Орксэ школа 154

Основы религиозных культур и светской этики


Информация на Официальном сайте ОРКСЭ

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (далее — курс ОРКСЭ), состоящего из шести учебных модулей (далее — модули ОРКСЭ):

  • Основы православной культуры,
  • Основы исламской культуры,
  • Основы буддийской культуры,
  • Основы иудейской культуры,
  • Основы мировых религиозных культур,
  • Основы светской этики.

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.


Решения и законы

С целью недопущения нарушений прав родителей на выбор со стороны работников органов управления образованием, образовательных учреждений решениями федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах курса ОРКСЭ, Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России подготовлены методические материалы, включающие следующие указания:

  • Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.
  • Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей.
  • Организация процедуры выбора должна включать участие органа самоуправления образовательного учреждения.

С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе Об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ, вступает в силу с 1 сентября 2013 г.): В целях формирования и развития личности в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).


Это несомненно важная часть обучения в развивающемся обществе, где необходимо уважать и понимать различные культурные и религиозные убеждения. Важно помнить, что право на образование и выбор принадлежит родителям и они имеют право выбирать курсы для своих детей.

Организация выбора модулей ОРКСЭ в образовательном учреждении

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей с образовательной программой, проведением специальных родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ может потребоваться индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.

Порядок такой работы может быть определен органом самоуправления в школе с участием представителей родительского сообщества.

Рекомендации по реализации выбора модулей

Согласно указанным материалам Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России, администрации образовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребенком.

Предварительный этап

Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация выбора в образовательном учреждении должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения.

Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.

Проведение родительских собраний

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.

Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своем классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями.

Подготовка к родительским собраниям

О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Необходимость соблюдения профессиональных стандартов в образовании

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами. Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей помочь с выбором, посоветовать и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающее исключительную ответственность родителей за выбор, воспитание своих детей.

Отказ от изучения учебного курса

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.

Читайте также:  Оркисэ модуль основы мировых религиозных культур урок № 3 культура и религия

Организация родительских собраний

Определение дат проведения родительских собраний

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей. На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе, представитель администрации (директор или заместитель директора), классный руководитель, педагог или педагоги, представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др., официальные представители соответствующих религиозных организаций.

Проведение родительского собрания

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких классах с родителями всех учащихся. Вести собрание должен представитель администрации (директор, заместитель директора).

Регламент родительского собрания

  1. Вводное выступление представителя администрации;
  2. Представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей.

Методы организации выбора модулей для образовательного учреждения

В процессе организации выбора образовательных модулей для учебного заведения необходимо следовать определенным методикам и этапам. В данной статье мы рассмотрим основные шаги данного процесса.

Первоначальная подготовка

Первоначальная подготовка включает в себя следующие этапы:

Анализ содержания комплексного курса

Необходимо провести анализ содержания комплексного курса и выявить его ценностную основу, ориентированную на культуру и традиции народов России.

Подготовка учебных пособий

Использование учебников по модулям ОРКСЭ, включенных в Федеральные перечни учебников, является обязательным. Для религиозных культур рекомендуется учитывать конфессиональную экспертизу.

Организация выбора

Организация выбора подразумевает следующие этапы:

Представление модулей учителям

Необходимо провести собрания учителей, которые предполагается будут вести обучение по выбранным модулям.

Ответы на вопросы родителей

Необходимо предоставить родителям возможность задать вопросы и получить необходимые уточнения.

Заполнение личных заявлений родителями

Родители должны заполнить личные заявления со следующими данными: название учреждения, фамилия директора, класс ребенка, фамилия и имя ребенка, выбранный модуль и дата. Заявления должны быть собраны заранее.

Сдача заявлений родителями

Родители должны сдать заполненные заявления классным руководителям.

Заключительный этап

Заключительный этап включает в себя:

Подведение итогов выбора

На основе данных выбора каждого класса оформляется протокол родительского собрания.

Направление информации

Информация о выбранных модулях направляется в органы управления образованием.

Правильно организованный процесс выбора модулей для образовательного учреждения способствует эффективной реализации комплексного курса и повышению качества образования.

Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.

При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации образовательного учреждения (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) образовательного учреждения и председателем родительского комитета образовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Орксэ школа 154

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Орксэ школа 154

Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:

Читайте также:  Китайско российские отношения

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Орксэ школа 154

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Орксэ школа 154

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Орксэ школа 154

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Орксэ школа 154

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Орксэ школа 154

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».

Орксэ школа 154

Орксэ школа 154

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Тема общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» 2023/2024 – «Моя страна – Россия. Паломничество».

Положение, регламент проведения и другие документы можно посмотреть по ссылке.

Информация о проведении олимпиады разделена для двух возрастных категорий: 1-6-й классы и 7-11-йклассы.

Информация для первой категории участников

«Основы православной культуры», ОРКСЭ, ОДНКНР (1-6-й классы)

1.09–20.11.2023 – школьный тур для 3-х классов;

24.11–25.11.2023 – муниципальный тур 3-6-х классов;

03.02.2024 – региональный тур 3-6-х классов;

08.03–10.03.2024 – финальный тур 3-6-х классов.

При участии во всех турах в соответствии с календарем важно учесть, что заявки на участие в муниципальных и региональных турах будут открываться не позднее, чем за 10 дней до начала тура, и закрываться – за сутки до начала тура.

И еще. Результаты должны быть загружены не позднее вторых суток после проведения тура.

Все этапы олимпиады проходят в строгом соответствии с календарем!

1-й и 2-й классы могут принять участие в школьном туре в течение всего учебного года. Муниципальный тур для этой категории участников не предусмотрен.

Для участия нужно сделать следующее:

Важно! В заявках есть дублирование заданий, нужно выбрать нужную Вам заявку.

Школьный тур 2023/2024 для 3-6-х классов по ОПК – это тоже самое, что и Школьный тур 2023/2024 для 3-4-х классов (ОРКСЭ), Школьный тур 2023/2024 для 5-6-х классов (ОДНКНР).

Разница только в бланках дипломов. Например. Те, кто проходит модуль ОПК, предпочтут диплом ОПК, а те, кто Светскую этику (или другие модули) – диплом ОРКСЭ. Для дальнейшего участия разницы нет: из всех туров учащиеся на одинаковых условиях проходят в муниципальный тур.

Читайте также:  Беспилотный летательный аппаратбпла дрон

Это нужно для того, чтоб все участники получили сертификаты, учителя и администрация школы – благодарственные письма, а школьники, показавшие хорошие результаты – принять участие в следующем туре

Эта олимпиада внесена:

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

С подробной информацией об «Основах религиозных культур и светской этики» Вы можете познакомиться на сайте .

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Регламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

Книга для родителей «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Презентация о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» к единому общегородскому Дню открытых дверей.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Анализируя происходящие события, учащиеся уже в жизненной ситуации осознают значимость тех духовно-нравственных ценностей, которые обсуждаются во время учебного года совместно с педагогом школы и со своей семьей. Планомерная преемственная работа с учащимися в рамках курсов ОРКСЭ (в четвёртом классе) и ОДНКНР (в пятом классе) позволяет учащимся дать свою оценку непростых сложившихся жизненных обстоятельств.

Учителя ОРКСЭ и ОДНКНР выражают надежду, что общечеловеческие ценности, такие как любовь, милосердие, справедливость станут составляющими будущих личностей ее учеников.

Учебный предмет «ОРКСЭ» — «Основы религиозных культур и светской этики»

28.02.2024 года состоится родительское собрание о выборе модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение. Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 №08.96 — смотреть О реализации курса ОРКСЭ — смотреть О выборе модулей курса ОРКСЭ — смотреть Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» — смотреть Вопросы и ответы о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» — смотреть

Официальный портал Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Православный взгляд на образование и воспитание.

О проведении родительских собраний по выбору модуля ОРКСЭ – методические материалы

Орксэ школа 154

Навигация по записям

Go to Top

Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.

Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *