Особенности преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики
Цель
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи
- Познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
- Развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
- Обобщить знания, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
- Развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Проекты
- ОРКСЭ 4 класс
- Книга памяти ОРКСЭ 4 класс
- Проект ОДНКНР 5 класс
- Урок в 4 А классе Зачем дарить добро? (модуль ОПК)
- Урок в 4 Б классе Достойно жить среди людей (модуль ОСЭ)
Для родителей
Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
Тема общероссийской олимпиады 2023/2024
Основы православной культуры – Моя страна – Россия. Паломничество.
Положение
Регламент проведения и другие документы можно найти по ссылке.
Информация о проведении
Разделена для двух возрастных категорий: 1-6-й классы и 7-11-й классы.
Информация для участников
1-6-й классы:
- Школьный тур для 3-х классов: 1.09–20.11.2023
- Муниципальный тур 3-6-х классов: 24.11–25.11.2023
- Региональный тур 3-6-х классов: 03.02.2024
- Финальный тур 3-6-х классов: 08.03–10.03.2024
Важно:
- Заявки на участие в муниципальных и региональных турах открываются не позднее, чем за 10 дней до начала тура, и закрываются – за сутки до начала тура.
- Результаты должны быть загружены не позднее вторых суток после проведения тура.
1-й и 2-й классы:
- Могут принять участие в школьном туре в течение всего учебного года. Муниципальный тур для этой категории участников не предусмотрен.
Для участия:
- Сделать следующее: выбрать нужную заявку и участвовать!
Школьный тур 2023/2024 для 3-6-х классов по ОПК:
- То же самое, что и Школьный тур 2023/2024 для 3-4-х классов (ОРКСЭ) и Школьный тур 2023/2024 для 5-6-х классов (ОДНКНР).
Олимпиада для педагогов и школьников: подведение итогов
Разница только в бланках дипломов. Например. Те, кто проходит модуль ОПК, предпочтут диплом ОПК, а те, кто Светскую этику (или другие модули) – диплом ОРКСЭ. Для дальнейшего участия разницы нет: из всех туров учащиеся на одинаковых условиях проходят в муниципальный тур.
Это нужно для того, чтоб все участники получили сертификаты, учителя и администрация школы – благодарственные письма, а школьники, показавшие хорошие результаты – принять участие в следующем туре
Награды и торжественное открытие
Эта олимпиада внесена в список мероприятий, которые проводятся в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Все финалисты Конкурса традиционно приглашаются на Торжественное открытие Международных Рождественских образовательных чтений и участвуют в обширной экскурсионной программе, подготовленной для них в столице. Награды вручает лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Министр образования и науки Российской Федерации.
Педагоги Саратовской области
Педагоги Саратовской области принимают участие в этом Конкурсе с 2008 года. Ряд саратовских педагогов отличает высокий уровень профессиональной культуры, что позволило им достичь как окружного этапа Конкура так и Всероссийского.
Увеличение уровня конкурса
С каждым годом Конкурс, уже ставший традиционным, поднимает планку представительности и публичности, что сказывается и на уровне работ-призёров.
Лауреаты и участники
- Теплова Галина Валерьевна
- Кутисова Галина Ивановна
- Мальцева Анастасия Юрьевна
- Минаева Галина Анатольевна
- Ермашова Марина Геннадьевна
- Зидина Александра Михайловна
- Коннова Наталья Борисовна
- Попова Наталья Анатольевна
- Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга Николаевна, Лихачева Ольга Николаевна
- Коллектив авторов г. Энгельса
- Коллектив авторов: Аникина Ирина Владимировна, Быкова Елена Васильевна, Нагайчук Нина Алексеевна, Тимукина Вера Григорьевна
- Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга Николаевна
Победители
Лауреаты межрегионального этапа Конкурса 2023—2008 уже известны. Конкурс направлен на поддержку и повышение общественного статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, а также популяризацию их лучших профессиональных достижений.
Участники и лауреаты
Лауреат педагогической премии Фонда прп. Серафима Саровского
№ | ФИО | Должность, место работы |
---|---|---|
1 | Евдокимова Лариса Геннадьевна | |
2 | Грицкова Татьяна Александровна | |
3 | Новикова Екатерина Александровна | |
4 | Сибирева Марианна Николаевна |
Лауреат педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского
№ | ФИО | Должность, место работы |
---|---|---|
1 | Андрианова Мария Игоревна | |
2 | Белоногова Светлана Валерьевна |
Участники, получившие специальную премию
№ | ФИО | Должность, место работы |
---|---|---|
1 | Рыхлова Наталья Николаевна | |
2 | Салямов Александр Рашидович |
Участники, получившие поощрительную премию
№ | ФИО | Должность, место работы |
---|---|---|
1 | Обревко Анна Игоревна |
Участники, получившие благодарность благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского
№ | ФИО | Должность, место работы |
---|---|---|
1 | протоиерей Евгений Клементьев | Настоятель МРО православный Приход храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского п.Мокроус Федоровского района Саратовской области Покровской Епархии Русской Православной Церкви (МП), Саратовская область |
2 | Ткаченко Оксана Михайловна | |
3 | Мымрикова Валентина Петровна |
Развитие православной культуры в школах
Неотъемлемой частью развития образования является интеграция духовно-нравственных ценностей в учебный процесс. В рамках конкурса участники представляют разработки для преподавания гуманитарных учебных предметов, таких как история, обществознание, русский язык и литература, искусство.
Требования к участникам
Чтобы успешно разрабатывать программы духовно-нравственного просвещения, учителя должны пройти специальное обучение. Это касается преподавателей истории, литературы, обществознания и других гуманитарных дисциплин.
Конференция в Москве
На конференции, которая проходила в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, обсуждалась тема взаимодействия школы и Церкви в контексте православной культуры. Результаты конкурса и педагогические работы были отмечены лауреатами и участниками, получившими специальные и поощрительные премии.
Платформа Клевер Лаборатория на конференции: поддержка учителей и расширение предметов духовно-нравственной направленности
На конференции заслуженное внимание уделялось платформе Клевер Лаборатория. Эта образовательно-просветительская платформа является единственной в России, где учителя предметов духовно-нравственной направленности, таких как Основы православной культуры (ОПК), могут получить методическую поддержку. Важность работы Клевер Лаборатории подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Евгений.
Результаты работы Клевер Лаборатории
Митрополит Евгений однозначно оценил положительную динамику в выборе предмета ОПК в школах на 25 644 ребенка. Это привело к увеличению числа педагогов, работающих с этими детьми, на 500 человек. Клевер Лаборатория за прошедший год подготовила и повысила квалификацию 2 500 преподавателей ОПК, ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России) и ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики).
Интеграция духовно-нравственных ценностей в школьное образование
Одной из ключевых тем на конференции стал курс на интеграцию духовно-нравственных ценностей во все школьные предметы. Заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева отметила, что ведется работа по созданию единой экосистемы учебных курсов, связанных с историей и духовно-нравственными ценностями.
Логика школьных предметов
Было принято решение о создании курса экосистемы, который объединит историю России и всеобщую историю с точки зрения содержания, ценностей и цивилизационных аспектов. Также будет введен обязательный школьный предмет История родного края с уклоном в историческое краеведение.
Владыка Евгений отметил, что в связи с тем, что курс ОДНКНР интегрируется в историю, : «Мы получаем целевую аудиторию педагогов, которые должны будут свои компетенции привести в соответствие с содержанием, со смыслом этого курса. То есть появляется круг педагогов, учителей истории, которые должны будут научиться тому, как донести до сознания, до сердца ребенка каждый смысл, заключенный в этом курсе». И хотя курс еще на обсуждении, программа уже пишется, причем совместно, заверили собравшихся митрополит Евгений и Татьяна Васильева.
«И не могу не сказать еще об одном важном обстоятельстве в этой связи, — отметил Владыка. — По результатам взаимодействия с Министерством просвещения уже выделены средства и реализуется госзадание по интеграции духовно-нравственных ценностей в существующие или измененные основные образовательные программы и воспитательную деятельность по нескольким направлениям — в начальной школе, по отечественной истории, по русскому языку и литературе и по обществознанию». Владыка очень красиво и образно пояснил идею: «Предмет «Основы православной культуры» — это соль, которая сегодня есть как отдельный предмет. Слава Богу, что он есть, и мы будем стараться, чтобы его более качественно изучали наши педагоги. Но еще мы будем стараться добавить эту соль (по вкусу, в меру) во все предметы школьной программы».
В этой связи Владыка особо выделил ту работу, которую ведет «Клевер Лаборатория»: «Во-первых, это очень гибкая образовательная среда. И я не сомневаюсь в том, что когда появится вот этот курс — «История родного края» — в «Клевере» одновременно вырастут курсы для педагогов истории, появится много методических наработок — все то, что будет важно для учителя. Ему (учителю) пришла новая программа, ему нужно погружаться — это травматично, ему некогда. А «Клевер Лаборатория» создаст эти материалы, и нам будет, что рассказать педагогам, а педагоги смогут это прекрасно донести до детей».
Тем актуальнее в контексте конференции зазвучало выступление директора «Клевер Лаборатории» Юлии Селюковой, которая рассказала о том, как устроена образовательная платформа и чем она может помочь педагогам и родителям, которые ищут не только возможность повышения личных компетенций и расширения своего православного кругозора, но и испытывают нужду в контенте, несущем в себе истинные традиционные ценности. Ширящийся институт кураторов, выросших из выпускников «Клевера» помогает обучающимся педагогам и сопровождает их на всех этапах образовательного процесса. А огромная библиотека ежегодного конкурса «Клевер ДНК» — постоянно пополняющаяся копилка лучших профильных проектов. Отлаженная за почти три года упорной работы устойчивая система, построенная на разных формах методической поддержки как в форме обучения педагогов на курсах платформы, охватывающих все сегодняшние программно-образовательные запросы педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной направленности, так и в виде постоянной регулярной методической поддержки учителей в подготовке буквально к каждому уроку ОПК и ОДНКНР, непрерывно развивается и готова к новым вызовам. В том числе тем, о которых сегодня шла речь.
Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской области и республике Марий Эл, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России.
Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства
Гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации получали пять учебников по Основам православной культуры. Этот гриф подтверждает соответствие учебника требованиям Русской Православной Церкви. Эти издания были включены в федеральный перечень учебников.
Но в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников» предельный срок этих учебников до 31.08.2023 г. (приложение №2. п.п. 1.1.1.5.1. – стр. 19-20 (общая нумерация: стр.135 – 137)).
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник».
Учебник содержит массу примеров из обыденной жизни, понятно и доступно иллюстрирующих суть ценностей православной веры для младших школьников; адекватно возрастным особенностям обучающихся раскрывает традиции православного христианства, особенности его обрядности; раскрывает во всей полноте идею христианской любви к ближнему, способствует принятию нравственных заповедей христианства через повседневную практическую деятельность обучающихся.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Кураев А.В. 4 кл. ООО «Издательство Просвещение»
Учебник выпущен издательством «Просвещение» перед началом апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 гг. Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебник знакомит учащихся с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Учебник одобрен Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. 4 (4-5) «ООО Дрофа»
Учебник знакомит с традициями и ценностями православной культуры, ее ролью в развитии России.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Бородина А.В. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник»
Учебник рассчитан на 34 часа учебного времени. В нем четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу русской цивилизации. Книга знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: памятниками иконописи, произведениями ремесел, занимательно рассказывает о традициях церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на воспитание умения соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры, предусматривает развитие у обучающихся основ проектной деятельности. Учебник снабжен яркими цветными иллюстрациями, написан простым доступным языком.
К учебнику изданы: программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, диск с презентациями к урокам. Готовится к изданию электронный вариант учебника.
5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Шевченко Л.Л. 4-5 кл. «ООО Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества».
Экспериментальный учебно-методический комплект «Основы православной культуры» разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников. Комплект разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2009 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.). Учебно-методический комплект предназначен для использования в системе основного и дополнительного образования в качестве общего ознакомительного курса по истории религиозной культуры (православной культуры).
В настоящее время в «Федеральный перечень учебников» (приложение №1. п.п. 1.1.1.6.1.1.1. — стр. 34-35 (общая нумерация: стр.37 – 38)) включён, изданный в 2021 году учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. О. Ю. Васильева, А. С. Кульберг (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений), О. В. Корытко и другие. Под научной редакцией О. Ю. Васильевой. АО «Издательство «Просвещение»
Учебное пособие (в двух частях) создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Часть 1-я учебного пособия раскрывает темы: «Культура и религия», «Как христианство пришло на Русь», «Бог, мир, человек», «Библия», «В ожидании Спасителя», «Десять заповедей», «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Искушение в пустыне», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи», «Крест», «Пасха» и другие.
Часть 2-я учебного пособия раскрывает темы: «Храмы России», «Икона», «Церковнославянский язык», «Православная молитва», «Церковь», Причастие», «Подвиг», «Брак», «Родители и дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь – вершина добродетелей» и другие.
В конце уроков – обобщающие вопросы и задания; последний урок включает итоговый опрос. Все задания направлены на духовно-нравственное воспитание, развитие интеллектуальных способностей и креативного мышления учащихся.
Разделы учебника снабжены QR-кодами для доступа к образовательным медиаресурсам.
Материалы пособий могут быть использованы также в воскресных школах, в работе с родителями, во внеклассной работе.
Проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры в общероссийском масштабе было предложено в 2007 году на Всероссийской научной конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», прошедшей в декабре 2007 года в Калуге под председательством Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
В октябре 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету организацию и проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл награждал 29 апреля 2009 года победителей первой олимпиады и благословил ежегодное проведение этого образовательного проекта.
Олимпиада проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА» (2008-2016 гг), Фонда президентских грантов (2015, 2017, 2018 гг).
Проведение олимпиады нацелено на решение актуальной задачи формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования. В последние годы в российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. В высшей школе развивается система теологического образования. В средней общеобразовательной школе во многих регионах России успешно реализуется преподавание основ православной культуры не только в форме факультативных курсов, но и в качестве предмета базового учебного плана. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России.
В 2008-2009 уч. году в олимпиаде приняло участие 13.000 школьников из 30 регионов России, в 2009-2010 уч. году — 45.000 участников из 42 регионов, в 2010-2011 уч. году – свыше 80.000 школьников из 67 регионов России, в 2011-2012 уч. году – свыше 145.000 школьников из 78 регионов России, в 2012-2013 уч. Году – свыше 270.000 школьников из 79 регионов России, в 2013-2014 уч. Году – свыше 320.000 школьников из 83 регионов России. Сейчас ежегодно около 400.000 школьников из 83 регионов РФ, а также школы Литвы, Белоруссии, Украины, Киргизии, Молдавии, Казахстана, посольские школы Италии, Тайланда, Мальты, Кубы и других стран принимают участие в олимпиаде «Основы православной культуры».
С 2010 года в рамках олимпиады организовано проведение четырех творческих конкурсов и предметных олимпиад школьников, нацеленных на духовно-нравственное воспитание школьников и возвращение в содержание отечественного образования православных традиций:
– Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» проводится для учащихся 1-11 классов и нацелена на объединение школьников в деле изучения и сохранения отечественного культурного наследия. – Фестиваль школьных СМИ «Единство» (до 2015 г.) организован для школьных медиа-коллективов России, занимающихся созданием газет и журналов, интернет сайтов, радио- и видео-продукции. Единение поколений стало девизом фестиваля, а ведущей его идеей была названа идея нравственной ответственности журналиста. – В Фестивале детско-юношеских хоров «Пою Богу моему дондеже есмь» (до 2016) участвовали любительские и учебные хоры музыкальных, общеобразовательных и воскресных школ, гимназий, детских музыкальных студий. – Многопрофильная олимпиада «Аксиос» проводится для школьников в очной и заочной формах по 14 направлениям образовательной деятельности университета.
С 2012 года в рамках проекта проводится олимпиада по предмету «Светская этика» предметной области ОРКСЭ
С 2013 года организован приходской тур олимпиады для Воскресных школ
В 2019 году пройдет единый тур олимпиады для младших школьников «Азы православия»
Официальный сайт Олимпиады по ОПК
НОВОСТИ ОЛИМПИАДЫ
Вопросы ОПК в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации курирует Сектор Основ православной культуры. Сектор также осуществляет церковно-государственные взаимоотношения в области преподавания «Основ православной культуры» (в рамках компонента образования формируемого участниками образовательного процесса, а также в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики»).
Заведующая сектором — Туфрина Виктория Юрьевна
Контактные данные (в том числе для консультаций):
Телефон сектора: +7 (495) 650 13 10 (доб. 141);
Предметная область ОРКСЭ и ОДНКНР
Семинар для учителей начальной школы
«Когда мы говорим о нравственных ценностях
и будущемчеловечества, то связь этих понятий
обращает наше внимание в первую очередь на
молодежь, на воспитание систему образования.
Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего
в умах и сердцах молодого поколения»
Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл
26 января 2023 года состоялся семинардля учителей начальной школы, преподающих предмет ОРКСЭ в храмево имя святого преподобного Серафима Саровского.Настоятель храма протоиерей Алексий Ермаков, провел экскурсию по храму и рассказал об истории создания храма в Новоуральске.
Методист МБОУ ДПО «УМЦРО» Зайцева Ирина Владиславовна рассказала о методических материалах и об актуальной информации по преподаваниюучебного предмета«Основырелигиозных культур и светской этики».
Малеева Елена Алексеевна, заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 56» рассказала о конкурсах для учителей, проводимых Отделом религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии.
Отдела религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии по ссылке:
Новый год – самый сказочный и волшебный праздник
26 декабря 2022 года в Публичной библиотеке Новоуральского городского округа состоялось муниципальное образовательное событие «Новогодний хоровод» для обучающихся 4 классов, изучающих модульный учебныйкурс «Основы религиозных культур и светской этики». В мероприятии приняли участие 10 команд из ОО: МАОУ «СОШ №40», МАОУ «Гимназия №41», МАОУ «СОШ №45», МАОУ «Гимназия», МАОУ «СОШ №48», МАОУ «СОШ №49», МАОУ «СОШ №54», МАОУ «СОШ №57», МАОУ «Лицей №56», МАОУ «Лицей №58».
Цель мероприятия: формирование у обучающихся позитивного отношения и интереса к традициям празднования Мавлида, Рождества, Рош-ха-шана, Сагаалгана (празднование Нового года в разных религиях).
Год посвящён культурному наследию народов России.
21 декабря 2021 года состоялось муниципальное образовательное событие «Новогоднийхоровод»для обучающихся 4-х классов, изучающихмодульный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием дистанционных технологий. В «Новогоднем хороводе участвовали 12 команд из ОО:МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «Гимназия № 41», МАОУ «СОШ № 45», МАОУ «Гимназия»,МАОУ «СОШ № 48», МАОУ «СОШ № 49», МАОУ «СОШ № 54», МАОУ «СОШ № 57», МАОУ «Лицей № 56», МАОУ «Лицей № 58», МАОУ «СОШ с. Тарасково»,МАОУ «СОШ д. Починок».
Цель мероприятия: формирование у обучающихся позитивного отношения и интереса к традициям празднования Мавлида, Рождества, Рош–ха-шана, Сагаалгана (зимних и весенних праздников традиционных для России религиозных культур).
Ведущими «Новогоднего хоровода» были Дед Мороз и Снегурочка. В ходе образовательного события обучающиеся получали задания и выполняли его представляя в онлайн – формате:
– отвечали на вопросы Деда Мороза и Снегурочки.
– заполняли Розу Желаний (на каждом лепесточке необходимо было написать доброе пожелание для своих друзей, для своих родных).
– сочиняли синквейны про праздник Рош –ха-шана ичитали вслух.
– смотрели фильм про христианский праздник РОЖДЕСТВО и отвечали на вопросы Деда Мороза и Снегурочки.
В последнемзадании Снегурочка предложилавсемучастникамсделать ангела-хранителя из бумаги и помахать Деду Морозу. А затем сообщила, что Дед Мороз уже развез подарки, которые нужно ребятам найти и выйти в «Новогодний хоровод».
Завершилось образовательное событие пожеланием Снегурочки:
Пусть ангел помашет сегодня крылами.
Надеюсь, вам весело было с нами!
Так много узнали, в этом нам повезло.
Так много народов в России живет.
Но каждый отметит в стране Новый год.
Ведь в праздник веселый все будем мечтать
О мире, о дружбе, и будем желать
Счастье, здоровья, улыбок и ласки,
Чтоб жизнь в новом году была словно сказке!
С Новым годом! С Новым счастьем!
7 октября 2020 года учителя, ведущие модульный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальных общеобразовательных организациях Новоуральского городского округа, приняли участие в работе установочного совещания «Приоритетные задачи работы методического объединения учителей ОРКСЭ на 2020/2021 учебный год» (руководитель ГМО МОО Нижнего Тагила – Прохоренков Дмитрий Васильевич) на платформе «ZOOM».
Педагогам были предложены для использования информационные ресурсы:
на сайте Нижнетагильского дома учителя можно найти планы работы ГМО на предстоящий месяц:
на сайте Православной гимназии для учителей ОРКСЭ создана страница, где можно найти различные методические разработки, видеофайлы для демонстрации на уроках и во внеклассной деятельности, а также записи прошедших семинаров:
, помимо информации об олимпиадах (ОПК, ОРКСЭ, “Наше наследие” и др.) содержит методические материалы в помощь учителю.
Прохоренков Д.В. подробно остановился на проведении олимпиады по Основам православной культуры. Руководитель ОРОиК Нижнетагильской епархии иерей Андрей Брагин особо обратил внимание педагогов на участие в школьном туре олимпиады по ОПК, рассказал как планируется проводить Муниципальные этапы Международных Рождественских образовательных чтений, а также Знаменские чтения Нижнетагильской епархии.
Следующий вебинар «Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ» состоится 28 октября 2020 года. Идентификационные данные видеоконференции будут разосланы в образовательные организации накануне мероприятия.
Дорожная карта мероприятий по реализации образовательными организациями подведомственными Управлению образованию Администрации Новоуральского городского округа, предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" с 01.09.2015г.
Учебник "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" 4-5 класс
Краткая аналитическая справка о предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 8 июля 2011г. № МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"
Основы религиозной культуры и светской этики
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р "Утвердить прилагаемый план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субьектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"