Презентация честность и искренность презентация к уроку по орксэ 4 класс

Открытый урок по ОРКСЭ

Введение

В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии №293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.

Урок

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.

Методика

На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.

Участники

На уроке присутствовали 11 человек из ОУ №252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.

Благодарности

Благодарим администрацию гимназии №293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.

Правила ведения дискуссии

  1. Перед выступлением четко определите свою позицию.
  2. Проверьте, правильно ли вы понимаете проблему.
  3. Внимательно слушайте выступающих, затем излагайте свою точку зрения. Не перебивайте выступающего и не выкрикивайте с места.
  4. Помните, что свою точку зрения нужно подкреплять фактами, примерами.
  5. Говорите ясно, четко, отчетливо, громко.
  6. Желающие высказаться должны поднять руку.

Честность

Честность – это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Возникло от слова честь. Честность – честь, честен. Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надежность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.

Пословицы и поговорки

  • Маленькая ложь за собою большую ведет.
  • Лучше малые куски с честностью, чем большие куски с лихостью.
  • Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
  • Правда горька, да она лечит, а ложь сладка, да всю жизнь искалечит.
  • Правда, как шило в мешке, сколько ни прячь, все равно наружу вылезет.
  • Правда пешком, а ложь верхом.
  • Маленькая ложь за собою ведет.
  • Ржа ест железо, а ложь душу.
  • Как бы не пряталась ложь, правда ее отыщет.

Заключение

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Автор: Нечаева Н.Н., заместитель директора Института метаданных и контентов.

Учебный курс ОРКСЭ

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ:

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на нормах законодательства Российской Федерации, включая Конституцию, законы Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка и О свободе совести и религиозных объединениях.

Выбор одного из 6 модулей является правом родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с законом.

Читайте также:  Преподавание опк орксэ и однкнр нужно будет осваивать всем гуманитарным учителям

Учебный курс является комплексной учебно-воспитательной системой, содержание которой направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.

Преподавание в школе ведут светские педагоги, курс имеет культурологический характер.

Структура курса:

  1. Модуль 1 – Отечество
  2. Модуль 2 – Семья
  3. Модуль 3 – Культурная традиция

Школьники, выбравшие для изучения определённый модуль, получат общие представления о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои творческие работы, способствуя обучению и развитию личности гражданина России.

Инструменты обучения

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:

  • Исследование
  • Различные виды проектов
  • Мозговой штурм
  • Анализ жизненных ситуаций
  • Игровые технологии
  • Дискуссии и другие

Продолжительность курса

В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю, что в сумме составляет 34 часа в год.

Особенности преподавания

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

  1. Введение в православную духовную традицию
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане
  3. Добро и зло в православной традиции
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
  6. Православие в России. Православный храм и другие святыни
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство
  8. Христианская семья и ее ценности

Этика

  1. Наука о нравственной жизни человека
  2. Этика общения. Правила общения для всех
  3. Этикет. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета
  4. Этика человеческих отношений
  5. Этика отношений в коллективе
  6. Простые нравственные истины

Основы религиозных культур народов России

  1. Культура и религия. Древнейшие верования
  2. Религии мира и их основатели
  3. Священные книги религий мира
  4. Хранители предания в религиях мира
  5. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре

Исламская культура

  • Введение в исламскую духовную культуру
  • Культура и религия

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.


Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.


Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.


Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ

  • Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
  • Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
  • Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Читайте также:  Оркисэ урок 6 7 по теме священные книги религий мира

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Урок разработала Е.А.Вислоцкая , СОШ № 63

Тема: Честность и искренность


Цели:

  • Расширять представления о таких качествах, как честность, искренность.
  • Раскрывать важность и необходимость честности и порядочности в жизни человека.
  • Формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать стремление поступать честно и порядочно.
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, умения работать в группе.
  • Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса.
  • Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля.

Учебные умения и действия:

  • Систематизировать и анализировать пройденный материал.
  • Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.
  • Показывать умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение.
  • Формулировать собственные выводы.
  • Участвовать в совместной коллективной работе.
  • Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
  • Составлять план произведения.
  • Находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы — и работать с ней.
  • Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки.
  • Систематизировать знания учащихся по пройденным темам.

Образовательные технологии:

  • Технология системно-деятельностного подхода.
  • Технология смыслового чтения.
  • Групповая технология обучения.
  • Игровые технологии.
  • ИКТ

ресурсы : Учебник, рабочие листы, проектор, экран

Приветствие учащихся, представление учителя.

Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

Определите какие высказывания являются ложными, т.е. несущими вред человеку, а какие – фантазиями..Игра «Ложь или фантазия» / поднятием рук

1 на соснах растут яблоки

2 можно переходить дорогу на красный свет, если нет машин

3 можно сказать маме о болезни, которой нет. Чтобы не ходить в школу

4 можно плавать на подводной лодке по дну рек

5 можно сказать друзьям не верное доиашнее задание

6 у меня дома живут жираф и слон

7 можно погулять с друзьями на улице, а маме сказать, что был в библиотеке

– Как вы думаете, ребята, о каких качествах характера мы сегодня будем с вами говорить?

– Почему они важны для человека и общества? Зачем людям нужна честность?

Записываем тему урока

Честноть и искренность

Изучение нового материала

на тему «Каким людям легче живется – честным или лживым? Почему?»

Знакомство учащихся с правилами ведения дисскусии

Памятка участникам дискуссии

Работа с текстом

Работа с рт / произведения Осеевой, Носова, Драгунского/ с какими произведениями вы знакомы были?Какой общий вывод можно сделать?

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.

– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, говорите «Да» и 1 раз хлопаете в ладоши, а если даёте отрицательный ответ, то поднимаете руки вверх и говорите «Нет».

– Честно бросать друга в беде?

– Честно признавать свою вину?

– Честно притворяться больным, когда не выучил урок?

– Честно признаться родителям, что ты получил двойку?

– Честно без спроса брать чужие вещи?

– Честно пользоваться подсказками?

– Честно после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?

– Честно подсказывать другу на уроке?

– Честно свою вину перекладывать на другого человека?

– Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

-Честно ли рассказать о плохом поступке товарища учителю?

Работа с терминами

– Вам знакомо слово «честность»? Как вы понимаете это слово?

– Вам знакомо слово «искренность»? Когда мы используем это слово в жизни?

Запись определений в тетради /слайд

Читайте также:  Гау дпо соиро

Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями.

О честности люди задумывались с давних пор. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.

В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективнымДля этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет.

В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.

Честь- это достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы

В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит.

(Данная информация есть в учебнике.)

Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.Легко ли быть честным?

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.

1 вы нашли на улице дорогой телефон.Как бы вы поступили?

2Представьте, что ваш лучший друг обманул продавца, украл небольшую вещь, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?

Составление правил честного человека . Сформулировать 3-4 правила .

1 честный человек вегда держит слово

2 не брать чужого без разрешения

4 не обижай других, не обманывай

5 говори правду.

6 не хвастайся

7 проси прощения, если ошибся

Работа с пословицами.Групповая работа в парах .

Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью. Маленькая ложьза собою большую ведет. Правда – пешком, ложьверхом. Правда – свет разума. Правда глаза колет. Правда горька, да она лечит, а кривда сладка, да всю жизнь искалечит. Правда как шило в мешке – сколько ни прячь, все равно наружу вылезет. Ржа ест железо, а ложьдушу. У всякого человека своя правда. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.Ложь до добра не доведет.Маленькая ложь за собой большую ведёт.Ложь дружбу губит.

Подведение итогов урока

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”

Как нужно относиться к людям, если они не честны?

Какой вывод мы сделаем по сегоднешнему уроку.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог), саморефлексия.

Ребята, я очень ценю вашу помощь, вашу откровенность.

Говорят, что правда всегда найдет себе дорогу.Я предлагаю вам сегодня честно оценить свою работу на уроке.

Перед вами листы оцените свою работу на уроке от 0 до 5 баллов и работу вашей группы. Прошу вас, будьте честны сами с собой. Покажите, пожалуйста. Ваши оценки.

Спасибо за урок, ребята!

Выучить наиболее важные заповеди Владимира Мономаха.