Основы православной культуры

Роль ОПК в школьной программе: мифы и реальность

Проведенный опрос в Центральном федеральном округе выявил, что более 20% родителей выбрали основы православной культуры (ОПК) для своих детей в школе. Это вызывает серьезное беспокойство, учитывая, что по всей России этот показатель составляет более 30%.

Опрос по изучению религиозных культур в школе

Результаты опроса:

  • Да, так они смогут лучше понять представителей других религий и будут толерантнее – 6%
  • Да, религии – важная часть истории общества, каждый человек должен знать их историю – 11%
  • Да, но при условии, что преподавать предмет будет светский человек и изучать будут все религии, а не какую-то одну – 22%
  • Нет, я боюсь, что этот предмет будет иметь слишком религиозный уклон – 12%
  • Нет, мне больше нравится идея преподавания норм этики без упора на различные Священные писания – 49%

Выбор конкретных религий:

Из опроса можно сделать вывод, что основы конкретных религий (включая православие, иудаизм, ислам и буддизм) выбрали бы 19% опрошенных.

Мифы и реальность

Живя в светском государстве в 21 веке, кажется странным, что так много людей придерживается древних религиозных верований. Вера в Бога или чудеса тысячелетней давности вызывает сомнения. Часто дети принимают религию на веру, так как не способны подвергнуть это сомнению.

Светское государство и религия

Следует понимать, что светское государство не поддерживает никакую религию или безверие. Оно должно относиться ко всем гражданам одинаково, независимо от их религиозных взглядов. Введение основ православной культуры в школьную программу было исключительно под давлением религиозных организаций.

Следует помнить о принципе светскости государства и уважать разнообразие религиозных и безверующих взглядов граждан. Различие между изучением религиозных культур и государственной поддержкой конкретной религии крайне важно для сохранения принципов светского государства.

Отношение к светской этике

Почему ОПК противопоставляется светской этике? Простите, а где основы атеизма, агностицизма, безверия? Светскость – это отсутствие преференций между религиями и безверием. Это нейтральная позиция, достойная светского государства. ОПК есть, это отклонение от светскости в пользу религии. Где симметричное отклонение? Где курс, на котором детям расскажут про Чайник Рассела, про невозможность непорочного зачатия, воскрешения из мертвых, про то, как с помощью уличных фокусов можно превратить воду в вино, ходить по воде и сделать куда более невероятные вещи, чем самые изысканные “чудеса”, описанные в священных писаниях? Посмотрите хотя бы передачу “fool us” фокусников Penn и Teller.

Значение светской государственной школы

В светской государственной школе не должно быть никаких ОПК, основ исламской, иудейской культур и т.д. Даже на выбор. Кто хочет, пусть ходит в церковь, в воскресную школу. Русская культура и так изучается в школах на уроках истории, литературы. К счастью русские ученые внесли достаточно большой вклад в мировую науку, чтобы нам не приходилось специально выделять русскую физику и математику. А что такое ОПК? Предлагают ли нам тестировать культурные достижения, полученные в России, на православные и не православные, рассказывая в рамках этих курсов только о первых? Конечно, это не основы православной культуры, а основы православной религии. Кто-то всерьез думает, что РПЦ заботится о русской культуре? Как бы не так.

Пример из русской культуры

Вот, например, стихи наверное самого известного классика российской культуры А.С. Пушкина.

Идет Балда, покрякивает,А поп, завидя Балду, вскакивает,За попадью прячется,Со страху корячитсяБалда его тут отыскал,Отдал оброк, платы требовать стал.Бедный попПодставил лоб:С первого щелкаПрыгнул поп до потолка;Со второго щелкаЛишился поп языка,А с третьего щелкаВышибло ум у старика.А Балда приговаривал с укоризной:Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной

РПЦ и русская культура

Как относится РПЦ к этому элементу русской культуры? Читаем:

Опера по мотивам Сказки о попе и работнике его Балде А.С. Пушкина не понравилась представителю Сыктывкарской и Воркутинской епархии, и Государственный театр оперы и балета Коми отказался от ее постановки. Об этом сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на петербургскую газету Невское время.

Сыктывкарский театр планировал приурочить премьеру оперы к столетнему юбилею Дмитрия Шостаковича: в постановке использована музыка, написанная композитором к одноименному мультфильму начала 1930-х годов. Приглашенный на художественный совет секретарь епархии отец Филипп не благословил спектакль, в котором священнослужитель изображен неподобающим образом и заявил, что Шостакович написал музыку к этой сказке не по своей воле в тридцатые годы прошлого века, когда в стране шли гонения на Церковь, пострадали тысячи ни в чем не повинных священнослужителей. Да и Пушкин раскаивался, что написал эту сатиру. Театр принял к сведению мнение представителя церкви, и в юбилей композитора, который отмечается 25 сентября 2006 года, на сцене будут показаны только отрывки из спектакля.

Влияние РПЦ на русскую культуру

РПЦ нет дела до русской культуры. И не только сейчас, но и в прошлом: “нашему всему” еще при жизни досталось не мало от православной церкви за такие вот стихи.

При этом патриарх подчеркнул, что с подачи церкви в рамках нового курса было предложено изучать основы светской этики. Это был жест в сторону нерелигиозных людей.

Изучение светской этики

Делая такой правильный шаг навстречу людям нерелигиозным, мы представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут, несомненно, исправлены, – сказал патриарх Кирилл, подразумевая, что вместо ОПК учащиеся иногда вынуждены изучать светскую этику.

Уважение к неверующим

Правильным шагом навстречу людям нерелигиозным не может быть введение основ светской этики т.к. светскость, нейтральна по отношению к религиям, а светскость образования предполагается светскостью государства. Шаг навстречу людям нерелигиозным – предложить ввести курс основы безверия” или нерелигиозности” в школах.

И не нужно говорить, что светская этика введена с подачи церкви. Это смешно. Мы все помним, что изначально хотели пропихнуть именно и только ОПК. В отдельных регионах России даже вводили ОПК отдельным предметом в качестве эксперимента” (на животных сначала проверить не удосужились).

Компромисс между государством и обществом

Введение светской этики вместе с ОПК – это неохотный компромисс между прогнувшимся под церковь государством и преимущественно светским обществом, при игнорировании интересов неверующих.

В то же время, по мнению патриарха, есть и другая причина, объясняющая невысокий процент учащихся, выбравших ОПК для изучения, особенно в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Предстоятель РПЦ полагает, что здесь сказывается неуверенность родителей в квалификации преподавателей.

Неуверенность родителей

Ну а кого удивляет такая неуверенность? Давайте посмотрим, чему нас учит православная церковь на словах и на практике.

Урок первый

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”.

Диалог

Лена: “Муж наказывает меня раз в неделю ремнем, я не против такого наказания, после него я становлюсь сдержанней и смиренней. Но не является ли это грехом”.

Протоиерей Андрей Ефанов: “Доброго дня! Если в вашей семье принят такой род воспитания, я не вижу в этом ничего плохого, главное, чтобы наказание было с любовью. Но, конечно, такой род отношений в семье должен быть основан на взаимном согласии. Храни Вас господь!”

Я начал с этого урока, потому, что по данному вопросу я полностью согласен со священником. Что делают люди по обоюдному согласию у себя дома – это их личное дело. Увы, не все священники так толерантны.

Статья об идейных и практических аспектах РПЦ

К церкви у меня тоже было бы толерантное отношение, если бы ее деятельность не затрагивала лично меня и других людей, которые к церкви не хотят иметь никакого отношения. Хотите верить в Бога, молиться ему – делайте это для себя, у себя дома или в церкви, в среде религиозных друзей, пишите об этом в своих блогах. Не навязывайте этого насильно обществу, как это пытается сделать РПЦ, проталкивая свою идеологию в государственные школы, детские садики, научные учреждения, телеканалы.

Урок второй. Если хочешь достичь совершенства…

Что можно подарить на именины священнику, у которого я часто исповедуюсь? — такой вопрос был задан известному московскому духовнику, председателю Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РПЦ МП протоиерею Димитрию Смирнову 20 марта в эфире радио Радонеж.

Читайте также:  Информация о выборе модуля орксэ

Урок третий. Не кради.

Московский патриархат использовал отобранные у поликлиники помещения в соответствии со своими истинными, а не декларируемыми представлениями о моральных нормах. В здании по адресу Ленинградской проспект д. 16, стр. 2 под вывеской Московский Патриархат Русская православная церковь Подворье Патриарха Московского и всея Руси при бывшей Черкасской богадельне г. Москва располагается клиника пластической хирургии Андрея Анатольевича Михайлова “Французская клиника” Центр Пластической Хирургии и Лазерной Косметологии.

Урок четвертый. И вошёл Иисус в храм Божий…

Пользуясь этим прецендентом, могут ли все заинтересованные в торговле организации указывать на предоставляемых товарах не цену, а указания рекомендуемого размера пожертвования?

Урок шестой. Будьте скромными.

Устроив вот такой банкет в честь дня рождения, с таким вот служением (с участием самого Патриарха).

Без труда можно найти в Интернете статьи про то, как РПЦ было вовлечено в торговлю табачными изделиями, рейдерский захват музеев и даже целых островов, про историю с часами Брегет, про яхту Палладу, про пьяную езду на Мерседесах. Пусть это останется для внеклассного чтения в рамках курса основ православной культуры.

Лайфхак для тех, у кого детям в школах на "уроках" ОРКСЭ и ОДНКНР упоротые "учителя" толкают религиозное мракобесие:

  1. Говорим с "учителем", требуем прекратить нарушать статьи 14 и 28 Конституции РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 125-ФЗ и следовать учебной программе. Разговор стоит записывать на диктофон, заранее об этом уведомив.

  2. Учитель скорее всего откажется разговаривать. Идём к директору и пишем в двух экземплярах в свободной форме заявление, что дитятко на указанные уроки ходить не будет, т.к. нарушаются вышеуказанные законы. На словах говорим, что ходить не будет, пусть рисуют четверки-пятерки в зачёт. В противном случае жалобы пойдут наверх со всеми вытекающими последствиями.

  3. Дитятко инструктируем не ходить на эти "уроки". Если с утра – спать подольше, последними уроками – уходить пораньше. Если ставят посередине дня – сидеть в столовой.

Обязательно проводим разъяснительную работу, рассказываем об опасности этих фанатиков, о том, что им нужны только деньги и власть. Захочет – выберет себе веру сам, когда будет совершеннолетним.

Даём почитать нормальную литературу, например отлично заходит Зенон Косидовский. Можно дать Докинза, но он откровенно тяжеловат для этого возраста.

  1. В большинстве случаев директор – трусливая терпила, которой не хочется выносить сор из избы, "кабы чего не вышло". Поэтому стерпит и закроет глаза. Если же упирается – смело пишите наверх, живительные звиздюли сверху быстро приводят в чувство.

Ещё раз повторю – школе не нужны проблемы, смело используйте это в своих интересах. Им невыгодно ставить двойки, им невыгодны скандалы, им невыгодны жалобы наверх. Просто нужно оторвать жопу от стула и защитить своего ребенка от тупорылых фанатиков, которые загаживают им мозги религией, прямо называющей их рабами. Никто другой этого за вас не сделает.

Предваряя вопросы – через это проходила моя дочь. Упоротая "учительница" повоняла и утерлась, в итоге 2/3 класса на её "уроки" тупо не ходили, остальные вместо урока делали домашку. Зачёт поставила всем.

У племянника было веселее – на втором пункте тупая бабка-училка под запись сказала, что ей насрать и на законы и на конституцию. Тем самым сама себя похоронила – директор, опасаясь огласки выгнал её на мороз в кратчайшие сроки. Уроки теперь ведёт историк, умный и толковый мужик, рассказывает интересно, религиозной пропагандой не пахнет.

В связи с разработкой программы по интеграции духовно-нравственных ценностей во все «гуманитарные» дисциплины потребуется специальное обучение педагогов истории, литературы, обществознания и других предметов. Об этом сегодня говорили на конференции, проходившей в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.

25 января, после секции «Клевер Лаборатории» на Рождественских чтениях, в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви», на которой выступила и руководитель образовательно-просветительского портала «Клевер Лаборатория» .

Имя «» на конференции звучало постоянно. Что не удивительно — образовательно-просветительская платформа на сегодняшний день — единственная в нашей стране, где учителя «Основ православной культуры» (ОПК) и других предметов духовно-нравственной направленности могут получить всеобъемлющую методическую и не только поддержку. Это в своем выступлении на открытии Рождественских чтений в Кремле отметил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом же сказал в начале конференции и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Евгений. Он однозначно отнес прирост выбора предмета ОПК в школах на 25 644 ребенка и соответствующее увеличение числа педагогов, работающих с этими детьми, на 500 человек к результатам работы «Клевер Лаборатории», которая за прошедший год подготовила и повысила квалификацию 2 500 преподавателей ОПК, ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России») и ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»).

Красной нитью через выступления всех участников конференции проходил озвученный Патриархом курс на необходимость интеграции духовно-нравственных ценностей во все предметы, преподаваемые в школе, и, прежде всего, в предметы гуманитарного цикла.

Основы православной культуры

Заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева отметила, что работа в этом направлении уже ведется. Было принято решение создавать единую экосистему из учебных курсов, связанных с историей и духовно-нравственными ценностями: «На обсуждении в Министерстве просвещения находится проект приказа, в котором мы приходим к другой логике школьных предметов. Если у нас раньше отдельно жила история с 5-го по 11-й класс, отдельно ОДНКНР и мы не сильно думали над пересечением этих курсов, то теперь предложение следующее. Конфигурация курса «экосистемы» будет такой: будет курс истории, где история России и курс всеобщей истории будут синхронизированы не только по времени, но и содержательно, ценностно, цивилизационно. И они же дополняются обязательным школьным предметом «История родного края“ — название обсуждается, но историческое краеведение будет обязательным школьным предметом с 5-го по 7-й класс. И обязательной составной частью этого предмета будет тот курс ОДНКНР, с которым мы сегодня живем в 5-х и 6-х классах. Он никуда не денется — он составная часть».

Владыка Евгений отметил, что в связи с тем, что курс ОДНКНР интегрируется в историю, : «Мы получаем целевую аудиторию педагогов, которые должны будут свои компетенции привести в соответствие с содержанием, со смыслом этого курса. То есть появляется круг педагогов, учителей истории, которые должны будут научиться тому, как донести до сознания, до сердца ребенка каждый смысл, заключенный в этом курсе». И хотя курс еще на обсуждении, программа уже пишется, причем совместно, заверили собравшихся митрополит Евгений и Татьяна Васильева.

Основы православной культуры

«И не могу не сказать еще об одном важном обстоятельстве в этой связи, — отметил Владыка. — По результатам взаимодействия с Министерством просвещения уже выделены средства и реализуется госзадание по интеграции духовно-нравственных ценностей в существующие или измененные основные образовательные программы и воспитательную деятельность по нескольким направлениям — в начальной школе, по отечественной истории, по русскому языку и литературе и по обществознанию». Владыка очень красиво и образно пояснил идею: «Предмет «Основы православной культуры» — это соль, которая сегодня есть как отдельный предмет. Слава Богу, что он есть, и мы будем стараться, чтобы его более качественно изучали наши педагоги. Но еще мы будем стараться добавить эту соль (по вкусу, в меру) во все предметы школьной программы».

В этой связи Владыка особо выделил ту работу, которую ведет «Клевер Лаборатория»: «Во-первых, это очень гибкая образовательная среда. И я не сомневаюсь в том, что когда появится вот этот курс — «История родного края» — в «Клевере» одновременно вырастут курсы для педагогов истории, появится много методических наработок — все то, что будет важно для учителя. Ему (учителю) пришла новая программа, ему нужно погружаться — это травматично, ему некогда. А «Клевер Лаборатория» создаст эти материалы, и нам будет, что рассказать педагогам, а педагоги смогут это прекрасно донести до детей».

Основы православной культуры

Тем актуальнее в контексте конференции зазвучало выступление директора «Клевер Лаборатории» Юлии Селюковой, которая рассказала о том, как устроена образовательная платформа и чем она может помочь педагогам и родителям, которые ищут не только возможность повышения личных компетенций и расширения своего православного кругозора, но и испытывают нужду в контенте, несущем в себе истинные традиционные ценности. Ширящийся институт кураторов, выросших из выпускников «Клевера» помогает обучающимся педагогам и сопровождает их на всех этапах образовательного процесса. А огромная библиотека ежегодного конкурса «Клевер ДНК» — постоянно пополняющаяся копилка лучших профильных проектов. Отлаженная за почти три года упорной работы устойчивая система, построенная на разных формах методической поддержки как в форме обучения педагогов на курсах платформы, охватывающих все сегодняшние программно-образовательные запросы педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной направленности, так и в виде постоянной регулярной методической поддержки учителей в подготовке буквально к каждому уроку ОПК и ОДНКНР, непрерывно развивается и готова к новым вызовам. В том числе тем, о которых сегодня шла речь.

Читайте также:  Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках орксэ и однкнр как один из способов оценки результатов обученностиматериал по орксэ (4 класс)

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской области и республике Марий Эл, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России.

Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства

Гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации получали пять учебников по Основам православной культуры. Этот гриф подтверждает соответствие учебника требованиям Русской Православной Церкви. Эти издания были включены в федеральный перечень учебников.

Но в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников» предельный срок этих учебников до 31.08.2023 г. (приложение №2. п.п. 1.1.1.5.1. – стр. 19-20 (общая нумерация: стр.135 – 137)).

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник».

Учебник содержит массу примеров из обыденной жизни, понятно и доступно иллюстрирующих суть ценностей православной веры для младших школьников; адекватно возрастным особенностям обучающихся раскрывает традиции православного христианства, особенности его обрядности; раскрывает во всей полноте идею христианской любви к ближнему, способствует принятию нравственных заповедей христианства через повседневную практическую деятельность обучающихся.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Кураев А.В. 4 кл. ООО «Издательство Просвещение»

Учебник выпущен издательством «Просвещение» перед началом апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 гг. Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебник знакомит учащихся с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Учебник одобрен Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. 4 (4-5) «ООО Дрофа»

Учебник знакомит с традициями и ценностями православной культуры, ее ролью в развитии России.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Бородина А.В. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник»

Учебник рассчитан на 34 часа учебного времени. В нем четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу русской цивилизации. Книга знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: памятниками иконописи, произведениями ремесел, занимательно рассказывает о традициях церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на воспитание умения соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры, предусматривает развитие у обучающихся основ проектной деятельности. Учебник снабжен яркими цветными иллюстрациями, написан простым доступным языком.

К учебнику изданы: программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, диск с презентациями к урокам. Готовится к изданию электронный вариант учебника.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Шевченко Л.Л. 4-5 кл. «ООО Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества».

Экспериментальный учебно-методический комплект «Основы православной культуры» разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников. Комплект разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2009 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.). Учебно-методический комплект предназначен для использования в системе основного и дополнительного образования в качестве общего ознакомительного курса по истории религиозной культуры (православной культуры).

В настоящее время в «Федеральный перечень учебников» (приложение №1. п.п. 1.1.1.6.1.1.1. — стр. 34-35 (общая нумерация: стр.37 – 38)) включён, изданный в 2021 году учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. О. Ю. Васильева, А. С. Кульберг (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений), О. В. Корытко и другие. Под научной редакцией О. Ю. Васильевой. АО «Издательство «Просвещение»

Учебное пособие (в двух частях) создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Часть 1-я учебного пособия раскрывает темы: «Культура и религия», «Как христианство пришло на Русь», «Бог, мир, человек», «Библия», «В ожидании Спасителя», «Десять заповедей», «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Искушение в пустыне», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи», «Крест», «Пасха» и другие.

Часть 2-я учебного пособия раскрывает темы: «Храмы России», «Икона», «Церковнославянский язык», «Православная молитва», «Церковь», Причастие», «Подвиг», «Брак», «Родители и дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь – вершина добродетелей» и другие.

В конце уроков – обобщающие вопросы и задания; последний урок включает итоговый опрос. Все задания направлены на духовно-нравственное воспитание, развитие интеллектуальных способностей и креативного мышления учащихся.

Разделы учебника снабжены QR-кодами для доступа к образовательным медиаресурсам.

Материалы пособий могут быть использованы также в воскресных школах, в работе с родителями, во внеклассной работе.

Проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры в общероссийском масштабе было предложено в 2007 году на Всероссийской научной конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», прошедшей в декабре 2007 года в Калуге под председательством Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.

В октябре 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету организацию и проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл награждал 29 апреля 2009 года победителей первой олимпиады и благословил ежегодное проведение этого образовательного проекта.

Олимпиада проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА» (2008-2016 гг), Фонда президентских грантов (2015, 2017, 2018 гг).

Проведение олимпиады нацелено на решение актуальной задачи формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования. В последние годы в российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. В высшей школе развивается система теологического образования. В средней общеобразовательной школе во многих регионах России успешно реализуется преподавание основ православной культуры не только в форме факультативных курсов, но и в качестве предмета базового учебного плана. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России.

В 2008-2009 уч. году в олимпиаде приняло участие 13.000 школьников из 30 регионов России, в 2009-2010 уч. году — 45.000 участников из 42 регионов, в 2010-2011 уч. году – свыше 80.000 школьников из 67 регионов России, в 2011-2012 уч. году – свыше 145.000 школьников из 78 регионов России, в 2012-2013 уч. Году – свыше 270.000 школьников из 79 регионов России, в 2013-2014 уч. Году – свыше 320.000 школьников из 83 регионов России. Сейчас ежегодно около 400.000 школьников из 83 регионов РФ, а также школы Литвы, Белоруссии, Украины, Киргизии, Молдавии, Казахстана, посольские школы Италии, Тайланда, Мальты, Кубы и других стран принимают участие в олимпиаде «Основы православной культуры».

Читайте также:  Зачем дети учат орксэ

С 2010 года в рамках олимпиады организовано проведение четырех творческих конкурсов и предметных олимпиад школьников, нацеленных на духовно-нравственное воспитание школьников и возвращение в содержание отечественного образования православных традиций:

– Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» проводится для учащихся 1-11 классов и нацелена на объединение школьников в деле изучения и сохранения отечественного культурного наследия. – Фестиваль школьных СМИ «Единство» (до 2015 г.) организован для школьных медиа-коллективов России, занимающихся созданием газет и журналов, интернет сайтов, радио- и видео-продукции. Единение поколений стало девизом фестиваля, а ведущей его идеей была названа идея нравственной ответственности журналиста. – В Фестивале детско-юношеских хоров «Пою Богу моему дондеже есмь» (до 2016) участвовали любительские и учебные хоры музыкальных, общеобразовательных и воскресных школ, гимназий, детских музыкальных студий. – Многопрофильная олимпиада «Аксиос» проводится для школьников в очной и заочной формах по 14 направлениям образовательной деятельности университета.

С 2012 года в рамках проекта проводится олимпиада по предмету «Светская этика» предметной области ОРКСЭ

С 2013 года организован приходской тур олимпиады для Воскресных школ

В 2019 году пройдет единый тур олимпиады для младших школьников «Азы православия»

Официальный сайт Олимпиады по ОПК

НОВОСТИ ОЛИМПИАДЫ

Вопросы ОПК в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации курирует Сектор Основ православной культуры. Сектор также осуществляет церковно-государственные взаимоотношения в области преподавания «Основ православной культуры» (в рамках компонента образования формируемого участниками образовательного процесса, а также в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики»).

Заведующая сектором — Туфрина Виктория Юрьевна

Контактные данные (в том числе для консультаций):

Телефон сектора: +7 (495) 650 13 10 (доб. 141);

У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).

Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

История преподавания предмета

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.

В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.

С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».

С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.

В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.

Статистика отношения к предмету в обществе

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:

целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%

Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.

Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап

Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.

Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК

Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)

Тверская область 62,3% (более 6680)

Костромская область 75% (более 4080)

Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)

Калининградская область 34% (2494)

Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)

Новосибирская область 18,5% (5143)

Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)

Камчатский край 39% (893)

Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)

Удмуртская Республика 16% (более 2230)

Чувашская Республика 34,8% (более 3920)

Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)

Республика Калмыкия 30% (898)

Учебники по ОПК

В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

История появления учебника

В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры»

Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.

Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Экология – дело каждого

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования приглашает к участию в IV Международной детско-юношеской премии, на которую принимаются работы в сфере защиты природы и сохранения окружающей среды. Прием заявок проходит по 1 апреля 2024 г.

Единый день открытых дверей

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию 10 февраля во всех школах Санкт-Петербурга состоится единый общегородской День открытых дверей.

начало набора на обучение с использованием социального сертификата

Акция "Школьное питание с выгодой"

По акции предоставляется Кешбэк 10% при пополнении денежных средств для оплаты питания по Единой Карте Школьника. Кешбэк предоставляется в случае пополнения через СБП или через интернет эквайринг с Единой Карты Петербуржца.

Недовольны качеством питания в школе?

Мы поможем исправить! Сканируйте qr код и переходите по ссылке

Дополнительные общеразвивающие программы

???? Уважаемые родители!

❗ В образовательных организациях нашего района реализуются дополнительные общеразвивающие программы в объеме 12 часов, которые могут быть оплачены средствами социального сертификата

Национальные проекты РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *