Основы буддийской культуры

Буддийский монастырь Итигэлова в Иволге: история и настоящее


Местоположение: Түгэс Баясгалантай, Үлзы Номой Хүрдын Хийд / Гандан Даши Чойнхорлиy

Известные насельники: Итигэлов, Даши-Доржо

Реликвии: нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова

Настоятель: Цырендылыков, Аюр Дагбадоржиевич


История

В 1945 году в Бурят-Монгольской АССР началось восстановление буддийской традиции после уничтожения во времена Великой Отечественной войны. Постановлением Совнаркома было разрешено строительство буддийского храма Хамбинское Сумэ в улусе Средняя Иволга. Это стало началом возрождения буддизма в регионе.

Развитие

В 1991 году при дацане создан Буддийский университет Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева. В настоящее время в монастыре проводятся различные религиозные обряды и службы-хуралы, посвящённые важным событиям буддийской истории.

Структура

Монастырский комплекс включает в себя:

  • Резиденцию Хамбо-ламы
  • Здание библиотеки
  • Учебные корпуса Буддийского университета Даши Чойнхорлин
  • Летнюю гостиницу
  • Музей памятников буддийского искусства
  • Ступы-субурганы

Туризм

Монастырь находится на пересечении федеральной автомагистрали, что облегчает доступ к нему. Рядом с монастырем располагается спортивный стадион, где проводятся соревнования по традиционным бурятским видам спорта.

Ждем вас в монастыре Итигэлова в Иволге для погружения в атмосферу духовности и уединения!

Image

История буддизма

Введение

На духовном пути к Пробуждению, Сиддхартха Гаутама медитировал под деревом Бодхи в местечке Бодх-Гая, где и обрёл Просветление. Он затем стал известен как Будда, преподавая миру срединный путь к освобождению от сансары.

Жизнь Будды

Будда провел большую часть своей жизни в парке возле Варанаси (Сарнатх) в Северной Индии, где преподал свою Дхарму многочисленным ученикам. Они вместе с ним создали первую буддистскую монашескую общину, её зовут Сангхой.

Три Драгоценности

Традиционный буддизм основан на Трех Драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе.

Смерть и наследие

После долгих путешествий по Индии, Будда умер в джунглях Кушинагара, считая свою смерть достижением Великой нирваны. Он не назначил себе преемника, лишь пожелал последователям идти по стезе буддизма.

Буддийские соборы

Со временем состоялись несколько буддийских соборов, на которых монахи пытались достичь взаимопонимания в учениях и практиках буддизма.

Первый собор

На первом соборе в Раджгире председательствовал монах Махакашьяпа. Основной задачей было повторение учения Будды и согласование его с монастырской жизнью.

Второй собор

Второй собор, который проходил в Вайшали, разрешил вопросы использования мирских вещей в монастырской жизни, оставив только базовые необходимости.

Ранние буддийские школы

Впервые после смерти Будды возникло множество ранних буддийских школ, которые проповедовали сектантский подход к учениям. Они фокусировались на оригинальных источниках, игнорируя махаянские тексты.

Заключение

Буддизм продолжал развиваться, распадаясь на различные школы и направления, такие как Тхеравада, махаяна и ваджраяна. И это разнообразие только укрепляет его глубину и мудрость.

Читайте также:  Культура и религия модуль основы православной культуры 4 класс

Буддизм в махаяне

Махаянская ветвь буддизма популяризировала понятие Бодхисаттва (буквально существо пробуждения) и поклонение бодхисаттвам. Бодхисаттвой называют того, кто, достигнув Нирваны, возвращается в колесо перерождений, чтобы помочь другим существам обрести просветление. Бодхисаттвы, такие как Манджушри, Авалокитешвара, Майтрея, стали одним из объектов поклонения в Махаяне.

Махаяна включает следующие индийские школы:

Ваджраяна (Алмазная колесница)

Традиция буддизма, возникшая в Индии, Ланке и Уддияне примерно в IV веке н. э.

В Индии и Шри-Ланке в настоящее время практически не сохранилась. Распространена в Тибете, Непале, Бутане (см. Тибетский буддизм), а также в Японии (школа Сингон) и отчасти в Китае и Тайване (школа Ми-цзун).

Другие названия: Тантраяна, Мантраяна.

Усиление буддизма в Индии

Империя Маурьев достигла пика своего процветания во времена правления императора Ашоки, который обратился в буддизм после битвы при Калинге. Император-буддист обеспечил долгий период стабильности в своём государстве. Империя посылала монахов в другие страны для пропаганды буддизма. Посол Греции Мегастенес описывал богатство столицы империи Маурьев. Ступы, колонны и другие памятники той эпохи остались в Санчи, Сарнатхе и Матуре.

Император Ашока Великий (304—232 годы до н. э.) был правителем империи Маурьев с 273 года до н. э. до 232 года до н. э.

Новообращённый мир во времена Ашоки (260—218 годы до н. э.) в соответствии с его приказом

Ашока стал править наибольшим по территории индийским государством после ряда удачных военных кампаний. Царство императора Ашоки простиралось от Южной Азии и дальше, от современного Афганистана и части Ирана на западе, до Бенгала и Ассама на востоке, а на юге до Мисоре.

Бактриана, племена саков и Индийская Парфия

Столицей Менандра I, одного из известных императоров-буддистов, сначала была Таксила, а затем Сагала (Сиалкот). В книге Милинда Панха описаны его беседы с великими буддистскими философами того времени.

Буддистские божества Панчала (слева) и Харити (справа), III век до н. э., Такт-и-Вахи, Гандхара, Британский музей

В 90 году до н. э. парфяне захватили восточный Иран и около 50 года до н. э. взяли территории Афганистана под полный контроль Греции. Около 7 года н. э. была захвачена Гандхара. Парфяне привнесли в Гандхару греческие традиции. Первые элементы гандхарского греко-буддистского искусства датируются периодом с 50 года до н. э. по 75 год н. э.

Кушанское царство в правление императора Канишки было известно как Гандхара. Канишка поощрял буддизм. Буддистское искусство распространялось за пределы Гандхары в другие части Азии. Во время правления этого императора Будду впервые стали изображать как человека. В Гандхаре расцвёл махаянский буддизм.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Бодхидхарма, изображение отпечатано Йошитоши, 1887 год.

Миссионеры буддизма распространяли учение в различных странах, в том числе в Восточной и Центральной Азии.

История буддизма в Индии

Римские исторические сообщения рассказывают о посланцах индийского царя Пандиона (Пандья), также называемого Порус, к Цесаревичу Августу в I веке н. э. Посланцы (шраманы) путешествовали с дипломатическими письмами в Древнюю Грецию, в Афины, чтобы рассказать о своей вере. Об этом пишет Николаус Дамасский, который видел посланцев в Антиохии. Надгробия, сделанные для шраманов, сохранились до времён Плутарха, который упомянул их в ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ (Шраманский мастер из Баригазы, что в Индии).

Локакшема впервые перевёл махаянские тексты на китайский язык. Гандхарские монахи Джнянагупта и Праджня перевели на китайский санскритские сутры.

В VIII веке индийский монах, основатель Йогачара-Мадхьямики Шантаракшита, в будущем руководитель университета Наланда, прибыл в Тибет для учреждения буддийских институтов по приглашению царя Тисонга Децэна. Позднее по инициативе Шантаракшиты для проповеди тантрических учений был приглашён Падмасамбхава (санскр. Рождённый из лотоса). В Бутане и Тибете он больше известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель), а последователи школы Ньингма считают его вторым Буддой.

Индийский монах Атиша был автором учения упражнения ума (тиб. лоджонг). Он основал тибетскую школу Кадам.

Некоторые индийские монахи, такие, как Атиша, для проповеди буддизма путешествовали в Индонезию.

Упадок буддизма в Индии

Индуизм оказался более понятным и приемлемым путём для простых верующих Индии, чем буддизм.

Вторжение белых гуннов

Индия является домом для Его Святейшества Тензина Гьяцо, четырнадцатого Далай-ламы

Индийский премьер-министр Джавахарлал Неру позволил Далай-ламе, изгнанному из Тибета, и его последователям основать Тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале.

Тибетские изгнанники в количестве несколько тысяч человек обосновались в городе. Бо́льшая часть из них живёт в верхней Дхарамсале, или МакЛеод Гандже, где они обустроили монастыри, храмы и школы. Город иногда даже называют маленькая Лхаса в честь столицы Тибета. В настоящее время город стал одним из мировых центров буддизма.

Значительные буддийские монастырские общины сложились в тибетских сеттльментах в штате Карнатака, где основаны реплики крупнейших монастырей Центрального Тибета — Дрепунга, Сэра, Гадэна. В Гоман-дацане монастыря Дрепунг традиционно получают буддийское образование выходцы из буддийских регионов России и ближнего зарубежья — Бурятии, Калмыкии, Тувы и Монголии.

Далитское буддистское движение

Движение буддистов, сторонников возрождения, в среде касты неприкасаемых (далиты, пареи) началось в 1890-х годах главами далитов, в том числе Ийотией Тхассом, Брахманандой Редди и Дхарманандой Косамби. В 1956 году Б. Р. Амбедкар с последователями обратился в буддизм, с чего начался массовый переход далитов в буддизм.

Читайте также:  Рабочие программы

Основы буддийской культуры

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» – призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *