- Фокус на формировании мотивации к осознанному нравственному поведению.
- Учит обучающихся уважению культурных и религиозных традиций.
- Поощряет диалог между различными культурами и мировоззрениями.
Модуль Основы мировых религиозных культур
Тема: Священные сооружения
Класс: 4
Парунина Лариса Владимировна
БОУ г.Омска СОШ № 48
Священные сооружения религий мира: Синагога
Священные сооружения религий мира: Мечеть
Стоупа – священное сооружение буддийской культуры
К каким религиям относятся священные сооружения?
- Христианство
- Иудаизм
- Ислам
- Буддизм
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов.
- Развитие интереса к окружающему миру.
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны.
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ:
- Фокус на формировании мотивации к осознанному нравственному поведению.
- Учит обучающихся уважению культурных и религиозных традиций.
- Поощряет диалог между различными культурами и мировоззрениями.
Конец статьи.
Профессиональное преподавание курса Основы религиозных культур и светской этики в российских школах
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации
- Законах Российской Федерации Об образовании
- Законах Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации
- Законах О свободе совести и религиозных объединениях
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Достижение этих целей обеспечивается образовательным процессом в границах учебного курса, а также в системе содержательных и ценностных связей предмета с другими учебными модулями.
Учебный курс ОРКСЭ нацелен на развитие представлений школьников 10-11 лет о нравственных идеалах и ценностях, включая основы религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Учебный процесс помогает студентам понять значение этих ценностей в современном обществе и их влияние на их собственную жизнь.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет культурологический характер и не является вероучительным.
Базовые национальные ценности:
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
На этих базовых ценностях строится воспитание детей в рамках учебного курса.
Учебный курс организован таким образом, что школьники, изучающие определённый модуль, также получат общее представление о содержании других модулей. На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Используемые инструменты для освоения курса ОРКСЭ включают как традиционные, так и современные обучающие технологии. Здесь особенно актуальны деятельностные методы, такие как исследования, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии и дискуссии.
В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики предназначен для учебного года в 4 классе и ведется 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Программа обучения основам религиозных культур и светской этики
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России. Православный храм и другие святыни.
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
- Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
- Этика – наука о нравственной жизни человека.
- Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
- Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
- Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
- Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
- Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
- Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
- Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
- Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
- Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
- Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
- Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
- Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
- Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
- Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
- Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
- Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
- Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
- Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
- Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
- Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
- Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
- Будда и его учение. Буддийские святые.
- Семья в буддийской культуре и ее ценности.
- Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
- Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм
Буддийский храм играет важную роль в буддийской религии. Это место поклонения, медитации и общения верующих. Храмы могут иметь разные архитектурные стили в зависимости от исторического периода и региона.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре
Буддийский календарь основан на лунном цикле и включает в себя различные праздники и ритуалы. Эти праздники отражают важные события из жизни Будды и другие духовные традиции.
Основы иудейской культуры
Иудейская культура имеет богатое наследие и традиции, которые охватывают религию, историю, литературу и искусство.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия
Иудейская духовная культура имеет глубокие корни и включает в себя разнообразные аспекты веры и практик. Религиозные тексты, обряды и обычаи играют важную роль в жизни евреев.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма
Тора является основой иудейской веры и содержит законы, заповеди и исторические события. Эти тексты играют центральную роль в духовной жизни евреев.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре
Иудейская культура включает в себя множество библейских фигур, таких как патриархи, пророки и праведники. Их образы и легенды о них являются неразрывной частью еврейской истории и духовности.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство
Синагога является местом сбора для молитвы и учения в иудейской традиции. Ее архитектура и ритуалы отражают духовные и культурные ценности евреев.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции
Шабат является священным днем отдыха и поклонения в иудейской традиции. В этот день евреи собираются вместе, чтут Тору и проводят время в молитвах и общении.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей
Иудаизм имеет давние корни в России и играет важную роль в жизни евреев. Традиции религии, обряды и обычаи помогают сохранить культурное наследие и связи с историей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Еврейский календарь отражает религиозные и культурные события и традиции еврейского народа. Ценности семейной жизни, важность образования и духовного развития играют ключевую роль в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
Присоединяйтесь к открытым онлайн-урокам по различным темам, связанным с религией, иудаизмом и культурой. Обучение доступно и интересно для всех желающих поглубже познакомиться с этими темами.
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
Изучение Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) поможет расширить знания и понимание различных религий и культур. Презентация содержит 6 модулей, которые покрывают разнообразные аспекты этих тем.
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Обеспечение свободы выбора родителями модулей курса ОРКСЭ является важным аспектом образования и познания различных культур и верований. План мероприятий поможет сделать этот процесс более доступным и интересным.
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Принятие решения о выборе модуля курса ОРКСЭ требует внимательного изучения и понимания предлагаемых тем. Регламент поможет родителям сделать осознанный выбор, учитывая интересы и потребности их детей.
Урок Икона
Цель урока: создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
I. Повторение изученного на прошлом уроке
- Что называется храмом?
- Правила поведения в храме.
- Устройство православного храма.
- Что такое иконостас?
Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарь от остального храмового помещения.
II. Теоретическое изучение новых понятий
Толковый словарь В.Даля: образ, изображение лика.
Информация из Википедии: в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Греческое слово eikon – изображение, образ, изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.
Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В нашем языке слово икона сохранилось как образ.
III. Введение новой темы
Православный храм невозможно представить себе без икон. И сегодня мы узнаем о ее значении для христиан, о ее отличии от картин.
Есть ли у вас дома фотографии дорогих вам людей?
Почему человек, отправляясь в далекое путешествие или по любой другой причине долго отсутствует, берет с собой фотографии близких людей?
Икона – это образ самого близкого для православного человека: образ Бога, Богородицы, святого или образ события, важного для христианина.
IV. Путешествие в прошлое
Подготовленный ученик может рассказать о значении икон в православной традиции и их влиянии на духовную жизнь верующих.
Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
Этот сюжет говорит о том, что сам господь благословил людей писать иконы. Хотя были времена гонений и уничтожений икон в христианстве.
V. Икона и картина (их отличия)
Сейчас мы будем наблюдать, сравнивать и называть отличия картины и иконы.
Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
На картине все события происходят в определенное время, а на иконе могут быть события ,происходящие в разное время и в разных местах. На иконе прошлое, настоящее и будущее существует одновременно.
3. Лик (личное).
Самое главное на иконе Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны, и как бы смотрят на стоящего перед иконой . К личному относятся и руки, жесты.
Как в книге словами записан текст. Так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия.
Нимб – особое свечение вокруг головы.
На иконе каждый цвет имеет свой смысл.
ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы, сияние вокруг фигур- всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.
Совсем нет серого цвета. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
На картине есть тени, свет падает на лица.
На иконе нет теней. Свет исходит из глубины ликов и фигур.
Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир.
VI. Икона и молитва
На картину люди любуются. А икона для чего?
А перед иконой молятся. Обращение к православной иконе – очищение души. Православные христиане считают, что икона является проводником к Богу. Икона не молится вместо людей, а напоминает человеку о его призвании стать лучше.
VII. Иконописец
Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение у священнослужителя и соблюдать еще многие правила.
Икона создается молитвой и для молитвы.
Иконописцы всегда почитались церковью и людьми.
Одним из известных иконописцев является Андрей Рублев. (около 1360-1427).
О жизни Рублёва ничего не известно. В летописях его называют чернецом за темное монашеское одеяние. Имя, которое он получил при крещении, неизвестно, имя Андрей ему дали при монашеском постриге. Впервые Андрей Рублёв упоминается в летописи 1405 года, когда он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера-иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. Руководил работой Феофан Грек. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Но Рублёв не подражал страстной кисти византийца. Русский иконописец видел мир ясно, спокойно и кротко. Прозрачные, «дымом писаные» краски его икон – голубую, белую, зеленую, багряную, золотистую – стали называть рублёвскими.
Главным шедевром стала икона «Троица».
Что хотел сказать современникам и потомкам иконописец Андрей Рублёв? Единство и гармония человека и мира возможны лишь на основе жертвенной любви, которую явил людям Иисус Христос.
Окончил свой земной путь прп. Андрей Рублёв в Свято-Андрониковском монастыре. В страшные для людей времена испытаний, бед и несчастий он всегда вселял надежду на спасение, он страдал с ними и сострадал им. Уже в XX веке он был причислен к лику святых.
VIII. Работа с учебником
Стр.76-80, ответы на вопросы.
IX. Подведение итогов
МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Урок по курсу ОРКСЭ на тему: «Храм» Составитель: Г. Ф. Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ 24 Киселёвск, 2013
Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: узнать о назначении и устройстве православного храма; осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: апсида, закомара, алтарник, канун, панихидный столик, поминальные записки. .
Храм – это «Небо на земле», место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.
Купол (глава): шлемовидный и луковичный
Барабан Барабан — венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. Световой барабан – имеющий оконные проемы
Апсида Апсида (от греч. hapsis— свод), абсида (лат. absis) — архитектурная форма — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный
Формы здания церкви: 1) крест – символ Иисуса Христа; 2) круг – символ вечности; 3) корабль – символ Ноева ковчега; 4) восьмиугольник или четырёхугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды
Цвет здания церкви: 1) белый – в честь Триединого Бога и его праздников; 2) голубой в честь Пресвятой Богородицы и её праздников; 3) красный – в честь мучеников и исповедников; 4) зелёный, жёлтый – в честь преподобных и др. святых
Форма креста: 1) крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу; 2) кресты позолоченные православные шестиконечные с шарообразным утолщением в основании ; 3) четырехконечный крест без полумесяца в основании
Архитектурный проект церкви
Новостройка: церковь в честь праведных богоотцев Иоакима и Анны
Царские врата Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь Алтарь – лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник
Три окна в алтаре – символ Света Святой Троицы На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии.
Алтарь от остального храма отделяется иконостасом — перегородкой с помещенными на ней иконами.
Первый ряд иконостаса Первый ряд иконостаса, самый верхний, — праотеческий ряд, на котором изображены праотцы от Адама до Моисея. Центральной иконой в нем всегда является «Троица Ветхозаветная».
Второй ряд иконостаса Второй ряд иконостаса — пророческий ряд. Само название указывает на смысл этого ряда: здесь располагаются иконы с изображением пророков, через которых Церковь возвещает о Богородице и о рождении Христа. В центре помещается икона «Знамение».
Третий ряд иконостаса — деисусный ряд — это моление всей Церкви Христу В центре — икона «Спас в силах». Христос восседает как грозный Судия всего мироздания. Слева и справа — изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.
Четвертый ряд иконостаса В четвертом ряду иконостаса, праздничном ряду, рассказывается о событиях Нового Завета, начиная с рождества Богородицы.
Пятый ряд иконостаса Самый нижний ряд иконостаса – местный ряд. Икона «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот»
Внутреннее убранство церкви Аналой – подставка для возложения богослужебных книг или икон. В центре храма перед алтарём расположена икона праздника.
Канун – поминальный столик со свечами и распятием
Кадило – один из символов православного богослужения; металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан для каждения во время службы
Свеча — символ нашей молитвы.
Церковные записки о здравии
Церковные записки о упокоении
ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших 1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва. 3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого? "). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т. д. 5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли), 6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна. 8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках – "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего". 9. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего). 10. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно. Сретенский монастырь, "Новая книга" 1997.
Подведение итогов урока Рефлексия
Задание на дом: 1) подготовить сообщение о храме нашего района; 2) найти пословицы и поговорки про церковь; 3) прочитать выразительно стихотворение, с. 49, учебник