Основы православной культуры опк

Вебинары

Секция Театр, литература и кино в художественном воспитании 25 октября 2023 в 16:30

Секция Музейная педагогика 25 октября 2023 в 15:50

Секция Музыка в системе общего и дополнительного образования 25 октября 2023 в 10:00

Всероссийские Педагогические чтения Искусство в школе. Приветственное слово 25 октября 2023 в 09:30

Пусть музыка звучит! Об изучении модулей Народная музыка России и Народное музыкальное творчество России 26 сентября 2023 в 15:30

Урок музыки 2023: проблемы, решения, перспективы 25 августа 2023 в 12:30

Учебник в наушниках: варианты использования 25 мая 2023 в 15:30

Обобщающий урок года как форма подведения итогов развития музыкальной культуры школьников 10 мая 2023 в 14:00

О России петь — что стремиться в храм: пути приобщения современных школьников к духовной музыке 6 апреля 2023 в 12:30

Взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности учащихся 20 февраля 2023 в 17:00

Проектная, исследовательская и творческая деятельность учащихся на уроках музыки 23 января 2023 в 17:00

Авторские методики музыкального развития школьников в контексте обновлённых ФГОС 19 декабря 2022 в 17:00

Не удалось зарегистрироваться

Попробуйте позже или обновите страницу

Условия участия

Для участия в мероприятии требуется авторизация на сайте

Тип урока:

Усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока:

Урок-путешествие.

Метод:

Комбинированный, игровой.

Модель обучения:

Базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа:

Составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл./ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62).

УМК:

Русский язык 5 класс редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Цель урока:

Систематизация изученного об имени существительном.

  • Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь, что наш урок сегодня пройдет сегодня плодотворно, вы получите много положительных эмоций и знаний.

  • Скажите, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

  • Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.

  • Кто помог ей?

  • 12 месяцев.

  • Назовите их.

  • Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

  • Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Имя существительное как часть речи.)

  • Давайте определим цели и задачи нашего урока.

  • Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и будем собирать в корзину не только подснежники , которые будут признаками имен существительных.

  • Ребята, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

  • На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

  • Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

  • А что обозначают существительные? (предмет)

Имя существительное: основные правила и свойства


М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?


Распределите слова в зависимости от значения?

Задание выполняется по группам.

Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали (слайд11).


Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием. (Работа в парах)

  • А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла.

  • Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Вопросы и ответы

  • Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу и попробуйте сказать комплимент, используя имена существительные.

  • Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.


Род существительного

Перед нами лесная избушка, в ней три этажа.

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)


Склонение имен существительных

Все существительные имеют свои дома одни существительные такие как земля, папа живут в одном доме, существительные поле, заяц живут в другом доме, существительные мышь и печь живут в третьем доме?

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).


Число существительного

Посмотрите пожалуйста на экран. На какие две группы можно разделить эти имена существительные и почему?

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки


Падежи существительного

Добрались мы и до поляны Падежей.

Повторим название падежей и падежные вопросы.


Итог урока

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.

Имя существительное в русском языке

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет и относится к мужскому, женскому или среднему роду. Оно может быть одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным, а также изменяться по числам и падежам.

Читайте также:  Презентации по оркисэ

Что такое ОРКСЭ?

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов изучают курс Основы религиозных культур и светской этики. Этот курс призван расширить образовательный кругозор учащихся и сформировать у них уважение к культурным традициям.

модулей курса ОРКСЭ

Выбрав один из 6 модулей, ученики могут познакомиться с многообразием и взаимопроникновением религиозной и светской культуры. Каждый модуль позволяет обсуждать нравственные вопросы с опорой на культурные особенности и традиции.

Модули курса ОРКСЭ:

  1. Основы светской этики
  2. Основы иудейской культуры
  3. Основы православной культуры
  4. Основы исламской культуры

Преподаватели курса

Учителя, прошедшие специальную подготовку, преподают курс ОРКСЭ. Они имеют опыт работы и прошли курсы повышения квалификации, подготовленные специально для преподавания данного предмета.

Благодарим вас за внимание к информации о курсе Основы религиозных культур и светской этики.

Основы мировых религиозных культур

Участник межрегиональной научно-практической конференции XVII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения 1917-2017: уроки столетия.

Основы буддийской культуры

Прошла курсы повышения квалификации:

  • Актуальные вопросы преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (Красноярский ИПК, 2011).
  • Участник семинара Учитель курса Основы религиозных культур и светской этики становление и профессиональное развитие (Красноярский ИПК, 2011).
  • Участник научно-практической конференции Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях внедрения ФГОС в контексте мировоззренческих и культурных особенностей семей, социально-региональных особенностей (Красноярский ИПК, 2012).
  • Участник вебинаров Достижение личностных результатов на уроках по курсу ОРКСЭ, Варианты создания творческих домашних заданий на примере различных модулей комплексного курса ОРКСЭ (издательство Просвещение, 2017).
  • Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии За нравственный подвиг учителя проводимого по инициативе Русской Православной Церкви при поддержке министерства образования Красноярского края в номинации Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики, (ОДНКНР) в 2017 году.

Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества и, как результат, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

Специалисты, разработавшие учебный курс, дают родителям школьников практические советы

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать объединению школьников, их родителей, учителей в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым!

В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля, Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ Вы можете получить на сайтах:

– Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru

– Государственный музей истории религии – www.gmir.ru

Как выбрать модуль курса? Советы родителям

Книга для родителей Данилюк А.Я.

Тематическая страница на сайте Красноярского ИПК (нормативная документация, презентации, фильмы, книги для родителей и другая важная информация о курсе ОРКСЭ)

На сайте отдела образования администрации Новоселовского районам открыт специальный тематический раздел, содержащий нормативные документы, касающиеся введения экспериментального курса

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе — обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Дата, время, место проведения родительского собрания: 16 марта 2023 года, в 18.00ч., МБОУ Новоселовская СОШ №5, корпус 2.

Читайте также:  Актуальные вопросы преподавания курса основы религиозных культур и светской этики орксэ 16 ч

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской области и республике Марий Эл, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России.

Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства

Гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации получали пять учебников по Основам православной культуры. Этот гриф подтверждает соответствие учебника требованиям Русской Православной Церкви. Эти издания были включены в федеральный перечень учебников.

Но в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников» предельный срок этих учебников до 31.08.2023 г. (приложение №2. п.п. 1.1.1.5.1. – стр. 19-20 (общая нумерация: стр.135 – 137)).

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник».

Учебник содержит массу примеров из обыденной жизни, понятно и доступно иллюстрирующих суть ценностей православной веры для младших школьников; адекватно возрастным особенностям обучающихся раскрывает традиции православного христианства, особенности его обрядности; раскрывает во всей полноте идею христианской любви к ближнему, способствует принятию нравственных заповедей христианства через повседневную практическую деятельность обучающихся.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Кураев А.В. 4 кл. ООО «Издательство Просвещение»

Учебник выпущен издательством «Просвещение» перед началом апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 гг. Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебник знакомит учащихся с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Учебник одобрен Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. 4 (4-5) «ООО Дрофа»

Учебник знакомит с традициями и ценностями православной культуры, ее ролью в развитии России.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Бородина А.В. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник»

Учебник рассчитан на 34 часа учебного времени. В нем четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу русской цивилизации. Книга знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: памятниками иконописи, произведениями ремесел, занимательно рассказывает о традициях церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на воспитание умения соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры, предусматривает развитие у обучающихся основ проектной деятельности. Учебник снабжен яркими цветными иллюстрациями, написан простым доступным языком.

К учебнику изданы: программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, диск с презентациями к урокам. Готовится к изданию электронный вариант учебника.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Шевченко Л.Л. 4-5 кл. «ООО Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества».

Экспериментальный учебно-методический комплект «Основы православной культуры» разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников. Комплект разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2009 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.). Учебно-методический комплект предназначен для использования в системе основного и дополнительного образования в качестве общего ознакомительного курса по истории религиозной культуры (православной культуры).

В настоящее время в «Федеральный перечень учебников» (приложение №1. п.п. 1.1.1.6.1.1.1. — стр. 34-35 (общая нумерация: стр.37 – 38)) включён, изданный в 2021 году учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. О. Ю. Васильева, А. С. Кульберг (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений), О. В. Корытко и другие. Под научной редакцией О. Ю. Васильевой. АО «Издательство «Просвещение»

Читайте также:  Оркисэ 4 класс

Учебное пособие (в двух частях) создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Часть 1-я учебного пособия раскрывает темы: «Культура и религия», «Как христианство пришло на Русь», «Бог, мир, человек», «Библия», «В ожидании Спасителя», «Десять заповедей», «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Искушение в пустыне», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи», «Крест», «Пасха» и другие.

Часть 2-я учебного пособия раскрывает темы: «Храмы России», «Икона», «Церковнославянский язык», «Православная молитва», «Церковь», Причастие», «Подвиг», «Брак», «Родители и дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь – вершина добродетелей» и другие.

В конце уроков – обобщающие вопросы и задания; последний урок включает итоговый опрос. Все задания направлены на духовно-нравственное воспитание, развитие интеллектуальных способностей и креативного мышления учащихся.

Разделы учебника снабжены QR-кодами для доступа к образовательным медиаресурсам.

Материалы пособий могут быть использованы также в воскресных школах, в работе с родителями, во внеклассной работе.

Проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры в общероссийском масштабе было предложено в 2007 году на Всероссийской научной конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», прошедшей в декабре 2007 года в Калуге под председательством Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.

В октябре 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету организацию и проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл награждал 29 апреля 2009 года победителей первой олимпиады и благословил ежегодное проведение этого образовательного проекта.

Олимпиада проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА» (2008-2016 гг), Фонда президентских грантов (2015, 2017, 2018 гг).

Проведение олимпиады нацелено на решение актуальной задачи формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования. В последние годы в российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. В высшей школе развивается система теологического образования. В средней общеобразовательной школе во многих регионах России успешно реализуется преподавание основ православной культуры не только в форме факультативных курсов, но и в качестве предмета базового учебного плана. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России.

В 2008-2009 уч. году в олимпиаде приняло участие 13.000 школьников из 30 регионов России, в 2009-2010 уч. году — 45.000 участников из 42 регионов, в 2010-2011 уч. году – свыше 80.000 школьников из 67 регионов России, в 2011-2012 уч. году – свыше 145.000 школьников из 78 регионов России, в 2012-2013 уч. Году – свыше 270.000 школьников из 79 регионов России, в 2013-2014 уч. Году – свыше 320.000 школьников из 83 регионов России. Сейчас ежегодно около 400.000 школьников из 83 регионов РФ, а также школы Литвы, Белоруссии, Украины, Киргизии, Молдавии, Казахстана, посольские школы Италии, Тайланда, Мальты, Кубы и других стран принимают участие в олимпиаде «Основы православной культуры».

С 2010 года в рамках олимпиады организовано проведение четырех творческих конкурсов и предметных олимпиад школьников, нацеленных на духовно-нравственное воспитание школьников и возвращение в содержание отечественного образования православных традиций:

– Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» проводится для учащихся 1-11 классов и нацелена на объединение школьников в деле изучения и сохранения отечественного культурного наследия. – Фестиваль школьных СМИ «Единство» (до 2015 г.) организован для школьных медиа-коллективов России, занимающихся созданием газет и журналов, интернет сайтов, радио- и видео-продукции. Единение поколений стало девизом фестиваля, а ведущей его идеей была названа идея нравственной ответственности журналиста. – В Фестивале детско-юношеских хоров «Пою Богу моему дондеже есмь» (до 2016) участвовали любительские и учебные хоры музыкальных, общеобразовательных и воскресных школ, гимназий, детских музыкальных студий. – Многопрофильная олимпиада «Аксиос» проводится для школьников в очной и заочной формах по 14 направлениям образовательной деятельности университета.

С 2012 года в рамках проекта проводится олимпиада по предмету «Светская этика» предметной области ОРКСЭ

С 2013 года организован приходской тур олимпиады для Воскресных школ

В 2019 году пройдет единый тур олимпиады для младших школьников «Азы православия»

Официальный сайт Олимпиады по ОПК

НОВОСТИ ОЛИМПИАДЫ

Вопросы ОПК в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации курирует Сектор Основ православной культуры. Сектор также осуществляет церковно-государственные взаимоотношения в области преподавания «Основ православной культуры» (в рамках компонента образования формируемого участниками образовательного процесса, а также в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики»).

Заведующая сектором — Туфрина Виктория Юрьевна

Контактные данные (в том числе для консультаций):

Телефон сектора: +7 (495) 650 13 10 (доб. 141);