Оценка климата
- Умеренно-континентальный
- Зимой редко ниже -10°C
- Первая половина зимы похожа на осень
- Летом нестабильно, жара с резкими изменениями температуры
Плюсы и минусы жизни в Орле
Плюсы:
- Исторические достопримечательности
- Небольшой размер города
- Относительно спокойная обстановка
Минусы:
- Нестабильный климат
- Маленькая территория области
Информация о районах города Орла
Ленинский район
- Исторические места
- Современная застройка
Центральный район
- Большое количество магазинов
- Торговые точки
Новый район
- Современная застройка
- Развитая инфраструктура
Цены на недвижимость в Орле
Квартиры
- Средняя цена за квадратный метр: 40,000 рублей
- Центр города: 60,000 рублей
- Новостройки: 45,000 рублей
Частные дома
- Средняя цена: 3 миллиона рублей
- Загородные дома: 5 миллионов рублей
- Элитная недвижимость: 10+ миллионов рублей
Экологическая ситуация в городе Орле
Современный город Орел является крупным промышленным центром. Но, не смотря на это, его нельзя отнести к числу регионов, обладающих высоким уровнем экологического загрязнения. Все же безупречно чистыми ни воздух, ни воду, ни почву назвать нельзя. Город растет и развивается. Количество машин увеличивается с каждым годом, что является одним из самых крупных источников загрязнения воздуха. Свою лепту вносит и железнодорожный транспорт. В некоторых районах города железнодорожные пути проходят очень близко от жилых кварталов. В таких местах степень загрязнения воздуха физически ощутима.
Загрязнение атмосферы
Похожая ситуация в районах, прилегающих к крупным заводам или топливно-энергетическим предприятиям, таким как Орловский сталепрокатный завод, ТЭЦ или Орелгортеплоэнерго. Это самые крупные предприятия города Орла, год от года увеличивающие уровень выброса вредных веществ в атмосферу.
Воздействие на состояние почвы
Загрязнение воздуха оказывает пагубное воздействие на состояние почвы. Для жителей города это не несет никакой угрозы, а вот для населения области серьезная проблема. Самым крупным источником загрязнения области является Мценский завод алюминиевого литья.
Население Орла
Город Орел невелик и по размерам, и по численности населения. По данным 2014 года она составляет 317 тысяч человек. Исходя из общей площади города в 121,2 км2 плотность населения составляет 2633 человек на квадратный километр.
Районы города
Город поделен на 4 района, каждый из которых заселен неравномерно. Так в Заводском районе проживает около 105300 человек, в Железнодорожном районе – 64500, в Советском районе – 81800, в Северном районе 67500 человек.
Демографическая ситуация
К сожалению, в соотношении прирост/убыль население Орла никак не может преодолеть минусовую отметку. Год от года разница между этими показателями сокращается, но все же смертность в Орле превышает рождаемость. Так, естественный прирост/убыль населения составляет – 5,3%. На эту цифру влияют сразу несколько факторов. Во-первых, снижение рождаемости. В основном это происходит из-за большого количества разводов. Во-вторых, число пожилых людей превышает численность молодежи. Население Орла все еще находится в демографической яме.
Интеллигентное население Орла
Но сухие цифры не могут в полной мере рассказать о населении Орла. В городе, кроме коренных жителей, проживают представители различных национальностей. Это и белорусы, и азербайджанцы, и украинцы, и армяне, и чеченцы и многие другие. В университетах города учатся студенты из разных стран мира.
Орел можно назвать студенческим городом из-за большого количества университетов. Каждый год они выпускают огромное количество специалистов различных профессий. И не смотря на то, что Орел – индустриальный город, все больше молодых людей выбирают никак не связанные с этим профессии. Большинство молодых орловчан выбирают юриспруденцию, экономику, иностранные языки или информационные технологии. Не менее популярны и факультеты, связанные с культурой и искусством.
Районы и недвижимость Орла
Во времена правления Екатерины II Орел был поделен на три части, границами которых являлись берега рек. Современный город практически не изменил своего географического деления. Единственное изменение связано со строительством сталепрокатного завода, ныне ОАО Северсталь-метиз, вокруг которого разросся четвертый район города.
Так, современный Орел разделен на четыре довольно крупных района: Заводской, Советский, Железнодорожный и Северный.
Заводской район
Самым крупным и самым старым является Заводской район. Именно с него началось строительство города. Здесь была расположена крепость Орел, не сохранившаяся, к сожалению, до наших дней. Он начинается от левого берега реки Оки и правого берега Орлика, тянется до южных окраин города и заканчивается в районе завода Химмаш. Свое название район получил из-за сосредоточения на его территории большого количества заводов.
Особенности Заводского района:
- Крупное количество заводов
- Образовательные учреждения
- Орловский краеведческий музей
Заводской район продолжает расти и развиваться. На его окраинах идет активное строительство так называемых спальных кварталов. Квартиры с новой планировкой и по вполне приемлемым ценам идеально подходят для молодых семей.
Районы Орла: разнообразие и особенности
В городе Орле можно выделить несколько районов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности. Но самым крупным и насыщенным с событиями является Советский район.
Советский район
Советский район города Орла – это историческое место с богатым культурным наследием. Здесь можно найти музеи, скверы, парки, а также большое количество учебных заведений, библиотек, торговых центров и развлекательных заведений. Жители города часто высказывают предпочтение этому району как месту для жизни и работы.
Железнодорожный район
Железнодорожный район, напротив, не обладает разнообразием и достопримечательностями. Основное здание – железнодорожный вокзал, и большинство построек здесь являются старыми. Этот район маленький и в основном состоит из частного сектора.
Северный район
Северный район является самым молодым районом города. Он возник благодаря строительству сталепрокатного завода и изначально состоял из общежитий для рабочих. Сегодня это хорошо развитая часть города, но всё ещё наполненная промышленной атмосферой.
Зонирование и неофициальные названия
Жители Орла часто выделяют более мелкие зоны внутри основных районов, основываясь на определенных ориентирах. Например, в заводском районе основной ориентир – Комсомольская улица, которую жители разделяют на различные части для более удобной навигации. Так, в Заводском районе можно выделить 909 квартал, Девятки, Бетонку, Ботанику и другие.
Будучи жителем Орла, легко ориентироваться по этим зонам, но постороннему человеку такая структура может показаться запутанной. Однако каждая из этих зон имеет свои особенности и характер.
В итоге, районы Орла представляют собой уникальное разнообразие, сочетающее историю, промышленность и современные благоустроенные жилые зоны. Они характеризуются своими особенностями и предлагают различный образ жизни для его жителей.
А с постройкой торгово-развлекательного центра МегаГринн жизнь квартала кардинально изменилась. Теперь люди со всего города съезжаются именно сюда.
Это и не удивительно. Во-первых, вполне приемлемые цены на жилье. Так, стоимость квартир в новых домах варьируется, начиная от одного миллиона рублей, а вторичное жилье еще дешевле. Во-вторых, не смотря на то, что 909 квартал является окраиной, с транспортом проблем нет. Из района при помощи маршрутных такси можно быстро и без пересадок добраться в любую часть города. К тому же, проложенная еще при постройке квартала, трамвайная ветка по-прежнему функционирует.
Район стал тихим и мирным, но все же остаются опасные места. Это территория гаражного кооператива, расположенная в так называемой старой части квартала и аэропорт, который, по сути, является пустырем.
Орел. Район Аэропорта
Бетонка – это бетонный переулок. Глухое, отрезанное от центральной магистрали место. Его и районом то трудно назвать. Это место представляет собой небольшое количество двух и трехэтажных домов, в большинстве своем являющихся общежитиями, выросших вокруг орловского бетонного завода. В отличие от 909 квартала остался на прежнем уровне развития. Проще говоря, вечером туда лучше не ходить.
Из-за того, что район состоит в основном из старых построек, так называемых «хрущевок», цены на жилье здесь немного ниже, чем в новых постройках, приближенных к центру города. Так, в районе ботаники можно купить квартиру, начиная от полутора или двух миллионов. Все зависит от того, в какой именно части района находится дом. Чем дальше от центральной магистрали, тем дешевле. Сейчас на Ботанике ведется строительство нового жилого комплекса. Так называемой Новой Ботаники.
Следующим отрезком является Авиационная. Проезжая по Комсомольской улице, трудно пропустить район Авиационной. Главным ориентиром служит памятник, который посвящен советским летчикам – героям, защищавшим город во время Великой Отечественной Войны. Прямо за ним расположена воинская часть №03013.
В основном здесь стоят старые «хрущевки», но есть и исключение. Совсем недавно, на противоположной стороне улицы, были построены новые многоэтажки. Рядом с ними находится Центральный дом культуры и отдыха. Раньше он назывался просто ДК Дормаш. Но, кроме названия, дом культуры не потерял ничего. Здесь по-прежнему открыты детские кружки и студии, проходят городские конкурсы, мероприятия и выставки. Но, к сожалению, за этими постройками больше ничего нет. Пустырь и промышленная зона одного из многочисленных заводов города.
Район ВЧ 03013
Именно на этом участке основной дороги есть ответвление, которое ведет в район, называемый Пушкаркой или Пушкаревкой. Назван он так из-за улицы Пушкарная. Вообще, в этот район входит довольно большое число улиц и кварталов. Географически, Пушкарка проходит параллельно Комсомольской улице. Это старая часть города. Туда легко попасть, следуя трамвайному маршруту. Но вот благоустройством эта часть города не отличается.
Практически все дома здесь – это деревянные дореволюционные постройки. Исключением является недавно построенное здание детской поликлиники и художественная школа №1. Эта часть города интересна художникам, краеведам и любителям истории. А вот с точки зрения проживания это место не славится популярностью. Помимо общей разрухи, на территории Пушкарки расположено трамвайное депо «Восход» и городское кладбище.
Если вернуться обратно на центральную магистраль, то в районе автовокзала расположена своего рода развязка. Здесь, если продолжить движение вдоль центральной улицы, можно попасть в район Трансмаша, а если свернуть на Карачевское шоссе, можно очутиться на Карачевке.
Карачевка – это окраина Орла, практически не изменившая своего статуса — опасного района города. Она делится на верхнюю и нижнюю и тянется практически по всей протяженности шоссе. В основном это частный сектор с небольшим количеством кирпичных трех и пятиэтажных домов. Жизнь в этом районе напоминает жизнь в поселке городского типа, и по нравам и по социальному уровню.
Сейчас на окраине нижней карачевки ведется активное строительство нового жилого квартала Алроса, уже прозванного орловцами Заречкой. Когда-то на его месте был пустырь. Теперь же это вполне современный район, но с завышенными ценами на жилье. Если на территории Карачевки стоимость квартиры варьируется от миллиона рублей с небольшим, а за дом и того меньше, то в Заречке цены взлетают до трех и более миллионов. Ценовая политика совершенно не ясна. Географически этот район находится очень далеко от центра города, да и с транспортом возникают постоянные перебои.
Следующий район – это Трансмаш, бывший завод Шестерён. Так же называется и расположенный на его территории завод. Так как район ранее был центром города, инфраструктура развита в полной мере. Сады, школы, магазины, строительный колледж при Орловском Государственном Университете и многое другое.
Трансмаш тянется вдоль Комсомольской улицы между автовокзалом и ЦНТИ. Практически во всем городе идет строительство, а точнее возведение новых многоэтажек на месте старых обветшавших домов. Переделка в основном коснулась построек так называемого частного сектора, преобладающих в Орле. Но «хрущевки» по-прежнему стоят на своих местах. Вообще, все неофициальные районы состоят из них. И Трансмаш не исключение.
Завершающим отрезком неофициального деления комсомольской улицы является район магазина Чайка. Расположен между ЦНТИ и поворотом на 1-ю Посадскую.
Орел. Магазин Чайка
Эта часть Заводского района разительно отличается от вышеперечисленных участков. Близость к центру города накладывает отпечаток на фасады зданий и на более развитую инфраструктуру. Магазины, салоны, рестораны, банки, здание Орловского Государственного университета и его польский корпус, небольшой сквер, поликлиника №3, небольшой торговый центр «Пассаж» – все это расположено на территории района Чайка.
Поворот на 1-ю Посадскую является въездом в Советский район. В отличии от Заводского, орловчане не так сильно его дробят. В целом его можно разделить на две большие зоны: центр и старый город. Так, практически половину всего района горожане называют просто центром. Сюда входят: площадь Ленина, Бульвар победы, сквер Гуртьева, Центральный и детский парки, площадь Карла Маркса, центральный рынок и Сквер танкистов.
Площадь Ленина – это центральная площадь города. Здесь проходят все народные гуляния и митинги. С одной стороны она плавно перетекает в улицу Ленина, которая упирается в Александровский мост. Этот участок можно назвать Арбатом города Орла. С другой стороны площади начинается Бульвар Победы. Здесь всю архитектуру составляют «хрущевки», но с очень не простыми жителями. Это место, где живут художники Орла, занимая под мастерские верхние этажи домов.
Там, где заканчивается Бульвар победы, начинается район, прозванный орловчанами Наугоркой. Ориентиром можно назвать длинное Наугорское шоссе. Как и прочие районы, отдаленные от центра, Наугорка не может похвастаться большим количеством многоэтажных домов. Преобладает частный сектор. Но, все же понемногу район растет и развивается. Так, часть этого района, расположенная ближе к центру, более благоустроена. После открытия ТЦ «Европа» началось скоростное строительство сектора многоэтажек соответствующего «качества» и не соответствующей цены.
Хоть на Наугорке трудно жить, зато легко учиться. Здесь сосредоточены практически все учебные заведения города. Также на территории района расположен крупный торговый центр «Европа» и здание компании «Орелрегионгаз».
Старый город дробится на несколько частей исключительно для удобства ориентирования. Практически все они похожи друг на друга по уровню развития и состоянию застройки. Так, старую часть Советского района орловчане подразделяют на: Веселую, Наугорку, Плодовку, Приборку и Монастырку.
Веселая Слобода, или как ее просто называют, Веселая, и Монастырка мало чем отличаются друг от друга. Только лишь своим географиееским положением. Монастырка находится ближе к границам Северного и Железнодорожного районов. А Веселая все же приближена к центру города, одной из своих неофициальных границ упирается в Центральный Парк Победы. Вообще, орловчане без особой надобности в район Веселой Слободы стараются не ездить.
Плодовка – это район плодово-ягодной станции, вокруг которого вырос небольшой жилой квартал. Добраться туда в часы пик или ближе к вечеру бывает очень проблематично.
А вот Приборка состоит из трех неофициальных ориентиров: Больницы Симашко, улицы Приборострительной и район школы ГАИ.
А вот Железнодорожный район никак неофициально не делят. Называют его просто ЖД. Кроме железнодорожного вокзала, Иверской церкви и Дома культуры железнодорожников достопримечательностей там нет. Также здесь находится конечная остановка трамваев, несколько школ и детских садов. А вот жилые постройки давно оставляют желать лучшего.
Орел. Район вокзала
Стоит отметить, что довольно внушительную часть Железнодорожного района занимает бывший вокзальный поселок Выгонка. В основном там преобладает частный сектор или очень старые кирпичные дома. Выгонка сохранила свой сельский нрав. Если уж с чем и сравнивать атмосферу Выгонки, так это с портовыми кварталами или доками, коими она ранее и являлась. Мягко говоря, не самый благополучный район города.
Северный район, хоть и молодой, но успел довольно сильно разрастись. По уровню жизни и качеству жилищных построек неофициальные части Северного района мало чем друг от друга отличаются. Орловчане делят Северный район на: улицу Михайлицина, Прокуровку, УВМ и микрон.
На улице Михайлицина расположен гипермаркет «Линия». Это самый главный ориентир, с постройкой которого район начал понемногу развиваться. Была снесена часть старых построек, отремонтировано часть дорог и сейчас ведется работа по перепланировке всего района.
А вот Прокуровка разделена Московским шоссе на 2 части. С одной стороны, как была поселком, так им и остается. Здесь, в основном, частные деревянные дома. С другой стороны, более 20 однотипных панельных 9-тиэтажек 70-ых годов.
Район УВМ — это территория бывшего завода. Теперь в его здании находятся различные офисы и магазины, а первые 3 этажа занимают помещения администрации Северного района города. Напротив которого, через дорогу, находится «цыганский квартал», состоящий из разнообразных «коттеджей».
Микрон — это тот самый микрорайон, с которого началось строительство Северного района. Это северная окраина города. Классический рабочий квартал. Здесь в основном панельные дома конца 80-х годов и четырехэтажные общежития. Несколько школ и довольно много детских садов, небольшие магазинчики, два не самых лучших ресторана, несколько ПТУ, и ДК Металлургов и завод «Северсталь Метиз». Цены на жилье варьируются от двух с половиной миллионов рублей.
Что касается жителей этого района, в большинстве своем это работники завода. А вот молодежь Северного района нельзя назвать культурно развитыми людьми. Уровень жизни накладывает свой отпечаток.
Орел с каждым годом развивается и теперь у орловчан есть выбор – жить в городе или в одном из коттеджных поселков, расположенных вокруг города. Эта часть инфраструктуры начала развиваться совсем недавно. Но уже можно выделить три самых популярных поселка: «Усадьба Образцово» (находится на левом повороте дороги Орел – Брянск, перед поворотом на село Ново-Образцово); «Соловьиная роща» (расположен в Заводском районе города Орла, в пятистах метрах от комплекса «Мега Гринн»); «Субурбия» (ул. Горького, 67). Цены в любом из этих коттеджных поселков вполне приемлемые. Есть возможность как аренды, так и покупки жилья.
В целом, жилье в Орле довольно дешевое. Все зависит от района и удаленности от центра города. Так, вторичное жилье в Заводском районе стоит от 1200000 до 2400000 рублей, а квартиры в новостройках от 2000000 до 4500000; в центре Советского района – от 3000000 до 7000000 рублей, квартиры в панельных домах и «хрущевках», в старой части города – от 1500000 до 3000000 рублей, а старый частный дом можно приобрести в пределах 900000 рублей; в Железнодорожном районе – от 1450000 до 2900000; в Северном районе – от 900000 до 2500000 рублей, а комнату в общежитии можно приобрести за 300000 рублей.
Что касается наемного жилья, то все зависит от владельцев квартир. Но в среднем цена за месяц от 5 000 до 10 000 рублей. Также в Орле, на улице Нормандия-Неман, расположена социальная гостиница с посуточной оплатой – 120 рублей. В городе расположено пять современных гостиниц. Цена аренды номеров колеблется в пределах: одноместный номер – 500 – 1200, двухместный номер – 2000 – 4500, люкс – 10 000 – 18 000, президентский люкс – 25 000 – 35 000, пентхаус от 45 000 рублей.
Состояние инфраструктуры
Как уже было неоднократно сказано, Орел – маленький городок. Всего за час можно доехать с одного конца на другой. Даже не зная названий улиц, человеку, ни разу не бывавшему в Орле, будет очень трудно заблудиться. Вдоль всего города проходит центральная магистраль. Трудно сказать, где она берет свое начало, и где заканчивается, потому что и с одной стороны и с другой она имеет выход на объездные дороги. Наверное, проще и понятней будет начать с Заводского района.
Так, начиная с объездной в посёлке Знаменка (тоже не самое тихое место), она плавно переходит в Кромское шоссе, затем в очень длинную Комсомольскую улицу. Она тянется до самого центра города и немного заходит на территорию Советского района. Дальше начинается площадь Мира. С одной стороны дороги лежит Советский район, с другой – Железнодорожный. И завершает центральную магистраль отрезок Московского шоссе, проходящего по краю Северного района и выходящего на Московскую дорогу.
От центральной магистрали идут ответвления к соответствующим районам. Именно по ней пролегают практически все маршруты общественного транспорта. Исключением являются трамваи.
В городе существуют только наземные виды транспорта: маршрутные такси, трамваи, автобусы и троллейбусы. В последнее время самым быстрым и удобным способом передвижения стали маршрутные такси. Если в Москве поездку на маршрутке можно назвать экстримом, то в Орле все совсем иначе. Все водители знают свой маршрут и не «лихачат» на дорогах. Да и лихачить особо и негде. На всех маршрутах остановки находятся буквально через 200 метров. Иногда, в часы пик, когда на дорогах случаются заторы, гораздо проще выйти из застрявшей маршрутки, дойти за десять минут до соседней остановки и без проблем доехать дальше.
Возвращаясь к теме маршруток. Этот транспорт ходит везде, всюду и довольно часто. Из центра без проблем и пересадок с их помощью можно добраться в любую часть города. Единственной проблемой может стать не отсутствие маршрутки, а отсутствие в ней места. Чаще всего для этих целей приспособлены машины марки «Газель», которые не отличаются вместительностью. В часы пик, особенно на остановках расположенных рядом с учебными заведениями, можно потратить довольно много времени, прежде чем сесть в нужную маршрутку. Отсутствие вместительности «Газельки», как их зовут горожане, компенсируют количеством самих машин и их скоростью передвижения. В последнее время на дорогах все чаще можно увидеть маршрутки марки «ПАЗ» или уже более современные иномарки, с гораздо большей вместимостью, но скорость передвижения в них ниже, чем в «Газельках». Для сравнения, в маленькой «Газели» можно пересечь город за 40 минут, а в «Пазике» — за час, а то и больше.
На второе место отошли троллейбусы, трамваи и автобусы. Этими видами транспорта пользуются в основном пенсионеры и иногда студенты. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, скорость передвижения. Орел — развивающийся город и темп жизни с каждым годом возрастает. Во-вторых, далеко не все маршруты этих видов общественного транспорта удобны. Так, например, троллейбусы ходят из Советского и Северного районов, через центр, но конечным пунктом их маршрута является автовокзал. Иными словами, половину Заводского района троллейбусный парк не обслуживает.
Похожая ситуация с трамваями, с единственной лишь разницей – трамвайные пути не доходят до Северного района. Но на трамвае, хоть и медленнее, но гораздо удобней попасть в кварталы Железнодорожного района. Еще одним плюсом можно назвать тот факт, что сохранились трамвайные маршруты, расположенные в старых кварталах города, куда не ходят маршрутки.
А вот с услугами автобусного парка все гораздо плачевнее. Конечно, городские власти пытаются решить эту проблему и стараются увеличить само количество единиц транспорта, но, к сожалению, рядовому жителю эти усилия кажутся незаметными. По некоторым маршрутам по-прежнему продолжают ходить старые автобусы в количестве двух штук. Ярким примером служат автобусы, идущие по восьмому и восемнадцатому маршруту. Этих автобусов на остановке можно дожидаться часами.
Трамваи, троллейбусы и автобусы начинают свою работу приблизительно с 5:30 утра и заканчивают около полуночи. А вот с маршрутками немного иначе. Утром можно воспользоваться их услугами, начиная с шести утра, а вот после десяти часов вечера все зависит от маршрута и настроения водителя. Из центра города в это время еще можно уехать, а вот с окраин уже нет. Но, в общем и целом, проблем с транспортом в Орле нет. У жителей есть выбор, каким именно видом транспорта будет удобней воспользоваться в конкретный момент.
Но, как и везде, в Орле есть пробки. Преимущественно, заторы на дорогах происходят в часы пик. Чаще всего, это: Кромское шоссе, неподалеку от комплекса «Мега Гринн», развязка на улице 1-я Посадская, площадь Карла Маркса, Красный мост, отрезок пути от завода УВМ до поворота на улицу Михайлицына, включая выезд с Прокуровки и поворот на микрорайон.
Состояние дорожного покрытия в городе оставляет желать лучшего. Конечно, нельзя сказать, что преобладают ямы и ухабы, но все же дороги в орле нуждаются в капитальном ремонте, чем городские службы занимаются постоянно.
Обстановка с жильем в Орле неоднозначна. Большую часть города составляют старые дома, а в некоторых районах сохранились дореволюционные постройки. Конечно, с культурно-исторической точки зрения – это достопримечательность города. Но, к сожалению, в таких домах до сих пор живут люди.
Но, не все так плачевно, как может показаться на первый взгляд. В городе идет строительство все новых домов. На месте пустырей возникают современные жилые кварталы. Проблема старого частного сектора, находящегося практически в центре города, тоже понемногу решается. Теперь все меньше остается одноэтажных домов, внешним видом напоминающих старый барак с удобствами на улице. На их месте появляются современные многоэтажки.
В среднем, за коммунальные услуги, горожане платят около четырех тысяч рублей. Эта сумма варьируется за счет площади самой квартиры и потребления электроэнергии. Единственное, чем недовольны все без исключения жители Орла, это введенными новшествами в систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. Как и раньше, жители дома обязаны платить за свою квартиру определенную сумму. Но теперь, к этой цифре прибавляется и часть общедомового долга. Иными словами, если в доме есть люди, которые не платят квартплату и у них набегает долг, то эта сумма распределяется между остальными жильцами дома. Таким образом, люди платят за себя и за своего соседа.
Вот в чем в Орле нет недостатка, так это в школах. А вот детских садов катастрофически не хватает.
Предприятия и работа в Орле
Экономическая жизнь города строится на промышленности и торговле. На территории Орла сосредоточено довольно много заводов. С их помощью город может обеспечивать сам себя всем необходимым. ЗАО «Протон-Электротекс», ЗАО «Электротекс», ЗАО «ОРЛЭКС» занимаются производством электронного и оптического оборудования. ЗАО «Протон», ЗАО «Протон-Импульс», ЗАО «Научприбор» совместно с Новосибирским институтом ядерной физики Сибирского отделения РАН разрабатывают и производят сложную медицинскую технику и аналитическое оборудование.
Все металлургическое производство лежит на плечах ОАО «Северсталь-метиз» и его дочерней компании ООО «Орелкорд». Строительными материалами занимаются ЗАО «Велор» и ОАО «Орловский завод силикатного кирпича». Первый занимается производством керамической плитки для внутренней облицовки полов и стен, а из названия второго ясно, что там производят кирпич и другие строительные изделия из бетона, глины, гипса и цемента. Машиностроением и оборудованием занимаются ЗАО «Дормаш», ООО «Фригогласс-Евразия», ООО «Завод имени Медведева — Машиностроение» и ЗАО «Орел-Погрузчик». «Орёлтекмаш» — завод, выпускающий текстильное оборудование. «Стекломаш Орёл» (единственное в СНГ производство оборудования для стекольной промышленности и промышленности строительных материалов).
В Орле есть свой заводы по производству продукции из резины и термопластов. Это ОАО «Орелсибгазаппарат», и «Орловский завод резиновых изделий». Изготовлением чулочно-носочных изделий занимается фабрика ОАО «Гамма».
И конечно нельзя забывать о пищевом производстве. Названия предприятий говорят сами за себя. ОАО «Орелрастмасло», ОАО «Орловский хлебокомбинат», А.О о.т. «Орловский Мясокомбинат», «Юнимилк». А орловский филиал завода «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» кроме Орла обеспечивает своей продукцией всю южную часть Центрального федерального округа относительно Москвы.
Довольно внушительный список. Но далеко не все заводы и предприятия действительно имеют внешне и внутриэкономическую значимость для города. Главенствующими заводами являются ОАО «Северсталь-метиз» и ЗАО «Велор».
Может сложиться впечатление, что весь город – это одни сплошные заводы и фабрики где работает практически все население Орла. Но это не так. На самом деле для самих орловчан уже очень давно заводы и фабрики, как рабочее место, не представляют интереса. Даже не смотря на вполне приемлемый уровень зарплат. Молодежь предпочитает работу в офисе, а не тяжелый физический труд. Таким образом, на заводах всегда недостает персонала. В принципе, лишь «Велор» и «Северсталь-метиз» могут похвастаться своей популярностью, как места, куда люди стремятся попасть для работы. Все объясняется высоким уровнем зарплат и возможностью карьерного роста.
Еще одной важной и наиболее популярной экономической сферой жизни города является торговля и частное предпринимательство. По городу открыто огромное количество магазинов и магазинчиков, торговые центры и рынки, а также многие частные предприниматели занимаются предоставлением различных услуг.
Но, с точки зрения орловчан, самым заветным местом для работы является ООО «Орелрегионгаз». Это орловский филиал Газпрома. Во-первых, зарплаты здесь гораздо выше среднего уровня. Например, простой охранник может начать свою карьеру с зарплатой 30 000 рублей и дослужится до начальника охраны, с окладом в несколько раз больше. Во-вторых, компания предоставляет своим сотрудникам жилье. Так сказать в долг, но с возможностью выкупа квартиры. Тут у работников есть выбор. Политика компании такова, каждый месяц 5% зарплаты списываются на погашение так называемого квартирного кредита. Это является также и стимулом для добросовестной работы сотрудников. Таким образом, можно работать в компании долгое время и совершенно не заботится квартирным вопросом, но такой подход займет много времени, прежде чем выделенная квартира станет частной собственностью. Но работник компании может не дожидаться и выплатить всю сумму более крупными частями или даже единовременно. Компания не препятствует этому. Но в ряды работников ООО «Орелрегионгаз» очень трудно попасть. Здесь требуются специалисты высокого уровня и действительно знающие свое дело.
Мегагринн в Орле
Вторым местом, где орловчане стремятся работать – это компания «МТС», офис которой находится в здании бывшего завода УВМ. Это центр исходящих контактов – ЦИК. Работники занимаются предложением услуг компании по телефону. Привлекательно это место удобным рабочим графиком, зарплатой от 18 000 рублей и возможностью карьерного роста. Но с человеческой точки зрения – это тяжелая работа, не смотря на все свои плюсы. Может показаться, что нет ничего сложного в том, чтобы «просидеть на телефоне» целый день, но большинство больничных, оформляемых сотрудниками компании связано с проблемами голосовых связок, которые не выдерживают такой интенсивной работы. В компанию МТС трудно попасть. Нужно пройти курс обучения и стажировку. К тому же сотрудником может стать только стрессоустойчивый человек, имеющий высшее образование.
Далеко не все жители Орла работают по своим специальностям, полученным в университетах. В основном, работодатели смотрят на наличие диплома, а вот на кого учился человек – это не важно. Именно так подбираются работники крупных торговых центров «Мега Гринн», «Рио» и «Атолл», а также магазинов и рынков.
Криминал
Орел маленький и тихий городок. Нельзя сказать, что криминал в нем совершенно отсутствует, но в то же время и не является головной болью. Как и везде существуют свои бандитские группировки, но их разборки обходят горожан стороной. Иногда что-либо может промелькнуть в сводках новостей, но чаще всего подобные новости очень редко бывают резонансными, а иногда вызывают недоумение.
Так, например, произошедшее летом 2005 года убийство лидера одной из преступных группировок Валентина Воробьева на некоторое время всколыхнуло город. Несколько дней региональные телеканалы и новостные интернет порталы города рассказывали новые подробности события. Выяснилось, что Воробей, как звали Валентина Воробьева в своих кругах, погиб в своей машине в районе деревни Тайное. Это было заказное убийство. Как ни странно, нашлись свидетели, которые и рассказали, что именно произошло. Оказалось, что стрелок затаился в близлежащей к проселочной дороге лесопосадке. В тот момент, когда машина криминального лидера поравнялась с роковым местом, прозвучало пять выстрелов. Но даже не это ужасное событие, похожее на осколок лихих девяностых, обсуждалось орловчанами и орловскими блогерами. Все те же свидетели рассказали, что перед тем, как совершить убийство, хладнокровный наемный убийца предупредил, попросив пригнуться, находившихся в опасной близости работающих на поле людей. Но спустя немного времени все улеглось, и жизнь города опять вошла в привычное русло.
Вторым случаем, со схожей целью, стал взрыв, произошедший на остановке «Магазин Орел». Погиб всего один человек, который и принес бомбу. Отрабатывалось огромное количество версий, но все выяснилось на следующий день. Были пойманы организаторы несостоявшегося теракта, которые поведали следователям, что на самом деле планировалось покушение на одного из криминальных авторитетов, но что-то пошло не так и бомба взорвалась в руках исполнителя. Так что итогом произошедшего стала раскуроченная остановка и перепуганные люди.
Подобных событий больше не было. Чаще в новостях можно услышать о дорожно-транспортных происшествиях или пьяных драках с летальным исходом.
Что действительно отравляет жизнь жителям Орла, так это «гоп-стоп». Орел небольшой город, но с большим количеством спальных и заводских районов, в которых можно легко, оставаясь незамеченным, грабить припозднившихся прохожих. Нельзя сказать, что с заходом солнца жители города боятся выйти на улицу. Они всего лишь соблюдают меры предосторожности. А о местах с участившимися случаями нападения очень быстро становится известно правоохранительным органам. И в короткие сроки проблема решается.
Таким образом, можно сделать вывод, что криминальная обстановка в городе стандартная. Иногда случаются события из ряда вон выходящие, но это бывает очень редко.
Достопримечательности Орла
Орловчане умеют работать, но любят и отдохнуть. И городские власти и частные предприниматели любезно предоставляют им такую возможность. В городе можно найти любой вид развлечения, выбор которого зависит исключительно от интересов человека или его желания в данный момент.
В Орле четыре кинотеатра, огромное количество баров, ресторанов и кафе любой тематической направленности, боулинг, биллиард, пейнтбол и многое другое.
Орел сам по себе красивый и интересный город, по центру которого просто приятно побродить, особенно художникам или людям, интересующимся историей и архитектурой. Здесь сосредоточено множество исторических мест и памятников, храмов и церквей. Если спустится немного вниз по тургеневской улице, то можно попасть в удивительное по своей красоте место – сквер Дворянское гнездо, прозванное местными жителями Дворянкой. Считается, что именно здесь, вдохновленный красотой этого места, Тургенев написал роман «Отцы и дети». Вокруг сквера расположено много музеев, в том числе и дом-музей Тургенева.
Парк Дворянское гнездо
Для любителей природы в центре города расположен центральный парк культуры и отдыха. Неформально его можно разделить на две части. В одной из них можно насладиться прогулкой по красивым аллеям, спустится к реке, и прокатиться на речном трамвайчике. Вторая половина парка больше интересна любителям аттракционов. Наверно единственным днем в году, когда не стоит посещать парк – это второе августа. В этот день любой человек, не относящий себя к числу военно-десантных войск, рискует получить совершенно не те впечатления от прогулки в парке, которые он ожидал.
На левом берегу Орлика находится Детский Парк. Здесь для маленьких жителей города предусмотрены всевозможные развлечения: карусели и различные аттракционы, катания на лошади, картинг и многое другое.
Орел. Детский парк
Также для маленьких орловчан в городе открыты детские кафе. Расположенные в зданиях кинотеатров Современник и Октябрь кафе «Чудо улей» пользуются большой популярностью. Но главным детским развлекательным центром является «ГриннЛандия». Она входит в комплекс торгово-развлекательного центра МегаГринн.
Но в городе есть своего рода неформальные места, где преимущественно отдыхает молодежь. В самом центре разбит небольшой сквер. Официально его название – сквер Маяковского, но далеко не все орловцы знают его под этим именем. Чаще его называют, по имени расположенной рядом трамвайной остановки – площадь Карла Маркса. А молодежь и вовсе сократила название сквера до двух букв КМ. Ка Эм – именно так произносится это название.
Ка Эм, прилегающий к нему Александровский мост и памятник Лескову можно сравнить с Арбатом. Это место сбора творческой и креативной молодежи города Орла. Памятник Лескову – место, где собираются скейтбордисты и байкеры. На Александровском мосту можно встретить художников и музыкантов, а вот под раскидистыми елями сквера имени Маяковского чаще всего собираются представители субкультур.
Орел. Сквер Маяковского
Конечно же, не всем по душе прогулки на свежем воздухе. Некоторым людям гораздо интереснее посидеть в тихом баре или наоборот снять напряжение на шумной клубной вечеринке. В Орле можно найти и то и другое. Так, для любителей английских традиций открыт «Честер Паб» и «Pint House». Это небольшие пивные рестораны, интерьеры которых выдержанны в классических европейских традициях, в которых приятно посидеть. Оба находятся близко к центру города. Честер, как называют его сами орловчане, стоит на Комсомольской улице, а «Pint House» (Пинта) – рядом со Сквером Танкистов.
Еще одним интересным местом является ресторан «Гетьман корчма», находящийся на улице Полесской. Это ресторан украинской кухни. Здесь все выдержано в национальных традициях, даже форма обслуживающего персонала. Девушки-официантки предстают перед посетителями в национальных украинских нарядах. Приятно прийти в это место и обнаружить в меню не надоевшее всем тирамису или суши, а давно забытый обычный борщ с пампушками, сало с чесноком и вареники. Конечно, ресторан, не смотря на свой антураж, вполне современный с современными развлечениями. Для тех, кто ни на секунду не может оторваться от интернета, предусмотрен бесплатный Wi Fi, а любители спорта могут насладиться трансляцией матчей на широком экране. А для тех, кто любит петь есть караоке.
Бывший когда-то небольшим клубом, «Версаль» вырос до уровня развлекательного центра. Теперь на территории трех этажей размещены: ночной клуб «Party bar 8bit», банкетный зал и итальянский ресторан «Belisto». «Party bar 8bit» – это своего рода классический ночной клуб, с огромным танцполом, современной звуковой и световой аппаратурой и богатым развлекательным репертуаром. Здесь устраиваются красочные шоу, в которых принимают участия именитые ди-джеи и танцевальные go-go команды. «Belisto» – тихий и уютный ресторан итальянской кухни. Расположен на третьем этаже развлекательного комплекса.
Самым крупным развлекательным центром в Орле можно назвать комплекс «Мега Гринн».Не смотря на то, что он находится на окраине – это самое популярное место в городе. В одном месте собраны все возможные развлечения. Кинотеатр «Гриннфильм», боулинг, клуб «Коктейль», игровой центр «ГриннЛандия», 5D кинотеатр, ГриннЦентр, каток, пивной ресторанчик «Гриннбир». Для любителей дискотек – один из лидирующих клубов «Часы». А для тех людей, для которых развлечением и отдыхом является шопинг, открыт огромный торговый центр.
Орел. ТК Мегагрин
У этого термина существуют и другие значения, см. Орёл.
Субъект Федерации Орловская область
Городской округ город Орёл
Внутреннее деление 4 района
История и география
Национальности русские и др.
Конфессии православные и др
Название жителей орловча́не, устар. орля́не (XVI—XVII вв.) орловча́нин, орловча́нка
Телефонный код +7 486-2
Почтовые индексы 302000 – 302043, 302506, 302507
День города 5 августа
Неофициальные названия Город первого салюта
Медиафайлы на Викискладе
Народная этимология связывает название города с событиями, якобы произошедшими при его основании в 1566 году. По велению царя Ивана Грозного началось строительство города-крепости для охраны южных границ Русского государства от набегов крымских татар. Когда стали рубить дуб, росший на берегу у слияния двух рек Оки и Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», — сказал один из мужиков. Иван Васильевич и повелел назвать город именем птицы.
В синем поле белый город, на воротах которого чёрный одноглавый орёл.
В 1988 году был создан герб, за основу которого был взят исторический герб 1781 года, однако в его описании с орла «сняли» корону и сделали его более схематичным. Положение о гербе от 1997 года разрешило использовать как исторический, так и созданный в 1988 году гербы.
В настоящее время официального гимна у Орла нет, однако уже много лет гимном города Орла неофициально считается мелодия 1-й симфонии орловского композитора В.С. Калинникова.