притча о неправедном судии»

МАОУ «Школа №139»

Г. Нижний Новгород

Тема: Притча как средство воспитания»

Иисус Христос часто употреблял в проповеди притчи. Однако делал Он это далеко не всегда. Иисус знал, что книжники и фарисеи, которые ходили слушать его притчи хотели подловить его на слове. Поэтому Он и сделал так, что смысл проповеди смогли понять лишь те, кто очень хотел его понять. Для этого Иисус и говорил с народом не напрямую, а притчами. Да-да, теми самыми баснями-загадками, которые невозможно понять, если сам рассказывающий не объяснит их. И фарисеи с книжниками оказались в нелепом положении. Они очень внимательно слушали, но ровным счетом ничего не могли понять. Иисус, стоя в лодке неподалеку от берега говорил:

Читайте также:  Учебный предмет орксэ основы религиозных культур и светской этики

— Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею сорняки и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда взошли и сорняки. Работники хозяина сказали ему: господин! Разве не доброе семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем сорняки? Он же сказал им: враг человека сделал это. А работники сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, вырвем их? Но он сказал: нет, — чтобы, вырывая сорняки, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде сорняки и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Вот как все это можно понять без объяснения смысла? Да просто никак! На то она и притча. Однако если бы книжники и фарисеи попросили объяснить ее смысл, они бы тем самым признали, что Иисус мудрее их. И что им, как и всем другим людям, тоже есть чему у Него поучиться. А на это гордые книжники и фарисеи никак не могли пойти. Поэтому они слушали притчи Иисуса, ничего в них не понимали, но важно надували щеки, кивали головами и делали вид, будто им все ясно.

Потом Иисус закончил говорить и отпустил людей. Его враги ушли ни с чем. И лишь тогда к Нему подошли те, которые не боялись признаться в своем неведении и очень хотели узнать, о чем же говорил Иисус. И только для них — жаждавших истины — Иисус разъяснил эту притчу.

Притчи играют особую роль, так как в них отражаются православные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения детей. Наглядность притчи даёт ребятам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их подбор пословиц, поговорок в тему притчи;

Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не потеряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения. Мудрость, поданная в простой ясной форме учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может даже посмеяться над своими ошибками.

В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жизни каждый день. Если вы обратите внимание, то наверняка заметите, что многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими каждодневными ситуациями. И вопрос в том, как на это реагировать. Притча учит смотреть на вещи трезво и поступать мудро, без излишней эмоциональности. В притчах скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей.

Притча «о неправедном судии»

Эта притча говорит о необходимости постоянного молитвенного предстояния человека перед Богом. Как бы ни было человеку иногда тяжело в жизни и как бы ни казалось ему его житейское горе невыносимым, он должен не впадать в уныние, но непрестанно молиться Богу с глубокой верой, что защита придет вскоре.

Окончив притчу, Господь сказал народу: «Слышите, что говорит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки помог несчастной вдове, которая неотступно просила у него защиты, то Бог ли — Судья Праведный, не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

Неправедный судья защитил вдову, чтобы избавиться от ее назойливости, чтобы она никогда не являлась ему на глаза, а Милосердный Господь защищает человека так, чтобы человек навсегда остался с Богом. Постоянство и настойчивость молитвы укрепляет связь человека с Богом Отцом. Чем чаще и настойчивее молитва, тем вернее придет спасение.

Однако среди людей постоянство молитвы и глубокой веры в Бога является большой редкостью. Вот почему в заключение притчи Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Этот вопрос Господа нашего Иисуса Христа и по сей день настораживающе стоит перед сознанием каждого христианина

Богословное толкование притчи «о неправедном судии»

Судья безразличен к чужой боли. В притче прямо сказано, что судья долгое время не хотел помогать вдове. То есть речь тут идет не о лени, а о его безразличии: этот человек был с холодным сердцем и не любил делать другим добро. Сподвигла на помощь судью только неотступность вдовы, о чем он прямо заявил: не дает мне покоя. Простыми словами – вдова ему просто надоела своими приходами и просьбами.

Заповедь Свою – всегда молиться и не унывать – Иисус разъяснил притчей о неправедном судье. К одному судье, который Бога не боялся и людей не стыдился, ходила бедная вдова и постоянно просила его защитить ее от несправедливых требований ее соперника (то есть противника по судебному делу), но все ее просьбы были безуспешны. Наконец, судье надоели эти просьбы вдовы, и он исполнил их лишь для того, чтобы она не приходила больше докучать ему.

Читайте также:  Рабочий лист орксэ модуль светская этика 4 класс тема свобода и моральный выбор

Окончив эту притчу, Иисус сказал: слышите, что говорит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки защитил несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 6–8). Если неотступность просьб вдовы пробила заскорузлую совесть неправедного судьи и заставила его заступиться за обиженную, то возможно ли даже подумать, что Судья Праведный, Бог, не исполнит молений тех, которые могут считаться избранными Его, которые и мысли, и поступки свои согласуют с Его волей? Но Господь медлит иногда подавать просимое даже таким избранным, испытывая силу и крепость их веры; медлит, но все-таки подает.

Итак, не может быть никаких сомнений в том, что Бог как Судья Праведный исполнит Свое обещание и всегда будет подавать верующим просимое, хотя и не немедленно. Но можно ли быть уверенным, что эти верующие сохранят всегда надлежащую веру в Его слово? Сохранится ли в них эта вера до конца? В этом еще можно сомневаться. Но скорее праведные люди ослабеют в своей вере, чем Бог отступит от Своих обещаний.

Итак, если нет места сомнениям, то неуместно и уныние. Верующий должен молиться, твердо верить в возможность получения просимого, своими делами сделаться достойным того, то есть стать как бы избранным, и никогда не унывать, если просимое не скоро дается. Сказываю вам, – говорит Христос, – что подаст им защиту вскоре.

Должно всегда молиться, сказал Христос. Но как молиться, с каким чувством приступать к молитве – это указано в следующей притче о фарисее и мытаре.

Разработка беседы по притче «о неправедном судии»

познакомить с евангельскими притчами (выборочно), научить понимать их содержание и смысл.

расширить знания школьников о притчах как литературном жанре, сформировать представление о евангельских притчах в связи с христианским учением и моралью;

приобщение учащихся к христианской нравственной культуре на материале евангельских притч;

развитие универсальных учебных действий: развитие умений смыслового чтения, сравнения, установления аналогий, вывода следствий, нравственного оценивания усваиваемого содержания, выделения морального содержания действия, идентификации поступков как моральных/аморальных на основе соотнесения действия с моральным эталоном.

Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

На предыдущем уроке мы говорили о том, что не чудо приводит к вере, а вера приводит к чуду. Ради любви к людям, утешения и облегчения их страданий Христос совершал чудеса.

За Христом шло множество людей, которые были готовы находиться при Нём всё время. Среди тех, кто слушал Иисуса Христа, были разные люди – и учёные, и совсем простые. Чтобы каждый мог понять Его слова, он часто говорил притчами.Что же такое притча?На партах лежат толковые словари С.И. Ожегова. Они вам помогут узнать значения этого слова.

Библейские притчи являются очень важными для верующего человека

Постоянное чтение таких повествований оказывает комплексное воздействие на внутренний мир человека, на познание самого себя и других.

Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Каждая притча рассказанная Иисусом Христом имела глубокий духовный смысл.

Сегодня мы познакомимся с притчей «О неправедном судии» Рассмотрите иллюстрацию к данной притче. Мы с вами видим, как женщина что-то просит у судьи. Давайте прочитаем её. О чём говорит притча? Притча говорит о взаимоотношениях человека с Богом и иллюстрирует мысль о том, что молиться надо настойчиво, «докучливо», неотступно». Что значит «неотступно», скажите вы? Как понимать эту настойчивость? Означает ли она, что человек благодаря продолжительной молитве может «переубедить» Бога? Такое понимание вполне уместно в контексте ветхозаветного представления о Боге, однако оно плохо вписывается в то представление о Боге, которое раскрывается на страницах Нового Завета. Иисус открывает людям Бога как друга, Который не столько по неотступности человека отвечает на его молитву, сколько по дружбе и по любви дает ему то, чего он просит. Иисус выводит тему взаимоотношений между человеком и Богом из юридической сферы в сферу межличностных, почти семейных отношений.

Неправедные судьи и адвокаты, которые «Бога не боятся и людей не стыдятся», всегда были и всегда будут, как всегда были и будут те, кто нуждается в их защите, но не может заинтересовать их своим делом. Заинтересованность же, как правило, пропорциональна ожидаемому гонорару.

Естественно, что судья не мог ожидать от вдовы высокий гонорар, а те две лепты (в прямом или переносном смысле), которые она могла заплатить (Мк. 12:42), его не интересовали.

Но, помимо денег, человеку, который Бога не боится и людей не стыдится, нужен еще и комфорт. А назойливость вдовы создавала для судьи определенный дискомфорт, так как она могла приходить к нему в дом, встречаться с ним на улице. Желание отделаться от нее в конце концов заставляет судью взяться за ее дело, с единственной целью — чтобы она «больше не докучала» ему.

В каком смысле с образом Бога, отвечающего на молитву, соотносится образ судьи, который Бога не боялся и людей не стыдился? Этот образ противоположен тому, что Иисус обычно говорит о Своем Отце. Дидактическая логика притчи построена на принципе доказательства от противного: если даже неправедный судья по неотступности вдовы исполнит ее просьбу, то тем более «Бог — судия праведный» (Пс. 7:12) исполнит просьбу молящегося.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *