Преимущества основ светской этики
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности
- Расширение представлений о нравственных идеалах
- Обучение основам многонациональной культуры
- Осмысление ценностей в современном обществе
Групповые проекты
Название проекта | Цель проекта |
---|---|
Исследование | Поиск новых знаний и информации |
Дискуссия | Обсуждение нравственных дилемм |
Театральная постановка | Игровое освоение уроков |
Основы религиозных культур и светской этики
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Шесть модулей на выбор
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), является обязательным для изучения по ФГОС. Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Основы православной культуры
Православная культура является фундаментом российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чем проявляется патриотизм? В чем заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, говорит: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки, могут быть экспертами по теме, проводить экскурсии или внешкольные занятия. Однако, только учитель несет ответственность за содержание курса. Представители религиозных организаций могут быть привлечены для разработки курсов и повышения квалификации школьных педагогов.
Для участия в курсе необходимо написать заявление на имя директора школы. Образец заявления часто предоставляется на родительском собрании, где подробно рассказывается о содержании и целях модулей курса ОРКСЭ.
Обучение основам религиозных культур и светской этики в школе: важный этап в формировании ценностей учеников
Школа в России – светское учреждение, где образовательный процесс не должен содержать политической агитации или пропаганды религиозных убеждений (согласно статье 48 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации). Однако, в младшем подростковом возрасте, примерно в 10-11 лет, дети начинают задаваться вопросами о смысле жизни, поиске себя и места в обществе.
Роль предмета основ культур религии и светской этики (ОРКСЭ)
Один из способов подготовить детей к изучению гуманитарных предметов, таких как история и обществознание, является предмет Основы культур религии и светской этики (ОРКСЭ). Этот предмет основан на доверительных отношениях между учеником и учителем, созданных за годы обучения в школе.
Структура курса
Курс ОРКСЭ может быть разделен на две половины, соответствующие четвертям IV и V классов. В первой половине курса ученики знакомятся с духовными ценностями и нравственными идеалами, а также освещается тема основ религиозных культур и светской этики. Вторая половина курса включает более глубокое изучение религиозных культур и традиций многонационального народа России.
План занятий
Первая половина курса (IV класс):
- Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы. (1 час)
- Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (V класс):
- Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
- Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Подводя итог, изучение основ религиозных культур и светской этики в школе играет важную роль в формировании ценностей и нравственных убеждений учеников, что способствует их развитию как граждан интегрированного общества.