Основы религиозных культур и светской этики
Положение о безотметочной системе оценивания курса основы религиозных культур и светской этики (файл в формате doc)
Протоколы родительских собраний № 1, 2, 3, 4 от 16 февраля 2023 г. о выборе модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ для изучения обучающимися 4-х классов в 2023-2024 учебном году (файл в формате pdf)
Приказ по школе № 35/5-ос от 16 марта 2023 г. О выборе образовательного модуля ОРКСЕ на 2023-2024 учебный год (файл в формате pdf)
Документы обеспечения образовательного процесса по введению курса ОРКСЭ:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 Об утверждении плана мероприятий по введению ОРКСЭ во всех субъектах РФ;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план РФ;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 О внесении изменений в федеральный компонент ГОС (первого поколения);
- Письмо Минобрнауки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 О направлении методических материалов ОРКСЭ;
- Письмо Минобрнауки РФ от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03 Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
- Урок: Добро и зло
- Урок: Священные книги религий
- Урок: Основы православной культуры. Десять заповедей
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, О свободе совести и религиозных объединениях. В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ в развитии школьников
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) представляет собой культурологическое направление, ориентированное на формирование представлений о нравственных идеалах и ценностях у школьников в возрасте 10-11 лет. Эти представления составляют основу как религиозных, так и светских традиций многонациональной культуры России, способствуя пониманию их значения в современном обществе.
Инструменты обучения
Учебный процесс в рамках курса ОРКСЭ ведется с применением как традиционных, так и современных образовательных технологий. Особое внимание уделяется методам, позволяющим обеспечить деятельностный подход к обучению, таким как исследования, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие.
Программа курса
На данный момент учебный курс Основы религиозных культур и светской этики предусматривает один учебный год для обучения в 4 классе. Занятия проходят раз в неделю и составляют 34 академических часа.
Содержание модулей
Модуль 1: Основы светской этики
Модуль 2: Основы религиозных культур народов России
Модуль 3: Основы исламской культуры
Модуль 4: Основы буддийской культуры
Модуль 5: Основы иудейской культуры
Дополнительная информация
Желающие получить дополнительные сведения о курсе ОРКСЭ могут посетить официальный сайт по ссылке орксэ.apкпро.ру.
Обязательное преподавание
Согласно указаниям органов власти Российской Федерации, в рамках всероссийской образовательной системы введено обязательное преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики. Этот курс включает в себя шесть модулей, охватывающих ключевые аспекты различных религиозных культур и светской этики.
Принципы преподавания религиозных культур в школе
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе.
Актуальность задачи
В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребенком.
Обеспечение прав родителей
С целью недопущения нарушений прав родителей на выбор со стороны работников органов управления образованием, были разработаны методические материалы. Согласно этим материалам:
- Представители школьной администрации и учителя не должны выбирать за семью модуль курса для обучения ребенка без учёта их мнения.
- Организация процедуры выбора должна включать участие органа самоуправления образовательного учреждения.
Исключительное право на выбор родителей
С 2012 года исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе Об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ).
Согласно закону, в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, а также о нравственных принципах и культурных традициях мировой религии.
Ознакомление с программой
Помимо организации коллективного ознакомления родителей с образовательной программой, может потребоваться индивидуальная работа с отдельными семьями, особенно теми, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определен органом самоуправления в школе с участием представителей родительского сообщества.
Рекомендации по свободному выбору учебного предмета
Согласно указанным материалам Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России, администрации образовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребёнком.
Предварительный этап
Информирование родителей:
- Об информации содержании образования по курсу ОРКСЭ
- Праве на свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.
Организация выбора:
- Рассмотрение на заседании органа самоуправления (школьного совета и др.)
- Назначение представителя администрации, ответственного за организацию и проведение выбора.
Распространение информации:
- Доведение информации о преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики до родителей учащихся не позднее чем за неделю до родительских собраний.
- Информация может быть передана лично, через учащихся или дистанционно.
Контроль и подготовка:
- Проверка доведения информации до всех родителей учащихся класса.
- Выявление возможных вопросов и проблемных ситуаций.
- Своевременное информирование администрации и принятие превентивных мер.
Важные моменты
- Не склонять родителей к какому-либо выбору под различными предлогами.
- Ориентироваться на образ жизни, культуру и интересы ребенка.
- Отклонять просьбы о помощи в выборе с ссылкой на законодательство.
Соблюдение данных рекомендаций поможет обеспечить свободный и информированный выбор учебного предмета для обучения ребёнка.
В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.
2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.
Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение № 1).
На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.; официальные представители соответствующих религиозных организаций из числа представленных в Координационном совете города Москвы по введению ОРКСЭ, выразившие желание участвовать в собрании.
Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы всё равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.
Вести собрание должен представитель администрации (директор, заместитель директора).
Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:
вводное выступление представителя администрации;
представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.
Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса. Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.
В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральные перечни учебников, а по религиозным культурам желательно с учётом наличия их конфессиональной экспертизы.
представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.
ответы на вопросы родителей, уточнения.
заполнение родителями личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например ГБОУ СОШ № 27 или ГБОУ ЦО № 1482; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.
Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;
- сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.
В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.
2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.
По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3).
Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.
При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).
Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.
В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.
Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.
После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации образовательного учреждения (приложение 4).
Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) образовательного учреждения и председателем родительского комитета образовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.