Основы светской этики: Добро и зло в 4 классе
Цель урока:
Формирование представлений у учащихся об основных этических понятиях Добро и зло.
Воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализировать поступки других.
Воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим.
Формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки.
Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Методы:
- Эвристическая беседа
- Игровой метод
- Проблемно-поисковый метод
- Метод релаксации
- Наглядный
Формы работы:
- Фронтальная
- Парная
- Индивидуальная
Оборудование урока:
- Ноутбуки
- Интерактивная доска
- Учебники
Развитие личной ответственности
Учебные цели:
Умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм.
Готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и его аргументировать.
Учебные задачи:
Знание смысла понятий Добро и зло.
Умение анализировать поступки на основе морального выбора.
Умение приводить примеры хороших и плохих поступков.
Содержание педагогического взаимодействия
Организация рабочего места и благожелательного настроя:
Приветствие гостей урока и начало с притчи Белка и волк. Учитель задает вопросы ученикам для обсуждения. Основная мысль притчи – разница между добротой и злом.
Работа по учебнику:
Ученики открывают учебники на стр. 39, читают определение добра и зла. Обсуждение и анализ определений учениками.
Рекомендуется обсуждение между учениками и учительское руководство для более глубокого понимания темы.
Работа парами на ноутбуках
Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова.
- Ученики, работая парами, распределяют слова в два столбика.
- Давайте проверим, как вы выполнили задание.
Проверка выполненного задания
Ученики на большом экране распределяют слова на группы. Учащиеся называют по очереди слова по группам.
Самостоятельная работа на основе полученных знаний
Индивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение.
- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты, как и слова, могут быть добрыми и злыми.
- Поиграем в игру Жесты.
- На экране ваших ноутбуков картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест.
- Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрые.
Ученики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная.
Игра Лишнее слово – коллективная работа
- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
- В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить, почему вы так решили. На экране ряды слов.
Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду.
- мастерить, сооружать, ломать, создавать
- храбрый, смелый, трусливый, отважный
- грустный, печальный, веселый, унылый
- благородный, рыцарский, подлый, геройский
- Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются).
Рефлексия учебной деятельности
- Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятесь мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось.
Стихотворение
- Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
Добрый день и Добрый вечер.
И не зря ведь есть у нас
Пожелание В добрый час.
Доброта — она от века.