Основы православной культуры опк

Официальный портал Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Православный взгляд на образование и воспитание


Видеоролик в разработке. Ориентировочное время публикации — июль 2023 года.

Навигация по записям

Go to Top


Основы православной культуры (ОПК)

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу. Этот предмет основывается на курсе Основы духовно-нравственной культуры народов России и был экспериментально внедрен в 19 регионах России с 1 апреля 2010 года.

С третьей четверти 2010—2011 учебного года, он также стал доступен в Ярославской области и республике Марий Эл. И с 1 сентября 2012 года, он стал обязательным для всех регионов России.

Цель этого предмета заключается в том, чтобы ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.


Учебники

1. Основы православной культуры

  • Авторы: Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н.
  • Издатель: ООО Русское слово-учебник
  • Класс: 4
  • Гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации

2. Основы православной культуры

  • Автор: Кураев А.В.
  • Издатель: ООО Издательство Просвещение
  • Класс: 4
  • Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Оба учебника подтверждают соответствие учебного материала требованиям Русской Православной Церкви и были включены в федеральный перечень учебников. Однако, согласно Приказу Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года № 858, предельный срок использования этих учебников истекает 31.08.2023 года.


Видеоролик в разработке. Ориентировочное время публикации — июль 2023 года.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры от авторов Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др., издательства ООО Дрофа, знакомит читателя с традициями и ценностями православной культуры, а также с ее важной ролью в развитии России.

Основы религиозных культур и светской этики

Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры от автора Бородина А.В. издательства Русское слово-учебник предназначен для 4-го класса и рассчитан на 34 часа учебного времени. Важной идеей учебника является необходимость уважения собственной культуры и традиций, понимания и принятия морально-нравственных ценностей, которые составляют духовную основу русской цивилизации.

Книга охватывает не только основы православной веры, но и выдающиеся достижения православного искусства, такие как памятники иконописи, произведения ремесел, традиции церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на развитие у учащихся навыков соотношения нравственных форм поведения с нормами православной религиозной культуры, а также на развитие основ проектной деятельности. Учебник обогащен яркими цветными иллюстрациями и написан простым доступным языком.

Помимо учебника, к изданию прилагаются программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие и диск с презентациями к урокам. Также готовится к изданию электронный вариант учебника.

Экспериментальный учебно-методический комплект

Экспериментальный учебно-методический комплект Основы православной культуры от автора Шевченко Л.Л. издательства Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету Православная культура, представленным Министерством образования РФ. Культурологический характер материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая специфику восприятия современных школьников.

Комплект разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета Основы православной культуры и является общим ознакомительным курсом по истории религиозной культуры (православной культуры).

Учебное пособие по Основам православной культуры и светской этики

В настоящее время в Федеральный перечень учебников (приложение №1. п.п. 1.1.1.6.1.1.1. — стр. 34-35 (общая нумерация: стр.37 – 38)) включён, изданный в 2021 году учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Авторы

  • О. Ю. Васильева
  • А. С. Кульберг (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений)
  • О. В. Корытко

Под научной редакцией О. Ю. Васильевой. Издатель – АО Издательство Просвещение.

Структура учебника

Учебное пособие (в двух частях) создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Часть 1

Часть 1 учебного пособия раскрывает темы:

  • Культура и религия
  • Как христианство пришло на Русь
  • Бог, мир, человек
  • Библия
  • В ожидании Спасителя
  • Десять заповедей
  • Благовещение. Рождество Христово
  • Богоявление. Искушение в пустыне
  • Нагорная проповедь
  • Евангельские притчи
  • Крест
  • Пасха и другие

Часть 2

Часть 2 учебного пособия раскрывает темы:

  • Храмы России
  • Икона
  • Церковнославянский язык
  • Православная молитва
  • Церковь
  • Причастие
  • Подвиг
  • Брак
  • Родители и дети
  • Монашество
  • Труд и творчество
  • Любовь – вершина добродетелей и другие

Олимпиада школьников

Проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры в общероссийском масштабе было предложено в 2007 году.

Инициаторы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Призы

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл награждал победителей олимпиады и благословил ежегодное проведение этого образовательного проекта.

Олимпиада проводится ежегодно при поддержке различных организаций, включая:

  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство просвещения РФ
  • Российский Союз ректоров
  • Российский совет олимпиад школьников
  • Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ
  • Фонд просвещения МЕТА
  • Фонд президентских грантов

Олимпиада по основам православной культуры

Проведение олимпиады нацелено на решение актуальной задачи формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования.

Читайте также:  Народы северного кавказа

В последние годы в российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. В высшей школе развивается система теологического образования.

Основные цели олимпиады:

  • Обеспечение преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ
  • Развитие системы высшего теологического образования России

Организация олимпиады:

  • В 2008-2009 учебном году – 13.000 участников
  • В 2013-2014 учебном году – свыше 320.000 школьников из 83 регионов России
  • Сейчас участвуют около 400.000 школьников из 83 регионов РФ и других стран

Виды олимпиадных мероприятий:

  1. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада Наше наследие
  2. Фестиваль школьных СМИ Единство
  3. Фестиваль детско-юношеских хоров Пою Богу моему дондеже есмь
  4. Многопрофильная олимпиада Аксиос
  5. Олимпиада по предмету Светская этика
  6. Приходской тур олимпиады для Воскресных школ
  7. Единый тур олимпиады для младших школьников Азы православия

Дополнительная информация:

Вопросы ОПК в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации курирует Сектор Основ православной культуры. Сектор также осуществляет церковно-государственные взаимоотношения в области преподавания «Основ православной культуры» (в рамках компонента образования формируемого участниками образовательного процесса, а также в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики»).

Заведующая сектором — Туфрина Виктория Юрьевна

Контактные данные (в том числе для консультаций):

Телефон сектора: +7 (495) 650 13 10 (доб. 141);

1 Рабочая программа разработана с учетом модуля «Урочная деятельность», описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее:  максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;  включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;  включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;  выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;  привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;  применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;  побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;  организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;  инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы. 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:  понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;  формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;  понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;  понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;  осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой ре­лигии;  строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;  соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;  строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; 3  понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других людей;  понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;  формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;  овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД:  ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, 4 благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);  использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);  применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;  признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;  выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией:  воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;  использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);  находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);  анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД:  использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;  создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД:  проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и 5 эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;  проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;  анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);  выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;  проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность:  выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;  владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;  готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:  выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;  выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;  выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; 6  рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;  раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;  первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;  раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;  рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;  рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;  рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;  раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;  распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;  рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;  излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; 7  первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;  приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;  выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;  называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;  выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" Количество часов № п/п Наименование программы разделов и тем Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 1 Россия — наша Родина 2 Культура и религия. Введение православную духовную традицию 3 Во что верят православные христиане 4 4 Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 4 5 Отношение к труду. Долг и ответственность 2 6 Милосердие и сострадание 2 7 Православие в России 5 8 Православный храм и другие святыни 3 9 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 6 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 10 Христианская семья и её ценности 3 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 1 в 2 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 9 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 2 34 0 10 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Россия – наша Родина. 1 2 Культура и религия. 1 3 Как христианство пришло на Русь. 1 4 Бог, мир, человек. 1 5 Библия 1 6 Ошибка первых людей 1 7 Вдали от рая 1 8 В ожидании Спасителя 1 9 Десять заповедей 1 10 Благовещение. Рождество Христово 1 11 Богоявление. Искушение в пустыне 1 12 Нагорная проповедь 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 11 13 Евангельские притчи 1 14 Крест 1 15 Пасха 1 16 Итоговые учебные проекты 1 17 Храмы России 1 18 Икона 1 19 Церковнославянский язык 1 20 Православная молитва 1 21 Церковь 1 22 Причастие 1 23 Покаяние 1 24 Подвиг 1 25 Брак 1 26 Родители и дети 1 27 Монашество 1 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 12 28 Труд и творчество 1 29 Любовь – вершина добродетелей 1 30 Суд Божий и суд человеческий 1 31 Отечество земное и небесное 1 32 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1 33 Урок-игра 1 34 Резервный урок 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОГРАММЕ ЧАСОВ ПО 34 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5 0 0 13 14 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией О. Ю. Васильевой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В двух частях». ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5 15 16

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *