Введение комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях РФ
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года, во всех образовательных учреждениях России был введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики. Этот курс состоит из шести модулей, включающих в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светской этики, предоставляя учащимся возможность изучать их на выбор или по выбору родителей.
Цель и содержание учебного курса
Цель учебного курса Основы религиозных культур и светской этики заключается в формировании у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению на основе знаний и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс также направлен на развитие учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций российской культуры.
Преподавание и особенности курса
Важно отметить, что учебный курс не включает обучение религии в смысле вероучения. Он сконцентрирован на культурологических аспектах и призван помочь школьникам понять ценности и идеалы, лежащие в основе различных религий и светских традиций. Каждый из модулей предоставляет общее знакомство с соответствующей культурой, историей, традициями, нравственными ценностями и другими аспектами, не вдаваясь в специфические богословские вопросы.
Родительское участие и выбор модулей
Родители или законные представители учащихся играют важную роль в процессе обучения, поскольку выбор модулей для изучения осуществляется с их согласия. Результаты выбора должны быть документированы на родительских собраниях и оформлены письменными заявлениями. Образовательные учреждения самостоятельно определяют перечень модулей, исходя из потребностей учащихся и родителей, а также своих возможностей.
Заключение
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики призван способствовать формированию нравственных ценностей учащихся, основанных на знании и понимании культурного многообразия и религиозных традиций. Он открывает возможность диалога между представителями различных культур и мировоззрений, способствуя взаимопониманию и уважению.
## Введение комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях РФ
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года, во всех образовательных учреждениях России был введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики. Этот курс состоит из шести модулей, включающих в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светской этики, предоставляя учащимся возможность изучать их на выбор или по выбору родителей.
## Цель и содержание учебного курса
Цель учебного курса Основы религиозных культур и светской этики заключается в формировании у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению на основе знаний и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс также направлен на развитие учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций российской культуры.
## Преподавание и особенности курса
Важно отметить, что учебный курс не включает обучение религии в смысле вероучения. Он сконцентрирован на культурологических аспектах и призван помочь школьникам понять ценности и идеалы, лежащие в основе различных религий и светских традиций. Каждый из модулей предоставляет общее знакомство с соответствующей культурой, историей, традициями, нравственными ценностями и другими аспектами, не вдаваясь в специфические богословские вопросы.
## Родительское участие и выбор модулей
Родители или законные представители учащихся играют важную роль в процессе обучения, поскольку выбор модулей для изучения осуществляется с их согласия. Результаты выбора должны быть документированы на родительских собраниях и оформлены письменными заявлениями. Образовательные учреждения самостоятельно определяют перечень модулей, исходя из потребностей учащихся и родителей, а также своих возможностей.
## Заключение
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики призван способствовать формированию нравственных ценностей учащихся, основанных на знании и понимании культурного многообразия и религиозных традиций. Он открывает возможность диалога между представителями различных культур и мировоззрений, способствуя взаимопониманию и уважению.
Курс ОРКСЭ в образовательном процессе
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.
В случае особой необходимости такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Цель курса ОРКСЭ
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРКСЭ
Основными задачами ОРКСЭ являются:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
- Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества.
- Обобщение знаний о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей.
- Развитие способностей обучающихся к общению в разнорелигиозной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
Комплексный учебный курс включает шесть учебных модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики.
Данная программа позволяет обучающимся получить знания о различных религиозных традициях и культурах, способствует развитию их духовности и морали, а также обучает общению в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
В 2023-2024 учебном году информация об учебном процессе будет размещена на официальном сайте МАОУ Школа № 109 имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина на сайте: http://школа109-уфа.рф. Важно отметить, что сайт 109-school.ucoz.ru не является официальным сайтом школы и ссылки на него недействительны.
Выбор модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год
Время, выделенное на освоение образовательной программы
На протяжении учебного года ученики 4 класса тратят 34 часа на изучение курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Уроки по данному курсу проводятся без оценок. Оценивается нравственная и культурологическая компетентность ученика, что означает его способность понимать нормы морали, веры и религии в различных сферах жизни.
Родительское собрание по выбору модуля
Родительское собрание по вопросу выбора модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год пройдет 06.04.2023 в актовом зале МАОУ Школа №109 имени М.И.Абдуллина в 18:30.
Приказ и протоколы
Приказ от 30.03.2023 г. № 122 утверждает проведение родительского собрания по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год. На сайте школы доступны протоколы родительских собраний за 2021-2022 учебный год.
Доступ к протоколам:
- Протокол 3А класса
- Протокол 3Б класса
Результаты выбора модулей
Лист сводной информации об итогах выбора модулей комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики будет представлен родителям (законным представителям) обучающихся.
Родительское собрание о выборе модуля
Родительское собрание о выборе модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики пройдет 28.02.2024 года.
Преподавание курса
Учителя, получившие специальную подготовку, будут преподавать все модули, включая основы религиозных культур. Выбор модуля осуществляется исключительно родителями или законными представителями ученика. Учащийся может высказать свое мнение при выборе модуля.
Обязательное участие
Для выбора модуля необходимо присутствие одного из родителей на родительском собрании и личное заполнение заявления о выборе. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги и имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество,
- семья,
- культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ