Итоговый урок за год
Какие сведения о себе ты знаешь, напиши.
Ответь на вопросы и укажи правильный ответ.
- Когда начинается учебный год в школе?
- А) 1 ноября
- Б) 1 июня
- В) 1 декабря
- Когда начинается учебный год в школе?
Что такое библиотека?
- Б) Дом, где живут книги.
Какие ты знаешь отделы магазина?
- Г) Фрукты – овощи
Дополни предложения.
- Правила общения по телефону:
- В начале разговора _______
- Если ты кому-то звонишь – _______
- Говори _______ и _______
- В конце разговора _______
- Правила общения по телефону:
Собери четыре Не для зрителей театра и кинотеатра.
- Не _______!
Определи, какое описание погоды подходит к данной картинке.
- В) Прохладно, пасмурно, идет дождь
Какой термометр показывает, что на улице тепло?
Отгадай, к каким сказкам эти рисунки. Ответ запиши.
Определи праздник по картинке.
Нарисуй себя и напиши какой ты.
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики
Это курс, который предлагает шесть модулей на выбор, разработанных вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Модуль Основы светской этики представляет собой обобщенное представление о нравственных ценностях, нормах и правилах поведения в современном обществе, независимых от религиозных убеждений. Учащиеся получат представление о важности этических принципов в повседневной жизни, в общественной и профессиональной деятельности. Важно формировать у учащихся гражданскую позицию, ответственность перед обществом и соблюдение законов.
Таблица: Сравнение основных религиозных культур
Религия | Основоположник | Священные тексты | Символика |
---|---|---|---|
Православие | Иисус Христос | Библия | Крест |
Ислам | Пророк Мухаммад | Коран | Полумесяц |
Буддизм | Будда | Трипитака | Колесо Дхармы |
Иудаизм | Патриархи | Тора, Талмуд | Давидова звезда |
Заключение
Изучение основ религиозных и светских культур является важной частью образования современной детской аудитории. Помимо обогащения знаний, это способствует формированию толерантности, понимания и уважения к различным культурным традициям. Надеемся, что обозрение основных культурных традиций поможет учащимся понять многообразие мировоззрений и научит их уважать и ценить этот мир.
Модуль Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.
К тактичности близки такие понятия, как чуткость и деликатность. Чуткость подразумевает внимательное отношение к чувствам других людей, умение ощущать их настроение, эмоции. Деликатность же подразумевает такую воспитанность и такое внимание, чтобы избегать ненужных резких слов или действий, которые могут навредить другому.
Тактичность, чуткость и деликатность необходимы во всех сферах жизни, включая общение с друзьями, семьей, коллегами. Умение учитывать чувства других людей помогает создавать гармоничные отношения, разрешать конфликты, поддерживать позитивное общение.
Поэтому, развивайте в себе тактичность и внимательность к другим людям. Помните, что умение слушать и понимать других — это ключ к успешному общению. И не забывайте, что камешки на морском берегу стали такими гладкими и красивыми благодаря взаимодействию друг с другом под воздействием воды и трения. Точно также общение и взаимодействие с людьми помогают нам становиться лучше и обретать гармонию.
К тактичности близки такие понятия, как «чуткость» и «деликатность». Чуткость способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку. А деликатность способность не обратить внимания на неловкость или оплошность человека.
Прочитайте рассказ замечательного педагога
Прочитайте рассказ замечательного педагога В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и подумайте над чувствами и поведением одной из его героинь.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться золотым правилом этики.
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Это правило выработано и проверено человеческим опытом, потому и называется золотым
Это правило выработано и проверено человеческим опытом, потому и называется золотым. Очень простое правило. Например: если хочешь, чтобы тебя уважали, сам уважительно относись к другим.
На основании золотого правила можно сформулировать важные принципы общения
На основании золотого правила можно сформулировать важные принципы общения.• В отношениях с другим человеком будь всегда вежлив, внимателен, уважителен, доброжелателен и тактичен.• Не позволяй себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.• Не считай себя лучше других.• Не стесняйся уступить в споре.
Пусть эти принципы станут вашим
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какие качества необходимо проявлять в общении с людьми и почему? 2. В чём проявляется умение общаться? З. Что мы называем «тонкими» деталями поведения? 4. Что такое чуткость и деликатность? 5. Как звучит золотое правило этики?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 1. Какие примеры можно привести в подтверждение золотого правила этики? 2
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 1. Какие примеры можно привести в подтверждение золотого правила этики? 2. Почему Лиде было стыдно перед соловушкой? З. Таня с Наташей любят шушукаться в присутствии других ребят. Тактично ли это? 4. Можешь ли ты назвать себя тактичным и деликатным человеком? 5. Стремишься ли ты понять другого человека? Почему? 6. Какое правило из классного Кодекса общения кажется наиболее трудным для тебя? Объясни почему.
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯС позиций Кодекса общения реши этические задачи:• Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой, потому что он плохо учится. Права ли Лена? Что чувствует при этом Миша?
• Серёжа постоянно дёргает Зину за косичку. Она сердится и старается его стукнуть.Что можно посоветовать Серёже и Зине?
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ