Скоро в школу
Самоо преде ление к деятел ьност и
Поста новка учебн ой задачи
Откр ытие детьм и
новог о знани я
Скоро дети вернутся в школу после каникул и готовы начать обучение. Процесс обучения начинается с самостоятельного объяснения задач и формирования нового знания для детей. Открывая им новые знания, мы создаем интерес и мотивацию для изучения.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой
Рефлексия деятельности
При обучении детей важно проводить первичное закрепление материала, позволяя им самостоятельно проверять свои знания. Рефлексия деятельности позволяет понять причины возможных затруднений и ставить цели на уроке.
Выявление места и причины затруднения
Постановка цели урока
Построение нового способа действий и формирование способности к его усвоению
Выявление мест и причин затруднений позволяет более эффективно работать над ними. Постановка цели урока помогает детям понимать, что они должны достичь на занятии. Построение нового способа действий и формирование способности к его усвоению делает процесс обучения более интересным и понятным для детей.
Усвоение нового способа действий
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание
После усвоения нового способа действий дети переходят к его внутреннему осознанию. Индивидуальная рефлексия достижения цели помогает им понять, насколько успешно они справились. Самооценка результатов деятельности и осознание метода построения стимулируют их к дальнейшей работе.
Методы преподавания
- Словесный: беседа
- Наглядный: презентация
- Самостоятельная работа
Для обучения детей методом беседы, презентации и самостоятельной работы используются различные задания и задачи. Это помогает им лучше усваивать материал и применять его в разных ситуациях.
Заключение
Учебный процесс требует внимания к каждому ученику и использования различных методов обучения. Постоянное внимание к нуждам детей позволяет им эффективно учиться и развиваться.
Милосердие – ключ к закону жизни
На доске вы видите белый цветок. Сердцевина этого цветка символизирует милосердие, но лепестки потерялись. Ваша задача – выбрать, какие лепестки соответствуют милосердию.
Определение милосердия
Милосердие – это чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение; а также сам акт такой помощи, прощения, например, благотворительность.
Как проявляется милосердие?
Мы можем и должны испытывать милосердие ко всему окружающему. Проявлять милосердие можно через доброту, любовь, сочувствие, благодарность, бескорыстие, сострадание, радость, доверие, участие.
Примеры милосердных поступков
- Помощь нуждающимся
- Прощение обидчикам
- Благотворительность
Закон жизни
Сегодня мы изучали тему Закон жизни и исследовали понятие милосердия. Белый цветок, который я дарю каждому из вас, символизирует этот закон. В обмен, поделитесь, что вам было интересно на уроке и какой милосердный поступок вы можете совершить уже сегодня.
Спасибо большое за сотрудничество! Мне было приятно работать с вами.
Презентация и технологическая карта урока
Учебная презентация
- Слайды с выводами о милосердии и его значении
- Иллюстрации символики милосердия
- Примеры милосердных поступков
Технологическая карта урока
Цель урока: ознакомить учащихся с понятием милосердия и его ролью в жизни.
Задачи:
- Переработать информацию о милосердии.
- Выдвинуть гипотезы о проявлении милосердия.
- Самостоятельно выполнить задания по теме урока.
- Проверить правильность выполнения заданий.
- Ответить на вопросы о милосердии.
- Выработать учебную мотивацию.
- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Пусть милосердие станет ключом к вашей жизни, наполнив ее добротой и любовью!
Урок по формированию представления о милосердии и сострадании
Введение
Цель данного урока — способствовать пониманию учащимися понятий быть милосердным и сострадать. Мы также рассмотрим основные понятия в этике, связанные с милосердием, и разовьем умение рассуждать на тему морали и этики.
Образовательные цели
Формирование знаний:
- О понятиях милосердие, сострадание, сочувствие и других этических терминах.
- О том, как можно проявлять милосердие и сострадание.
Развитие умений:
- Рассуждать с использованием личного опыта на темы морали и этики.
- Развивать коммуникативные навыки и умение логически мыслить.
Формирование навыков и отношений:
- Прививать уважение, ответственность, доброжелательность и милосердие к окружающим людям.
- Воспитывать добропорядочность и неравнодушие к чужому страданию.
План занятия
Введение в тему:
- Понятие милосердия и сострадания.
Изучение материала:
- Рассмотрение притчи о милосердном мальчике.
- Обсуждение событий из притчи и их морального смысла.
Работа с иллюстративным материалом:
- Иллюстрации к притче и их анализ.
Диалог и обсуждение:
- Совместное обсуждение прочитанного и индивидуальное высказывание мнения.
Средства обучения
- Учебник по этике и морали для 4 класса.
- Ноутбук и мультимедийный проектор.
- Толковые словари и карточки для групповой работы.
Методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный метод.
- Проблемный метод.
- Частично-поисковый метод.
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
Заключение
Цель урока — не только дать учащимся знания о милосердии, но и внушить им ценности таких понятий как сострадание, сочувствие и добро. Развивая понимание этических принципов, мы готовим ребят к более сознательной и гуманной жизни в обществе.
Методы оценки и самооценки будут описаны в ходе самого урока.
Метод стимулирования и мотивации
Добрый день всем! Добрым быть – совсем не просто, не зависит доброта от роста, не влияют на нее года, добрым надо быть всегда. Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.
- Включаются в учебную деятельность
- Эмоционально настраиваются на урок
- Выработать учебную мотивацию
- Формирование навыков поисковой деятельности
- Способность анализировать и действовать позиции содержания
- Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов
Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
Послушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? (См. Приложение 1)
- Если ты такой милосердный, то забирай даром
- О чём эта притча?
- Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Осознают поставленную проблему
3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.4.Открытие новых знаний.Работа в тетрадяхРабота в группахВерно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие закон жизни»Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой) Сегодня на уроке мы и поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, милосердии .Запишите тему в тетради.- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей, мыслителей разных времён.Откройте учебники с.90Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) О чем слова поэта и мыслителя? Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.- Что при этом проявляет сочувствующий человек? – Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие.- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней?(милое сердцу, хорошее, доброе)? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? А теперь поработаем в группах. Найдите значения слов в словаре.Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». 3.сочувствие 4.сопереживание Зачитайте значения слов.-Одно из самых красивых слов на свете – слово . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. А в чём же проявляется милосердие?- В не обижающей человека помощи. Какой, например? Давайте послушаем сообщение ученикаПонятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. Санкт -Петербурге, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. А в наши дни есть место милосердию? Существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.- Напишите в тетради в столбик следующие слова:- Есть ли между ними разница? Какая?Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека. – Какое самое сильное? Оценивание, прием«Ладошка»- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая. А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ. – В этих ответах ваш опыт милосердия. Тема нашего урока «Милосердие –закон жизни»Внимание, понимает чувства и мысли другого человекаВыполняют разбор слова «милосердие» по составу Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова уметь формулировать тему и цель урока выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностьюустанавливать закономерности, строить рассуждения; положительное отношение к учениюработа в малой группе.- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и –письменной форме;аргументировать свое мнение.договариваться о правилах общения и поведения.извлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;: уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. желание приобретать новые знания С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.
Из чего складывается самооценка
Ласковый разговор с малышом, физический и зрительный контакт с ним, улыбки взрослого – это способы, при помощи которых малыш чувствует свою значимость для близких. Благодаря этому у него формируется положительное отношение к людям, к миру в целом и к самому себе.
Важнейшая характеристика человеческой личности – ее самооценка, предпосылки формирования которой начинают закладываться еще в младенчестве. В дошкольном возрасте самооценка ребенка находится в стадии формирования, и адекватной считается завышенная самооценка, то есть положительный образ самого себя. А к 7-8 годам, когда ребенок в школе сравнивает себя с другими, самооценка может быть и адекватной, и заниженной, и завышенной.
Родителям нужно иметь в виду, что самооценка складывается на основе мнения значимых взрослых. Что в этой связи могут сделать они?
Игры и самооценка
Предложенные игры не только повышают самооценку играющих, но и сближают всех членов семьи, помогают научиться выражать свои чувства, уважительно относиться друг к другу, понимать свою ценность.
«Что я умею делать хорошо?»
Играют все члены семьи. Каждый из участников по очереди называет то, что он умеет делать хорошо. При затруднении другие дополняют ответ участника.
Важно: игра дает возможность ребенку понять, что каждый член семьи (и он в том числе) может сделать для общего блага: чем помочь другим, к кому обратиться за помощью в случае затруднений, чем он ценен для окружающих.
«Я — король»
Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля. Он сидит на троне и дает указания, издает законы. Время царствования — 5-7 минут.
Важно: игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость, стать более уверенным, формулировать свою точку зрения, обозначать свои желания .
Выбирается именинник (все по очереди должны побывать в этой роли). Именинник встает на стул. Все другие участники называют хорошие качества. Если именинник услышит качество, которое свойственно ему, он громко кричит: «Я!» Это качество записывается на листок бумаги. Когда все качества исчерпаны, участники хором повторяют все качества, которые свойственны имениннику.
Важно: в игре у участников появляется возможность составить представление о себе, положительный образ, который добавит уверенности.
«Что мне нравится в тебе?»
Важно: игра позволяет увидеть себя глазами другого человека, узнать, какие положительные качества отмечают в тебе другие, стать более значимым в своих глазах.
Людмила КОЧУКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы