чебный год
События:
- 10.03.2023 – Онлайн районное Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ (для родителей 3-х классов)
- 09.03.2023 – Семинар для учителей Воспитательный потенциал внеурочной деятельности
- 21.02.2023 – Районный семинар Формирование уважительного отношения к культуре страны и региона у школьников через урочно-внеурочную деятельность в межнациональной среде
- 31.01.2023 – Городской круглый стол Первый год преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР
- 20.12.2022 – Онлайн семинар Актуальные вопросы профессионального развития
- 29.11.2022 – Рождественские чтения Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека
- 18.10.2022 – Семинар для учителей ОДНКНР, посвященный реализации обновленных ФГОС
- 06.09.2022 – Информационно-методическое совещание РМО ОРКСЭ и ОДНКНР
Объявления:
Методическое пособие Письма от Академика поступит во все школьные библиотеки Красногвардейского района.
чебный год
События:
- 25.04.2022 – Круглый стол наставников и молодых специалистов
- 25.04.2022 – Мастер-класс Сказки и мультфильмы во внеурочной деятельности
- 25.04.2022 – Семинар учителей ОРКСЭ и ОДНКНР
- 25.04.2022 – Круглый стол наставников и молодых специалистов на тему: Помогите! Первый год веду ОРКСЭ/ОДНКНР
- 25.04.2022 – Семинар для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР
Мероприятия:
- 29.05.2021 – Выездной ИТОГОВЫЙ СЕМИНАР учителей ОРКСЭ и ОДНКНР в Смольном соборе
- 23.03.2021 – Семинар для учителей ОРКСЭ, учителей начальных классов
- 25.02.2021 – Семинар Педагогические достижения и идеи в реализации предметной области ОДНКНР в ОУ Красногвардейского района
Видеозаписи:
- Преемственность ОРКСЭ и ОДНКНР: опыт реализации в Красногвардейском районе
РМО события для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР
чебный год
- Подведение итогов учебного года
- Презентация возможностей музейного пространства Санкт-Петербурга
- Методическая поддержка учителей в новом учебном году
чебный год
- 20.01.2021 – Районное методическое объединение учителей ОРКСЭ и ОДНКНР
- Духовно-нравственная культура России и А.С. Пушкин: вопросы содержания предметной области ОДНКНР
Важность повышения квалификации учителей
Задачи образования постепенно меняются, и учителя должны быть готовы к новым вызовам. Повышение квалификации играет ключевую роль в этом процессе.
Мероприятия для учителей ОДНКНР
- 28.10.2020: Zoom-конференция на тему Преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях дистанционного обучения
- 22.09.2020: Информационно-методическое совещание по плану работы на 2020-2021 учебный год
- 08.12.2020: Конференция Рождественские чтения на тему АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: Запад и Восток, историческая память народа
История преподавания предмета
Были разработаны планы совместной работы между несколькими учебными заведениями и епархиальным управлением, что сделало возможным создание общественного совета для изучения основных направлений работы.
Факультатив Основ православной культуры был успешно введен в школах Мордовии, а курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе с 1 сентября 2000 года.
Повышение квалификации учителей является важным элементом для обеспечения качественного обучения и воспитания учащихся.
Преподавание основ православной культуры в школах Чувашии
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в 4—5 классах.
Расширение проекта в других регионах
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области. В Самарской области в том же году, совет ректоров рекомендовал расширить преподавание Основ православной культуры в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? — распределились следующим образом:
- целиком положительно 25%
- скорее положительно 44%
- скорее отрицательно 13%
- резко отрицательно 6%
- затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ | Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|---|
Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) |
Центральный федеральный округ | Тверская область | 62,3% (более 6680) |
Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) |
Северо-Западный федеральный округ | Калининградская область | 34% (2494) |
Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) |
Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) |
Дальневосточный федеральный округ | Камчатский край | 39% (893) |
Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) |
Уральский федеральный округ | Удмуртская Республика | 16% (более 2230) |
Уральский федеральный округ | Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) |
Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) |
Южный федеральный округ | Республика Калмыкия | 30% (898) |
Учебники по ОПК
В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя Основы православной культуры в первом классе (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры
Stay tuned for more updates on the All-Russian Olympics on the Basics of Orthodox Culture!
Как проходит олимпиада по основам религиозных культур и светской этики в России
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики
Это курс, который предлагает шесть модулей на выбор
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе. В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.