Примеры милосердия и сострадания в евангелии

Нижняя полка

Я сижу в купе поезда и смотрю в окно на суетливый перрон. На часах 6 утра. Через десять минут отправляемся. Хорошо, что мне досталась нижняя полка. Не люблю ездить наверху. Кстати, пассажир, у которого верхнее место надо мною, ещё не пришёл.

А, вот, кажется и он! В дверях купе появился молодой человек. Одна рука у него перебинтована до локтя. Вежливо, с улыбкой поздоровался, спросил разрешения присесть. Я подвинулся.

Сейчас предложит поменяться! — с досадой подумал я. Поезд тронулся. Парень встал и неловко, одной рукой, стал застилать свою верхнюю полку. Ни жалоб, ни просьб о помощи. И мне вдруг стало так стыдно за свои мысли, за то, что смалодушничал, испугался потерять удобное место, хотя я-то, в отличие от соседа, вполне здоров и спокойно доехал бы наверху.

И не выдержал. — Давайте поменяемся, — сказал я парню. — На нижней полке вам ведь будет удобнее!

Поезд мчался, убаюкивая перестуком колёс. Спал внизу парень с забинтованной рукой. А мне наверху было уютно и радостно.

Постичь главное

Как-то с одним из своих учеников Несторий пребывал по делам в Дамаске. В то время в стране была засуха, и многие люди сильно страдали от этого. На местный рынок товары привозили издалека, поэтому стоили они очень дорого.

Проснувшись утром, Несторий дал ученику денег, чтобы тот купил на рынке хлеба и фруктов для завтрака. Ученик был добрым человеком. Он купил сказанное ему, но на пути домой заметил у дороги женщину с ребёнком, которые еле держались на ногах от голода.

Когда истощенный мальчик увидел фрукты и хлеб, он бросился к ним, а мать поспешила за сыном, чтобы предостеречь его от неправедного поступка. Но оба они тут же лишились чувств от голода. Молодой человек, видя их страдания, решил, что гораздо лучше накормить этих голодающих, чем оставить пищу себе. Он отдал все что было матери с ребёнком, а потом еще купил им чистой воды.

Мать и сын, утолив голод и жажду, почувствовали облегчение и стали благодарить Бога за избавление. Однако ученик вернулся к старцу с пустыми руками. На вопрос Нестория, принёс ли он еду, ученик объяснил старцу, что накормил ей две голодные души.

Тогда Несторий почувствовал, что его молитвы услышаны, и ученик достойно завершил обучение у него. Сынок, ты постиг самое главное из всего того, чему я учил тебя. Я доволен тобой, и мне нечему тебя больше учить.

Дарите людям благодать

Он хочет это сделать

Взаймы Богу

Статья о сострадании и милосердии

Однажды старец Несторий шел по окраине большого города Дамаска. Тогда это место представляло собой печальное зрелище: лачуги городской бедноты, мусорные свалки, голодные дети в лохмотьях. Было здесь и небезопасно: отчаявшиеся нищие ради куска хлеба порой шли на воровство и даже открытый грабёж. Однако старец выбрал именно эту дорогу.

Причина такого выбора была проста: Несторий щедро раздавал милостыню. Так было и на этот раз. Раздав почти всё, что у него было с собою, старец вдруг увидел мужчину: бедно, но аккуратно и прилично одетый, он шел по улице, пошатываясь.

Благосклонность к ближнему

Прохожие провожали его насмешливыми взглядами: мол, выпил лишнего! И только Несторий сразу почувствовал неладное. Старец Несторий опустил руку в суму. К счастью, там нашлась ещё одна довольно крупная монета. Он незаметно подошёл к несчастному, осторожно вложил ему в руку монету и тут же поспешил затеряться в толпе.

Вера и сострадание

Изумлённый человек никак не мог понять, откуда в его руках появилась спасительная монета. Зато прохожие прекрасно видели всё произошедшее и устыдились своих недостойных мыслей об этом человеке.

Верующие и молитва

Старец Несторий, который не мог пройти мимо несчастного и страждущего, говорил: Давай бедному охотно, без ропота: ты Богу взаймы даёшь. Ничего не имеешь — утешь, ободри молитвою. Большое облегчение страждущему, когда кто-нибудь от души помолится о нём; многие несчастья облегчаются искренним сочувствием.

Молитва Ки́рие эле́исон

Наверно, многие верующие слышали выражение Ки́рие эле́исон (или эле́йсон). Это молитвенное призывание в качестве песнопения часто используется при богослужениях в Греческой, а порой и в других Поместных Православных Церквях. С греческого оно переводится как Господи, помилуй: Κύριε ἐλέησον. Так по-гречески и звучит эта самая короткая и в то же время очень емкая молитва.

Заключение

Аристотель здесь ставит в один ряд страх и сострадание. Дело в том, что античные философы (как греки, так и римляне) к состраданию и жалости относились, как это ни странно, скорее негативно. И в этом смысле античность представляет яркий контраст с христианством.


Дайте милостыню сегодня кому-то, кто в этом нуждается, и вам откроется дверь к сердцу человека, который тоже ищет любви и сострадания.

Значение сострадания в философии#

Для Аристотеля, Сенеки и Цицерона сострадание было страстью, равноценной гневу, и оба эти чувства исказят разум и восприятие действительности. В трактате Риторика Аристотель объясняет, что сострадание — это одна из страстей, способных изменить человеческие решения и вызвать чувство удовольствия или неудовольствия.

Противоречие сострадания и справедливости

В античной философии утверждалось, что сострадание часто противоречит справедливости, принимаемой в обществе как основной принцип. Аристотель, например, считал естественным держать рабов в рабстве, и милосердие к ним было неуместно.

Критика сострадания как увеличения зла в мире

Некоторые мыслители утверждали, что сострадание не является добродетелью и просто увеличивает количество зла в мире. Иммануил Кант также критиковал сострадание за неразумность и ставил его в невысоком положении.

Роль милосердия в христианстве

В христианстве милосердие стоит выше справедливости, что отличает его от античности. В Послании апостола Иакова говорится, что милость превосходит суд, и без милосердия вера мертва.

Значение деятельного сострадания

Для апостола Иакова вера без дел мертва. Деятельная любовь к ближнему и забота о нуждающихся становятся важными проявлениями веры. Без этих дел вера не имеет смысла и не может спасти человека.

Значение веры в христианстве

Впрочем, мне кажется, в этих широко известных словах нужно обратить внимание и на то, что обычно остается за кадром. На то, что в начале дел любви и милосердия, о которых говорит апостол Иаков, стоит все-таки вера. Дела скорее вытекают из истинной веры и ее дополняют, увенчивают.

Однако без веры, без страха Божия и истинной любви к Богу одни только отдельно взятые поступки, которые другим приносят те или иные блага, легко могут превратиться (да и превращаются с неизбежностью) в повод для тщеславия, самомнения и гордости. Тогда парадоксальным образом то, что может послужить к верному спасению, напротив, оказывается путем к гибели души.

Крона дерева: добрые поступки

Деятельное добро, добрые поступки, это словно крона дерева, которое имеет свои корни в почве веры. Но эта крона может быть здоровой только в том случае, если дерево укоренено в правильной почве. В этом контексте получается, что главное — это правильная забота о прежде всего своем спасении, о своей душе.

И если она будет действительно христианкой (как говорил Тертуллиан, душа по природе христианка), то и дела ее будут христианскими и милосердными. Собственно, именно об этом говорил Серафим Саровский: Стяжи дух смирен, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Цитата от К. Н. Леонтьева

Напоследок я хочу привести цитату из одного письма русского мыслителя К. Н. Леонтьева (1831-1891) своему ученику Анатолию Александрову. Как известно, Леонтьев был в послушании у оптинских старцев, в том числе у знаменитого Амвросия Оптинского, а под конец жизни и сам стал монахом. Вот что он писал о своем учителе и духовнике:

Если бы покойный старец Амвросий 25-летним юношей не думал бы исключительно о спасении своей души; если бы не вдохновлялся бы тогда тем, что я зову — трансцендентным эгоизмом, а думал бы о том, чтобы улучшать земную жизнь другим, то из него вышел бы или гордый и раздраженный, или пустой человек; — но думая 10-ки лет лишь о своем спасении, — он стал великим спасителем других; — он спас Федора Павловича Чуффрина от самоубийства; — он меня окаянного и многогрешного поддерживал на правом пути в течение 17 лет; — он многое множество других людей обращал, утешал, исправлял и т. д.

Читайте также:  Традиции буддизма в педагогике

Любовь и милосердие в христианстве

В сердце христианской доктрины лежит любовь – непререкаемое и всепоглощающее чувство, которое объединяет верующих всего мира. Любовь к Господу, ближнему и, несомненно, любовь к самому себе. Среди всех этих форм любви милосердие к ближнему занимает особое место.

Это не просто акт благотворительности или жест доброй воли; это глубокое отражение Христовой любви к каждому из нас, проявленное в нашем отношении к окружающим. Евангелие – это не только священный текст, но и живой источник, в котором каждый из нас может найти наставления и примеры этой безграничной любви.

Через слова и дела Иисуса Христа Евангелие учит нас истинному милосердию, показывая, как следует жить и какова роль каждого из нас в этом мире.

Иисус Христос – это воплощение милосердия, источник, из которого люди черпали вдохновение и научились понимать, что такое истинная любовь. Его жизнь была полна проявлений сострадания, а Его служение стало примером для всех последующих поколений верующих.

В каждом из Евангелий мы встречаемся с многочисленными примерами того, как Иисус показывал свою любовь и заботу о людях. Вспомним хотя бы историю в Кане Галилейской, где Он преобразил воду в вино, чтобы помочь своему ближнему и не позволить ему столкнуться с проблемой на свадебном празднике. Или взять за пример историю о том, как Он исцелил слепого с рождения, дав ему возможность увидеть мир вокруг впервые. Каждое Его действие, каждое слово были наполнены любовью и желанием помочь.

Однако, возможно, одним из самых ярких проявлений Его милосердия стал момент, когда перед Его глазами привели женщину, пойманную в прелюбодеянии. Там, где многие искали возможность обвинить, Христос проявил свое сострадание, сказав: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Этим Он не только защитил ее, но и дал всем присутствующим понять, что никто из нас не безгрешен, и каждый нуждается в прощении.

Каждый эпизод из Его жизни является отражением безмерной любви, которой Он насыщал этот мир, учил людей пониманию, состраданию и искренности. В каждом действии, в каждом слове Христа можно увидеть заботу о душе человека, желание вести к спасению и освободить от страданий.

Притча о благом самарянине – одно из самых проникновенных учений Иисуса Христа, которое обращает наш взгляд на вопрос о том, кто такой наш ближний, и какова наша роль в отношениях с ним. Сюжет притчи прост: человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они ограбили его, избили и оставили умирать на дороге. Мимо проходят священник и левит, но оба избегают раненого человека, проходя мимо. Наконец, по той же дороге идет самарянин, который, не задумываясь, помогает раненому, обрабатывает его раны, отводит в гостиницу и заботится о нем.

На первый взгляд, история кажется простым рассказом о сострадании. Однако ее значение гораздо глубже. В этой притче Иисус показывает, что нашими ближними являются не только те, кто рядом по крови или вероисповеданию, но и те, кто нуждается в нашей помощи, независимо от их происхождения, веры или социального статуса. Любовь к ближнему не знает границ.

Символика притчи также глубока. Раненый человек может символизировать каждого из нас, порой раненного грехом или жизненными обстоятельствами. Священник и левит, которые игнорируют его, могут представлять тех, кто слишком поглощен своими делами или собственной «святостью», чтобы увидеть страдания других. А самарянин показывает образ истинного христианина, который следует призыву Христа любить своего ближнего.

Эта притча является мощным напоминанием о том, что истинное милосердие и любовь не зависят от религиозных или социальных титулов, а исходят из сердца, готового прийти на помощь.

Исцеление и прощение грешников занимают важное место в Евангелиях, демонстрируя безмерную любовь и милосердие Иисуса Христа к человечеству. Его деяния – не просто чудеса, они – свидетельства Божьей благодати и приглашения каждому из нас к обновлению духовной жизни.

Одним из ярких примеров является исцеление паралитика. Друзья этого человека, веря в мощь Христа, опустили его через крышу дома, чтобы Иисус мог исцелить его. И прежде чем исцелить его физически, Христос произнес: «Дитя, прощены тебе грехи твои». Этим Он подчеркнул, что истинное исцеление начинается с души. Физическое здоровье важно, но духовное исцеление и освобождение от греха имеют первостепенное значение.

Еще одной впечатляющей историей является встреча Христа с блудницей, которую хотели забросать камнями. Вместо осуждения, Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Он не только защитил ее от толпы, но и дал ей шанс на новую жизнь, сказав: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Эти действия Христа иллюстрируют, что истинное милосердие идет рука об руку с прощением. Он приглашает нас не осуждать, а любить и прощать, ведь именно такова природа Божья.

Для современных христиан эти уроки Евангелия являются бесценными. Они напоминают нам о том, что каждый из нас нуждается в прощении, и что у нас есть возможность каждый день практиковать милосердие и сострадание, следуя примеру Христа. Независимо от того, насколько велики наши прегрешения или сложности, двери Божьего милосердия всегда открыты для нас.

Притча о богатом человеке и Лазаре – одна из самых пронзительных парабол, переданная нам Христом через Евангелие. Эта история высвечивает глубокие духовные истины о справедливости, милосердии и последствиях наших земных выборов.

В этой притче богатый человек каждодневно пировал в роскоши, в то время как бедный Лазарь лежал у порога его дома, мечтая о крошках, которые могли бы упасть со стола богача. Когда оба умерли, Лазарь был взят ангелами на лоно Авраама, место утешения, в то время как богатый человек страдал в муках ада. При этом, даже находясь в аду, богатый человек продолжал видеть Лазаря как служителя или посредника и просил Авраама послать Лазаря облегчить его страдания.

Данная притча ярко иллюстрирует, что материальное благополучие в мире не гарантирует духовного благополучия в загробной жизни. Христос учит нас, что наша земная жизнь – это лишь мгновение по сравнению с вечностью, и что истинная ценность человека не в его богатстве, а в его отношении к ближним. Богатый человек, будучи поглощенным своими земными радостями, не замечал страдания Лазаря и не делал ничего, чтобы помочь ему.

Для современного мира эта притча актуальна как никогда. Мы живем в эпоху потребления, когда легко увлечься материальными благами и забыть о духовных ценностях. Притча напоминает нам о важности проявления милосердия к тем, кто в нужде, и о том, что наш выбор помогать или проходить мимо определит наше место в вечной жизни.

Можно сказать, что притча о богаче и Лазаре не только предостережение, но и призыв к действию. Она приглашает нас жить в соответствии с христианскими ценностями, заботясь о ближних и проявляя милосердие, чтобы встретиться с Богом в радости и любви в вечной жизни.

Притча о блудном сыне, часто именуемая как притча о милосердном отце, является одной из самых известных и трогательных историй в Новом Завете. Эта притча находится в 15-й главе Евангелия от Луки.

История начинается с младшего сына, который просит у отца свою часть наследства, а после этого уходит в дальние страны, где расточительно тратит все свои богатства. Когда на него обрушиваются тяжелые времена и голод, он начинает работать у кормильца свиней и даже завидует тому корму, который отводится животным. В этот момент сын осознает свою ошибку и решает вернуться домой, признать свою вину перед отцом и попросить его принять его хотя бы как наемного раба.

Читайте также:  Нормативно правовые документы

Однако, возвращаясь, он обнаруживает, что его отец с нетерпением ждал его возвращения. Увидев сына издалека, отец бросается ему на встречу, обнимает и целует. Отец не только прощает ему все грехи, но и устраивает пир в честь возвращения блудного сына, говоря: «Ведь этот мой сын был мертв и ожил, был потерян и найден».

Эта притча является мощным иллюстрированием безграничного милосердия Божьего и готовности принять нас обратно, несмотря на все наши грехи и ошибки. Отец в притче символизирует Бога, который с нетерпением ждет, чтобы проявить свою любовь и милосердие к каждому из нас.

Притча также показывает, что искреннее покаяние может принести исцеление и восстановление отношений. Младший сын понял свою ошибку, вернулся и был принят. В то же время, старший сын, который оставался верным отцу, испытывал ревность и не мог понять милосердие отца. Это напоминает нам о том, что и внутри религиозного сообщества могут быть те, кто трудно принимает бесконечное милосердие Божье.

В целом, притча о блудном сыне учит нас ценить милосердие, любовь и прощение, которые Бог готов даровать каждому из нас, и призывает нас делиться этими же качествами с другими.

Евангелие является не исчерпывающим источником уроков о милосердии, сострадании и любви к ближнему. Христос, Сам являясь воплощением этих качеств, дарует нам примеры, которые могут служить нам ориентиром в жизни. От притчи о блудном сыне до истории о благом самарянине, Евангелие показывает нам, что истинное милосердие превосходит социальные, культурные и религиозные барьеры. Это не просто акт доброты или жалости, но глубокое желание видеть благополучие и счастье другого человека.

Мы живем в мире, где часто сталкиваемся с недоразумениями, конфликтами и обидами. Однако учения Евангелия напоминают нам о том, что наше призвание – проявлять любовь, милосердие и сострадание даже в самых сложных ситуациях. Христос учит нас, что прощение и помощь ближнему – это не просто добрые дела, это действия, которые открывают перед нами путь к духовному обновлению и исцелению.

Давайте вдохновляться этими уроками Евангелия и воплощать их в нашей повседневной жизни. Пусть наша жизнь будет полна актов искреннего милосердия, и пусть каждое наше действие отражает безграничную любовь и сострадание, которыми нас одарил Господь. В конце концов, помогая и прощая, мы не только делаем мир лучше, но и приближаемся к Богу, осуществляя Его волю на земле.

Примеры милосердия и сострадания в евангелии

«Глубокое сострадание нашего Бога»

1, 2. а) Как обычно реагирует мать на плач своего ребёнка? б) Какое чувство сильнее материнского сострадания?

СРЕДИ ночи раздался плач. Мать тут же проснулась. С тех пор как у неё родился ребёнок, она уже не спит так крепко, как раньше. По крику своего малыша она научилась распознавать, почему он плачет. Практически без труда она угадывает, когда он хочет есть, когда его нужно приласкать или поменять ему пелёнки. По какой бы причине ни плакал ребёнок, мать всегда готова откликнуться. Она просто не может остаться равнодушной к плачу своего младенца.

Чувство сострадания, которое мать испытывает к ребёнку, — это, пожалуй, одно из самых сильных чувств, известных людям. Но есть чувство невыразимо более сильное — глубокое сострадание нашего Бога, Иеговы. Давай лучше узнаем это прекрасное качество, чтобы ещё больше сблизиться с Иеговой. Рассмотрим, что такое сострадание и как Бог его проявляет.

Что такое сострадание?

3. Каково значение еврейского глагола, который переводится как «помиловать» или «пожалеть»?

В Библии сострадание и милосердие очень тесно связаны. Ряд еврейских и греческих слов передаёт мысль о нежном сострадании. Рассмотрим, к примеру, еврейский глагол раха́м, который часто переводится как «помиловать» или «пожалеть». В одном справочном труде объясняется, что глагол раха́м «выражает глубокое и нежное чувство сострадания, которое возникает при виде немощи и страданий дорогих нам людей или тех, кто нуждается в нашей помощи». Это еврейское слово, которым Иегова описывает свои чувства, родственно слову «утроба»; его также можно перевести как «материнское сострадание» (Исход 33:19; Иеремия 33:26)a.

Примеры милосердия и сострадания в евангелии

«Разве может мать забыть своего младенца?»

4, 5. Как в Библии чувство сострадания Иеговы выражено на примере материнских чувств?

В Библии сострадание Иеговы сравнивается с материнскими чувствами. В Исайи 49:15 говорится: «Разве может мать забыть своего младенца, неужели не пожалеет сына, которого родила? Даже если она забудет, я тебя не забуду!» Это трогательное описание подчёркивает всю глубину сострадания Иеговы к своему народу. Каким образом?

Трудно себе представить, чтобы мать забыла покормить своего грудного ребёнка и позаботиться о нём. Ведь младенец так беспомощен: и днём и ночью он нуждается в материнской заботе и внимании. Но к сожалению, нередко можно услышать о бессердечии некоторых матерей. Это стало особенно очевидно в наши «очень тяжёлые времена», в которые люди не любят других (2 Тимофею 3:1, 3). Однако Иегова заверяет: «Я тебя не забуду!» Глубокое сострадание, которое питает Иегова к своим служителям, никогда не пройдёт. Оно невыразимо сильнее, чем материнское сострадание, которое считается самым сильным из всех чувств, присущих человеку. Неудивительно, что в отношении Исайи 49:15 один библеист сказал: «Это одно из наиболее сильных, если не самое сильное описание Божьей любви в Ветхом Завете».

6. Что многие несовершенные люди думают о сострадании, но в чём нас заверяет Иегова?

Можно ли сказать, что сострадание — это признак слабости? Именно так считают многие несовершенные люди. Например, философ Сенека, современник Иисуса и один из наиболее влиятельных людей Рима, учил, что «жалость — это слабость ума». В основе его воззрений лежат идеи стоицизма — философии, призывающей к спокойствию, лишённому всяких чувств. По утверждению Сенеки, мудрый человек может помочь попавшему в беду, но он не позволит себе испытывать жалость, ведь это нарушило бы его душевное равновесие. Такой эгоцентричный взгляд не оставляет места сердечному состраданию. Иегова никогда так не поступает! В своём Слове наш Бог заверяет, что он «милосердный и сострадательный» (Иакова 5:11, сноска). Как мы увидим, сострадание Бога — это не слабость, а его сила. Посмотрим, как Иегова, подобно любящему отцу, проявляет это качество.

Сострадание Иеговы к своему народу

7, 8. От чего страдали израильтяне в Древнем Египте и как Иегова помог им в их бедах?

Сострадание Иеговы особенно ярко проявилось в том, как он обращался с израильтянами. К концу XVI столетия до н. э. миллионы израильтян оказались в рабстве в Древнем Египте. Там их сильно угнетали. Египтяне «сделали их жизнь невыносимой, заставляя делать глиняный раствор и кирпичи и работать в поле» (Исход 1:11, 14). В отчаянии израильтяне взмолились Иегове о помощи. Как повёл себя наш сострадательный Бог?

Это тронуло Иегову до глубины души. Он сказал: «Я увидел, как тяжело моему народу в Египте, и услышал, как он стонет под гнётом рабства. Я знаю, как он страдает» (Исход 3:7). Иегова не мог безучастно смотреть на страдания своего народа и слушать их вопль о помощи. Как мы увидели из 24-й главы этой книги, Иегова полон сочувствия. А сочувствие, или способность чувствовать боль других, тесно связано с состраданием. Но Иегова не просто сопереживал своему народу, он был побуждён заступиться за него. В Исайи 63:9 говорится: «Из любви и сострадания он выкупил их из плена». «Сильной рукой» Иегова освободил израильтян из Египта (Второзаконие 4:34). Позднее он чудом кормил их в пустыне и дал им в наследство плодородную землю.

9, 10. а) Почему Иегова неоднократно освобождал израильтян? б) От кого Иегова избавил израильтян в дни Иеффая и что побудило его к этому?

Но на этом сострадание Иеговы не закончилось. Овладев Обетованной землёй, израильтяне неоднократно предавали его и из-за этого сами часто страдали. Но потом народ одумывался и взывал к Иегове о помощи. Всё снова и снова Бог спасал их. Почему? В Библии говорится: «Потому что он жалел свой народ» (2 Летопись 36:15; Судей 2:11—16).

Читайте также:  Город филадельфия

Вот что случилось во времена Иеффая. Израильтяне отвернулись от Иеговы и стали служить ложным богам. За это Иегова позволил аммонитянам господствовать над ними в течение 18 лет. Наконец израильтяне раскаялись. В Библии сказано: «Они избавились от чужих богов и стали служить Иегове, и он уже не мог безучастно смотреть на страдания Израиля» (Судей 10:6—16)b. Как только израильтяне искренне раскаялись, Иегова больше не мог мириться с бедами своего народа. С помощью Иеффая наш сострадательный Бог избавил израильтян от врагов (Судей 11:30—33).

11. Что мы узнаём о сострадании из того, как Иегова обращался с израильтянами?

Чему о сострадании нас учит то, как Иегова обращался с израильтянами? Как мы увидели, сострадание — это не просто чувство жалости или осознание того, что другому плохо. Вспомним пример матери, которая из сострадания встаёт среди ночи, когда плачет её ребёнок. Подобным образом Иегова отвечает на мольбы своего народа. Из сострадания он облегчает его положение. Кроме того, мы узнаём, что сострадание — это не слабость. Ведь сострадание Иеговы побуждало его сражаться за израильтян и защищать их от врагов. Но значит ли это, что Иегова сострадает своим служителям только как группе?

Сострадание Иеговы к каждому в отдельности

12. Как в законе отражалось сострадание Иеговы к каждому в отдельности?

В законе Бога, данном Израилю, отражалось сострадание Иеговы к каждому человеку в отдельности. Взять, к примеру, указание заботиться о бедных. Иегова знал, что из-за непредвиденных обстоятельств обеднеть мог любой израильтянин. Как нужно было относиться к беднякам? Иегова велел: «Не будьте скупыми и бессердечными к обедневшему брату. Охотно дайте ему в долг и не скупитесь, потому что ваш Бог Иегова благословит вас за это во всех ваших делах и начинаниях» (Второзаконие 15:7, 10). Иегова также велел израильтянам не дожинать до края поля и не подбирать колосья, упавшие на землю во время жатвы. Это оставлялось для бедных (Левит 23:22; Руфь 2:2—7). Когда народ соблюдал эти мудрые указания закона, неимущие не были вынуждены просить подаяние. Насколько же велико сострадание Иеговы!

13, 14. а) Как слова Давида заверяют нас, что Иегова нежно заботится о каждом из нас? б) Покажите на примере, что Иегова близок к тем, чьё «сердце терзает боль».

Наш любящий Бог нежно заботится о каждом из нас. Мы можем быть уверены: Иегова знает обо всех наших страданиях. Псалмопевец Давид писал: «Глаза Иеговы смотрят на праведных, его уши слышат их крик о помощи. Иегова близок к тем, чьё сердце терзает боль, он спасает удручённых» (Псалом 34:15, 18). Один библеист высказался о таких людях следующим образом: «У них сокрушённое сердце и дух, поскольку они обременены грехом и сознанием вины. Они считают себя никчёмными, и у них низкая самооценка. Они лишены чувства собственного достоинства». Такие люди могут чувствовать, что Иегова далёк от них и считает их слишком незначительными, чтобы о них заботиться. Но это далеко не так! Слова Давида заверяют нас, что Иегова не оставляет тех, у кого низкая самооценка. Наш сострадательный Бог знает, что в такие минуты мы нуждаемся в нём больше, чем когда бы то ни было. И поэтому он рядом.

Рассмотрим один случай. В Соединённых Штатах мать привезла в больницу своего двухлетнего сына, у которого была острая форма крупа. После обследования врачи сообщили, что на ночь мальчика следует оставить в больнице. Где провела мать всю эту ночь? На стуле в больничной палате, рядом с сыном! Её малыш серьёзно заболел, поэтому она была рядом. Наш любящий небесный Отец проявляет ещё большую заботу! Ведь мы созданы по его образу (Бытие 1:26). Трогательные слова из Псалма 34:18 заверяют нас, что, если наше «сердце терзает боль» или мы удручены, Иегова, подобно любящему отцу, всегда рядом и готов протянуть нам руку помощи.

15. Каким образом Иегова помогает каждому из нас?

Какую помощь Иегова оказывает каждому из нас? Он не всегда устраняет причину наших страданий. Но у Иеговы есть много способов поддержать тех, кто просит его о помощи. В его Слове, Библии, содержатся полезные советы, которые помогают принимать правильные решения. В собрании есть духовно зрелые мужчины, которые стремятся подражать состраданию Бога и помогают братьям и сёстрам (Иакова 5:14, 15). Также Иегова «слушает молитвы» и даёт «святой дух просящим у него» (Псалом 65:2; Луки 11:13). Этот дух может наделить нас «силой, превышающей обычную», чтобы мы стойко претерпевали трудности до прихода Царства Бога, которое положит конец всем невзгодам (2 Коринфянам 4:7). Благодарен ли ты за такую помощь? Давай никогда не забывать, что всё это — проявления глубокого сострадания Иеговы.

16. Что является величайшим проявлением сострадания Иеговы и как это затрагивает каждого из нас?

Конечно, сострадание Иеговы величайшим образом проявилось в том, что он отдал своего дорогого Сына в качестве выкупа за нас. Это было огромной жертвой для Иеговы, проявлением его великой любви. Это его подарок лично тебе. Жертва Христа открыла путь к спасению от греха и смерти. И, как точно предсказал Захария, отец Иоанна Крестителя, выкуп стал проявлением «глубокого сострадания нашего Бога» (Луки 1:78).

Когда сострадание Иеговы истощается

17—19. а) Из чего видно, что сострадание Иеговы имеет пределы? б) Почему сострадание Иеговы к израильскому народу истощилось?

Означает ли это, что сострадание Иеговы безгранично? Нет. Из Библии ясно видно, что Иегова имеет полное право отказать в сострадании тем, кто намеренно нарушает его праведные нормы (Евреям 10:28). Чтобы узнать, почему это так, давай ещё раз обратимся к истории древнего Израиля.

Иегова неоднократно спасал израильтян от врагов, но в конце концов его сострадание истощилось. Этот упрямый народ впал в идолопоклонство. Мало того, люди даже приносили своих мерзких идолов в храм Иеговы (Иезекииль 5:11; 8:17, 18). В Библии также говорится: «Они издевались над вестниками истинного Бога, с презрением относились к его словам и насмехались над его пророками, пока Иегова не разгневался на свой народ, который невозможно было исцелить» (2 Летопись 36:16). В своём бунтарстве израильтяне достигли предела. Разумных причин для сострадания не осталось, и Иегова обрушил на них свой праведный гнев. К чему это привело?

Иегова больше не испытывал сострадания к своему народу. Он объявил: «Не проявлю сострадания, не почувствую сожаления и не буду милосерден. Я уничтожу их, и ничто меня не остановит» (Иеремия 13:14). В итоге Иерусалим и храм были разрушены, а израильтян увели в плен в Вавилон. Как ужасно, когда люди становятся настолько непокорными, что истощают Божье сострадание! (Плач Иеремии 2:21).

20, 21. а) Что произойдёт, когда Божье сострадание истощится? б) О каком проявлении сострадания Иеговы речь пойдёт в следующей главе?

А что можно сказать о наших днях? Иегова не изменился. Из сострадания он посылает своих Свидетелей проповедовать «радостную весть о Царстве» по всей земле (Матфея 24:14). Тем, кто искренне откликается, Иегова помогает понять весть о Царстве (Деяния 16:14). Но такое служение не будет длиться вечно. Если бы Иегова позволил этому жестокому миру существовать бесконечно, едва ли это было бы состраданием. Когда Божье сострадание истощится, Иегова осуществит приговор над этим миром. Но даже тогда он будет действовать из сострадания — из сострадания к «своему святому имени» и к своим преданным служителям (Иезекииль 36:20—23). Иегова очистит землю от беззакония и установит праведный новый мир. О развращённых людях Иегова говорит: «Я не пожалею их и не проявлю сострадания. Я воздам им за их дела» (Иезекииль 9:10).

Но пока это время не пришло, Иегова проявляет к людям сострадание, даже к тем, кто пока заслуживает уничтожения. Грешные люди, которые искренне раскаиваются, могут получить прощение Иеговы. Прощение Иеговы — это одно из сильнейших проявлений его сострадания. В следующей главе мы обсудим несколько выразительных библейских образов, которые подчёркивают, насколько глубоко прощение нашего Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *