Основы религиозных культур и светской этики

Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года во всех образовательных учреждениях РФ введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики, состоящий из шести модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

Цель учебного курса

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Принципы обучения

Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Запись на курсы

Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

Курс Основы религиоведения, культурологии, этики в образовательном процессе

Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях).

Легенда о дружной семье

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.

Преподаватели и цели учебного процесса

  • Зарифуллина Венера Фанисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №82 г.Казани
  • Пыркова Инна Михайловна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №169 г.Казани

Образовательные цели:

  • Развитие представлений учащихся о семье.
  • Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
  • Воспитание глубокого уважения и любви к семье, к Родине.

Личностные результаты обучения:

  • Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний.
  • Развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
  • Развитие навыка формулировать проблемы и выстраивать алгоритмы по их решению.
  • Формирование способности контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Учебные методы и оборудование

  • Проектор
  • Интерактивная доска

Развитие навыков учащихся:

  • Способность увидеть своё место в семье.
  • Умение сотрудничать и действовать в команде.
  • Понимание роли семьи в жизни.

Итог

Семья – это основа, на которой строится жизнь каждого человека. Развитие уважения к семье, ее ценностям и истории является важной составляющей образовательного процесса. Пусть каждый учащийся сможет увидеть значение семьи и сохранить эту ценность на протяжении всей жизни.

  • Определите тему урока. (семья)

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием семья. Мы поговорим о таких понятиях, как семейные традиции, семейные ценности, узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.

Актуализация знаний обучающихся

Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.

  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
  • …с возможностью делать добро людям.

Работа над новым материалом

Семейные ценности

  • Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

  • Что же может объединять семью? Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.

    Легенда:

    В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?

    Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.

    • Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)
    • Какую семь можно назвать счастливой?

    Ценности счастливой семьи:

    • Равенство.
    • Поддержка.
    • Толерантность.
    • Компромисс.
    • Любовь.
    • Верность.
    • Доверие.
    • Совместное времяпрепровождение.

Составление кластера

Чем крепка семья? Давайте составим кластер Семья.

Читайте также:  Смысл, история и традиции праздника

Семейные традиции

Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

  • Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
  • Совместные игры с детьми.
  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
  • Традиции гостеприимства, семейный обед.
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
  • Передача семейных реликвий подрастающему поколению.

Работа в группах. Представление проектов по темам: Традиции моей семьи, История моей семьи, Герб моей семьи

Составление синквейна Семья

Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий.

Семейные ценности и образование

Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.

Воспитывает, защищает, помогает

Моя семья – ячейка общества

Рефлексия. Игра Свеча любви

Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется Свеча любви.

Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова Мир дому моему, глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

Подведение итогов

  1. Детская энциклопедия. История. Я познаю мир.
  2. Журнал Воспитание школьников 1989г., № 6.
  3. Журнал Читаем, учимся, играем. 2002., № 3.

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях. В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Читайте также:  Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Информация о презентации

Тип:ppt / pptx для PowerPoint/Impress

Теги:#культур, #основ, #светск, #религиозн, #курс, #нравствен, #этик, #учебн, #орксэ, #школ

Похожие презентации по ОРКСЭ

Иващук Тамара Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Конкурс презентаций по курсу ОРКСЭ Номинация «Лучшая презентация для родителей по ОРКСЭ» 2014 г. Родительское собрание: «Введение нового курса ОРКСЭ в учебный процесс в 4 классе»Родительское собрание «Введение в учебный процесс в 4 классе курса «Основы религиозных культур и светской этики»»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска Средняя общеобразовательная школа № 4» Центрального округа

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Современный национальный воспитательный идеал

Искусство и литература Социальная солидарность Национальные ценности Гражданственность Наука Традиционные российские религии Патриотизм Природа Человечество Семья Труд и творчество

свобода совести; отделённость религиозных организаций от государства; светский характер образования. Правовые принципы, являющиеся фундаментальными для духовно-нравственного образования:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Свобода совести Отделенность религиозных организаций от государства Конституция РФ, ст. 28 Конституция РФ, ст. 141. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Читайте также:  Теория и методика преподавания орксэ в соответствии с фгос

«Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые направлены на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства». «Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Д. А. Медведев

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28. 01. 2012. г. № 84-р (16. 02. 2012) о введении курса ОРКСЭ во всех субъектах РФ с 2012/2013 учебного года Письмо Минобрнауки России от 09 февраля 2012 г. № МД -102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»- единая комплексная учебно-воспитательная система

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ

Основы православной культуры Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей Учебник «Основы православной культуры» разработан дьяконом А. Кураевым по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

Основы мировых религиозных культур Основы исламской культуры Учебник знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.

Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры

Основы светской этики Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

«Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным». (Из речи Д. А. Медведева)

Светский характер; Свобода и добровольность выбора модуля; Культурологический подход; Преобладание воспитательного аспекта; Диалогический характер преподавания; Активные и интерактивные формы преподавания; Необходимость и возможность сотрудничества с родителями; Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. Основные принципы концепции курса

каждая культура имеет собственный контекст и свою логику; ни одна культура не может быть лучше другой; каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. В результате освоения данного курса обучающимися должны быть усвоены следующие смыслы:

Оцениваться усвоение курса будет защитой творческих проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Оценивание Преподают курс учителя школы, прошедшие специальную подготовку

Учитывать то, что обучение : направлено на воспитание ребенка и опирается на нравственные ценности семьи в воспитании; призвано помочь ребенку понять, какие нравственные основания стали основой развития культурной среды, в которой он живет; направлено на формирование понимания ребенком значения религиозных и светских традиций для современной жизни народов многонациональной России и своей сопричастности к ним; назначение обучения не в поглощении информации, а в формировании нравственного поведения ребенка на основе понимания и усвоения духовно-нравственных ценностей общества, в котором он живет. Как выбрать модуль для своего ребёнка?

Выбор за Вами, уважаемые родители

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *