Оценка моего сайта
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Преимущества обучения по курсу ОРКСЭ
Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе.
Выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.
Стремление к духовному и нравственному развитию
Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особенно актуальным становится включение в школьную программу курса Основы религиозных культур и светской этики, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель и задачи курса
- Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- Подготовка к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, отмечает: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Школьные программы и сотрудничество
Курс ОРКСЭ может включать в себя различные формы взаимодействия:
- Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки, отвечают за обучение и содержание предмета.
- Представители религиозных организаций могут выступать как эксперты и проводить дополнительные мероприятия.
Чтобы начать обучение по курсу ОРКСЭ, необходимо написать заявление на имя директора школы. В 3-м классе обычно проводится родительное собрание, где рассказывается о курсах и предоставляется образец заявления.
Школьный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики в России
Школа в России – светское учреждение, которое не пропагандирует политику или религиозные убеждения по закону. Согласно статье 48 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации, педагогические работники несут ответственность за соблюдение этой нормы.
Возрастные особенности и воспитательный потенциал
В возрасте 10-11 лет дети начинают задаваться вопросами о взрослении, ценностях и поиске своего места в мире. Предмет Основы религиозных культур и светской этики помогает им осознать эти важные аспекты и подготовиться к изучению гуманитарных предметов.
Комплексный учебный курс
По указанию Президента России Д.А. Медведева был разработан комплексный учебный курс, состоящий из шести модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Студенты выбирают модули для изучения сами или совместно с родителями.
Цели и задачи учебного курса
Цель курса – формирование мотивации к нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций в России и диалогу между различными культурами. Учебный курс рассчитан на 34 часа и проводится в 4 классе.
Особенности преподавания
Курс не включает обучение религии, а является культурологическим, направленным на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, на их понимание и сопричастность к ним.
Концепция курса ОРКСЭ
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики базируется на гражданских нравственных ценностях и нормах общих для всех россиян. Каждый модуль предназначен для знакомства с культурой и религиозной или светской традицией без критики других вероисповеданий.
Выбор модуля
Ученик изучает один модуль по согласию и выбору родителей. Решение об изучении определенного модуля без согласия родителей не допускается. Результаты выбора фиксируются на родительских собраниях и в письменных заявлениях.
Посещение религиозных организаций
Курс не включает программу посещения культовых сооружений. Если необходимо, посещение может быть организовано с письменного согласия родителей и представителей организации, при условии неучастия учеников в богослужениях и религиозных обрядах.
Шесть модулей на выбор
Родители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ для изучения в 4-м классе. Каждый модуль основан на общечеловеческих ценностях, таких как добро и зло, семья, любовь к Родине и взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал и воспитывает патриотов.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Количество вакантных мест
На 31.08.2023 г На 10.09.2023 г На 20.09.2023 г
15 – –
Младенова Алла АлександровнаДиректор школы
Чуринова Анастасия ГеннадьевнаПредседатель общешкольного родительского комитета
Онлайн всего: 1
ОРКСЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа»
Информация о введении курса ОРКСЭ в МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа"
Название выбранного модуля: основы духовно-нравственной культуры народов России.
Наименование учебника, автора и издания: Амиров Р.Р., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.» 4 кл. «Дрофа».
Ф.И.О. учителя: Низамова Ирина Николаевна
Сведения о прохождении курсов, повышение квалификации по предмету: Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО, 72 ч, 18.04.2017 г-27.04.2017 г
Сведения о реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на ступени основного общего образования
Кол-во 4-х классовОбщее кол-во обучающихся в 4-х классахПредметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в инвариантной части учебного плана за счет перераспределения часов на другие учебные предметыв части учебного плана, формируемого участниками образовательного процессав рабочих программах других учебных предметовв Программе воспитания и социализации обучающихся (внеурочная деятельность)
Реализация ОДНКНР как самостоятельного предмета в образовательной организации
«Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Реализация ОДНКНР в рамках программ других предметов из инвариантной части учебного плана
Перечень учебных пособий, которыми обеспечен учебный предмет ОДНКНР в общеобразовательной организации
Наименование учебного пособия
Памятка для родителей
о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур»
Когда ребенок покидает начальную школу, то испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Переход должен происходить в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Общие положения Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
Содержательная часть Курс ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» будет носить светский характер, преподавать его будет учитель Кастерина Светлана Валентиновна, прошедшая специальную подготовку. Выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозных культур, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики. В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данная задача решается путем включения в модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагментам биографии известных людей. Организационное и методическое обеспечение В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Учебное пособие для школьников по курсу ОРКСЭ –Амиров Р.Р. ,Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.» 4-5 кл. «Дрофа» -рассчитано для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебное пособие по курсу нацелено на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Значение родительского участия в изучении курса ОРКСЭ Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник должен обратиться к опыту своих родителей, других взрослых. Подготовка итоговых творческих работ (в 5 классе) также предусматривает посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. Практические советы родителям Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного и духовного развития вашего ребенка. Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках. Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Не упускайте время, благоприятное для нравственного и духовного воспитания детей. Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать объединению всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»: 1. В разделе «Начальное общее образование. Общие положения»: а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции: «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.»; б) дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания: «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.»; в) абзац семнадцатый считать абзацем восемнадцатым. 2. Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» следующего содержания:«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.Обязательный минимум содержания основных образовательных программРоссия — наша Родина. Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Основы исламской культуры Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Основы буддийской культуры Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Основы иудейской культуры Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Основы мировых религиозных культур Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Основы светской этики Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школуВ результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам».
« Февраль 2024 »ПнВтСрЧтПтСбВс1234567891011121314151617181920212223242526272829
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который