Основы православной культуры и Закон Божий
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Выбор модулей предмета Основы религиозных культур и светской этики
Со стороны религиозных объединений
Со стороны общественных и политических деятелей и организаций
Со стороны представителей науки
Со стороны Русской православной церкви
Со стороны общественных организаций
Со стороны представителей науки
Со стороны других религиозных объединений
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики.
Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Официальные документы
- Данилюк Б. (сост. и ред.) Православная культура в школе. Практика, проблемы, перспективы. Сб. материалов и документов. — М. Синодальная библиотека, 2008. ISBN 978-5-93495-004-1
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии.
Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных ссылок:
- medvedev-da.ru
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности.
Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.
Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Учебный предмет ОРКСЭ — Основы религиозных культур и светской этики
28.02.2024 года состоится родительское собрание о выборе модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
- Какие модули включает курс Основы религиозных культур и светской этики?
- Кто преподает этот курс?
- Каким образом родители могут выбрать изучаемую религиозную культуру для своего ребенка?
- Какие цели и задачи ставит перед собой курс?
- Какие видеоматериалы доступны для изучения на курсе?
Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 №08.96:
Ссылка на письмо
О реализации курса ОРКСЭ:
Ссылка на информацию
О выборе модулей курса ОРКСЭ:
Ссылка на выбор
Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики:
Подробности
Вопросы и ответы о преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики:
Ответы здесь
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики в российских школах
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки, могут вести предмет ОРКСЭ в рамках образовательного процесса. Представители религиозных организаций могут выступить экспертами по теме или провести внешкольные занятия, но только учитель несет ответственность за содержание курса.
Повышение квалификации школьных педагогов
Представители религиозных организаций могут быть привлечены для разработки курсов и повышения квалификации школьных педагогов.
Заявление на имя директора
Для начала курса ОРКСЭ школьники обычно высылается образец заявления на имя директора, и проводится родительское собрание, на котором рассказывается о содержании и целях курса.
Светское образование
Школа в России является светским учреждением, поэтому в учебном процессе не допускается политическая агитация или пропаганда религиозных норм. Данная норма прописана в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации.
Цели учебного курса
Учебный курс ОРКСЭ направлен на формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций. Целью также является диалог с представителями других культур и мировоззрений.
Комплексный учебный курс
По поручению Президента РФ в школах введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики из шести модулей. В рамках обучения этот курс не предусматривает изучение конкретной религии, а является культурологическим.
Всего курс рассчитан на 34 часа и способствует развитию у школьников понимания нравственных идеалов и ценностей религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Каждый из конфессиональных модулей учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.
Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
Урок 1. «Добро и зло»
Урок 2. «Священные книги религий»
Урок 3. Основы православной культуры. «Десять заповедей»
Научно-методические основы преподавания
религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
о содержании и модулях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
о безотметочном обучении по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах 
по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ в 2023-2024 учебном году
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
не обучает религии, а фокусирует на главном акценте — культуре
связывает процесс воспитания с гуманитарным образованием (изучением истории, окружающего мира, обществознания)
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе
предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История»
История преподавания предмета
1999 — Патриарх Алексий II в своём циркуляре от 9 декабря 1999 года призвал организовать преподавание основ православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях[25]. Создан Координационный совет по взаимодействию Минобрнауки и Русской православной церкви. Подписан договор о сотрудничестве, регламентирующий работу Совета.
2002 — Минобрнауки с участием представителей Русской православной церкви подготовило и направило в регионы Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»[26].
2006 — В Минобрнауки создана рабочая группа по проблемам изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования.
2007 — Подготовлено и направлено[27] в органы управления образованием субъектов РФ письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 13 июля 2007 года № 03-1584. К письму прилагается Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).
1 декабря 2007 — Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образования», ликвидирующий региональный и школьный компоненты образования[28].
20—21 декабря 2007 — Минобрнауки с участием Русской православной церкви организовало в Калуге общероссийскую конференцию «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Участниками конференции была единогласно принята и в целом одобрена Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».
2 августа 2009 — Президент РФ направил поручение Правительству РФ о подготовке введения (в 2010 году в 18 субъектах РФ, а с 2012 года — во всех субъектах РФ) в общеобразовательных учреждениях предмета Основы религиозных культур и светской этики[29].
11 августа 2009 — Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации № ВП-П44-4632.
29 октября 2009 — Распоряжением Правительства Российской Федерации[3] создан Межведомственный координационный совет[30] по реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
1 апреля 2010 года — Начало преподавания предмета в 19 регионах России в рамках федерального компонента образования[1].
1 сентября 2012 года — Начало преподавания предмета во всех регионах России.
Ход эксперимента до 2009 года — региональный этап
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
| целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11% |
| ——————————————————————————————————————————– |
| Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года. |
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
| Округ | Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
| ——————————— | —————————- | ————————————————- |
| Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) |
| Тверская область | 62,3% (более 6680) | |
| Костромская область | 75% (более 4080) | |
| Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) |
| Калининградская область | 34% (2494) | |
| Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) |
| Новосибирская область | 18,5% (5143) | |
| Томская область | 18,57%[68] | |
| Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) |
| Камчатский край | 39% (893) | |
| Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) |
| Свердловская область | 20,6% (7255)[69] | |
| Приволжский федеральный округ | Пензенская область | ~0%[70] |
| Удмуртская Республика | 16% (более 2230) | |
| Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) | |
| Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) |
| Карачаево-Черкесия | 20% (841) | |
| Республика Калмыкия | 30% (898) | |
| Ставропольский край | более 60%[71] | |
Организация и сопровождение курса ОРКиСЭ
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Если в 2013\2014 учебном году все родители четвероклассников единодушно выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», то в 2014\2015 учебном году дети изучали три модуля: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». На 2015\2016 учебный год по добровольному решению родителей опять выбраны модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
На уроках ОРКиСЭ используется учебник и мульти-медийная техника.
чебного курса ОРКСЭ ведется учителями начальных классов, прошедших обучение по программам Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Религиоведение. История мировых духовных культур в контексте современных философских концепций», «Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики». Помимо этого, учителя, преподающие ОРКиСЭ, посещают постоянно действующие семинары «Содержание и методические особенности учебного предмета ОРКиСЭ».
Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Кураев А. В. Основы православной культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014. Также издано Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры» (CD). — М.: Просвещение, 2014. ISBN 978-5-09-024069-7
Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ курса ОРКиСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
– развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
– развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках данного курса.
Курс ОРКиСЭ организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса могут работать вместе. На этих уроках они могут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Во время изучения курса возможно проведение общего школьно-семейного праздника, посвященного Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
для родителей по отдельным урокам, темам, рубрикам курса
График проведения мероприятий
по выбору родителями (законными представителями) обучающихся модуля комплексного учебного курса ОРКиСЭ
| | | | |
| ————————————————————————————————————– | ————– | ————————————————————— |
| | Беседы с учащимися по воспитанию толерантного поведения, уважению к своим одноклассникам, к окружающим людям | | Классные руководители 3-х классов |
| | Открытые уроки по курсу ОРКиСЭ | | Учителя 4-х классов, реализующие курс ОРКСЭ |
| | Классные родительские собрания, посвященные выбору модуля по курсу ОРКиСЭ | | Классные руководители 3-х классов |
| | Общее родительское собрание, посвященное выбору модуля по курсу ОРКиСЭ | | Заместитель директора по УВР |
| | Индивидуальные консультации для родителей | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР, классные руководители 3-х классов |
| | Формирование методического обеспечения курса ОРКиСЭ в соответствии с выбором родителей | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР, зав. библиотекой |
| | Подготовка кадров к преподаванию курса ОРКиСЭ | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР |
| | Размещение (обновление) информации на сайте школы | | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ИКТ |
выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК
Учебники по ОПК
Учебник Аллы Бородиной
Учебник Андрея Кураева
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Статус и содержание
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
- Урок 1. Россия — наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь
Урок 2 (19). Христианское отношение к природе
Урок 3 (20). Христианская семья
Урок 4 (21). Христианин на войне
Урок 5 (22). Христианин в труде
Урок 6 (23). Подвиг
Урок 7 (24). Заповеди блаженств
Урок 8 (25). Зачем творить добро?
Урок 9 (26). Чудо в жизни христианина
Урок 10 (27). Какими Бог видит людей
Урок 11 (28). Литургия
Урок 12 (29). Монастырь
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе)» и т. д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.).