29.05.2023, Резванова Светлана Юрьевна
Основы ОРКиСЭ: Учебные материалы
Мастер-класс по теме Милосердие
Дата: 21.02.2024
Автор: Климова Светлана Петровна
Формат: docx
Православные праздники. Покровская ярмарка
Дата: 16.02.2024
Автор: Тафинцева Татьяна Федоровна
Формат: pptx
Премудрости этикета
Дата: 18.01.2024
Автор: Базина Наталья Геннадьевна
Формат: docx
Женщина в православной церкви
Дата: 14.10.2023
Автор: Сонкина Наталья Сергеевна
Формат: docx
Урок Добро и зло
Дата: 11.07.2023
Автор: Коваленко Лариса Викторовна
Формат: docx
По дороге добра, в страну нравственности
Дата: 21.06.2023
Автор: Волкова Ольга Владимировна
Формат: doc
Блокада Ленинграда
Дата: 21.06.2023
Автор: Волкова Ольга Владимировна
Формат: docx
Что значит быть моральным
Дата: 21.06.2023
Автор: Волкова Ольга Владимировна
Формат: odt
Самая Главная встреча – ОПК
Дата: 29.05.2023
Автор: Резванова Светлана Юрьевна
Формат: docx
Милосердие и сострадание
Дата: 29.05.2023
Автор: Резванова Светлана Юрьевна
Формат: docx
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
Развитие интереса к окружающему миру;
Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
Отечество,
семья и
культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Будьте внимательны к многообразию культур и религиозных традиций, уважайте различия и наслаждайтесь взаимодействием!
Курс Основы религиозных культур и светской этики в школе №57
В рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики в ГБОУ школе №57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Это позволяет реализовать деятельностный подход к обучению, включая исследования, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии и дискуссии.
Программа курса
На данный момент курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Предполагается, что учебные занятия будут проводиться один раз в неделю, с общим объемом занятий в 34 часа.
Особенности обучения
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики является ориентация на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. Важным аспектом является задача обеспечения свободного, добровольного выбора модуля изучения для каждого учащегося.
Структура курса
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Верования православных христиан.
- Добро и зло в православии.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность.
- Православие в России. Православные ценности.
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство.
Основы светской этики
- Этика как наука о нравственной жизни.
- Правила общения и этикет.
- Этика человеческих отношений и отношений в коллективе.
- Простые нравственные истины.
- Душа обязана трудиться и жить достойно.
- Развитие нравственного опыта поведения.
Основы религиозных культур народов России
- Древние верования и религии мира.
- Священные тексты и книги религий.
- Искусство и культура в религиях.
- Религии России и их нравственные заповеди.
- Религиозные обряды и обычаи.
- Календари религий и праздники.
Основы исламской культуры
Таблица сравнения | Культура | Религия | Ислам |
---|---|---|---|
Основные принципы | Вера, нормы поведения | Вера, обряды | Вера, обряды, шариат |
Сакральные тексты | Основы культуры | Психология веры | Коран, сунна |
Социокультурные практики | Искусство, традиции | Прославление Бога, духовность | Пост, молитвы, обряды |
Включая изучение исламской культуры, курс Основы религиозных культур и светской этики в школе №57 создает исчерпывающую базу знаний о многообразии религиозных и культурных традиций.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
- Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
- Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
- Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Открытый урок по ОРКСЭ
В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.
На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.
На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.
Благодарим администрацию гимназии № 293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.
Автор: Нечаева Н.Н.
заместитель директора ИМЦ
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.
Зарифуллина Венера Фанисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №82» г.Казани;
Пыркова Инна Михайловна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №169» г.Казани
• Развитие представлений учащихся о семье.
• Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
• Воспитание глубокого уважения и любви к семье, к Родине.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
– развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;
– развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
– формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;
– создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;
– развитие навыков сотрудничества
– развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;
-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;
– помочь детям увидеть своё место в семье.
проектор, интерактивная доска.
- Подготовка к изучению нового материала.
– Ребята, отгадайте, о ком идет речь: близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. (Семья)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Определите тему урока. (семья)
– Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием «семья». Мы поговорим о таких понятиях, как «семейные традиции», «семейные ценности», узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.
. Актуализация знаний обучающихся.
-Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
с возможностью делать добро людям».
. Работа над новым материалом.
1. Семейные ценности
– Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
– Что же может объединять семью?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.
– Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
– Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)
– Какую семь можно назвать счастливой?
Ценности счастливой семьи:
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Совместное времяпрепровождение.
2. Составление кластера
– Чем крепка семья? Давайте составим кластер «Семья».
3. Семейные традиции.
– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
– Назовите основные семейные традиции:
• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
• Совместные игры с детьми.
• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
• Традиции гостеприимства, семейный обед.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.
4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»
5. Составление синквейна «Семья»
Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.
Воспитывает, защищает, помогает
Моя семья – ячейка общества
. Рефлексия. Игра «Свеча любви»
Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
. Подведение итогов.
2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.