Примеры похожих презентаций
Имя учителя | Номинация | Год |
---|---|---|
Иващук Тамара | Лучшая презентация для родителей по ОРКСЭ | 2014 |
Центральная общеобразовательная школа №4
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Тамара Иващук представляет презентацию для родителей по курсу ОРКСЭ.
Высоконравственный гражданин
Творческий, компетентный и ответственный гражданин России должен быть укоренен в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Принципы духовно-нравственного образования:
- Социальная солидарность
- Наука
- Патриотизм
- Природа
- Семья
- Труд и творчество
Правовые принципы
Свобода совести, отделенность религиозных организаций от государства и светский характер образования являются основополагающими принципами духовно-нравственного образования.
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Реформы в образовании
Преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школах является важным этапом в развитии образования. Решение поддержки этой идеи было принято государством и теперь это является обязательным.
С целью осуществления данной реформы было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р о введении курса ОРКСЭ во всех субъектах РФ с 2012/2013 учебного года.
Министерство образования также подтвердило введение курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года.
Сообщение написано ы великолепном городе Москве, Россия.
Курс Основы религиозных культур и светской этики
Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель курса Основы религиозных культур и светской этики
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса Основы религиозных культур и светской этики
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Модули курса
Основы православной культуры
Учебник Основы православной культуры разработан дьяконом А. Кураевым по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Основы мировых религиозных культур
Основы исламской культуры
Учебник знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.
Основы буддийской и иудейской культур
Основы светской этики
Учебник знакомит учащихся с основами светской этики, понятием добра и зла, добродетели и порока, альтруизма и эгоизма. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многом другом.
Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Курс ОРКСЭ: свобода выбора и методы преподавания
Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным. (Из речи Д. А. Медведева)
Основные принципы концепции курса
- Светский характер
- Свобода и добровольность выбора модуля
- Культурологический подход
- Преобладание воспитательного аспекта
- Диалогический характер преподавания
- Активные и интерактивные формы преподавания
- Необходимость и возможность сотрудничества с родителями
- Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность
Каждая культура имеет собственный контекст и свою логику; ни одна культура не может быть лучше другой; каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. В результате освоения данного курса обучающимися должны быть усвоены данные смыслы.
Оценивание и методы преподавания
Оцениваться усвоение курса будет защитой творческих проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Оценивание проводят учителя, прошедшие специальную подготовку.
Специалист по предмету
Нина Петровна Добренко
Преподавательский стаж — 8 лет
Методы преподавания ОРКСЭ
ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) – это один из учебных предметов школьной программы, его федеральный компонент. Предмет состоит из шести модулей, из которых ученики или их родители могут выбрать один для изучения.
Преподавание курса предполагает различные подходы, в том числе работу в группах для создания эффекта включенности учеников в общую классную работу.
Специфика преподавания в классах компенсирующего обучения
Формы и виды учебной деятельности, которые рекомендованы для использования в преподавании курса ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения, базируются на оптимальном сочетании разных методов обучения.
Значимое место в преподавании курса ОРКСЭ занимает работа в группах, позволяющая ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку.
Выбор за Вами, уважаемые родители.
Групповая работа в классах компенсирующего обучения
Групповая работа в классах компенсирующего обучения будет эффективной только, если будет четко сформулирована цель или проблема, решение которой дети должны стремиться найти коммуницируя и взаимодействуя между собой. Важно, чтобы учитель выступал в роли модератора дискуссии и предоставлял организационную и содержательную поддержку. Такая работа должна занимать не более 15 минут и проходить в условиях благоприятной атмосферы.
Парная работа
Прекрасная форма организации взаимного сотрудничества – парная работа. Она позволяет учащимся преодолевать страх перед учителем и одноклассниками, помогает формировать коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Методы обучения
В классах компенсирующего обучения хорошо показали себя следующие методы обучения:
Галерея образов
Галерея образов может быть представлена в виде выставки, оформленной руками учеников, либо виртуальной. Каждый экспонат должен иметь краткую аннотацию, что помогает закрепить теоретические знания.
Финальный урок
На финальном уроке по изучаемой теме можно презентовать галереи образов детей. Каждому ребенку будет дана возможность рассказать о своем вкладе в создание экспозиции. Такая работа повышает учебную мотивацию и развивает навыки презентации собственных образовательных результатов и коммуникативных качеств личности. Информационно-коммуникативные технологии позволяют детям быстро находить необходимый иллюстративный материал и оформлять его самостоятельно.
Научно-методические основы
Преподавание религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРКСЭ
- нравственное воспитание на основе традиционных идеалов;
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на нормах законодательства Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации, Законы Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации и О свободе совести и религиозных объединениях. Выбор одного из 6 модулей включает в себя исключительное право родителей несовершеннолетних обучающихся.
Помогли ли ваши родители с учебой?
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.
Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.