Основы православной культуры являются одним из модулей предмета ОРКСЭ. В этом модуле дети изучают основные принципы и обряды православия, понятия благочестия, любви к ближнему, милосердия. Они также учатся понимать историю и значение Православной Церкви для России.
Таким образом, изучение основ православной культуры помогает детям воспитывать уважение к вере и традициям других людей, а также формирует их мировоззрение и нравственные принципы. Все это способствует созданию единого коллектива, где каждый член общества уважает и ценит другого.
И несмотря на то, что мы разные, имеем разные вероисповедания и традиции, важно помнить, что мы все живем вместе, имеем общие ценности и задачи, и только объединившись, мы сможем сделать мир вокруг нас лучше и спокойнее.
Модуль Основы религиозных культур
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности.
Цели модуля:
- Ознакомить школьников с ценностями христианской морали.
- Представить основы православной веры.
- Изучить выдающиеся достижения православного искусства.
Модуль Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики.
Ключевые темы:
- Обязанности мусульман.
- Значение Корана и Сунны.
- Искусство ислама.
Модуль Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры, её основателем, учением, нравственными ценностями, ритуалами и искусством буддизма.
Содержание модуля:
- Священные книги буддизма.
- Праздники и обряды.
- Роль буддизма в России.
Модуль Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и его влиянием на личность и поведение евреев в повседневной жизни.
Темы модуля:
- Иудейская культура и мировые религии.
- Жизнь евреев в России.
Модуль Основы мировых религиозных культур
Модуль рассматривает основные религии мира, распространенные на территории России, и особенности их культур и традиций.
Основные вопросы:
- История и особенности религий.
- Образ жизни верующих.
Модуль Основы светской этики
Модуль приглашает школьников рассмотреть основные вопросы этики, патриотизма и нравственного развития личности.
Важные темы:
- Этикет и патриотизм.
- Золотое правило этики.
Цель всех модулей — обогатить школьников знаниями о различных религиозных и культурных традициях, способствовать их духовному развитию и формированию ценностей.
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, подчеркивает важность воспитания нравственности у современных детей прямо из школьной скамьи. Одной из ведущих ролей в этом процессе играет предмет Основы православной культуры. Цель этого предмета — помочь ребенку стать добрым, честным, трудолюбивым, ответственным, уважительным к родителям, благодарным учителям, искренне любящим свою Родину, а также готовым оказывать помощь нуждающимся и уважительно относиться к людям других национальностей, верований и убеждений.
Вопросы и ответы
Учителя и религиозные организации
Школьные учителя, проходящие специальную подготовку, могут приглашать представителей религиозных организаций в качестве экспертов по теме, чтобы провести экскурсию или внеклассное занятие. Однако важно отметить, что учитель несет ответственность за содержание предмета. Представители религиозных организаций могут быть привлечены для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, в рамках модуля Основы православной культуры.
Процесс подачи заявлений
Для участия в курсе ОРКСЭ школьники и их родители должны написать заявление, обычно на имя директора школы. Образец заявления обычно предоставляется классным руководителем либо другими представителями школы на родительском собрании, которое проводится обычно в 3-м классе.
Правила в рамках образовательного процесса
Школа в России является светским учреждением. Это означает, что в рамках образовательного процесса не должно быть политической агитации, побуждения к принятию религиозных норм или убеждений. Это требование закреплено в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации в статье 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.
ОРКСЭ в младшем подростковом возрасте
Обычно дети в возрасте 10-11 лет начинают интересоваться вопросами взросления, ценностей, поиска себя и своего места в мире. Предмет Основы православной культуры помогает подготовить ребенка к изучению гуманитарных предметов в основной школе, таких как история и обществознание.
Тесты на тему Культура
Найдите в списке черты, свойственные народной культуре:
- Авторство часто не определено
- Носит преимущественно коммерческий характер
- Не требует специальной подготовки для своего восприятия
- Появилась раньше других форм культуры
- Рассчитана на узкий круг ценителей
Запишите цифры, соответствующие указанным чертам.
Признаки элитарной культуры
- высокая содержательная сложность
- демократизм
- ориентация на узкий круг ценителей
- широкая рекламная кампания
- соответствие изысканным вкусам
- безграничное самовыражение автора
Признаки массовой культуры
- премьера фильма ужасов
- фестиваль рекламных роликов
- переиздание детектива-бестселлера
- выставка художников-авангардистов
- областной смотр фольклорных коллективов
- открытие международного конкурса пианистов
Признаки искусства как формы духовной культуры
- установка на следование образцу
- коммерческая цель создания оперы
- использование широко известных мифологических персонажей
- трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
- ориентация на массового потребителя
- сложность формы музыкального произведения
Соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты – Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей – Б) коммерциализация духовной деятельности
В) коммерциализация духовной деятельности – Д) сложность содержания
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров – А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты
Д) сложность содержания – В) коммерциализация духовной деятельности
Соответствие между социальными фактами и формами культуры
A) премьера телесериала – д) переиздание детектива-бестселлера
Б) конкурс фольклорных коллективов – С) празднование дня Ивана Купала
В) празднование дня Ивана Купала – A) премьера телесериала
Г) скандал с участием поп-звезды- Б) конкурс фольклорных коллективов
Д) переиздание детектива-бестселлера – Г) скандал с участием поп-звезды
Соответствие между отличительными признаками и формами культуры
А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции – Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей
Б) высокая сложность выражения и содержания – В) сохранение исторической преемственности
В) сохранение исторической преемственности – Б) высокая сложность выражения и содержания
Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей – А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции
Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики – Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики
познание мира с помощью слова, цвета и звука 4) получение достоверной картины мира
значимость художественного вымысла 5) изучение закономерностей развития мира
образность и наглядность 6) объективность отражения реального мира
9. Известный писатель сочинил философское эссе, где дал весьма субъективную, индивидуально-творческую, совершенно непривычную интерпретацию событий недавнего прошлого. Найдите в приведённом ниже списке характеристики свойственные данному типу культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.
отражение в произведении авторской индивидуальности
оригинальность формы и (или) содержания
ярко выраженный коммерческий характер
необходимость специальной подготовки читателя
сложность содержания
ориентация на запросы широкого круга потребителей
10. Критик отозвался о новом художественном фильме как о произведении элитарной культуры. Какие признаки характерны для данного типа культуры? Запишите под которыми они указаны.
ориентация на получение коммерческой выгоды
учёт запросов самых широких слоёв общества
сложность форм художественной выразительности
развлекательный характер
необходимость специальной подготовки для понимания смысла произведений
ярко выраженная авторская позиция
11. В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
у этого произведения неизвестный автор 4) его исполняют по радио профессиональные актёры
оно передаётся от поколения к поколению 5) оно носит развлекательный характер
его создатели получили хорошую прибыль 6) оно имеет сложное содержание
12. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.
Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.
Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.
Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.
Они не имеют персонального авторства.
Их действующие лица стали героями современных анекдотов.
13. Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
коммерческий характер 4) использование спецэффектов
содержательная сложность 5) привлечение кинозвёзд
внимание критиков и знатоков 6) колоссальный интерес зрителей
14. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
самовыражение и свобода творчества авторов
сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
высокая степень обобщения коллективного опыта
стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
ориентация музыки на широкую аудиторию